Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализации»»
«Специальная индивидуальная программа развития.
Особенности разработки и реализации»
Потапенко О.Н., учитель начальных классов
Пермский край, г. Березники
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), применяемый к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, является инструментом обеспечения качества обучения и подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к будущей жизни. Одной из задач ФГОС обучающихся с умственной отсталостью является решение особых образовательных потребностей детей с умеренной и тяжелой глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. На основе стандарта разработана Адаптированная основная общеобразовательная программа (II вариант), на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития.
Что такое СИПР? В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?
Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР – это программа развития, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем, цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР включает:
Индивидуальные сведения о ребёнке
Структура СИПР
Психолого-педагогическая характеристика
Индивидуальный учебный план
Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Содержание образования.
6.1. Базовые учебные действия.
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
6.3. Внеурочная деятельность.
6.4.Нравственное развитие
6.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
8. Программа сотрудничества с семьей.
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Целью реализации СИПР является: обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Учащиеся моего класса – это дети с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. В классе обучаются 7 учащихся, все имеют статус ребенок-инвалид. Одной девочке ГПМПК рекомендовано обучение по СИПР.
Для организации работы с девочкой с ТМНР специалисты образовательного учреждения познакомились с ней и ее семьей, провели психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и определения оптимальных условий ее реализации. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:
беседу с родителями, в ходе которой выяснилась история ребенка; определено отношение членов семьи к ребенку, их взгляд на его развитие, ожидания от образования, определен порядок разработки и реализации СИПР;
наблюдение за ребенком. В ходе специально организованной деятельности ребенка специалисты в течение продолжительного периода изучали возможности и особенности девочки.
анализ результатов обследования. Итоги обследования были отражены в протоколах и обсуждались специалистами при участии родителей ребенка. По итогам обследования разработан СИПР.
I. В первом разделе СИПР прописаны индивидуальные сведения, которые содержат персональные данные о ребенке и его родителях.
II. На основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами, была составлена характеристика ребенка, которая представляет собой описательную оценку развития. Она составляется в начале учебного года и корректируется по его окончанию на основе данных промежуточной аттестации результатов обучения ребенка.
Содержание характеристики отражает:
сведения о семье;
данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;
особенности проявления познавательных процессов;
сформированность речи;
сформированность социально значимых навыков;
потребность в уходе и присмотре.
В ходе обследования мы выяснили, что девочка редко болеет соматическими заболеваниями. Эмоциональное состояние неустойчивое. Понимает обращенную речь на бытовом уровне. В общении использует мимику и жесты. В общении с взрослым избирательна, выделяет значимого для нее человека, к которому подходит, берет за руку, сообщает о своих желаниях. Учебное поведение не сформировано. На групповых занятиях работает только 5-10 минут, быстро истощается. Навыки самообслуживания сформированы частично. Требуется постоянная помощь взрослого.
По итогам оценки специалистов были сделаны выводы:
Сопровождение врача психиатра.
Формирование базовых учебных действий.
Коррекция сенсорного развития.
Расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных пределах.
Коррекция общей и мелкой моторики.
Развитие навыков самообслуживания.
Занятия с дефектологом.
Занятия с логопедом.
Включение во внеурочную деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи.
III. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. Так учебная нагрузка для ребенка моего класса распределена следующим образом: количество часов, отводимые на предметные области, составляет 18 часов, коррекционные курсы -7 часов, коррекционно-развивающие занятия-3 часа. При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов может варьироваться.
IV. Содержание образования на основе СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ, которые актуальны для образования ребенка и включены в его индивидуальный учебный план. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития. На текущий учебный год были сформулированы задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка:
Ожидаемые личностные результаты:
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
Овладение начальными навыками адаптации в социуме.
Предметные результаты:
Предполагается сформировать:
1. эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. элементарные сенсорные представления.
4. следующие умения:
*показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии
*показывать на себе части тела и лица;
5. коммуникативные навыки.
В конце первого полугодия была проведена текущая аттестация, которая помогла проследить динамику состояния ребенка.
Эмоциональный фон не стабильный, но в основном положительный. Девочка принимает участие в сюжетно-ролевых играх. Трудность представляет поддержание правильной позы на уроках. Показывает членов семьи на фотографиях. Не показывает на себе части тела и лица. Эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога. Девочка не понимает ситуацию запрета, отказывается подчиняться и выполнять просьбы, не совпадающие с ее желанием.
По результатам промежуточной аттестации были внесены изменения в СИПР.
V. Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств. Девочке требуется помощь при приеме пищи, частичная помощь при одевании и раздевании, при совершении гигиенических процедур.
VI. Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий. Внеурочная деятельность проходит, преимущественно, в групповой форме и призвана способствовать общему развитию. Так девочка вместе с ребятами класса танцевала на празднике бабушек и мам; используя мнемотаблицу рассказала стихотворение про Новый год; на утреннике, посвященном 8 марта, исполнила танец; к 8 марта на занятии сделала открытку маме.
VII. Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами. В разработке СИПР для ребенка моего класса под руководством зам. директора по УВР принимали участие: учитель-логопед, педагог-психолог, учителя музыки, физической культуры.
VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами и преодоления психологических проблем семьи. Программа сотрудничества с семьей девочки включает различные мероприятия, например:
по просьбе мамы, учитель-логопед провела консультацию «Фонематический слух – основа речи»;
согласованы требования к ребенку и выбраны единые подходы к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;
оказана помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;
организовано участие родителей во внеурочных мероприятиях
налажены регулярные контакты родителей и специалистов.
Согласованные с родителями мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, были занесены в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая стала составной частью СИПР.
IX. Для обучения ребенка с ТМНР в своей работе использую следующие технические средства общего и индивидуального назначения, дидактические материалы:
- средства альтернативной коммуникации: пиктограммы, мнемотаблицы;
-наглядный и дидактический материал;
-интерактивную доску;
-предметы для нанизывания на стержень, звучащие предметы, предметы для сжимания;
- другой материал, предложенный в программах по учебным предметам АООП.
X. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе реализации СИПР каждый специалист оценивает уровень сформированности представлений, определенных индивидуальной программой. В конце первого полугодия по итогам мониторинга были внесены изменения в СИПР.
В конце учебного года на основе анализа данных на обучающихся составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.
Разработанная экспертной группой СИПР была принята педагогическим советом образовательной организации и утверждена приказом руководителя
Общий вывод: итак, СИПР:
Оптимизирует коррекционный процесс
Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов
Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний
Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы
Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей