kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для проведения индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи с обучающимися 4 класса школы глухих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 4 классе.»

Областное государственное казённое образовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 87».


Согласовано Утверждено

Заместитель директора по УР Директор

_________ О.В. Кулакова _________Е.В. Пронина



Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

(индивидуальные занятия)

для обучающихся 4А класса.



Учитель-разработчик:

учитель – дефектолог Колесова И.В.


Рассмотрено и утверждено

на заседании МО учителей

начальных классов и ФРС и ПСУР

Протокол № ____

от ________________

Председатель МО__________ И.В. Хабирова









г. Ульяновск

2022г




п/п

Содержание

Стр.

1.

Титульный лист

1-2

2.

Пояснительная записка

3-6

3.

Учебно-тематический план

6-7

4.

Содержание учебного курса

8-14

5.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала.

15-17

6.

Технологии комплексной оценки результатов освоения учащимися программного материала

17-19

7.

Контрольно-измерительные материалы

19-20

8.

Список литературы

21-22

9.

Оборудование

23



















  1. Пояснительная записка

Учебный предмет по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (далее ФРС и ПСУР) относится к коррекционно-развивающей области внеурочной деятельности и реализуется на индивидуальных занятиях как в первую, так и во вторую половину дня. На каждого ребёнка учебным планом предусмотрено по 3 часа в неделю индивидуальной работы. Учебный предмет состоит из двух взаимосвязанных разделов: формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны речи. Время, отведенное на эти разделы на индивидуальных занятиях, делится пополам: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени – на работу по обучению произношению. При этом в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи ученики систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи; при обучении произношению они учатся различать и опознавать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.

Задачи курса:

-формирование у глухих школьников речевого слуха,

-создание на этой базе качественной новой слухозрительной основы восприятия устной речи,

-развитие умений вероятностного прогнозирования речевой информации на основе речевого и внеречевого контекстов;

-формирование произносительной стороны речи, достижение детьми достаточно внятного и естественного воспроизведения устной речи;

-развитие самостоятельного моделирования высказываний, их актуализация в собственной речи;

-формирование личностных качеств, необходимых обучающимся для активной устной коммуникации.

На индивидуальных занятиях осуществляется обучение восприятию речевого материала на слух (с помощью звукоусиливающей аппаратуры – стационарной и или индивидуальных слуховых аппаратов), что способствует созданию качественно новой слухозрительной основы восприятия устной речи, а также обучение произношению, развитие умений пользоваться слуховыми аппаратами, проводится работа по активизации устной коммуникации, навыков речевого поведения. У обучающихся целенаправленно развивается мотивация к овладению восприятием и воспроизведением устной речи.

При характеристике системы работы по развитию слухового восприятия у глухих обучающихся используются определенные термины, раскрывающие ее особенности:

  • слуховой словарь – это речевой материал (слова, словосочетания и фразы), который воспринимается учащимися на слух в процессе специальной слуховой тренировки;

  • речевой материал, знакомый по звучанию, - это материал, неоднократно воспринимающийся учащимися в различных модальностях: слухозрительно и на слух;

  • речевой материал, незнакомый по звучанию, - это материал, предъявляющийся школьникам сразу на слух, без предварительного слухозрительного восприятия;

  • различение - восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию; осуществляется в ситуации ограниченного наглядного выбора при использовании предметов, картинок, табличек с написанным речевым материалом и др.;

  • опознавание - восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию вне ситуации наглядного выбора;

  • распознавание – восприятие на слух речевого материала, который не использовался в процессе слуховой тренировки, т. е. незнакомого учащемуся по звучанию; осуществляется вне ситуации наглядного выбора.

Система работы по развитию восприятия устной речи у глухих обучающихся предполагает поэтапное формирование речевого слуха. В основной период глухие школьники с помощью звукоусиливающей аппаратуры учатся различать, опознавать и распознавать на слух речевой материал (фразы, слова, словосочетания) при расширении его лексического состава, усложнении грамматических и синтаксических конструкций. Основным способом восприятия речевого материала является слухо-зрительный. Важнейшее значение придается обучению распознаванию на слух речевого материала, которое включается в содержание индивидуальных занятий, когда у глухого ребенка накоплен определенный слуховой словарь, сформированы умения различения и опознавания его на слух. В содержание работы включаются также тексты диалогического и монологического характера, объем которых постепенно увеличивается (с учетом слухоречевого развития обучающихся). Важное значение придается развитию у школьников умений говорить грамотно и достаточно внятно, реализуя произносительные возможности.

При подборе речевого материала учитывается, прежде всего, его знакомость и необходимость детям для устной коммуникации на уроках, занятиях, во внеурочное время Дети также учатся воспринимать на слух слоги, слогосочетания и даже отдельные звуки в процессе работы по формированию, коррекции и автоматизации произносительных навыков, а также при исправлении в речи грамматических ошибок.

Обучение произношению направлено на развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Развитие у глухих внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими.

В процессе обучения произношению реализуются аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный метод. Большое значение придается выработке у учащихся соответствующих слуховых дифференцировок (при использовании звукоусиливающей аппаратуры); в процессе обучения произношению применяются специальные компьютерные программы, визуальные приборы, при необходимости применяются вибротактильные устройства.

Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы, направленных на формирование у обучающихся умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы; формирование и развитие умений пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте; развитие навыков правильного воспроизведения звукового состава речи и ее ритмико –интонационной структуры, слов и фраз. В процессе обучения на каждом занятии используются разные виды речевой деятельности (от менее самостоятельных – подражание, чтение, к более самостоятельным – называние картинок, рядовая речь, ответы на вопросы, самостоятельная речь) и различные виды работы, способствующие развитию у детей интереса и высокой работоспособности на занятии.

Важное значение придается формированию у обучающихся самоконтроля произносительной стороны речи.

В ходе всего образовательно – коррекционного процесса обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются к максимальной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи, к формированию естественной манере речи, умению пользоваться при передаче речевой информации соответствующими неречевыми средствами – выражением лица, позой, естественными жестами.

Сроки усвоения глухими школьниками звукового состава речи зависят от индивидуальных особенностей учащихся. При этом на всех годах обучения реализуются единые требования к воспроизведению слов - слитно, в нормальном темпе (или приближающемся к нормальному), с ударением, соблюдением орфоэпических норм, а также фраз - слитно, в нормальном темпе (или приближающемся к нормальному), выделяя логическое и синтагматическое ударение, по возможности, передавая в речи мелодический контур фраз. В процессе обучения произношению реализуется индивидуально – дифференцированный подход. Планирование работы над произношением каждого обучающегося осуществляется с учетом фактического состояния его произносительной стороны речи, особенностей психофизического и слухоречевого развития.

Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны устной речи учащихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и звуки; в процессе обучения используются короткие тексты диалогического и монологического характера, стихотворения и др. Речевой материал отбирается с учетом знакомости детям и необходимости им в общении в различных видах учебной и внеурочной деятельности, соответствия фонетической задачи занятия.

Календарное планирование осуществляется по полугодиям, план работы по произношению составляется для каждого обучающегося с учетом результатов обследования восприятия и воспроизведение им устной речи, его индивидуальных особенностей. Мониторинг результатов овладения обучающимися восприятием и воспроизведением устной речи проводится в течение учебного года и фиксируется в фонетических дневниках. Кроме этого в начале каждого полугодия проводится обследование произносительной стороны речи. Результаты контрольных проверок, анализ достижения каждым обучающимся планируемых результатов обучения, причин неуспешности учеников и др. отражаются в слухо-речевых делах. В конце учебного года составляется характеристика слухоречевого развития каждого обучающегося, отражающая динамику формирования речевого слуха, слухо-зрительного восприятия речи, ее произносительной стороны, особенности овладения программным материалом, достижение обучающимся планируемых личностных и метапредметных результатов обучения.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи относятся к коррекционно-развивающей области внеурочной деятельности и планируются из расчёта

3-х часов в неделю на каждого учащегося.

2.Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование тем

Кол-во ч. (на1ч.)

Кал.

сроки

Харктеристика деятельности

учащихся

Формы

контроля

1.

Обследование произносительной стороны речи.


Восприятие речи окружающих на слухозри-тельной основе (с помощью звуко-усиливающей аппаратуры); при ответной реакции на воспринятое отвечать на вопросы (кратко и полно), выполнять задания и давать речевые отчеты (краткие и полные), повторять сообще-ния, грамотно оформлять свои высказывания, говорить достато-чно внятно и естественно.

Овладение словесной речью в общении. Исполь-зование словесной речи для установ-ления контакта со взрослыми, детьми. Овладение коммуникативными умениями.

Воспроизведение речевого материала достаточно внятно и естественно при реализации обучающимся произносительных возможностей. Положительное эмоциональное отношение к словесной речи.

Потребность в речи, в расширении словарного запаса Мотивированность речевых действий.

Формирование навыков самоконтроля произносительной стороны речи.

Оформление профиля произношения

2.

Тема 1: « Первое сентября».

3 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

3.

Тема 2: «Школьная жизнь».

7 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

4.

Тема 3: «Сезонные изменения в природе. Осень».

8 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

5.

Тема 4: «Речевой материал, связанный с уроками математики»

6 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

6.

Тема 5: «Сезонные изменения в природе.

Зима.»

6 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

7.

Тема 6: «Мой дом».


10 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

8.

Подготовка к контрольной работе

2 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

9.

Контрольная работа за 1-ое полугодие

1 ч


Протокол контрольной работы

10.

Обследование произносительной стороны речи.


Оформление профиля произношения.

11.

Тема 6. «Зимние каникулы».


6 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

12.

Тема 8: « Мои друзья».

6 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

13.

Тема 9: «Февраль – последний месяц зимы».



8 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

14.

Тема 10: «Весна. 8 Марта».


8 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

15.

Тема 11: «Весна. Каникулы».

7 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

16.

Тема 12: «Транспорт».

12 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

17.

Тема 13: «Летние каникулы».

6 ч


Различение речевого материала на слух и сл/зр

18.

Повторение



19.

Контрольная работа за 2-ое полугодие


Протокол контрольной работы


Итого:

102 ч





3. Содержание учебного курса.

Тема 1: « Первое сентября» - 3 ч.

Вопросы и фразы.

1) 1 сентября – День Знаний.

2)1 сентября начинается новый учебный год.

3) Дети идут в школу.

4) Школа встречает своих учеников.

5) В школе чисто и красиво.

6) Летом ребята хорошо отдохнули.

7) Ребята будут хорошо учиться.

8) Как ты провёл летние каникулы?

9) Где ты отдыхал летом? (на море, в деревне, дома, в другом городе).


Тема 2: «Школьная жизнь» -7 ч.

Словарь: урок, перемена, первый (второй, третий, четвёртый, пятый, шестой) урок, далеко, близко, время, выходной день.

Вопросы и фразы.

1) Какие сегодня (завтра) уроки?

2) Спроси, какие завтра будут уроки.

3) Сколько сегодня уроков?

4) Что интересного ты узнал на уроке чтения (развития речи)?

5) Ты живёшь далеко от школы?

6) Сколько времени ты тратишь на дорогу?

7) Попроси Галю помочь (нарисовать, решить).

8) Какой вид спорта ты любишь?

9) Каким видом спорта ты занимаешься?

10) Как ты провёл выходной день?

Текст.

В восемь часов тридцать минут утра в нашей школе звенит звонок и начинается первый урок. Ребята все готовы к уроку. На уроке ребята узнают много нового и интересного. Урок продолжается 40 минут. После урока наступает перемена. На перемене можно отдохнуть, поиграть.

Вопросы и задания по тексту.

1) Когда начинается первый урок?

2) Покажи на часах: 8 часов 30 минут.

3) Сколько времени продолжается урок?

4) Что ты делаешь на перемене?


Тема 3: «Сезонные изменения в природе. Осень» - 8ч.

Словарь: ранняя, золотая, поздняя осень; короче – длиннее; поспевают овощи и фрукты; слабо, часто, урожай.

Вопросы и фразы.

-1) Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.

2) Когда бывает ранняя осень? (поздняя осень)

3) Осенью дни становятся короче, а ночи – длиннее.

4) Осенью солнце греет слабо.

5) Осенью часто идёт дождь.

6) Осенью дует холодный ветер.

7) Тебе нравится осень?

8) Осенью в садах и огородах поспевают овощи и фрукты.

9) Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха на улице. (в комнате)

10) Какие листья на деревьях осенью? (летом)

Текст 1.

Наступила ранняя осень. Дни осенью стали короче, а ночи длиннее. Солнце греет слабее. Иногда идёт дождь. Начинается листопад. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают на землю. Птицы улетают в дальние тёплые страны. В садах и огородах созрели овощи и фрукты. Колхозники убирают урожай.

Текст 2.

Наступила золотая осень. Пора начинать уборку урожая. В садах собирают яблоки. На полях убирают картофель, свёклу, морковь, капусту. Богатый урожай вырастили в селе.

Текст 3.

Осень. Сухие листья опадают. Ребята сгребают листья в кучи. Взрослые окапывают деревья.


Тема 4: «Речевой материал, связанный с уроками математики» - 6ч.

Словарь: сантиметр, час, секунда, окружность, сумма, разность, однозначное, двузначное, трёхзначное число.

Вопросы, задания, фразы.

1) Отмерь полоску бумаги длинной 5 см, шириной 2 см.

2) Начерти окружность, (квадрат, прямоугольник, треугольник)

3) Найди сумму сторон квадрата.

4) Измерь расстояние между двумя точками.

5) Назови однозначное (двузначное, трёхзначное) число .

6) Найди сумму,( разность) чисел.

7) Какие ты знаешь меры длины ( времени)?

8) В минуте 60 секунд.

9) В часе 60 минут.

10) Сколько дней в году? ( в неделе, месяце)

11) Сейчас двадцать минут второго.


Тема 5: «Сезонные изменения в природе. Зима» - 6 ч.

Словарь: зима – зимний, снег – снежный, снежки, снеговик, Снегурочка,

снежинка, пушистый, лыжи, коньки, санки, мороз – морозный, играть в снежки, лепить снеговика, кататься на лыжах, кататься на коньках, кататься на санках.

Фразы разговорно-обиходного характера.

1) Снег покрыл землю.

2) Пушистый снег покрыл землю.

3) Зимой часто бывают морозы и метели.

4) Зимой дни короткие, а ночи длинные.

5) Тебе нравится зима?

6) Как называются зимние месяцы?

7) Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.

8) Ты любишь кататься на лыжах?

9) Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха на улице?

( в классе?)

Текст.

Зима. Солнце светит мало. Дни короткие, а ночи длинные. Снег покрыл землю.

Часто бывают морозы и метели. Люди надели тёплую одежду. Дети весело играют в снежки, катаются на санках, на лыжах, на коньках. Мальчики лепят снеговика.

Вопросы и задания.

1) Какое время года?

2) Зимой дни короткие, а ночи какие?

3) Как одеваются люди зимой?

4) Что делают дети зимой?

Тема 6: «Мой дом» -10 ч.

Словарь: дом, квартира, номер, адрес, этаж, первый (второй, третий, четвёртый, пятый) этаж, газ, горячая вода.

Фразы разговорно-обиходного характера.

1) Какой номер вашего дома?

2) Какой номер вашей квартиры?

3) Скажи свой адрес.

4) У вас в квартире есть газ, горячая вода?

5) На каком этаже ты живёшь?

6) Сколько этажей в вашем доме?

7) Сколько комнат в вашей квартире?

Текст.

Вова написал другу письмо.

« Дорогой Олег! Я рад, что ты будешь жить в новой квартире. Поздравляю тебя с новосельем. Напиши, какая новая квартира, на каком этаже, сколько комнат.

Олег прочитал письмо и написал ответ.

« Дорогой Вова! Спасибо за поздравление. Да, мы купили новую квартиру. Квартира на третьем этаже. Она большая, светлая. В квартире две комнаты, есть газ, горячая вода. Приезжай посмотреть новую квартиру.

Задания.

- Составь предложение со словами: буду, новой, жить, в, я, квартире.

- Составь предложение со словосочетанием: новая квартира

- Послушай, повтори, что ответил Олег.

- Прочитай письмо, которое написал Олег.

- Прочитай письмо, которое написал Вова.

- Сколько предложений в письме Олега?

- Сколько предложений в письме Вовы?

- Составь предложение со словосочетаниями: на втором этаже,

три комнаты.

Тема 7: «Зимние каникулы» - 6 ч.

Словарь: начало - начались, конец - закончились, продолжались, на ёлке было много игрушек, вечером ёлка светилась разноцветными огнями, Дед Мороз, Снегурочка.

Вопросы.

1) Какое сейчас время года?

2) Какие были каникулы?

3) Когда начались каникулы?

4) Когда закончились каникулы?

5) Сколько дней продолжались зимние каникулы?

6) Чем ты занималась во время зимних каникул?

7) Ты ходила на ёлку в центр?

8) Тебе понравилась ёлка?

9) Возле ёлки были Дед Мороз и Снегурочка?

10) Ты видела возле ёлки лошадку?

11) Ты каталась на лошадке?

12) У тебя есть коньки?

13) Ты ходила на каток?

14) Ты каталась на коньках?

15) Тебе понравились зимние каникулы?

Тема 8: «Мои друзья» - 6 ч.

Фразы разговорно-обиходного характера.

1) У тебя есть подруга (друг)?

2) С кем из ребят вашего класса ты дружишь?

3) Кто твой друг (твоя подруга)?

4) Когда тебе исполнится 11 лет? (Осенью, зимой, весной, летом).

5) Тебе уже исполнилось 11 лет?

Текст.

Мою подругу зовут Таня.

У Тани вчера был день рождения.

Тане вчера исполнилось 11 лет.

Таня пригласила в гости всех ребят из класса.

Ребята поздравили Таню, подарили цветы, конфеты, книги, игрушки.

Таня угощала ребят чаем, конфетами, тортом, фруктами.

Потом ребята играли, танцевали.

Всем было очень весело.

Вопросы.

- Как зовут подругу?

- Сколько Тане исполнилось лет?

- Кого Таня пригласила в гости?

- Что ребята подарили Тане?

- Чем Таня угощала ребят?

- Что делали ребята потом?

Тема 9: «Февраль – последний месяц зимы» - 8 ч.

Словарь: зима, снег, пушистый снег, кататься на коньках, кататься с горки,

кататься на санках, снеговик, лепить снеговика, играть в снежки.

Фразы.

1) Какое сегодня число?

2) Какой скоро будет праздник?

3) День Защитника Отечества.

4) Какой сейчас месяц?

5) Февраль – последний месяц зимы.

6) Сколько в феврале дней?

7) Скоро придёт весна.

8) Тебе нравится зима?

9) У тебя есть коньки?

10) Ты любишь кататься на коньках?

Текст.

Зима. Пушистый снег покрыл землю. Ребята вышли на улицу кататься на коньках. Девочки катаются с горки на санках. Мальчики лепят снеговика. Потом ребята будут играть в снежки. Весело ребятам зимой.

Вопросы к тексту.

- Какое время года?

- Прочитай о снеге.

- Кто вышел на улицу кататься на коньках?

- Что делают девочки?

- Что делают мальчики?

- Что ребята будут делать потом?

- Весело ребятам зимой?

Задания:

- Напиши: Ребята вышли на улицу кататься на коньках.

- Нарисуй: Девочки катаются с горки на санках.

- Перескажи текст.


Тема 10: « Весна. 8 Марта» -8 ч.

Словарь: весна-весенний, таять-растаять, листья-листочки, мало-много, снег начинает таять, снег растаял, снега совсем мало, снега нет, строить гнёзда; добрая, заботливая, ласковая, нежная строгая, праздник, стихотворение.

Фразы разговорно-обиходного характера.

1) Какое время года наступило?

2) Тебе нравится весна?

3) Какой праздник будет в конце этой недели?

4) Кого поздравляют в этот день?

5) Что ты хочешь пожелать маме в День 8 Марта?

6) Какая твоя мама?

7) Моя мама добрая, заботливая, ласковая, нежная, бывает строгая.

8) Ты знаешь стихотворение о маме?

Текст.

Наступила весна. Весной дни становятся длиннее, а ночи короче. В марте снег начинает таять, а в апреле снега становится совсем мало. Из тёплых стран прилетают птицы. На деревьях появляются листочки. Весной окапывают деревья, кусты, сажают цветы, сжигают сухие ветки, листья.

Задания:

- Напиши: На деревьях появляются листочки.

- Нарисуй: Ребята окапывают деревья.

- Когда начинает таять снег?


Тема 11: «Весна. Каникулы» - 7 ч.

Фразы разговорно-обиходного характера.

1) Какое время года наступило?

2) Тебе нравится весна?

3) Весной дни становятся длиннее, а ночи короче.

4) В марте снег начинает таять.

5) В апреле снега совсем мало.

6) Почему весной растения хорошо растут?

7) Весной из тёплых стран прилетают птицы,

8) Весной птицы строят гнёзда.

9) Весной окапывают деревья, кусты, сажают цветы.

10) Весной сжигают сухие ветки, сухие листья.

11) Весной на деревьях появляются листочки.

12) Назови весенние месяцы.

13) Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха на улице.

14) Когда начинаются весенние каникулы?

15) Через сколько дней начнутся каникулы?

16) Что ты будешь делать в весенние каникулы?


Тема 12: «Транспорт»-12 ч.

Словарь: транспорт, светофор, переходить улицу, автобус, трамвай, троллейбус, ехать автобусом, ехать трамваем.

Фразы разговорно-обиходного характера.

1) Улицу можно переходить на зелёный свет светофора.

2) Нельзя переходить улицу на красный свет светофора.

3) Твой дом далеко от школы?

4) Где ты живёшь?

5) Каким транспортом ты едешь в школу?

6) Я еду в школу автобусом.

7) Я иду в школу пешком.

8) Сколько времени ты тратишь на дорогу?

Текст№1

Пошли ребята гулять. Дошли до угла. На углу – светофор. На светофоре горит красный свет. Нельзя переходить улицу. Остановились ребята, ждут. Красный свет погас, зажёгся жёлтый свет. Ребята опять ждут. Нельзя переходить улицу.

Зажёгся зелёный свет. Можно переходить улицу. Ребята спокойно перешли улицу.

Вопросы и задания.

- Куда пошли ребята?

- Что они увидели?

- Нарисуй светофор.

- Что означает красный свет светофора?

- Что означает жёлтый свет светофора?

- Что означает зелёный свет светофора?

Текст №2.

Коля живёт далеко от школы. Сначала он едет автобусом, а потом трамваем.

А Валя живёт близко от школы. Она ходит в школу пешком.

Вопросы.

- Как добирается Коля до школы?

- Как добирается до школы Валя?

- Как ты добираешься до школы?

Тема 13: «Летние каникулы» -6 ч

Фразы разговорно-обиходного характера.

- Июнь, июль, август – летние месяцы.

- Назови летние, (зимние, весенние, осенние) месяцы.

- Когда начинаются летние каникулы?

- Через … начнутся летние каникулы.

- Куда ты поедешь отдыхать?

- Где ты отдыхал в прошлом году?

- Что ты думаешь делать летом?

- Что тебе хочется делать в летние каникулы?

- В каком классе ты будешь учиться на следующий год?

Текст.

Летом Ваня поедет в деревню. Маша и Коля будут отдыхать летом на даче. А Соня с мамой поедут на юг. Саша во время летних каникул будет жить у бабушки в деревне. Остальные ребята поедут в лагерь.

Вопросы по тексту.

- Куда поедет Ваня?

- Кто будет отдыхать летом у бабушки в деревне?

- Куда поедут Соня с мамой?

- Где будут отдыхать летом Маша и Коля ( остальные ребята)?

- Как ты будешь отдыхать?

- Прочитай рассказ.

- Выбери картинки о природе летом ( весной, зимой, осенью).



Формирование произносительной стороны устной речи.

Изучаемые разделы и темы.

Совершенствование ранее усвоенных произносительных навыков.

Правильное пользование речевым дыханием, слитное произнесение сдогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звуков типа папа… до 8-10 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звуков типа саса до 4-6 слогов), слов и коротких фраз.

Произнесение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, сохраняя одинаковую высоту тона на разных гласных, а также согласных, произносимых с голосом (М, Н, В) под контролем учителя и самостоятельно; изменение голоса по силе (нормальный, громкий, тихий); по высоте (нормальный, более высокий, более низкий в пределах естественного диапазона), сохраняя нормальный тембр, а также произнесение речевого материала шёпотом в зависимости от требований учителя.

Различение на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: слитности и пауз (по подражанию учителю и самостоятельно), краткого и долгого произнесения отдельных звуков, выделения ударного слога (за счёт более длительного и громкого его произнесения) в ряду слогов, в дву-, трёхсложных словах (с помощью учителя, по графическому знаку и самостоятельно), логического и синтагматического ударений во фразах (с помощью учителя и самостоятельно), повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации (по подражанию), изменения темпа речи (нормальный – медленный – быстрый).

Воспроизведение в речевом материале звуков Ы,Щ, мягких согласных в открытых и закрытых слогах (например, Ваня, тётя, встань, девять); дифференцированное произнесение в слогах, словах гласные звуки, включая И-Ы, согласные звуки С-З, Ш-Ж; слитное произнесение разного типа сочетания согласных (в одном слове и на стыке слов).

Произнесение слов слитно, с ударением (с помощью учителя, по графическому знаку и самостоятельно), реализуя возможности соблюдения их звукового состава (точно или приближённо с использованием регламентированных замен), соблюдая орфоэпические правила: безударное

О как А; оглушение звонких согласных на конце слов и перед глухими согласными, опускание непроизносимых согласных (по подражанию учителю, по надстрочному знаку и самостоятельно), произнесение окончаний –ТСЯ и –ТЬСЯ как ЦА; -ОГО, -ЕГО как –ОВА, -ЕВА (по надстрочному знаку и самостоятельно); произнесение двойных согласных как один долгий звук.

Произнесение коротких фраз слитно, деление более длинных фраз на синтагмы (слова или группы слов до8-10 слогов), выделение логического и синтагматического ударения (по подражанию учителю и самостоятельно).

Передача в речи различных эмоциональных оттенков высказывания: радость, огорчение, удивление, растерянность, испуг и др. (по подражанию учителю и самостоятельно).

Использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, мимики – по подражанию учителю). Темы, изучаемые в данном направлении, отражены в календарно-тематическом планировании и являются неотъемлемой составляющей каждого индивидуального занятия по ФРС и ПСУР.


4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала.

Личностные результаты:

- готовность и способность глухого ребенка к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;

- развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

-умение выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, слабослышащий, глухой), владения разными средствами общения;

умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию на основе словесной речи (в устной и письменной формах) как средство достижения цели, использование в речевом общении устно-дактильной формы речи как вспомогательной;

- умение получать и уточнять информацию от собеседника в ходе коммуникации на основе словесной речи на знакомые ребенку темы, извлекать значимую информацию из общения, соотносить его цель и результат.



Метапредметные результаты:

-освоение глухими учащимися универсальными учебными коммуникативными действиями ;

- использование глухими обучающимися в межличностном общении с детьми и взрослыми с нормальным и нарушенным слухом разных видов речи с учетом владения ими партнерами по общению и особенностей коммуникативной ситуации с целью реализации ребенком собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей, разрешения возникающих трудностей и др.;

- развитие умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и др.);

- умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие, предложить помощь и т. д.

- умение использовать письменную коммуникацию для решения актуальных жизненных задач, включая коммуникацию в сети Интернет.

Предметные результаты:

- освоение глухими обучающимся знаниевого компонента образования по образовательной области «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»;

-целенаправленное и систематическое развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку, как важного условия овладения обучающимися устной речью, речевым поведением, их более полноценного развития, качественного образования, социальной адаптации;

-слухозрительное восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) знакомого речевого материала разговорного и учебно – делового характера;

- различение, опознавание и распознавание на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие коротких текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности;

-опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку;

-ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий;

- при затруднении в восприятии речевой информации выражение в устных высказываниях непонимания;

-произнесение речевого материала достаточно внятно, по –возможности, естественно, используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации и реализуя сформированные произносительные умения, в том числе, с использованием элементарных навыков самоконтроля;

-умения вступать в элементарную устную коммуникацию с детьми и взрослыми.


5.Технологии комплексной оценки результатов освоения учащимися программного материала.


Метод аудирования при оценке внятности произношения глухих детей – предметных результатов по формированию произносительной стороны устной речи.

Методика проверки внятности произношения (аудирования) глухих учащихся разработана профессором, доктором пед.наук Э И. Леонгард.

В качестве речевого материала используется один из списков, включающих 50 фонетически сбалансированных слов. Для проверки разборчивости речи глухих создаётся группа педагогов - аудиторов из 4-х человек. Они проходят специальную тренировку: многократно прослушивают магнитофонную запись 2-х контрольных учеников до тех пор, пока показатели разборчивости перестанут значительно разниться. При прослушивании диктора (глухого ученика) аудитор протоколирует услышанное. После прослушивания руководитель проверки зачитывает комплект, а аудиторы отмечают правильно и неправильно понятые слова. Подсчёт происходит следующим образом:

а) подсчитывается количество правильно понятых слов каждым аудитором;

б) подсчитывается общее (по четырём аудиторам) количества правильно понятых слов;

в) высчитывается в процентах отношение количества правильно понятых слов к общему количеству переданных слов.

Методика оценки развития речевого слуха глухих обучающихся – предметных результатов по формированию речевого слуха в 4 классе.

Методика оценки формирования речевого слуха глухих обучающихся на материале слов и фраз разработана профессором, доктором пед. наук Е.П. Кузьмичёвой. Результаты работы по формированию речевого слуха проверяются в ходе контрольных работ, которые проводятся учителем и протоколируются ассистентом.

Регламентируются следующие методические аспекты:

- контрольно-измерительные материалы по оценке формирования речевого слуха составляются с учетом проверочных фраз, рекомендованых Е. П. Кузьмичёвой для каждого класса;

- контрольная работа проводится индивидуально, ответы протоколируются ассистентом;

- контрольные задания (30 вопросов и текст) предъявляются в следующем

порядке : на слух с использованием экрана – до 2-х раз, если на слух задание не воспринято, то слухо-зрительно –до 2-х раз, при необходимости – устно-дактильно;

- ответы протоколируются с фиксацией способа восприятия (на слух, слухо-зрительно или устно-дактильно) и допущенных ошибок при оформлении ответа;

- подсчёт ответов, воспринятых на слух, слухо-зрительно, устно-дактильно, не воспринятых совсем, допущенных ошибок;

-определение процента развития речевого слуха (приоритетное значение имеет процент фраз, воспринятых на слух)

6. Контрольно-измерительный материал. 4а класс.

Задание. Послушай, выполни задания.

  1. Первый урок школе начинаются в восемь часов тридцать минут утра.

  2. Какие сегодня уроки?

  3. Сколько сегодня уроков?

  4. Ты живёшь далеко от школы?

  5. Когда бывает ранняя осень?

  6. Тебе нравится осень?

  7. Осенью в садах и огородах поспевают овощи и фрукты.

  8. Найди сумму сторон квадрата.

  9. Начерти окружность.

  10. Сколько дней в месяцах года?

  11. Сколько дней в году?

  12. Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.

  13. Покажи. Снег покрыл землю.

  14. Как называются осенние месяцы?

  15. Каким транспортом ты едешь домой.

  16. В минуте 60 секунд.

  17. Назови многозначное число.

  18. Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха в комнате?

  19. Нельзя переходить улицу на красный свет светофора.

  20. Весной в саду много работы.

  21. Я иду пешком.

  22. Какие ты знаешь меры времени?

  23. Сколько времени ты тратишь на дорогу в школу?

  24. Зимой часто бывают морозы.

  25. Я люблю кататься на лыжах, а ты?

  26. Отмерь полоску бумаги длиной 14 сантиметров.

  27. В каком классе ты будешь учиться на следующий год?

  28. Сегодня солнечный день.

  29. Где ты живёшь?

  30. Найди сумму сторон квадрата.

Текст №1: «Золотая осень».

Наступила золотая осень. Пора начинать уборку урожая. В садах собирают яблоки. На полях убирают картофель, свёклу, морковь, капусту. Богатый урожай вырастили в селе.


Текст №2: «Весна»

Наступила весна. Весной дни становятся длиннее, а ночи короче. В марте снег начинает таять, а в апреле снега становится совсем мало. Из тёплых стран прилетают птицы. На деревьях появляются листочки. Весной окапывают деревья, кусты, сажают цветы, сжигают сухие ветки, листья.



7. Список литературы.


1. АООП НОО для глухих обучающихся (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. / А.Д. Гонеев. - М.: Издательский центр «Академия»,2002.

3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. -М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

4. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с
нарушенным слухом. Межвузовский сборник научных работ. Рос. гос. пед.ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Образование, 1997.

5. Сурдопедагогика. Под ред.Речицкой Е. Г., «ВЛАДОС», 2004

6. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих.- М.:Просвещение,1981.

Интернет-ресурсное обеспечение учебно-методического комплекса

1.Электронная библиотека портала «Аудитория»: Российское образование – 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. auditorium. ru

Представлена научно-методическая литература, монографии, учебно-методическая литература, энциклопедические словари по педагогическим специальностям «олигофренопедагогика», «логопедия», «тифлопедагогика», «сурдопедагогика».

2.Электронная библиотека портала «Особый ребенок»: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: // www. osobyirebenok. ru

Представлены: нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4&find_me=&page=3

Представлена научно-методическая литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.

4.Библиотека Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library/

Нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена научно-методическая литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.

5. Библиотека Института психологии и психотерапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=81

Нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена научно-методическая литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.

6.Речевой центр Логопед-плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logopedplus.org/articles/

Представлены учебно-методическая литература, дидактический материал по специальности «логопедия» в части обучения детей с нарушениями слуха.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колесова Ирина Викторовна

Дата: 29.12.2022

Номер свидетельства: 622010

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для обучающихся 3 класса."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_formirovaniiu_rechevogo_slukha_i_proiznositelnoi_storon_2"
    ["file_id"] => string(6) "633805"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1686896509"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Календарно-тематическое планирование курса "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи. 4 класс"и"
    ["seo_title"] => string(80) "kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_kursa_formirovanie_rechevogo_slukha_i_proi"
    ["file_id"] => string(6) "622012"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1672310657"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа по формированию речевого слуха глухих учащихся. 5 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_formirovaniiu_rechevogo_slukha_glukhikh_uchashchikhsia_5_"
    ["file_id"] => string(6) "641409"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1701796751"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по РСВ и ФП для 5кл. "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-rsv-i-fp-dlia-5kl"
    ["file_id"] => string(6) "181883"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425404104"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  развитию слухового восприятия и формированию произношения в 8 классе  для учащихся со сложной структурой нарушения"
    ["seo_title"] => string(157) "rabochaia-programma-po-razvitiiu-slukhovogho-vospriiatiia-i-formirovaniiu-proiznoshieniia-v-8-klassie-dlia-uchashchikhsia-so-slozhnoi-strukturoi-narushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253588"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447609791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства