Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Чтение и альтернативное чтение"»
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Чтение и альтернативное чтение» для учащихся 9 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:
1. Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3;
2. Требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Годовым учебным календарным графиком общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2020-21 уч.год.;
5.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26.
6. -Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.-С.-П: ЦДК: проф. Л.Б.Баряевой,2017
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования.
Поэтому формирования навыков коммуникативного поведения направлено через использования средств невербальной' коммуникации.
Реализация программы рассчитана на 1 год.На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, всего – 102 часа в год, по учебнику В.В.Воронкова «Букварь» , «Просвещение» 2017.?
2.Общая характеристика учебного предмета.
Работа по развитию речи и формированию навыка чтения должна строиться с учетом того, что у глубоко умственно отсталых детей, нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие.
Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении слов в предложении.
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. Поскольку речь не может быть использована детьми с умеренной умственной отсталостью в полной мере, в основу предмета «Чтение и альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе как вербальной, так и невербальной коммуникации.
Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Чтение и альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся альтернативным приёмам работы с различными видами доступной информации.
Цель обучения чтению:
- расширение возможностей учащихся общаться и обучаться за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации;
- обеспечение необходимой мотивации слушания и самостоятельного рассматривания книг-картинок;
- формирование круга чтения;
- создание условий для формирования фундаментальной основы социального взаимодействия в системе невербальных средств общения
-развитие связной устной речи,
- изучение звуков и букв русского алфавита;
В процессе обучения чтению решаются следующие задачи:
- развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
- расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
- формирование положительных личностных качеств учеников;
- создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности;
- создание условий для расширения словарного запаса активного и пассивного словаря, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
- создание условий для формирования первичных ценностных представлений учащихся о книгах и иллюстрациях;
- создание условий для знакомства учащихся с жестовыми, изобразительными средствами выразительности;
- создание условий для приобщения к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
- создание условий для знакомства с простыми по содержанию сказками, стихотворениями, потешками;
- развитие коммуникативных функций речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков развития.
Уроки чтения в коррекционной школе проводятся с учетом особенностей развития детей с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития .
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Чтение и альтернативное чтение», образовательная область- «Язык и речевая практика».
Срок изучения учебного предмета по данной программе - 1 год.
Количество часов на изучение предмета – 3 часа в неделю, 102 часа в год;
Количество учебных недель - 34.
4. Содержание учебного предмета.
Содержание курса выстроено с учётом психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, возрастных особенностей школьников, общих и специальных педагогических принципов.
Разделы программ
№
Содержательный блок
1
Изучение звуков и букв
2
Чтение слогов, слов
3
Слушание и говорение
4
Заучивание стихов
5
Развитие речевого слуха
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
Программа «Математические представления» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом я разделила класс на 2 группы:
К концу учебного года учащийся 1 группы должен знать и уметь:
-выучить 12 букв русского алфавита а, у, м, о, с, х, ш, л, ы, н, р, к;
- работать с буквами разрезной азбуки ( с помощью учителя);
-различать гласные и согласные ( с помощью учителя);
- правильно участвовать в беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь);
- составлять простые нераспространенные предложения на основе действия, изображенного на картинке ( с помощью учителя);
-связно отвечать вопросы ( с помощью учителя);
- 2-3 стиха наизусть
-читать прямые и обратные слоги с изученными буквами (с помощью учителя);
- отвечать на вопросы учителя по тексту ( по наводящим вопросам);
-составлять простые предложения по вопросам и по картинке под контролем учителя;
-участвовать в беседе- слушать вопрос и правильно отвечать на него(с помощью учителя) .
К концу учебного года учащиеся 2 группы должны знать и уметь:
-выполнять логопедические и мимические упражнения (по подражанию);
- участвовать в играх- имитациях, в музыкально – дидактических играх.
-графические изображения: времени года, явлений природы;
-осмысливать простые изображения;
- показывать персонажей коротких произведений (с помощью учителя);
- самостоятельно(иногда с помощью учителя) выбирать нужную картинку из серии предложенных.
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться по пятибальной системе. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный контроль (чтение изученных букв и слогов с ними) - 3 часа.
7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение и альтернативное чтение» для 9 класса
№ урока
Содержание, темы занятий
Кол-во часов
Дата
Индивидуально-дифференцированная работа
Примечания
I четверть.
23
1
Рассматривание книг. Прослушивание сказок по книгам. «Курочка Ряба» Инструктаж по Т.Б.
2
01.09.21
0209.21
Упражнения на движения мимической мускулатуры.
Инструктаж по Т.Б
Детские книги, сюжетные картинки
2
Слушание сказок с инсценировкой. «Репка»
Диагностика.
3
07.09.21
08.09.21
09.09.21
Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмурить глаза, надуть щёки, втянуть щёки, поднять и нахмурить брови)
- Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.
-Л. Н. Ефименкова: «Коррекция устной и письменной речи уч-ся начальных классов».
-Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994
-Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПБ, 2004..Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. М.: АРКТИ, 2004.
Печатные пособия:
Буквы русского алфавита – плакат
Домик (гласные, согласные буквы, парные звонкие и глухие согласные, буквы, не обозначающие звуков)
Иллюстрации по темам
Набор предметных картинок
Учебно – практическое оборудование:
Альбомы по развитию речи
Аудиозаписи
Дидактические игры
Индивидуальные разрезные «Касса букв и слогов»
Магнитный алфавит
Настенная магнитная касса букв
Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы
Сюжетные картинки
Иллюстрации:
«К русским народным пословицам и поговоркам»
К сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Теремок»;