kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Окружающий природный мир" 5 класс с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для коррекционной школы для  детей с ТМНР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Окружающий природный мир" 5 класс с ТМНР»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 15 города Белово»










Рабочая программа

по предмету «Окружающий природный мир»

для 5И класса

Срок реализации 1 год



Составитель:

Карпунова А.В.
















Белово

2020

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………...3

Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………..4

Место учебного предмета в учебном плане……………………………………………………..5

Планируемые результаты освоения учебного предмета ………………………………………6

Содержание учебного предмета …………………………………………………………............7

Тематическое планирование ………………………………………………………………..........9

Календарно-тематическое планирование ………………………………………………………14

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………….......................................................................................................18

Прохождение программы………………………………………………………………………...19











































Пояснительная записка

Настоящая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе АООП (2 вариант) школы-интерната № 15.

Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи образовательные:

- формировать представления об объектах и явлениях неживой природы;

- формировать временные представления;

- формировать представления о растительном и животном мире.

Задачи коррекционно – развивающие:

- развивать зрительное восприятие;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать тактильные ощущения кистей рук и расширение тактильного опыта;

Задачи воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

-воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формирование умений планировать свою деятельность.


Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы.





























Общая характеристика учебного предмета


Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).

По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). Организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.










Место учебного предмета в учебном плане


В соответствии с учебным планом на предмет «Окружающий природный мир» отводится 2 часа в неделю, соответственно рабочая программа составлена на 70 часов в год (35 учебных недель).









































Планируемые результаты освоения учебного предмета


1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интерес к объектам живой природы.

  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

  • Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.






























Содержание учебного предмета

(70 часов)


Растительный мир (17 ч.)

Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника,) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, георгин, тюльпан, роза, лилия, пион). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений.

Животный мир (18 ч.)

Знание значения домашних животных в жизни человека. Знание значения диких животных в природе. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.

Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) зимующих птиц (дятел, сова). Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Узнавание (различение) перелетных птиц (ласточка, грач). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь). Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (бабочка, муравей). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.

Объекты природы (7 ч.)

Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека.



Временные представления (28 ч.)

Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов.

Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (гроза, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.

Тематическое планирование



№ урока

в году


Тема программы, тема урока.

Кол-во часов

в теме

Самост.

работы

Практ.

работы

Контр.

работы


Основные виды учебной деятельности учащихся:


Временные представления

10





Называют признаки осени, осенние месяцы.

Узнают части суток, дни недели, называют их последовательность.

Соотносят части суток, дни недели с различными видами деятельности.

Называют отличительные признаки растений осенью.

Выбирают правильный лист среди нескольких, называют его.

Знают, как животные готовятся к зиме.

Называют и показывают доступными способами занятия людей осенью.

Знают явления природы: туман, ветер, их отличительные особенности.

1

Экскурсия на школьный двор. Наблюдение за сезонными изменениями в природе (осень).

1




2

Признаки осени.

1




3

Осенние месяцы.

1




4

Различение дней недели.

1




5

Времена суток.

1




6

Растения осенью.

1




7

Животные осенью.

1




8

Занятия людей осенью.

1




9

Явление природы: туман.

1




10

Явление природы: ветер.

1





Объекты природы

2




Узнают овраг на картинке и в реальной жизни.

Узнают равнину на картинке и в реальной жизни.

Знают их значение для природы.

11

Формы земной поверхности: овраг.

1




12

Формы земной поверхности: равнина.

1





Растительный мир

10




Узнают (различают) ягоды (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника,) по внешнему виду (вкусу, запаху).

Различают лесные и садовые ягоды.

Знают значения ягод в жизни человека.

Знают способы переработки ягод.

Знают значение растений в природе и жизни человека.

Узнают (различают) грибы (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, шампиньон).

Знают строение гриба (ножка, шляпка).

Различают съедобные и несъедобные грибы.

Знают значение грибов в природе и жизни человека.

Знают способы переработки грибов.

13

Ягода: смородина, клубника.

1




14

Ягода: малина, крыжовник.

1




15

Ягода: земляника, черника.

1




16

Различие садовой и лесной ягоды.

1




17

Съедобные грибы: белый гриб, лисичка.

1




18

Съедобные грибы: опенок, шампиньон.

1




19

Съедобные грибы: подберёзовик, подосиновик.

1




20

Несъедобные грибы: мухомор, поганка.

1




21

Способы переработки грибов.

1




22

Значение грибов в природе и жизни человека.

1





Животный мир

9




Знают основные признаки домашнего животного, чем питаются, где живут.

Знают строение животного (голова, туловище, шерсть, ноги, копыта, хвост).

Узнают (различают) детенышей домашних животных.

Объединяют животных в группу «домашние животные».

Знают значение домашних животных в жизни человека.

Знают основные признаки дикого животного, чем питаются, где живут.

Знают строение животного (голова, туловище, шерсть, ноги, лапы, уши, хвост).

Различают и узнают кабана и тигра.

Узнают (различают) детенышей домашних животных.

Объединяют животных в группу «дикие животные».

Знают значение диких животных в жизни человека.

Различают разницу между двумя группами животных, называют и показывают на картинках места обитания, питание, признаки одомашненности и дикости.




23

Строение, основные признаки домашних животных.

1




24

Узнавание (различение) домашних животных.

1




25

Уход за домашними животными, их значение.

1




26

Детеныши домашних животных.

1




27

Знакомство с дикими животными: кабан.

1




28

Знакомство с дикими животными: тигр.

1




29

Детеныши диких животных.

1




30

Значение диких животных в природе.

1




31

Сравнение диких и домашних животных.

1





Объекты природы

3






Имеют представление о растениях и животных леса.

Знают значения леса в жизни человека и в природе.

32

Растения леса.

1




33

Животные леса.

1




34

Значение леса в природе и жизни человека.

1





Временные представления

5





Называют признаки зимы, зимние месяцы.

Имеют представление об изменении одежды в зависимости от времени года.

Называют и показывают занятия людей зимой.

Знают изменения, происходящие в жизни животных зимой.

35

Времена года. Зима. Природа зимой.

1




36

Экскурсия. Зима.

1




37

Зимние месяцы.

1




38

Занятия людей зимой.

1




39

Поведение животных зимой.

1





Животный мир

9





Знают основные признаки зимующих птиц (сова, дятел), чем питается, где живут.

Знают строение птиц (голова, туловище, ноги, хвост, крылья).

Различают и узнают сову, дятла.

Объединяют зимующих птиц в группу «зимующие птицы».




Знают основные признаки домашних птиц (курица, петух, гусь, утка), чем питается, где живут.

Узнают (различают) детенышей домашних птиц (лебеденок, утенок, гусенок).

Узнают (различают) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь).


Объединяют в группу «домашние птицы».


Знают значение птиц в жизни человека, в природе.

40

Наблюдение за птицами в зимний период. Кормление птиц.

1




41

Знакомство с зимующими птицами:

дятел.

1




42

Знакомство с зимующими птицами:

сова.

1




43

Знакомство с перелетными птицами:

грач.

1




44

Знакомство с перелетными птицами:

ласточка.

1




45

Знакомство с водоплавающими птицами: лебедь.

1




46

Знакомство с домашними птицами: утка, гусь.

1




47

Знакомство с домашними птицами: индюк.

1




48

Значение птиц в жизни человека, в природе.

1





Объекты природы

2




Знают (узнают) луг, отличают от других объектов живой природы.

Знают правила поведения в лесу.

49

Луг в природе и жизни человека.

1




50

Правила поведения в лесу.

1





Растительный мир

7




Узнают/различают садовые цветочно-декоративные растения (астра, георгин, тюльпан, роза, лилия, пион). Узнают (различают) дикорастущие цветочно-декоративные растения (ромашка, фиалка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш).

Знают строение цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотносят цветения цветочно-декоративных растений с временем года.

Знают значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека.

Узнают травянистые растения.


51

Садовые растения: астра, георгин.

1




52

Садовые растения: тюльпан, роза.

1




53

Садовые растения: лилия, пион.

1




54

Дикорастущие растения: ромашка, фиалка.

1




55

Дикорастущие растения: колокольчик, василек.

1




56

Дикорастущие растения: подснежник, ландыш.

1




57

Значение цветочно-декоративные растений в природе и жизни человека.

1





Временные представления

13




Называют признаки весны, весенние месяцы.

Называют отличительные признаки растений весной.

Знают поведение животных весной.

Имеют представление о занятиях людей весной.

Узнают (различают) явления природы (гроза, гром).

Называют признаки лета, летние месяцы.

Называют отличительные признаки растений летом.

Знают о жизни животных летом.

Имеют представление о труде людей летом на садовых участках.

58

Времена года. Весна. Природа весной.

1




59

Экскурсия в природу. Наблюдение за природными изменениями (весна).

1




60

Весенние месяцы.

1




61

Растения весной.

1




62

Поведение диких животных весной.

1




63

Занятия людей весной.

1




64

Явление неживой природы: гроза.

1




65

Явление неживой природы: гром.

1




66

Времена года. Лето. Природа летом.

1




67

Летние месяцы.

1




68

Животные и растения летом.

1




69

Труд людей летом.

1




70

Повторение пройденного материала.

1





Итого:

70







Календарно-тематическое планирование

Дата


Изменения

уро

ка

Тема программы, тема урока

Кол-

во

часов

Сам.

работа

Провер.

работа

Контр.

работа




Временные представления

10




01.09


1

Экскурсия на школьный двор. Наблюдение за сезонными изменениями в природе (осень).

1




03.09


2

Признаки осени.

1




08.09


3

Осенние месяцы.

1




10.09


4

Различение дней недели.

1




15.09


5

Времена суток.

1




17.09


6

Растения осенью.

1




22.09


7

Животные осенью.

1




24.09


8

Занятия людей осенью.

1




29.09


9

Явление природы: туман.

1




01.10


10

Явление природы: ветер.

1







Объекты природы

2




06.10


11

Формы земной поверхности: овраг.

1




08.10


12

Формы земной поверхности: равнина.

1







Растительный мир

10




13.10


13

Ягода: смородина, клубника.

1




15.10


14

Ягода: малина, крыжовник.

1




20.10


15

Ягода: земляника, черника.

1




22.10


16

Различие садовой и лесной ягоды.

1




05.11


17

Съедобные грибы: белый гриб, лисичка.

1




10.11


18

Съедобные грибы: опенок, шампиньон.

1




12.11


19

Съедобные грибы: подберёзовик, подосиновик.

1




17.11


20

Несъедобные грибы: мухомор, поганка.

1




19.11


21

Способы переработки грибов.

1




24.11


22

Значение грибов в природе и жизни человека.

1







Животный мир

9




26.11


23

Строение, основные признаки домашних животных.

1




01.12


24

Узнавание (различение) домашних животных.

1




03.12


25

Уход за домашними животными, их значение.

1




08.12


26

Детеныши домашних животных.

1




10.12


27

Знакомство с дикими животными: кабан.

1




15.12


28

Знакомство с дикими животными: тигр.

1




17.12


29

Детеныши диких животных.

1




22.12


30

Значение диких животных в природе.

1




24.12


31

Сравнение диких и домашних животных.

1







Объекты природы

3




12.01


32

Растения леса.

1




14.01


33

Животные леса.

1




19.01


34

Значение леса в природе и жизни человека.

1







Временные представления

5




21.01


35

Времена года. Зима. Природа зимой.

1




26.01


36

Экскурсия. Зима.

1




28.01


37

Зимние месяцы.

1




02.02


38

Занятия людей зимой.

1




04.02


39

Поведение животных зимой.

1







Животный мир

9




09.02


40

Наблюдение за птицами в зимний период. Кормление птиц.

1




11.02


41

Знакомство с зимующими птицами: дятел.

1




16.02


42

Знакомство с зимующими птицами: сова.

1




18.02


43

Знакомство с перелетными птицами: грач.

1




25.02


44

Знакомство с перелетными птицами: ласточка.

1




02.03


45

Знакомство с водоплавающими птицами: лебедь.

1




04.03


46

Знакомство с домашними птицами: утка, гусь.

1




09.03


47

Знакомство с домашними птицами: индюк.

1




11.03


48

Значение птиц в жизни человека, в природе.

1







Объекты природы

2




16.03


49

Луг в природе и жизни человека.

1




18.03


50

Правила поведения в лесу.

1







Растительный мир

7




30.03


51

Садовые растения: астра, георгин.

1




01.04


52

Садовые растения: тюльпан, роза.

1




06.04


53

Садовые растения: лилия, пион.

1




08.04


54

Дикорастущие растения: ромашка, фиалка.

1




13.04


55

Дикорастущие растения: колокольчик, василек.

1




15.04


56

Дикорастущие растения: подснежник, ландыш.

1




20.04


57

Значение цветочно-декоративные растений в природе и жизни человека.

1







Временные представления

13/11




22.04


58

Времена года. Весна. Природа весной.

1




27.04


59

Экскурсия в природу. Наблюдение за природными изменениями (весна).

1




29.04


60

Весенние месяцы.

1




04.05


61

Растения весной.

1




06.05


62

Поведение диких животных весной.

1




11.05


63

Занятия людей весной.

1




13.05


64-65

Явление неживой природы: гроза, гром.

1




18.05


66

Времена года. Лето. Природа летом.

1




20.05


67

Летние месяцы.

1




25.05


68

Животные и растения летом.

1




27.05


69-70

Труд людей летом. Повторение пройденного материала.

1







Всего:

70/68





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


Список рекомендуемой учебно - методической литературы:

1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар,изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8

вида (5-9 классы) / под ред. И.М.Бгажноковой. М.: Просвещение, 2013.Программы специальных (коррекционных) образ, учрежд. VIII вида: 0—4 классы. — СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.-220 с.

3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

4. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.

5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: Дрофа, 2007-2008.


Средства обучения:


Технические и электронные средства обучения:

1.Компьютер.

2.Проектор.


Экранно-звуковые информационно-коммуникативные средства: обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природном мире; презентации, видеофильмы, аудиозаписи.



Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

1. Камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала

(в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

2. Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);

3. Муляжи овощей, фруктов;

4. Пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари;

5. Изображения сезонных изменений в природе;

6. Рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе.




Прохождение программы



Период

Количество часов по программе

Проведено фактически

Отставание

Механизм устранения

I четверть

16






II

четверть

15






III

четверть

19






IV

четверть

18






год

68











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Окружающий природный мир" 5 класс с ТМНР

Автор: Карпунова Алла Викторовна

Дата: 22.12.2020

Номер свидетельства: 568137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 0 класс вариант D "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-0-klass-variant-d"
    ["file_id"] => string(6) "212938"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431954017"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Живой мир (рабочая программа для детей 1 класса с ТМНР)"
    ["seo_title"] => string(51) "zhivoimirrabochaiaproghrammadliadietiei1klassastmnr"
    ["file_id"] => string(6) "257050"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448270036"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 0 класс (Вариант D) "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-0-klass-variant-d-1"
    ["file_id"] => string(6) "212941"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431954390"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства