kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по основам социальной жизни 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: подготовить учащихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни  и трудовой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам социальной жизни 5 класс»









Рабочая программа по учебному предмету

«Основы социальной жизни» (предметная область «Человек и общество»)


5 класс (1 вариант)


















Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на учебник «Основы социальной жизни» 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под редакцией С.В. Комарова, Е.Л. Александрова, Москва «Просвещение» 2023г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в том числе для проведения самостоятельных и проверочных работ.

Цель: подготовка учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

 Задачи:

- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; - формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; - формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; - коррекция личностного развития учащегося и подготовка его к самостоятельной жизни.

Количество учебных недель ---34

Количество учебных часов в год ---68

Количество учебных часов в неделю ---2


Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала.


Общая характеристика учебного предмета.


Курс «Основы социальной жизни» направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышения уровня общего развития учащихся. Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей учащихся, уровня их знаний и умений. Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, прививается навык к соблюдению санитарно-гигиенических требований. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами средства связи, торговли, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д. Курс «Основы социальной жизни» тесно связан с уроками русского языка (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ), математики (математический расчет по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных средств и т.п.), географии (знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий), биологии ( знакомство с личной гигиеной тела), трудового обучения (выполнение практических заданий по уходу за одеждой).

Обучение носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. При изучении курса "Основы социальной жизни" используется разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, и индивидуальных особенностей учеников. Основной формой организации учебного процесса является урок. Срок реализации настоящей программы 1учебный год. На курс отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.


Содержание учебного предмета (2 часа в неделю)

1. Введение Название учебного курса; цель нового учебного предмета, его назначение; инструкции по технике безопасности при нахождении в кабинете, правила обучающихся школы.

2. Забота о себе

Личная гигиена. Ее значение для здоровья человека. Правила личной гигиены в течение дня. Утренняя гимнастика. Закаливание. Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног. Правила ухода за полостью рта; правила ухода за ушами. Правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. Правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы.

3. Домоводство

Знать свой домашний почтовый адрес и уметь записывать его. Знать типы жилых помещений, знать название жилых комнат, и их назначение. Гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Виды одежды, назначение. Повседневный уход за одеждой и подготовка ее к хранению. Виды обуви. Уход за обувью. Практические работы - Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды, обуви. - Заполнение почтового адреса на открытке, почтовом конверте и телеграмме».

4. О вкусной и здоровой пище

Значение питания в жизни человека. Место приготовления пищи. Кухонные принадлежности. Столовая и чайная посуда. Сервировка стола обычная и праздничная. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Правила и приемы ухода за посудой. Сервировка стола. Правила поведения за столом.

5. Мир полезных устройств и машин

Виды транспортных средств. Поведение в транспорте. Поведение на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте. Проезд из дома в школу. Расчет стоимости проезда. Средства связи. Практические работы: «Составление маршрута от дома до школы».

6. Семья

Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. Семейные традиции.





Основные направления коррекционной работы:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания;

  2. развитие пространственных представлений и ориентации;

  3. развитие основных мыслительных операций;

  4. развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  5. коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  6. обогащение словаря;

  7. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Методы:

- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; - наглядные – наблюдение, демонстрация презентаций, фильмов, наглядные средства обучения; - практические – упражнения, сюжетно-ролевые игры

Технологии:

  • игровые,

  • здоровьесберегающие,

  • личностно – ориентированное обучение,

  • проблемное обучение,

  • разноуровневое и дифференцированное обучение,

  • информационно – коммуникативные технологии

Формы контроля:

§ устный ответ; §  самостоятельная работа; §  ответ у доски; §  различные виды тестов; §  проверочная работа;


Планируемые результаты освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями адаптивной основной общеобразовательной программы.



Личностные результаты освоения АООП: - Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; - Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; - Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду; - Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).

Предметные результаты освоения АООП Минимальный уровень: знание отдельных видов продуктов питания; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; пользование различными средствами связи; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения; знать виды одежды, назначение; знать виды транспорта; уметь называть членов семьи.

Достаточный уровень:

- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытьё посуды и т. п.); навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач; соблюдать правила поведения на дорогах и в транспорте.

Метапредметные результаты освоения АООП:

- готовность сохранять цели учебной деятельности; - готовность следовать заданному алгоритму действий при выполнении типовых учебных заданий; - использование доступных для восприятия и осознания знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач; - овладение доступными логическими действиями и построение элементарных рассуждений по заданному (или освоенному) алгоритму при решении стандартных, практико-ориентированных задач и типичных жизненных ситуаций; - готовность слушать собеседника и отвечать на вопросы, аргументируя свою точку зрения и оценку событий; готовность воспринимать точку зрения другого человека; - овладение доступными начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и повседневной жизненной практикой.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - устанавливать отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - читать; писать; выполнять арифметические действия; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Система оценки достижений обучающихся:

По окончанию темы проводятся письменные проверочные работы для учащихся вариант-1


Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Учебные пособия:

1.«Основы социальной жизни» 5 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под ред. С.В. Комарова, Е.Л. Александрова, Москва «Просвещение», 2023г.

Методические пособия:


1.«Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Пособие для учителя/ Под ред. А. М. Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

2.Т.А.Девяткова «СБО в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида» (Москва, Владос, 2005).

3. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003г.


4. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013г.


5. Наглядные плакаты: «Правила личной безопасности», «Поведение при пожаре», «Этикет», «Распорядок дня», «Правила безопасности на дороге» и другие плакаты.

6. Демонстрационный материал по темам: «Одежда», «Питание», «Медицинская помощь», «Транспорт», «Семья, Торговля, Культура, поведения»











Календарно-тематическое планирование по основам социальной жизни 5 класс.

Количество учебных недель ---34

Количество учебных часов в год ---68ч

Количество учебных часов в неделю ---2ч

1 четверть --- 16 ч.


Название темы

Кол-во

часов

Дата

план

Дата

факт


1

Раздел «Введение».

Вводный урок. Знакомство с предметом. Вводный инструктаж по охране труда.


1


4.09


2

Раздел «Забота о себе».

Личная гигиена.

1

6.09


3

Предметы и средства личной гигиены.

1

11.09


4

Личные вещи

1

13.09


5

Утренняя гимнастика

1

18.09


6

Закаливание.

1

20.09


7

Забота о руках

1

25.09


8

Забота о ногах.

1

27.09


9

Забота о глазах. Гигиена зрения.

1

2.10


10

Уход за полостью рта.

1

4.10


11

Уход за ушами. Охрана слуха.

1

9.10


12

Уход за волосами.

1

11.10


13

Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие детского организма. Сказка «Как медведь трубку курил».

1

16.10


14

Проверочная работа по теме «Забота о здоровье».

1

18.10



15

Раздел «Домоводство».

Виды жилых помещений в городе и селе.


1

23.10


16

Назначение помещений.

1

25.10



17

2 четверть --- 16ч.

Мой дом. Где я живу.


1

6.11


18

Почтовый адрес школы. Заполнение адреса на конвертах. Практическая работа.

1

8.11


19

Гигиенические требования к жилому помещению.

1

13.11


20

Порядок в доме.

1

15.11


21

Инвентарь и приспособления для уборки.

Правила вытирания пыли, подметания пола.

1

20.11


22

Мой дом.

1

22.11


23

Комнатные растения.

1

27.11


24

Уход за комнатными растениями.

1

29.11


25

Значение одежды, головных уборов.

1

4.12


26

Назначение одежды.

1

6.12


27

Хранение и уход за одеждой.

1

11.12


28

Виды обуви. Повседневный уход за обувью.

1

13.12


29

Важные правила аккуратного человека.

1

18.12


30

Проверочная работа по теме «Домоводство».

1

20.12



31

Раздел «О вкусной и здоровой пище».

Значение питания в жизни человека.

1

25.12


32

Режим питания

1

27.12



3 четверть ---20ч.




33

Место приготовления пищи.

1

15.01


34

Посуда. Правила мытья посуды.

1

17.01


35

Приготовление завтрака.

1

22.01


36

Сервировка стола к завтраку. Практическая работа.

1

24.01


37

Правила поведения за столом.

1

29.01


38

Правила заваривания чая.

1

31.01


39

Приготовление блюд из яиц. Отварные яйца. Практическая работа.

1

5.02


40

Бутерброды.

1

7.02


41

Полезные и вредные продукты.

1

12.02


42

Приготовление салатов.

1

14.02


43

Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

1

19.02


44

Проверочная работа по теме «О вкусной и здоровой пище»

1

21.02



45

Раздел «Мир полезных устройств и машин».

Виды транспортных средств.


1

26.02


46

Поведение в транспорте.

1

28.02


47

На заметку пассажиру.

1

5.03


48

Дорожные знаки.

1

7.03


49

Внимание! Светофор.

1

12.03


50

Виды городского транспорта.

1

14.03


51

Правила дорожного движения.

1

19.03


52

Проверочная работа за 3 четверть.

1

21.03



53

4 четверть ---15ч.

Оплата проезда на всех видах городского транспорта.


1

2.04


54

Правила поведения в транспорте.

1

4.04


55

Проезд из дома в школу. Расчет стоимости проезда.

1

9.04


56

«Составление маршрута от дома до школы». Практическая работа.

1

11.04


57

Средства связи.

1

16.04


58

Культура разговора по телефону.

1

18.04


59

Экскурсия на почту.

1

23.04


60

Проверочная работа по теме «Мир полезных устройств и машин».

1

25.04



61

Раздел «Семья».

Семья. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества.


1

30.04


62

Семья, родственные отношения в семье.

1

2.05


63

Место работы каждого члена семьи.

1

7.05


64

Состав семьи учащихся, взаимоотношение в семье.

1

14.05


65

Семейные традиции.

1

16.05


66

Итоговая проверочная работа за год.

1

21.05


67

Повторение. Итоговый урок по теме «Чему научились».

1

23.05



Всего:

67ч.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по основам социальной жизни 5 класс

Автор: Смирнова Елена Николаевна

Дата: 12.08.2025

Номер свидетельства: 673154

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по обществознанию 6 класс."
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu6klass"
    ["file_id"] => string(6) "267167"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450301712"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по технологии 7 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_tekhnologii_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "512145"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1558723025"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по технологии 6 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_tekhnologii_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "512144"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1558722804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В. Пасечник "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-8-klass-umk-v-v-pasiechnik"
    ["file_id"] => string(6) "201789"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429115482"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства