kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Чтение и альтернативное чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для работы в коррекционной школе 8 вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Чтение и альтернативное чтение"»

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Чтение и альтернативное чтение» для учащихся 9 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:

1. Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3;

2. Требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

3. Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4. Годовым учебным календарным графиком  общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой  умственной  отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными  нарушениями развития на 2020-21 уч.год.;

5.Санитарно-эпидемиологическими правилами   и нормативами  СанПиН  2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26.

6. -Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.-С.-П: ЦДК: проф. Л.Б.Баряевой,2017

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования.

Поэтому формирования навыков коммуникативного поведения направлено через использования средств невербальной' коммуникации.

Реализация программы рассчитана на 1 год. На изучение предмета отво­дится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год, по учебнику В.В.Воронкова «Букварь» , «Просвещение» 2017.?

2.Общая характеристика учебного предмета.

Работа по развитию речи и формированию навыка чтения должна строиться с учетом того, что у глубоко умственно отсталых детей, нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие.

Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении слов в предложении.

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. Поскольку речь не может быть использована детьми с умеренной умственной отсталостью в полной мере, в основу предмета «Чтение и альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе как вербальной, так и невербальной коммуникации.

Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Чтение и альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся альтернативным приёмам работы с различными видами доступной информации.


Цель обучения чтению:

- расширение возможностей учащихся общаться и обучаться за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации;

- обеспечение необходимой мотивации слушания и самостоятельного рассматривания книг-картинок;

- формирование круга чтения;

- создание условий для формирования фундаментальной основы социального взаимодействия в системе невербальных средств общения

-развитие связной устной речи,

- изучение звуков и букв русского алфавита;

В процессе обучения чтению решаются следующие задачи:

- развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;

- расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;

- формирование положительных личностных качеств учеников;

- создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности;

- создание условий для расширения словарного запаса активного и пассивного словаря, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;

- создание условий для формирования первичных ценностных представлений учащихся о книгах и иллюстрациях;

- создание условий для знакомства учащихся с жестовыми, изобразительными средствами выразительности;

- создание условий для приобщения к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;

- создание условий для знакомства с простыми по содержанию сказками, стихотворениями, потешками;

- развитие коммуникативных функций речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков развития.

Уроки чтения в коррекционной школе проводятся с учетом особенностей развития детей с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития .


3.Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Чтение и альтернативное чтение», образовательная область- «Язык и речевая практика».

Срок изучения учебного предмета по данной программе - 1 год.

Количество часов на изучение предмета – 3 часа в неделю, 102 часа в год;

Количество учебных недель - 34.


4. Содержание учебного предмета.

Содержание курса выстроено с учётом психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, возрастных особенностей школьников, общих и специальных педагогических принципов.

Разделы программ

Содержательный блок

1

Изучение звуков и букв

2

Чтение слогов, слов

3

Слушание и говорение

4

Заучивание стихов

5

Развитие речевого слуха


5. Требования к уровню подготовки учащихся.

Программа «Математические представления» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов.

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом я разделила класс на 2 группы:

К концу учебного года учащийся 1 группы должен знать и уметь:

-выучить 12 букв русского алфавита а, у, м, о, с, х, ш, л, ы, н, р, к;

- работать с буквами разрезной азбуки ( с помощью учителя);

-различать гласные и согласные ( с помощью учителя);

- правильно участвовать в беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь);

- составлять простые нераспространенные предложения на основе действия, изображенного на картинке ( с помощью учителя);

-связно отвечать вопросы ( с помощью учителя);

- 2-3 стиха наизусть

-читать прямые и обратные слоги с изученными буквами (с помощью учителя);

- отвечать на вопросы учителя по тексту ( по наводящим вопросам);

-составлять простые предложения по вопросам и по картинке под контролем учителя;

-участвовать в беседе- слушать вопрос и правильно отвечать на него(с помощью учителя) .

К концу учебного года учащиеся 2 группы должны знать и уметь:

-выполнять логопедические и мимические упражнения (по подражанию);

- участвовать в играх- имитациях, в музыкально – дидактических играх.

-графические изображения: времени года, явлений природы;

-осмысливать простые изображения;

- показывать персонажей коротких произведений (с помощью учителя);

- самостоятельно(иногда с помощью учителя) выбирать нужную картинку из серии предложенных.


6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться по пятибальной системе. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный  контроль (чтение изученных букв и слогов с ними) - 3 часа.






7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение и альтернативное чтение» для 9 класса

урока

Содержание, темы занятий

Кол-во часов

Дата

Индивидуально-дифференцированная работа

Примечания


I четверть.


23





1

Рассматривание книг. Прослушивание сказок по книгам. «Курочка Ряба» Инструктаж по Т.Б.

2

01.09.21

0209.21

Упражнения на движения мимической мускулатуры.

Инструктаж по Т.Б

Детские книги, сюжетные картинки


2

Слушание сказок с инсценировкой. «Репка»

Диагностика.

3

07.09.21

08.09.21

09.09.21

Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмурить глаза, надуть щёки, втянуть щёки, поднять и нахмурить брови)

Детские книги,сюжетные картинки


3

Слушание сказок с инсценировкой. «Колобок»


3

14.09.21

15.09.21.

16.09.21

Проигрывание логопедического упражнения «Жил-был язычок»

Детские книги,сюжетные картинки


4

Слушание сказок с инсценировкой. «Теремок»


3

21.09.21

22.09.21

23.09.21

Упражнения для губ и языка перед зеркалом: улыбка – трубочка, показать язычок – спрятать язык (по образцу)

Детские книги,сюжетные картинки

5


Слушание сказок с инсценировкой. «Кот, петух и лиса»»


3

28.09.21

29.09.21

30.09.21

Упражнения для губ и языка перед зеркалом: улыбка – трубочка, показать язычок – спрятать язык (по образцу)

Детские книги,сюжетные картинки

6

Звук. Различение звуков окружающей действительности.



3

05.10.21

06.10.21

07.10.21

Мимические упражнения «Какое у меня лицо?»(грустное, весёлое, сердитое и т.д.)

Аудиозаписи, тематические картинки

7

Звуки природы. Прослушивание.


3

21.10.21

13.10.21

14.10.21

Мимические упражнения «Какое у меня лицо?»(грустное, весёлое, сердитое и т.д.)

Аудиозаписи, тематические картинки

8

Шум моря, крики птиц. Прослушивание.

3

19.10.21

20.10.21

21.10.21

Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Двигательные упражнения типа «Ветер, ветер», «Дождь идёт», «Кошка и котята», «Падающие листья», «Часики».

Аудиозаписи, тематические картинки


II четверть.

24




9

Повторение изученного.

Звуки речи. Звук [А]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов АО, АУ, АС, АМ, АХ.

3

02.11.21

03.11.21

09.11.21

Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Двигательные упражнения типа «Ветер, ветер», «Дождь идёт», «Кошка и котята», «Падающие листья», «Часики».

Индивидуальные карточки, картинки, учебник, касса букв.

10

Звуки речи. Звук [У]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов УА, УО, УС, УМ, УХ.

3

10.11.21

11.11.21

16.11.21

Упражнения для глаз «Вот какие наши глазки»

Индивидуальные карточки, картинки, учебник, касса букв.

11

Звуки речи. Звук [О]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов ОА, ОУ, ОС, ОМ, ОХ.

3

17.11.21

18.11.21

23.11.21

Упражнения для глаз «Вот какие наши глазки»

Индивидуальные карточки, картинки, учебник, касса букв.

12

Звуки речи. Звук [М]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. МА, МУ, МО, МА-МА, СА-МА.

3

24.11.21

25.11.21

30.11.21

Практические упражнения с использованием застёжек: «липучки», «молнии»


Индивидуальные карточки, картинки, учебник, касса букв. Модуль с застежками.

13

Звуки речи. Звук [С]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. СА, СУ, СО, СА-МА, О-СА, СОМ.

3

01.12.21

02.12.21

07.12.21

Практические упражнения с использованием застёжек: «липучки», «молнии»


Индивидуальные карточки, картинки, учебник, касса букв. Модуль с застежками.

14

Звуки речи. Звук [Х]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. ХА, ХУ, ХО, У-ХО, СУ-ХО, У-ХА.

3

08.12.21

09.12.21

14.12.21

Практические упражнения с использованием застёжек: «липучки», «молнии»


Индивидуальные карточки, картинки, учебник, касса букв. Модуль с застежками.

15

Прописывание печатных букв А, О, У, М, С, Х и их слияний в тетрадях.

3

15.12.21

16.12.21

Обучение перелистыванию страниц в книге

Индивидуальные карточки, картинки, учебник, касса букв.

16

Практическое задание «Составление и чтение слогов с изученными буквами» по итогам 2 четверти.

3

21.12.21

22.12.21

23.12.21

Обучение перелистыванию страниц в книге

Индивидуальные карточки, картинки, учебник, касса букв.


III четверть

33




17

Звуки речи. Звук [Ш]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. ША, ШУ, ШО,ШУМ.

3

11.01.22

12.01.22

13.01.22

Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

Индивидуальные карточки, картинки, учебник, касса букв. Тексты песенок, потешек.

18

Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой Ш. Нахождение буквы среди других букв.

3

18.01.22

19.01.22

20.01.22

Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

Индивидуальные карточки, картинки, учебник, касса букв. Тексты песенок, потешек.

19

Звуки речи. Звук [Л]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. ЛА, ЛО, ЛУ, ЛОМ.

3

25.01.22

26.01.22

27.01.22

Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

Учебник, индивидуальные карточки, тексты песенок, потешек.

20

Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой Л. Нахождение буквы среди других букв.

3

01.02.22

02.02.22

03.02.22

Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «нос», «ухо», «голова», «глаза».

Разрезная азбука, индивидуальные карточки, учебник, пиктограммы.

21

Звуки речи. Звук [ы]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. ЛЫ, МЫ, МЫ-ЛО, СЫ.

3

08.02.22

09.02.22

10.02.22

Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «нос», «ухо», «голова», «глаза».

Разрезная азбука, индивидуальные карточки, учебник, пиктограммы.

22

Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой ы. Нахождение буквы среди других букв.

3

15.02.22

16.02.22

17.02.22

Упражнения с куклой типа «Где у куклы носик?»

Разрезная азбука, учебник, картинки, кукла.

23

Слово. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного - двух слогов.

3

22.02.22

24.02.22


Упражнения с куклой типа «Где у куклы носик?»

Индивидуальные карточки, картинки, учебник.

24

Речь устная и письменная. Слово. Предложение. Гласные и согласные буквы.

3

01.03.22

02.03.22

03.03.22

Упражнения с куклой типа «Где у куклы носик?»

Индивидуальные карточки, картинки, учебник.

25

Стихи о весне. Заучивание.

3

09.03.22

10.03.22

15.03.22

Двигательные и аудиальные упражнения «Мы ручками похлопаем, мы ножками потопаем»

Индивидуальные карточки, картинки, учебник. Текст упражнений.

26

Проверочная работа «Чтение слогов по итогам III четверти»

3

16.03.22

17.03.22

22.03.22


Двигательные и аудиальные упражнения «Мы ручками похлопаем, мы ножками потопаем»

Индивидуальные карточки, картинки, учебник. Текст упражнений.

27

Конструирование изученных букв из палочек, ниток.

3

23.03.22

24.03.22

Двигательные и аудиальные упражнения «Мы ручками похлопаем, мы ножками потопаем»

Текст упражнений, палочки, нитки, буквы.


IV четверть.

22




28

Звуки речи. Звук [Н]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. НА, НО, НУ, ЛУ-НА, НОС.

3

05.04.22

06.04.22

07.04.22

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих животных, типа «Слушай и показывай на картинке» (кошка, собака).

Индивидуальные карточки, картинки, учебник

29

Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой Н. Нахождение буквы среди других букв.

3

12.04.22

13.04.22

14.04.22

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц, зверей)

Индивидуальные карточки, картинки, учебник

30

Звуки речи. Звук [Р]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. РА, РО, РУ, РО-СА, РО-МА.

3

19.04.22

20.04.22

21.04.22

Дидактическая игра «Покажи, чей голос звучит»

Разрезная азбука, учебник

31


Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой Р. Нахождение буквы среди других букв.

3

26.04.22

27.04.22

28.04.22

Дидактическая игра «Покажи, чей голос звучит»

Тетради, прописи

32

Звуки речи. Звук [К]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. КА, КО, КУ, КО-СА, КА-ША.

3

05.05.22

11.05.22

12.05.22

Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек – «Сорока- белобока»

Алфавит

33

Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой К. Нахождение буквы среди других букв. Диагностика

3

17.05.22

18.05.22

19.05.22

Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек – «Сорока- белобока»

Алфавит

34

Итоговая проверка чтения слогов и коротких слов с изученными буквами

1

24.05.22

Упражнения с использованием картинок

Индивидуальные карточки


9. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.



Тема

Дата

1

Диагностика.

08.09.21


2

Практическое задание «Составление и чтение слогов с изученными буквами» по итогам 2 четверти.

21.12.21


3

Практическое задание «Чтение слогов по итогам III четверти»

17.03.22


4

Диагностика.

17.05.22


5

Итоговая проверка чтения слогов и коротких слов с

изученными буквами

24.05.22


10. Описание учебно-методического и материально – технического образовательного процесса.

Учебники: В.В.Воронкова «Букварь» , 2016, «Просвещение»


Программно – методическое обеспечение:

- Н. В. Новоторцева: « Развитие речи детей».

- Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.

-Л. Н. Ефименкова: «Коррекция устной и письменной речи уч-ся начальных классов».

-Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994

-Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПБ, 2004..Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. М.: АРКТИ, 2004.

Печатные пособия:

  • Буквы русского алфавита – плакат

  • Домик (гласные, согласные буквы, парные звонкие и глухие согласные, буквы, не обозначающие звуков)

  • Иллюстрации по темам

  • Набор предметных картинок


Учебно – практическое оборудование:

  • Альбомы по развитию речи

  • Аудиозаписи

  • Дидактические игры

  • Индивидуальные разрезные «Касса букв и слогов»

  • Магнитный алфавит

  • Настенная магнитная касса букв

  • Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы

  • Сюжетные картинки


  • Иллюстрации:

  • «К русским народным пословицам и поговоркам»

  • К сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Теремок»;

  • Картины «Москва», «Город», «Деревня», «Сбор урожая», «Лес осенью», «Береза (лето)»; «Ель (зимой);

  • Папки : «Посуда», «Игрушки», «Транспорт», «Грибы», «Птицы», «Овощи, фрукты», «Насекомые», «Рыбы», «Деревья, цветы», «Одежда», «Профессии», «Предметы быта», «Животные».


Технические средства обучения:


  • Магнитная доска

  • Мультимедийный проектор (по возможности)

  • Персональный компьютер, магнитола

  • Сканер, принтер, ксерокс




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Чтение и альтернативное чтение"

Автор: Ирина Владимировна Алексеева

Дата: 26.11.2021

Номер свидетельства: 592677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 2 класса фгос"
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaiaprogrammadlia2klassafghos"
    ["file_id"] => string(6) "291858"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455193544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Распорядок дня "
    ["seo_title"] => string(16) "rasporiadok-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "199068"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428509224"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства