kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Специальная (коррекционная) программа " Чтение и развитие речи" для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе примерной  программы специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Она предназначена для индивидуального обучения на дому учащегося 5 класса по предмету " Чтение и развитие речи" ( 2 часа в неделю, 70 часов в год)

Просмотр содержимого документа
«Специальная (коррекционная) программа " Чтение и развитие речи" для 5 класса»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Елаурская средняя школа



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ Елаурская Филология __________Меркулов И.Б. __________Разубаев М.А.

Протокол № «____»___________2016 г

от «____»__________2016 г. Приказ № от «___»_______2016 г

Специальная (коррекционная) программа VIII вида


Наименование курса: Чтение и развитие речи

Класс: 5

Уровень общего образования: основная школа

Учитель русского языка и литературы: Краснова Зинаида Алексеевна

Срок реализации программы: 2016 -2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 часа


Программа составлена на основе примерной программы специальных ( коррекционных)общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Программы для 5-9 классов специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида:- М.: Владос, 2014

Учебник: Чтение 5 класс: – Чтение/ М.: Просвещение, 2014.

Рабочую программу составил(а)__________________ Краснова Зинаида Алексеевна

подпись расшифровка подписи






\



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1. – 232с.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014. – 255 с.: ил.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Задачи преподавания чтения и развития речи:

  • отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

  • социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:


  • Коррегировать артикуляционный аппарат.

  • Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

  • Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  • Развивать речь, владение техникой речи;

  • Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  • Развивать познавательные процессы.

  • Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках


Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.


Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.


Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.



Литература для внеклассного чтения

  1. Русские народные сказки.

  2. Сказки народов мира.

  3. Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».

  4. Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».

  5. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

  6. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».



Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.



Структура курса

Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.

Таблица основных тем по четвертям.


Тема раздела

Итого:

1

Устное народное творчество

3

2

Сказки

6

3

Картины родной природы:

  • Лето

  • Осень

  • Зима

  • Весна

7

4

О друзьях-товарищах

5

5

Басни И. Крылова

1

6

Спешите делать добро

4

7

Картины родной природы

17

8

О животных

10

9

Из прошлого нашего народа

10

10

Из произведений зарубежных писателей

7


Итого:


70 ч.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по чтению и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.


Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3-5 стихотворений.


Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.



Литература:

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1. – 232с.


  1. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2014. – 255 с.: ил.


  1. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).


  1. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).


Чтение и развитие речи ( 70 ч.)

1.Устное народное творчество

№ п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Коррекция познавательной деятельности и личностных качеств

1


1

Считалки. Заклички-приговорки.

Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.

2


1

Потешки. Пословицы и поговорки


3


1

Загадки. Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

Заучивать пословицы, поговорки и загадки.

2.Сказки

4


1

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

5


1

«Морозко» (Русская сказка)

Развивать умения пересказывать отрывки из текста.

6


1

«Два Мороза» (Русская сказка)

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

7


1

«Три дочери» (Татарская сказка)

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

8


1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

9


1

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

3.Картины родной природы

10


1

Лето. Г. Скребицкий «Июнь». И. Суриков «Ярко солнце светит…»


Соблюдение пунктуации.

11


1

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки). А. Прокофьев «Берёзка»


Развивать связную речь.

12


1

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»


Соблюдение пунктуации.

13


1

Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь». По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»


Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

14


1

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» К. Бальмонт «Осень»


Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

15


1




По В. Астафьеву «Осенние грусти…». И. Бунин «Первый снег».






Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

16


1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень»



4.О друзьях-товарищах

17



1


Ю. Яковлев «Колючка».



Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

18


1

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»



19


1

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)


Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

20


1

В. Медведев «Фосфорический» мальчик»


21


1


Л. Воронкова «Дорогой подарок». Я. Аким «Твой друг»


Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

5.Басни И. Крылова

22


1


И. Крылов «Ворона и Лисица»,«Щука и Кот» , «Квартет»


Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

6.Спешите делать добро

23


1

Н. Хмелик «Будущий олимпиец», О. Бондарчук «Слепой домик»


Развивать связную речь через пересказ.

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

24


1

В. Осеева «Бабка»,А. Платонов «Сухой хлеб»


25


1

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»)


Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

26


1

В. Брюсов «Труд», Р. Рождественский «Огромное небо»


Развивать связную речь через пересказ.


7. Картины родной природы

27



1


Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»


Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

28


1

Г. Скребицкий «Декабрь»



29


1

К. Бальмонт «К зиме»,Г. Скребицкий «Всяк по-своему»


Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

30


1

С. Есенин «Поёт зима – аукает…», Берёза».


Развивать связную речь через заучивание.

31


1

А. Пушкин «Зимняя дорога». Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»



32


1

Весна. Г. Скребицкий «Март», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»


Развивать связную речь.

33



1


Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая», Г.


Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

34


1

Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)


35


1

Г. Скребицкий «Весна - красна», «Грачи прилетели»


Развивать связную речь через заучивание.

36


1

Г. Скребицкий «Заветный кораблик», «В весеннем лесу»


Совершенствовать словесную систему мышления.

37


1

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»), А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»



38


1

А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник»,


Развивать связную речь через заучивание.

39


1

И. Соколов – Микитов «Весна»



40



1


И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»,


Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

41


1

С. Есенин «Черёмуха»



42


1

Я. Аким «Весна, Весною, о весне»


43


1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна». Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение»


Развивать познавательную деятельность

8.О животных

44



1

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)


Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

45


1

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)


46


1

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)


Развивать связную речь через пересказ.

47


1

К. Паустовский «Кот Ворюга»


Развивать зрительное восприятие, память.

48


1

Б. Житков «Про обезьянку»


Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

49


1

Э. Асадов «Дачники»


50


1

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»


Расширять словарный запас.

51


1

С. Михалков «Будь человеком»


Развивать связную речь через пересказ.

52


1


Обобщающий урок по теме «О животных».



Развивать познавательную деятельность

53


1

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик»



9.Из прошлого нашего народа

54



1

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»


Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

55


1

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва»


56


1

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям».


57


1

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»


Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

58


1

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)


Развивать диалогическую речь.

59


1

А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)


Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

60


1

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»


Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

61


1

Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»


Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

62


1

Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок»


Развивать диалогическую речь.

63


1

Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»


Развивать познавательную деятельность

10.Из произведений зарубежных писателей

64


1

В.Гюго «Гаврош» (отрывки)


Развивать связную речь.

65


1

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)


Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

66


1

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»


Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

67


1

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)


68


1

Обобщающий урок по теме


Развивать познавательную деятельность

69



1



Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово»


Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

70


1

Повторение пройденного




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Специальная (коррекционная) программа " Чтение и развитие речи" для 5 класса

Автор: Краснова Зинаида Алексеевна

Дата: 02.12.2016

Номер свидетельства: 365132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 2 класс  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "
    ["seo_title"] => string(143) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-chtieniie-i-razvitiie-riechi-2-klass-spietsial-noi-korriektsionnoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "215360"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432656168"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа  по чтению и развитию речи. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-chtieniiu-i-razvitiiu-riechi-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "123526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414512173"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс (8 вид) "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-chtieniiu-i-razvitiiu-riechi-7-klass-8-vid"
    ["file_id"] => string(6) "232037"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442735034"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа (9 класс, письмо и развитие речи, чтение и развитие речи)"
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia_proghramma_9_klass_pis_mo_i_razvitiie_riechi_chtieniie_i_razvitiie_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "345763"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474801097"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-chtieniiu-i-razvitiiu-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "189550"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426952128"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства