Специальная (коррекционная) программа " Чтение и развитие речи" для 5 класса
Специальная (коррекционная) программа " Чтение и развитие речи" для 5 класса
Программа составлена на основе примерной программы специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Она предназначена для индивидуального обучения на дому учащегося 5 класса по предмету " Чтение и развитие речи" ( 2 часа в неделю, 70 часов в год)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Специальная (коррекционная) программа " Чтение и развитие речи" для 5 класса»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Елаурская средняя школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ Елаурская Филология __________Меркулов И.Б. __________Разубаев М.А.
Протокол № «____»___________2016 г
от «____»__________2016 г. Приказ № от «___»_______2016 г
Специальная (коррекционная) программа VIII вида
Наименование курса: Чтение и развитие речи
Класс: 5
Уровень общего образования: основная школа
Учитель русского языка и литературы: Краснова Зинаида Алексеевна
Срок реализации программы: 2016 -2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 часа
Программа составлена на основе примерной программы специальных ( коррекционных)общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Программы для 5-9 классов специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида:- М.: Владос, 2014
Учебник: Чтение 5 класс: – Чтение/ М.: Просвещение, 2014.
Рабочую программу составил(а)__________________ Краснова Зинаида Алексеевна
подпись расшифровка подписи
\
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014. – 255 с.: ил.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Коррегировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.
Литература для внеклассного чтения
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Структура курса
Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
№
Тема раздела
Итого:
1
Устное народное творчество
3
2
Сказки
6
3
Картины родной природы:
Лето
Осень
Зима
Весна
7
4
О друзьях-товарищах
5
5
Басни И. Крылова
1
6
Спешите делать добро
4
7
Картины родной природы
17
8
О животных
10
9
Из прошлого нашего народа
10
10
Из произведений зарубежных писателей
7
Итого:
70 ч.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по чтению и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-5 стихотворений.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Литература:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1. – 232с.
Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2014. – 255 с.: ил.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Чтение и развитие речи ( 70 ч.)
1.Устное народное творчество
№ п/п
Дата
Кол-во
часов
Тема урока
Коррекция познавательной деятельности и личностных качеств
1
1
Считалки. Заклички-приговорки.
Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.
2
1
Потешки. Пословицы и поговорки
3
1
Загадки. Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.
9
1
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»
3.Картины родной природы
10
1
Лето. Г. Скребицкий «Июнь». И. Суриков «Ярко солнце светит…»
Соблюдение пунктуации.
11
1
А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки). А. Прокофьев «Берёзка»
Развивать связную речь.
12
1
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»
Соблюдение пунктуации.
13
1
Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь». По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»
По В. Астафьеву «Осенние грусти…». И. Бунин «Первый снег».
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.
16
1
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень»
4.О друзьях-товарищах
17
1
Ю. Яковлев «Колючка».
Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.
18
1
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
19
1
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
20
1
В. Медведев «Фосфорический» мальчик»
21
1
Л. Воронкова «Дорогой подарок». Я. Аким «Твой друг»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
5.Басни И. Крылова
22
1
И. Крылов «Ворона и Лисица»,«Щука и Кот» , «Квартет»
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
6.Спешите делать добро
23
1
Н. Хмелик «Будущий олимпиец», О. Бондарчук «Слепой домик»
Развивать связную речь через пересказ.
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.
24
1
В. Осеева «Бабка»,А. Платонов «Сухой хлеб»
25
1
В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»)
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
26
1
В. Брюсов «Труд», Р. Рождественский «Огромное небо»
Развивать связную речь через пересказ.
7. Картины родной природы
27
1
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
28
1
Г. Скребицкий «Декабрь»
29
1
К. Бальмонт «К зиме»,Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.
30
1
С. Есенин «Поёт зима – аукает…», Берёза».
Развивать связную речь через заучивание.
31
1
А. Пушкин «Зимняя дорога». Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»
32
1
Весна. Г. Скребицкий «Март», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»
Развивать связную речь.
33
1
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая», Г.
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
34
1
Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)
35
1
Г. Скребицкий «Весна - красна», «Грачи прилетели»
Развивать связную речь через заучивание.
36
1
Г. Скребицкий «Заветный кораблик», «В весеннем лесу»
Совершенствовать словесную систему мышления.
37
1
А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»), А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
38
1
А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник»,
Развивать связную речь через заучивание.
39
1
И. Соколов – Микитов «Весна»
40
1
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»,
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
41
1
С. Есенин «Черёмуха»
42
1
Я. Аким «Весна, Весною, о весне»
43
1
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна». Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение»
Развивать познавательную деятельность
8.О животных
44
1
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)