Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам социальной жизни 5 класс»
Рабочая программа по учебному предмету
«Основы социальной жизни» (предметная область «Человек и общество»)
5 класс (1 вариант)
Пояснительная записка Рабочая программа ориентирована на учебник «Основы социальной жизни» 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под редакцией С.В. Комарова, Е.Л. Александрова, Москва «Просвещение» 2023г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в том числе для проведения самостоятельных и проверочных работ.
Цель: подготовка учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи:
- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; - формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; - формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; - коррекция личностного развития учащегося и подготовка его к самостоятельной жизни.
Количество учебных недель ---34
Количество учебных часов в год ---68
Количество учебных часов в неделю ---2
Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Основы социальной жизни» направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышения уровня общего развития учащихся. Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей учащихся, уровня их знаний и умений. Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, прививается навык к соблюдению санитарно-гигиенических требований. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами средства связи, торговли, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д. Курс «Основы социальной жизни» тесно связан с уроками русского языка (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ), математики (математический расчет по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных средств и т.п.), географии (знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий), биологии ( знакомство с личной гигиеной тела), трудового обучения (выполнение практических заданий по уходу за одеждой).
Обучение носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. При изучении курса "Основы социальной жизни" используется разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, и индивидуальных особенностей учеников. Основной формой организации учебного процесса является урок. Срок реализации настоящей программы 1учебный год. На курс отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Содержание учебного предмета(2 часа в неделю)
1. Введение Название учебного курса; цель нового учебного предмета, его назначение; инструкции по технике безопасности при нахождении в кабинете, правила обучающихся школы.
2. Забота о себе
Личная гигиена. Ее значение для здоровья человека. Правила личной гигиены в течение дня. Утренняя гимнастика. Закаливание. Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног. Правила ухода за полостью рта; правила ухода за ушами. Правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. Правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы.
3. Домоводство
Знать свой домашний почтовый адрес и уметь записывать его. Знать типы жилых помещений, знать название жилых комнат, и их назначение. Гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Виды одежды, назначение. Повседневный уход за одеждой и подготовка ее к хранению. Виды обуви. Уход за обувью. Практические работы - Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды, обуви. - Заполнение почтового адреса на открытке, почтовом конверте и телеграмме».
4. О вкусной и здоровой пище
Значение питания в жизни человека. Место приготовления пищи. Кухонные принадлежности. Столовая и чайная посуда. Сервировка стола обычная и праздничная. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Правила и приемы ухода за посудой. Сервировка стола. Правила поведения за столом.
5. Мир полезных устройств и машин
Виды транспортных средств. Поведение в транспорте. Поведение на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте. Проезд из дома в школу. Расчет стоимости проезда. Средства связи. Практические работы: «Составление маршрута от дома до школы».
6. Семья
Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. Семейные традиции.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Методы:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; - наглядные – наблюдение, демонстрация презентаций, фильмов, наглядные средства обучения; - практические – упражнения, сюжетно-ролевые игры
Технологии:
игровые,
здоровьесберегающие,
личностно – ориентированное обучение,
проблемное обучение,
разноуровневое и дифференцированное обучение,
информационно – коммуникативные технологии
Формы контроля:
§ устный ответ; § самостоятельная работа; § ответ у доски; § различные виды тестов; § проверочная работа;
Планируемые результаты освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями адаптивной основной общеобразовательной программы.
Личностные результаты освоения АООП: - Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; - Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; - Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду; - Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Предметные результаты освоения АООП Минимальный уровень:знание отдельных видов продуктов питания; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; пользование различными средствами связи; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения; знать виды одежды, назначение; знать виды транспорта; уметь называть членов семьи.
Достаточный уровень:
- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытьё посуды и т. п.); навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач; соблюдать правила поведения на дорогах и в транспорте.
Метапредметные результаты освоения АООП:
- готовность сохранять цели учебной деятельности; - готовность следовать заданному алгоритму действий при выполнении типовых учебных заданий; - использование доступных для восприятия и осознания знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач; - овладение доступными логическими действиями и построение элементарных рассуждений по заданному (или освоенному) алгоритму при решении стандартных, практико-ориентированных задач и типичных жизненных ситуаций; - готовность слушать собеседника и отвечать на вопросы, аргументируя свою точку зрения и оценку событий; готовность воспринимать точку зрения другого человека; - овладение доступными начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и повседневной жизненной практикой.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - устанавливать отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - читать; писать; выполнять арифметические действия; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Система оценки достижений обучающихся:
По окончанию темы проводятся письменные проверочные работы для учащихся вариант-1
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия:
1.«Основы социальной жизни» 5 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под ред. С.В. Комарова, Е.Л. Александрова, Москва «Просвещение», 2023г.
Методические пособия:
1.«Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Пособие для учителя/ Под ред. А. М. Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
2.Т.А.Девяткова «СБО в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида» (Москва, Владос, 2005).
3. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003г.
4. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013г.
5. Наглядные плакаты: «Правила личной безопасности», «Поведение при пожаре», «Этикет», «Распорядок дня», «Правила безопасности на дороге» и другие плакаты.
6. Демонстрационный материал по темам: «Одежда», «Питание», «Медицинская помощь», «Транспорт», «Семья, Торговля, Культура, поведения»
Календарно-тематическое планирование по основам социальной жизни 5 класс.
Количество учебных недель ---34
Количество учебных часов в год ---68ч
Количество учебных часов в неделю ---2ч
1 четверть --- 16 ч.
№
Название темы
Кол-во
часов
Дата
план
Дата
факт
1
Раздел «Введение».
Вводный урок. Знакомство с предметом. Вводный инструктаж по охране труда.
1
4.09
2
Раздел «Забота о себе».
Личная гигиена.
1
6.09
3
Предметы и средства личной гигиены.
1
11.09
4
Личные вещи
1
13.09
5
Утренняя гимнастика
1
18.09
6
Закаливание.
1
20.09
7
Забота о руках
1
25.09
8
Забота о ногах.
1
27.09
9
Забота о глазах. Гигиена зрения.
1
2.10
10
Уход за полостью рта.
1
4.10
11
Уход за ушами. Охрана слуха.
1
9.10
12
Уход за волосами.
1
11.10
13
Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие детского организма. Сказка «Как медведь трубку курил».
1
16.10
14
Проверочная работа по теме «Забота о здоровье».
1
18.10
15
Раздел «Домоводство».
Виды жилых помещений в городе и селе.
1
23.10
16
Назначение помещений.
1
25.10
17
2 четверть --- 16ч.
Мой дом. Где я живу.
1
6.11
18
Почтовый адрес школы. Заполнение адреса на конвертах. Практическая работа.
1
8.11
19
Гигиенические требования к жилому помещению.
1
13.11
20
Порядок в доме.
1
15.11
21
Инвентарь и приспособления для уборки.
Правила вытирания пыли, подметания пола.
1
20.11
22
Мой дом.
1
22.11
23
Комнатные растения.
1
27.11
24
Уход за комнатными растениями.
1
29.11
25
Значение одежды, головных уборов.
1
4.12
26
Назначение одежды.
1
6.12
27
Хранение и уход за одеждой.
1
11.12
28
Виды обуви. Повседневный уход за обувью.
1
13.12
29
Важные правила аккуратного человека.
1
18.12
30
Проверочная работа по теме «Домоводство».
1
20.12
31
Раздел «О вкусной и здоровой пище».
Значение питания в жизни человека.
1
25.12
32
Режим питания
1
27.12
3 четверть ---20ч.
33
Место приготовления пищи.
1
15.01
34
Посуда. Правила мытья посуды.
1
17.01
35
Приготовление завтрака.
1
22.01
36
Сервировка стола к завтраку. Практическая работа.
1
24.01
37
Правила поведения за столом.
1
29.01
38
Правила заваривания чая.
1
31.01
39
Приготовление блюд из яиц. Отварные яйца. Практическая работа.