Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор школы
________ О. Г. Аксенова _______ А.В.Макридин
« » __________ 2019 г. « » ________ 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ДЛЯ 2 КЛАССА II ВАРИАНТ
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы
учитель начальных классов
первой категории Юркова Светлана Геннадьевна
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _ от « » _______ 2019 г.
Руководитель ШМО: _________/Бозова Л. Н./
Структура рабочей программы по предмету «Изобразительная деятельность» предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
1.ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии снормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- АООП (II вариант) образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью , ТМНР.
- Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 345 от 28.12. 2018 г . «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» на 2019-2020 учебный год
- Программойобразования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой – С.-Пб., 2011 г.
Возможными результатами освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
-Учебным планом для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР СКО школы-интерната VIII вида на 2019-2020 учебный год;
Цель: – возможное овладение элементарными знаниями по рисованию и лепке, приобретение практических навыков мелкой и крупной моторики, воспитание интереса к художественному творчеству.
Задачи обучения:
по возможности научить учащихся правильно и осмысленно держать карандаши и проводить различные линии, выполнять рисунок по опорным точкам; расплющивать, сдавливать, отрывать пластилин, раскатывать, получать округлые формы.
по возможности выработать элементарные навыки и воспроизводить по образцу заданную элементарную фигуру.
по возможности повысить уровень общего развития учащихся;
по возможности научить последовательно и правильно следовать инструкции взрослого
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.
2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Лепка и рисование как учебный предмет является не менее важным, так как от его усвоения во многом зависит возможная успешность коррекционной направленности обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения лепке - рисованию, обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции моторики рук и познавательной активности, а так же речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения своеобразием их общего недоразвития, имеющихся психофизических функций.
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам, является возможное развитие познавательных процессов.
Содержание программы отражено в трех разделах: лепка, аппликация, рисование по заданному образцу.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету составлена в соответствии с АООП (2 вариант) и в соответствии с учебным планом СКО школы – интернат VIII вида рассчитана на 34 учебных недели (102 часа, по 3 часа в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема
Количество часов
Рисование по заданному образцу
36
Аппликация
24
Лепка
42
Итого
102
Планирование коррекционной работы по «Изобразительной деятельности»
1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- возможное развитие зрительного и слухового восприятия;
2. Развитие слухового восприятия :
- возможное развитие слухового восприятия на задания со слов учителя ;
3. Развитие импрессивной речи:
- возможное формирование умений слушать речь учителя;
4. Формирование экспрессивной речи:
- возможное формирование навыков альтернативной коммуникации;
5. Коррекция мышления.
- возможное обучение приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);
6. Коррекция познавательной деятельности:
- возможное вовлечение в работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- возможные релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
4. Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Возможные личностные результаты (жизненные компетенции)освоения включают в себя:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения обучающимися АООП
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
2)Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3)Готовность к участию в совместных мероприятиях.
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
5.Содержание учебного предмета;
Лепка.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)
скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов,
Объединённых сюжетом.
Аппликация.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части)поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами :выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации:
заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации:
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных ,наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры(круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части(отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета(объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками.
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Датаплан
Виды деятельности
Оборудование
Словарь
Датафакт
1
Правила безопасной работы. Упражнение на различение предметов по форме и цвету. Знакомство с учебными принадлежностями.
1
Использование учебных принадлежностей
Цветные полоски, геометрические фигуры
Цвет
Форма
2
Аппликация. Панно из засушенных листьев «Осень».
1
Повторение цвета –жёлтый, красный. Работа с клеем. Правильное расположение листа бумаги.
Картон, засушенные листья, клей
3
Лепка. Изготовление бубликов баранок способом раскатывания.
Лепка. Раскатывание жгутов разных по цвету, длине, одинаковых по толщине «Радуга – дуга»
1
Формирование умения использовать цвет пластилина, соблюдение порядка цветов радуги.
89
Животные на травке (рисование по трафаретам)
1
Рисование по трафаретам, называние животных. Закрашивание.
Трафареты животных, цветные карандаши, альбом.
90
Аппликация «Полянка одуванчиков».
1
Воспитание, усидчивости, аккуратности в работе, желание доводить дело до конца
91
Лепка. Переплетение 2-х колбасок, изготовление гнезда для птиц.
1
Повторение цифр 1,2.Лепка 2-х колбасок, сравнение их, скручивание.
92
Рисование. Разноцветные мячики (большие и маленькие )
1
Рисование кругов разных по размеру.
Альбом, краски образец рисунка
93
Аппликация «Пирамидка»
1
Работа с шаблоном Выстригание Наклеивание
94
Лепка «Гриб»
1
Раскатывание, примазывание, вытягивание
95
Рисование по трафаретам «Транспорт»
1
Трафареты
96
Составление по образцу композиции из геометрических фигур (грузовик)
1
Работа с шаблоном, выстригание наклеивание
97
Изготовление совы из шишки
1
Раскатывание. Прима зывание
Шишка
98
Рисование на тему «Лето»
1
Лото
99
Лепка на тему сказки «Репка»
1
Репка
100
Рисование по представлению «Храбрый петушок»
1
101
Лепка «Жуки на цветочной клумбе»
1
Клумба
102
Рисование «Зайка серенький»
1
Итого
102
Календарная план - сетка
Дни недели
Кол-во часов
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
Вт
1
Ср
1
Чт
1
Всего
3
Дни недели
Кол-во часов
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
Вт
1
Ср
1
Чт
1
Всего
3
7.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Изд. «Просвещение». Москва 2013 г.
2. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. Книга для учителя. Изд. «Просвещение» Москва 1990 г.
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
Примечание
Печатные пособия
Образцы изделий, пооперационные карты
30
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе
2
Технические средства обучения
Магнитная классная доска.
1
Ноутбук.
1
Сканер .
1
Принтер струйный чёрно-белый.
1
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).
3
Настольные развивающие игры
5
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
4
Стол учительский с тумбой.
1
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
4
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.