Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи»»
Главное управление образования и науки
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
Рассмотрено на
заседании МО учителей
Протокол №________
«___»_____________2016г
Руководитель:
Комарова О.В
Согласовано заместитель
директора по УВР КГБ ОУ
«Петровская
общеобразовательная школа-интернат »
Комарова О.Л.
«_____»____________ 2016г.
Протокол № ____________________
Утверждено директором
КГБОУ «Петровская
общеобразовательная школа
– интернат»
_____________________
Герасимова Е.В.
Приказ №______________
от «___»_______________
Рабочая программа
по учебному предмету «Чтение и развитие речи»
для 7 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва « ВЛАДОС» 2011, под редакцией В.В. Воронковой.
Составитель:
Т.И.Туманова
учитель высшей
квалификационной категории
Петровка 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» (чтение и развитие речи) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
3.Учебного плана образовательного учреждения.
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
На уроках чтения в 7 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной мере владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателя, тем более его творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они чаще всего отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведениях; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы; обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
школьного обучения.
Программа рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю.
Цель: создать условия для овладения учащимися навыками правильного, беглого и выразительного чтения.
Задачи:
вырабатывать навык правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
учить быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;
воспитывать интерес к русской и зарубежной литературе.
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
Наизусть 10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-характеризовать главных действующих лиц;
-пересказывать содержание прочитанного.
Примерная тематика.
Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С Пушкина, И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, И.С. Тургенева, Н.А. Толстого, В.Г. Короленко, А. П. Чехова, А.М.Горького, М.В.Исаковского, К.Г.Паустовского, М.М.Зощенко, К.М.Симонова, В.П.Катаева, Н.И.Рыленкова, Ю.И.Коваля, Ю.Я.Яковлева, Р.П.Погодина, А.Г.Алексина, К.Я.Вашенкина.
Навыки чтения.
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами из текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение.(уроки внеклассного чтения проводятся один раз в месяц)
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной библиотеки. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются: