Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа VIII вид»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для 8 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида (индивидуальное обучение на дому) муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Томылово.
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для 8 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Томылово составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г. Рабочая программа ориентирована на учебник «Чтение» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. З.Ф.Малышевой, Москва «Просвещение», 2017г. Были внесены следующие изменения. Уменьшено количество часов, отведённых на изучение всех разделов и тем в связи с тем, что планирование составлено для ребёнка – инвалида, обучающегося на дому. Основанием является Письмо Министерства образования РСФСР от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», регламентирующее количество часов по предметам по учебному плану в зависимости от класса при организации обучения на дому.
Главная цель учебного предмета – формирование потребности чтения художественной литературы.
Цели:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать;
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования обучающихся; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи курса:
формирование потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
развитие навыков чтения вслух и «про себя»; устной и письменной речи; воображения, творческих способностей ребенка;
освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;
устной и письменной речи;
-формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; нравственного сознания и чувства.
2. Общая характеристика учебного предмета
Чтение и развитие речи как учебный предмет для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно – нравственное воспитание и развитие учащихся.
Чтение и развитие речи как вид искусства знакомит учащихся с нравственно - эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках чтения и развития речи продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно – нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока чтения и развития речи, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Типы урока:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям.
3 Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида на изучение предмета «Чтение и развитие речи» отводится 3 часа. Количество часов, отведённых на изучение всех разделов и тем уменьшено в связи с тем, что планирование составлено для ребёнка – инвалида, обучающегося индивидуально на дому.
Согласно учебному плану МОУ СОШ с.Томылово, на изучение предмета «Чтение и развитие речи» выделено 35 часов в год. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
4.Критерии оценки учебной деятельности
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
70-80 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5»
ставится ученику, если он:
1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;
2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя;
3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;
4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного текста полно, правильно, последовательно;
6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;
4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;
6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непосл
едовательно, допускает искажение основного смысла произведения;
7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текст
Контроль за знаниями, умениями и навыкамиосуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 5- 9 классов. В 5-6 классах контроль осуществляется после изучения раздела, в 7-9 классах - по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 мин.
5.Содержание
Устное народное творчество.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо», пословицы и поговорки, Баллады «Перчатка» В.А. Жуковского, «Нашла коса на камень» И.З. Суркова, Былина «Добрыня и Змей».
Произведения русских писателей ХIХ века.
А.С. Пушкин.
Воспоминания о поэте: М.Я. Басина «Публичное испытание», И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок);
стихотворения «Памятник» (отрывок), «Во глубине сибирских руд…», «Зимнее утро», «И.И. Пущину», «19 октября 1827 года», «Няне», «На холмах Грузии…», «Сожжённое письмо» (отрывок), «Я вас любил…»;
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
И.А. Крылов. Басни «Волк на псарне», «Осёл и Соловей», «Муха и Пчела».
Н.А. Некрасов. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (отрывок), «В полном разгаре страда деревенская…», отрывки из поэм «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».
И.С. Никитин. Стихотворения «Русь»(отрывок), «Утро на берегу озера».
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» (в сокращении).
Л.Н. Толстой Рассказ «После бала» (в сокращении).
Произведения русских писателей 1-й половины ХХвека.
А.П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».
В.Г. Короленко. Отрывок из повести «Слепой музыкант».
Произведения русских писателей 2-й половины ХIХ века.
К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».
Р.И. Фраерман. Отрывки из повести «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».
Л.А. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы».
А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Тёркин».
В.М. Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин».
В.П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»).
Р.П. Погодин. Рассказ «Алфред».
А.А. Сурков. Стихотворение «Родина».
Произведения для внеклассного чтения.
А.Пушкин «Метель», М.Лермонтов «Беглец», Ф.Искандер «Молельное дерево», И.Крылов «Басни», И. Тургенев «Записки охотника», А.Чехов «Толстый и тонкий», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви», В. Астафьев «Конь с розовой гривой».
Произведения для заучивания наизусть.
А. Пушкин «Во глубине сибирских руд…», «Няне», М.Лермонтов «Родина» (отрывок), «Парус», отрывок из «Песни про царя…», И. Крылов «Осел и Соловей» (отрывок), И.Никитин «Русь» (отрывок), С. Есенин «Спит ковыль…», «Пороша», А. Твардовский «Василий Теркин» (отрывок).
6. Календарно - тематическое планирование
№ п/п
дата
факт
Тема
Словарь
Характеристика деятельности обучающегося
УМО
Д/З
1
Устное народное творчество.
Определение жанровых особенностей.
2
Волшебное кольцо.
Определение жанровых особенностей.
Пересказ по плану.
Иллюстрации к сказке
М/ «Волшебное кольцо»,
Пересказ
Стр.4-8
3
Баллады.
Определение жанровых особенностей.
Стр.11
4
Жуковский В.А. Перчатка.
Интонационно выразительное чтение баллады.
Иллюстрации к произведению.
Стр.29
5
Суриков И.З. Нашла коса на камень.
Чтение по ролям. Подбор пословиц и поговорок, подходящих к героям баллады
Стр.42
6
Былины.
Былины
Зачин
Исход
Чтение с сокращением текста. Подго-товка к сжатому пересказу.
Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Стр.20
7
Добрыня и Змей.
Нахождение и чтение старинных слов и выражений.
Иллюстрации к произведению.
8
Пушкин А. Зимнее утро.
Нега
Вечор
Выразительное чтение стихотворения
Иллюстрация к произведению.
Наизусть
9
Пушкин А. Сказка о попе и работнике его Балде.
Варёная полба
Составление характеристики персонажа Интонационная выразительность текста.
Иллюстрации к произведению
Стр.59
10
Лермонтов М. Родина
Выразительное чтение стихотворения.
Заучивание стихотворения наизусть
Наизусть83
11
Лермонтов М. Парус
Выразительное чтение стихотворения.
Заучивание стихотворения наизусть
Наизусть88
12
Лермонтов М. Песня про…. купца Калашникова.
Составление характеристики персонажа.
13
Крылов И. Волк на псарне.
Осел и Соловей.
Псарня
Овчарня
Выразительное чтение басен, расстановка пауз. Чтение басен по ролям. Нахождение главной мысли произведения.
Иллюстрации к произведению
Стр.97
14
Крылов И.
Осел и Соловей.
Чтение басен по ролям. Нахождение главной мысли произведения.
15
Крылов И. Муха и Пчела.
Выразительное чтение басен,
16
Некрасов Н. «В полном разгаре страда деревенская…»
Страда
Косуля
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Стр.110
17
Некрасов Н. Мороз, Красный нос.
Нахождение и объяснение образных слов. Составление характеристики персонажа по плану.
Иллюстрации к произведению
Стр.114
18
Никитин И.С. Утро на берегу озера.
Выразительное чтение стихотворения.
Стр.120
19
Никитин И.С. Русь
Нахождение и объяснение образных слов.
20
Тургенев И.С. Муму.
Кляча,
кафтан, армяк,
Составление характеристики персонажа по плану. Нахождение в тексте ответа на вопрос.
Иллюстрации к произведению
Стр.126
21
Толстой Л.Н. После бала.
Ломовые
Шпицрутены
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение в тексте ответа на вопросы.
Иллюстрации к произведению
Стр.143
22
Чехов А.П. Лошадиная фамилия.
Заговор, пользует.
Чтение по ролям. Нахождение комических моментов рассказа.
Иллюстрации к произведению
Стр.150
23
Короленко В.Г Очерк жизни и творчества.
24
Короленко В.Г. Слепой музыкант
Эпилог.
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение и объяснение образных слов.
Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
8. УМК
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2013г.
«Чтение» учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. З.Ф.Малышева – М.: «Просвещение» , 2017.