kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается об особенностях разработки и реализации специальной индивидуальной программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализации»»

«Специальная индивидуальная программа развития.

Особенности разработки и реализации»


Потапенко О.Н., учитель начальных классов

Пермский край, г. Березники


Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), применяемый к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, является инструментом обеспечения качества обучения и подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к будущей жизни. Одной из задач ФГОС обучающихся с умственной отсталостью является решение особых образовательных потребностей детей с умеренной и тяжелой глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. На основе стандарта разработана Адаптированная основная общеобразовательная программа (II вариант), на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития.

Что такое СИПР? В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?

Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР – это программа развития, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем, цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР включает:

  1. Индивидуальные сведения о ребёнке

  2. Структура СИПР

  3. Психолого-педагогическая характеристика

  4. Индивидуальный учебный план

  5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

  6. Содержание образования.

6.1. Базовые учебные действия.

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

6.3. Внеурочная деятельность.

6.4. Нравственное развитие

6.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

8. Программа сотрудничества с семьей.

  1. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

  2. Средства мониторинга и оценки динамики обучения



Целью реализации СИПР является: обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Учащиеся моего класса – это дети с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. В классе обучаются 7 учащихся, все имеют статус ребенок-инвалид. Одной девочке ГПМПК рекомендовано обучение по СИПР.

Для организации работы с девочкой с ТМНР специалисты образовательного учреждения познакомились с ней и ее семьей, провели психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и определения оптимальных условий ее реализации. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:

  • беседу с родителями, в ходе которой выяснилась история ребенка; определено отношение членов семьи к ребенку, их взгляд на его развитие, ожидания от образования, определен порядок разработки и реализации СИПР;

  • наблюдение за ребенком. В ходе специально организованной деятельности ребенка специалисты в течение продолжительного периода изучали возможности и особенности девочки.

  • анализ результатов обследования. Итоги обследования были отражены в протоколах и обсуждались специалистами при участии родителей ребенка. По итогам обследования разработан СИПР.

I. В первом разделе СИПР прописаны индивидуальные сведения, которые содержат персональные данные о ребенке и его родителях.

II. На основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами, была составлена характеристика ребенка, которая представляет собой описательную оценку развития. Она составляется в начале учебного года и корректируется по его окончанию на основе данных промежуточной аттестации результатов обучения ребенка.

Содержание характеристики отражает:

  1. сведения о семье;

  2. данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

  3. характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;

  4. особенности проявления познавательных процессов;

  5. сформированность речи;

  6. сформированность социально значимых навыков;

  7. потребность в уходе и присмотре.

В ходе обследования мы выяснили, что девочка редко болеет соматическими заболеваниями. Эмоциональное состояние неустойчивое. Понимает обращенную речь на бытовом уровне. В общении использует мимику и жесты. В общении с взрослым избирательна, выделяет значимого для нее человека, к которому подходит, берет за руку, сообщает о своих желаниях. Учебное поведение не сформировано. На групповых занятиях работает только 5-10 минут, быстро истощается. Навыки самообслуживания сформированы частично. Требуется постоянная помощь взрослого.

По итогам оценки специалистов были сделаны выводы:

  1. Сопровождение врача психиатра.

  2. Формирование базовых учебных действий.

  3. Коррекция сенсорного развития.

  4. Расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных пределах.

  5. Коррекция общей и мелкой моторики.

  6. Развитие навыков самообслуживания.

  7. Занятия с дефектологом.

  8. Занятия с логопедом.

  9. Включение во внеурочную деятельность.

  10. Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

III. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. Так учебная нагрузка для ребенка моего класса распределена следующим образом: количество часов, отводимые на предметные области, составляет 18 часов, коррекционные курсы -7 часов, коррекционно-развивающие занятия-3 часа. При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов может варьироваться.

IV. Содержание образования на основе СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ, которые актуальны для образования ребенка и включены в его индивидуальный учебный план. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития. На текущий учебный год были сформулированы задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка:

Ожидаемые личностные результаты:

  1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

  2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

  3. Овладение начальными навыками адаптации в социуме.

Предметные результаты:

Предполагается сформировать:

1. эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. элементарные сенсорные представления.

4. следующие умения:

*показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии

*показывать на себе части тела и лица;

5. коммуникативные навыки.

В конце первого полугодия была проведена текущая аттестация, которая помогла проследить динамику состояния ребенка.

Эмоциональный фон не стабильный, но в основном положительный. Девочка принимает участие в сюжетно-ролевых играх. Трудность представляет поддержание правильной позы на уроках. Показывает членов семьи на фотографиях. Не показывает на себе части тела и лица. Эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога. Девочка не понимает ситуацию запрета, отказывается подчиняться и выполнять просьбы, не совпадающие с ее желанием.

По результатам промежуточной аттестации были внесены изменения в СИПР.

V. Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств. Девочке требуется помощь при приеме пищи, частичная помощь при одевании и раздевании, при совершении гигиенических процедур.

VI. Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий. Внеурочная деятельность проходит, преимущественно, в групповой форме и призвана способствовать общему развитию. Так девочка вместе с ребятами класса танцевала на празднике бабушек и мам; используя мнемотаблицу рассказала стихотворение про Новый год; на утреннике, посвященном 8 марта, исполнила танец; к 8 марта на занятии сделала открытку маме.

VII. Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами. В разработке СИПР для ребенка моего класса под руководством зам. директора по УВР принимали участие: учитель-логопед, педагог-психолог, учителя музыки, физической культуры.

VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами и преодоления психологических проблем семьи. Программа сотрудничества с семьей девочки включает различные мероприятия, например:

  • по просьбе мамы, учитель-логопед провела консультацию «Фонематический слух – основа речи»;

  • согласованы требования к ребенку и выбраны единые подходы к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;

  • оказана помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;

  • организовано участие родителей во внеурочных мероприятиях

  • налажены регулярные контакты родителей и специалистов.

Согласованные с родителями мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, были занесены в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая стала составной частью СИПР.

IX. Для обучения ребенка с ТМНР в своей работе использую следующие технические средства общего и индивидуального назначения, дидактические материалы:

- средства альтернативной коммуникации: пиктограммы, мнемотаблицы;

-наглядный и дидактический материал;

-интерактивную доску;

-предметы для нанизывания на стержень, звучащие предметы, предметы для сжимания;

- другой материал, предложенный в программах по учебным предметам АООП.

X. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе реализации СИПР каждый специалист оценивает уровень сформированности представлений, определенных индивидуальной программой. В конце первого полугодия по итогам мониторинга были внесены изменения в СИПР.

В конце учебного года на основе анализа данных на обучающихся составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.

Разработанная экспертной группой СИПР была принята педагогическим советом образовательной организации и утверждена приказом руководителя



Общий вывод: итак, СИПР:

  1. Оптимизирует коррекционный процесс

  2. Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов

  3. Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний

  4. Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы

  5. Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализации»

Автор: Потапенко Ольга Николаевна

Дата: 23.05.2017

Номер свидетельства: 418001

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Презентация к докладу по теме: "Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализации""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_dokladu_po_tiemie_spietsial_naia_individual_naia_proghramma_ra"
    ["file_id"] => string(6) "370641"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1481993055"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Доклад по теме: "Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализации""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_po_tiemie_spietsial_naia_individual_naia_proghramma_razvitiia_osobiennost"
    ["file_id"] => string(6) "370643"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481993288"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализация"
    ["seo_title"] => string(80) "spetsialnaia_individualnaia_programma_razvitiia_osobennosti_razrabotki_i_realiza"
    ["file_id"] => string(6) "516238"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1561839423"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Индивидуальная программа развития"
    ["seo_title"] => string(33) "individualnaiaproghrammarazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "291354"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455106150"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа учебного предмета ЛОГОПЕДИЯ для 2 класса коррекционной школы-интернат VIII вида "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-logopiediia-dlia-2-klassa-korriektsionnoi-shkoly-intiernat-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "142738"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418356221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства