Цель: формирование элементарных специфичских манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности. Рабочая программма включает три раздела: "Лепка" "Апликация" " Рисование"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (для детей с ТМНР)»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительная деятельность» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат»;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан ПиН 2.4.2.3286-15, утверждённым постановлением Главного государственного врача РФ 10 июля 2015г. №26;
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель программы: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Задачи:
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Краткая характеристика предмета:
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети выражают себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Срок реализации программы - 1 год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Общая цель: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;
Рабочая программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
Предмет «Изобразительная деятельность» находит свое логическое продолжение в содержании большинства предметов учебного плана АООП (вариант 2), а также коррекционных курсов таких как: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия».
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из керамики, полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции. относится к предметной области «Искусство».
Недельный учебный план по предмету «Изобразительная деятельность»: 1класс-3 часа в неделю. Всего 33 недели – 99 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета состоит из следующих разделов:
1. Развитие изобразительной деятельности.
2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.
3 Формирование и развитие графических навыков.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
№
Наименование разделов, тем программы
Кол-во часов
1
Развитие мелкой моторики
1.1
Давайте познакомимся. Играем с цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее).
3
1.2
Знакомство со школой, классом, учебными принадлежностями. Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их.
7
1.3
Я и моё тело. Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п.
5
Всего часов:
15
2 модуль
№
Наименование разделов, тем программы
Кол-во часов по каждому разделу
1
Развитие мелкой моторики
1.1
Явления природы. Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.
6
1.2
Растительный мир. Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками.
3
1.3
Фрукты и ягоды. Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации.
6
Всего часов:
15
3 модуль
№
Наименование разделов, тем программы
Кол-во часов
1
Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций
1.1
Фрукты и ягоды (продолжение). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.
4
1.2
Игрушки. Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.
10
1.3
Домашние животные. Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др.
4
Всего часов:
18
4 модуль
№
Наименование разделов, тем программы
Кол-во часов
1
Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций
1.1
Животные (продолжение). Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина.
Растительный мир. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.
12
Всего часов:
18
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Личностные результаты:
- принимает предлагаемую помощь;
- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;
- проявляет собственные чувства;
- определяет состояние своего здоровья;
- проявляет уважение к людям старшего возраста;
- избегает конфликтных ситуаций;
- осознает, что определённые его действия несут опасность для него.
Предметные результаты:
- фиксирует взгляд на предмете;
- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;
- выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.);
- берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.;
- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);
- адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;
- повторять движения руками и кистями, показанные учителем (сжимание, разжимание и др.);
- брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его.
Базовые учебные действия:
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации;
- выполняет действие способом «рука в руке»;
- использует по назначению цветную бумагу и пластилин, картон, краски, геометрические шаблоны и др.;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- принимает цели и произвольно включается в деятельность;
- фиксирует взгляд на экране монитора;
- раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя);
- ориентироваться в пространстве класса;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
№
ФИ ученика
Предметные результаты
Сентябрь
Январь
Май
1.
Имеет интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
2.
Умеет использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
3
Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
4
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности
5
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
6
Умеет использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
Итого:
Подсчёт результатов:
0 – 15 баллов – низкий уровень достижения предметных результатов
16 – 34 балла – средний уровень достижения предметных результатов
35 - 50 баллов – высокий уровень достижения предметных результатов
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечания
I четверть 22ч
Давайте познакомимся
1-3
Нарисуй себя (мелом) с помощью учителя
Портрет друга (из рваной бумаги)
Портрет друга (сложим из готовых заготовок из пластилина).
3
03.09
06.09.
07.09
Играем с цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее).
Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их.
Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п.
Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.
Шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин и др.
Знакомство со школой, классом, с учебными принадлежностями
4
«Наша школа» экскурсия по школе
1
10.09
5
«Подружка-кисточка» раскрашивание листочка бумаги
1
13.09
6
«Карандаш-умелец» штрихи в разных направлениях
1
14.09
7
«Цветные карандаши» раскладываем карандаши в определенном порядке
1
17.09
8
«Пластилиновые комочки» (отщипывание маленьких кусочков от большого бруска пластилина)
1
20.09
9
«Разноцветный узор» рвём цветную бумагу на большие и маленькие кусочки, выкладываем на листы бумаги
1
21.09
10
«Скатай шарик» сминаем бумагу в комочек
1
24.09
Я и моё тело
11
«Выложи человечка» (из пластилиновых заготовок)
1
27.09
12
«Собери человечка» (из бумажных или картонных шаблонов)
1
28.09
13
«Девочка» раскрашивание готового контура
1
01.10
14
«Мальчик» раскрашивание готового контура
1
04.10
15
Человек из геометрических фигур (сложить разноцветные геометрические фигуры в определённом порядке)
1
05.10
Явления природы
16
«Спрячь картинку!» (заштрихуй тучку)
1
08.10
17
«Здравствуй солнце!» раскрасить и дорисовать рисунок
1
11.10
18
«Дождик» (выложить изображение из маленьких кусочков пластилина
1
12.10
19
«Тучка и дождик» закрашивание «тучки» и рисование коротких штрихов «дождинок» мелками
1
15.10
20
«Облака на небе» (из мелких кусочков рваной бумаги наклеиваем на заранее подготовленный лист изображение дождика)
1
18.10
21
«Лужи» рисование пятнами по мокрому листу
1
19.10
Растительный мир
22
«Осенний ковёр» наклеивание сухих листьев или цветных бумажных заготовок «листочков»
1
22.10
II четверть 24 ч
Фрукты и ягоды
23
«Яблоки» лепим из пластилина, катаем шарики
1
01.11
Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.
24
«Наливное яблочко» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур прикрепляем «яблоки» на основу яблони
1
02.11
25
«Красное яблоко» рисование яблока сухой кистью
1
05.11
26
«Бананы» лепим из пластилина, катаем «колбаски»
1
08.11
27
«Натюрморт» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур
«Прилетели птицы» рисуем птиц стилизованно фломастером
1
06.05
89
«Цыплята» лепим из пластилина
1
13.05
90
«Попугай» раскрашиваем по шаблону
1
16.05
Растительный мир
Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.
91
«Цветочек» лепим из пластилина
1
17.05
92
«Трава» лепим из пластилина
1
20.05
93
«Цветочная поляна» панно из пластилина (смеш. техн.)
1
23.05
94
«Цветик -семицветик» аппликация из цветной бумаги
1
24.05
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература:
Бернфельс А. Забавные уроки рисования / Пер. с нем. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. – 80с.: ил.
Бернфельс А., Ланда Н. Весёлая школа живописи / Пер. с нем. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. – 80с.: ил.
Жукова О.С. Простые и увлекательные упражнения по подготовке руки к письму. 15 минут в день /Олеся Жукова. – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2010. – 64с.: ил. – (Для умных малышей и занятых родителей).
Куцакова Л.В. Уроки лепки: для детей 3-5 лет / Л.В. Куцакова. – М.: Эксмо, 2011. – 80с.: ил. – (Мои первые уроки).
Куцакова Л.В. Уроки творчества: для детей 3-5 лет / Л.В. Куцакова. – М.: Эксмо, 2011. – 80с.: ил. – (Мои первые уроки).
Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.прораммы/М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. – М.: Просвещение, 2017. – 111с.: ил.
Тюрк Х. Праделла Р. Весёлая школа рисования для детей от 3-х лет/ Пер. с нем. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. – 80с.
Материалы и оборудование:
наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
репродукции картин;
изделия из глины;
альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
оборудование:
компьютер, интерактивная доска;
стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.;
расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.