kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету " Чтение и альтернативное чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для использования в работе учителей коррекционных школ 8 вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " Чтение и альтернативное чтение"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Чтение и альтернативная коммуникация» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат»;

- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»миологических правил и нормативов Сан ПиН 2.4.2.3286-15, утверждённым постановлением Главного государственного врача РФ 10 июля 2015г. №26;

- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;

- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;

- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Задачи:

- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

- знакомство с альтернативными средствами коммуникации;

- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- развитие ручной и мелкой моторики,

- обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,

- формирование элементарных графо-моторных умений.

- развитие слухового внимания и слухового восприятия,

- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

Краткая характеристика предмета:

Выделяется три группы детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями по уровню сформированности речи: группа с отсутствием речи - "неговорящие", группа с высказыванием на уровне отдельных слов и группа на уровне фразы. Все три группы детей объединяет ограниченное восприятие обращенной к ним речи извне и ее ситуативное понимание. Такое состояние речи в большей или меньшей степени сохраняется на протяжении всей жизни, что говорит о стойкости речевых нарушений.

Нарушение речи детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями имеет системный характер, затрагивает все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. В общей структуре речевого недоразвития на первый план выступает ее коммуникативная сторона. Речь практически не включается в процесс деятельности, не выступает средством общения при взаимодействии, как со сверстниками, так и с взрослыми, что препятствует установлению социальных связей у данной категории детей, снижает потребности их социальной адаптации.

Срок реализации программы - 1 год.

С учащимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающиеся занятия, где формируются также коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий альтернативной коммуникации.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «Чтение и альтернативная коммуникация»

Обучении детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями речи и коммуникации предусматривается проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развития сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. В ходе обучения необходимо иметь ввиду, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи является усвоением средств общения.

На занятиях ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого учащегося.

При составлении специальной индивидуальной программы выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленные задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации. К альтернативным средствам коммуникации относятся:

- мимико-жестикуляторные (взгляд, жест, мимика),

- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),

- электронные средства (планшетный и персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением).

Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:

- как средство временного общения, когда ребенок не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью,

- как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в последующем,

- как начальный этап в освоении детьми письмом и чтением.

Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова.

Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания. Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее употреблением (в зависимости от индивидуальных возможностей детей).

Процессы "чтения" и "письма" важны для формирования у учащегося правильных представлений о себе, социальном и природном мире.

Предмет "Чтение" предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями следующим вариантам "чтения":

- "чтение" телесных и мимических движений,

- "чтение" изображений на картинках и картинах,

- "аудиальное чтение": слушание аудиокассет (литературных произведений, СД-диски и др.),

-"чтение видеоизображений" (изображений на СД -дисках, видеофильмов и др.),

- "чтение" пиктограмм,

- глобальное чтение,

- чтение букв, цифр и других знаков,

- чтение по слогам и т.д.

В процессе работы по предмету "Письмо" рекомендуется следующая последовательность упражнений:

- практические упражнения (с предметами),

- упражнения с картинками,

- упражнения с пиктограммами (символами),

- упражнения с карточками "целые слова",

- упражнения с буквами, слогами и словами.

Вариант для учащегося "чтения" и "письма" определяется индивидуальными возможностями ребенка, что предполагает необязательное освоение им всеми предложенными видами и упражнениями.

В коррекционно-образовательной работе задействуются три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?), исполнительская (Каким образом он может говорить?).

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом уровня развития речи детей.

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» находит свое логическое продолжение в содержании разделов «Окружающий природный мир», «Человек», «Математические представления», «Окружающий социальный мир», а также в реализации задач коррекционно-развивающей области, в логопедической и психокоррекционной работе.

В процессе реализации программы важно уделять большое внимание формированию личностных и социальных (жизненных) компетенций обучающегося, социально значимых ценностных установок.


МЕСТО ПРЕДМЕТА «Чтение и альтернативное чтение» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. Предмет «Чтение и альтернативное чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика». В 911 классе на данный предмет отводится 3 часа в неделю, всего 34 недели – 100 часов.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет "Речь и альтернативная коммуникация" представлен следующими разделами:

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением).

Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).


Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

24

2

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

23

3

Чтение и письмо

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения)

53


ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДмета «Чтение и альтернативное чтение»

Личностные результаты:

1) овладение начальными навыками адаптации в классе;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

Курс «Речь и альтернативная коммуникация» включает в себя целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными1.

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда.

  1. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обознача­ющих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  • Начальные навыки чтения и письма.

Базовые учебные действия:

В ходе изучения предмета предполагается получение следующих результатов:

  • голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «Чтение и альтернативное чтение»

1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.


2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и

пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.








7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение и альтернативное чтение» для 11 класса

урока

Содержание, темы занятий

Кол-во часов

Дата

Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания

Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы


I четверть.

Изучение звуков и букв

23


Воспитание и развитие речевой и умственной деятельности.Воспитательное воздействие зависит от характера беседы по содержанию, Вопросы задаю такие , чтобы развивали у детей память, воображение, мышление, речь.

формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта посредством проведения практических работ, бесед и игровых ситуаций по данному разделу

Практические работы:

Аудиальные и визуальные упражнения с предметами посуды, личной гигиены, бытовой техники и картинками.


Совместное рассматривание картин и картинок с доступным для учащихся содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения посуды, бытовой техники, природы, животных, труда людей и из жизни животных и растений в разные времена года.


Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм.


Игровые ситуации на узнавание социально-бытовых предметов, нахождение игрушки-аналога данных предметов, а так же узнавание их изображений по отдельным деталям.

Формирование навыков общения с использованием...

kopilkaurokov.ru›Логопедия›Презентации›…

_navykov_obshcheniia_s…




art-talant.org›…ispolyzovanie-alyternativnoy…tmnr

Литературное чтение. ... Презентация "Использование альтернативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР"

. .

Игры для детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)

YouTube


Музыкальная терапия для детей с ТМНР и РАС

YouTube

ОК


1

Рассматривание книг. Прослушивание сказок по книгам. «Курочка Ряба» Инструктаж по Т.Б.

2

02.09.22

0509.22


2

Слушание сказок с инсценировкой. «Репка»

Диагностика.

3

06.09.22

09.09.22

12.09.22


3

Слушание сказок с инсценировкой. Сказка«Колобок»


3

13.09.22

16.09.2.2

19.09.22


4

Слушание сказок с инсценировкой. Сказка «Теремок».


3

20.09.22

23.09.22

26.09.22

5


Слушание сказок с инсценировкой. Слушание сказки «Кот, петух и лиса»»


3

27.09.22

30.09.22

03.10.22

6

Звук. Различение звуков окружающей действительности.



3

04.10.22

07.10.22

10.10.22

7

Звуки природы. Прослушивание.


3

11.10.22

14.10.22

17.10.22

8

Шум моря, крики птиц. Прослушивание .Рассматривание картинок .Закрепление пройденного.

4

18.10.22

21.10.22

24.10.22

25.10.22


II четверть.

Чтение слогов, слов

24




9

Повторение изученного.

Звуки речи. Звук [А]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов АО, АУ, АС,



Индивидуальные карточки, картинки, учебник, касса букв.


Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «нос», «ухо», «голова», «глаза»


. Упражнения с использованием картинок


Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм.



. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа: /school-collection.edu.ru/.

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.


АМ, АХ.

3

07.11.22

08.11.22

11.11.22

10

Звуки речи. Звук [У]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов УА, УО, УС, УМ, УХ.

3

14.11.22

15.11.22

18.11.22

11

Звуки речи. Звук [О]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов ОА, ОУ, ОС, ОМ, ОХ.

3

21.11.22

22.11.22

25.11.22

12

Звуки речи. Звук [М]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. МА, МУ, МО, МА-МА, СА-МА.

3

28.11.22

29.11.22

02.12.22

13

Звуки речи. Звук [С]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. СА, СУ, СО, СА-МА, О-СА, СОМ.

3

05.12.22

06.12.22

09.12.22

14

Звуки речи. Звук [Х]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. ХА, ХУ, ХО, У-ХО, СУ-ХО, У-ХА.

3

12.12.22

13.12.22

16.12.22

15

Прописывание печатных букв А, О, У, М, С, Х и их слияний в тетрадях.

2

19.12.22

20.12.22

16

Практическое задание «Составление и чтение слогов с изученными буквами» по итогам 2 четверти.

3

23.12.22

26.12.22

27.12.22


III четверть

Слушание и говорение

33




17

Звуки речи. Звук [Ш]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. ША, ШУ, ШО,ШУМ.

3

09.01.23

10.01.23

13.01.23







Игры – имитации,

сопровождаемые текстом песенок и потешек.

Двигательные и аудиальные упражнения «Мы ручками похлопаем, мы ножками потопаем»

Двигательные и аудиальные упражнения «Мы ручками похлопаем, мы ножками потопаем»

Двигательные и аудиальные упражнения «Мы ручками похлопаем, мы ножками потопаем»


18

Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой Ш. Нахождение буквы среди других букв.

3

16.01.23

17.01.23

20.01.23

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа: /school-collection.edu.ru/.

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.


19

Звуки речи. Звук [Л]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. ЛА, ЛО, ЛУ, ЛОМ.

3

23.01.23

24.01.23

27.01.23

20

Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой Л. Нахождение буквы среди других букв.

3

30.01.23

31.01.23

03.02.23

21

Звуки речи. Звук [ы]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. ЛЫ, МЫ, МЫ-ЛО, СЫ.

3

06.02.23

07.02.23

10.02.23

22

Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой ы. Нахождение буквы среди других букв.

3

13.02.23

14.02.23

17.02.23

23

Слово. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного - двух слогов.

2

20.02.23

21.02.23


24

Речь устная и письменная. Слово. Предложение. Гласные и согласные буквы.

3

24.02.23

27.02.23

28.02.23

25

Стихи о весне. Заучивание.

3

03.03.23

06.03.23

07.03.23

26

Проверочная работа «Чтение слогов по итогам III четверти»

3

10.03.23

13.03.23

14.03.23


27

Конструирование изученных букв из палочек, ниток.

3

17.03.23

20.03.23

21.03.23







4 четверть

Развитие речевого слуха





28


Звуки речи. Звук [Н]. Особенности

артикуляции и звучан ия. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. НА, НО, НУ, ЛУ-НА, НОС.

3

03.04.23

04.04.23

07.04.23


Аудиальные и визуальные


упражнения с использованием картинок, изображающих животных, типа «Слушай и показывай на картинке» (кошка, собака).

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц, зверей)

Дидактическая игра «Покажи, чей голос звучит»

Дидактическая игра «Покажи, чей голос звучит»

Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек – «Сорока- белобока»

Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек – «Сорока- белобока»

Упражнения с использованием картинок

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа: /school-collection.edu.ru/.

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.


29

Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой Н. Нахождение буквы среди других букв.

3

10.04.23

11.04.23

14.04.23

30

Звуки речи. Звук [Р]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. РА, РО, РУ, РО-СА, РО-МА.

3

17.04.23

18.04.23

21.04.23

31

Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой Р. Нахождение буквы среди других букв.

3

24.04.23

25.04.23

05.04.23

32

Звуки речи. Звук [К]. Особенности артикуляции и звучания. Произнесение, составление и чтение слогов и слов. КА, КО, КУ, КО-СА, КА-ША.

3

12.05.23

15.05.23

16.05.23

33

Печатание в тетради, составление и чтение слогов и слов с буквой К. Нахождение буквы среди других букв. Диагностика

3

19.05.23

22.05.23

23.05.23

34

Итоговая проверка чтения слогов и коротких слов с изученными буквами

1

26.05.23

29.05.23

30.05.23



10. Описание учебно-методического и материально – технического образовательного процесса.

Учебники: В.В.Воронкова «Букварь» , 2016, «Просвещение»


Программно – методическое обеспечение:

- Н. В. Новоторцева: « Развитие речи детей».

- Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.

-Л. Н. Ефименкова: «Коррекция устной и письменной речи уч-ся начальных классов».

-Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994

-Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПБ, 2004..Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. М.: АРКТИ, 2004.

Печатные пособия:

  • Буквы русского алфавита – плакат

  • Домик (гласные, согласные буквы, парные звонкие и глухие согласные, буквы, не обозначающие звуков)

  • Иллюстрации по темам

  • Набор предметных картинок


Учебно – практическое оборудование:

  • Альбомы по развитию речи

  • Аудиозаписи

  • Дидактические игры

  • Индивидуальные разрезные «Касса букв и слогов»

  • Магнитный алфавит

  • Настенная магнитная касса букв

  • Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы

  • Сюжетные картинки


  • Иллюстрации:

  • «К русским народным пословицам и поговоркам»

  • К сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Теремок»;

  • Картины «Москва», «Город», «Деревня», «Сбор урожая», «Лес осенью», «Береза (лето)»; «Ель (зимой);

  • Папки : «Посуда», «Игрушки», «Транспорт», «Грибы», «Птицы», «Овощи, фрукты», «Насекомые», «Рыбы», «Деревья, цветы», «Одежда», «Профессии», «Предметы быта», «Животные».


Технические средства обучения:


  • Персональный компьютер, магнитола

  • принтер, ксерокс





1

21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по предмету " Чтение и альтернативное чтение"

Автор: Ирина Владимировна Алексеева

Дата: 03.05.2023

Номер свидетельства: 630763

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 2 класса фгос"
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaiaprogrammadlia2klassafghos"
    ["file_id"] => string(6) "291858"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455193544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по предмету "Чтение и альтернативное чтение""
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_programma_po_predmetu_chtenie_i_alternativnoe_chtenie"
    ["file_id"] => string(6) "592677"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1637909263"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Распорядок дня "
    ["seo_title"] => string(16) "rasporiadok-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "199068"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428509224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства