kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психокоррекционные занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая индивидуальная адаптированная программа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психокоррекционные занятия.»


ПРОГРАММА КУРСА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

«Психокоррекционные занятия»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа коррекционных курсов разработана на основе требований к личностным и предметным результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП); программы базовых учебных действий в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт).


Программа выработана на основе:

1. Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-Ф3).

3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”.

4. Областного закона «Об образовании в Ростовской области» (от 14.11.2013 № 26-3С).

5. САНПИНа 2.4.2.2821-10. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации (от 29.12.2010 №189).

6. Календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год.

7. Учебного плана на 2018-2019 учебный год.


ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЁТОМ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия».

Основные задачи реализации содержания:

  • Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.

  • Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.


II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгер, А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковым и др. Определению коррекционного пространства нашей программы способствовали научно-практические и методические рекомендации В. В. Воронковой, И. Ю. Левченко, В. Г. Петровой, В. В. Ткачевой, У. В. Ульенковой.

Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей ЦЕЛЬЮ: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

ЗАДАЧИ:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Кроме того, данная программа, кроме коррекционно-развивающих целей, направлена на:

  • подготовку ребёнка к усвоению учебного материала;

  • восполнение имеющихся пробелов в его знаниях.

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др. Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

Итак, СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • развитие моторики, графомоторных навыков;

  • тактильно-двигательное восприятие;

  • кинестетическое и кинетическое развитие;

  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

  • развитие зрительного восприятия;

  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

  • развитие слухового восприятия;

  • восприятие пространства;

  • восприятие времени.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

При этом отметим, что коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся. Например, у одних детей больше выражено недоразвитие мелкой моторики рук, у других ослаблены процессы зрительного восприятия, для третьих характерны значительные затруднения в ориентировке в пространстве. Есть дети с расторможенным поведением; им трудно сосредоточиться, приложить длительные усилия, достичь результата в деятельности. Коррекционная поддержка и разнообразные виды помощи особенно нужны тем учащимся, которые с трудом усваивают программный материал по математике, русскому языку, труду.
      1. Итак, назовем те категории обучающихся, которым адресована данная программа курса коррекционных занятий:
  • дети с умеренной степенью умственной отсталости, принятые в школы VIII вида;
  • дети с легкой степенью умственной отсталости, не прошедшие дошкольную подготовку;
  • дети с легкой степенью умственной отсталости, в структуре нарушения которых имеется более грубое недоразвитие отдельных психических функций.
      1. Отметим, что в классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. В этом случае эффективность работы будет зависеть, в частности, от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. Главная задача педагога - психолога на данном этап работы — полноценное обследование учащихся с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений ребенка в процессе учебной деятельности, определение их первичного и вторичного характера, установление причинности. Результаты обследования являются определяющими при формировании подгрупп, которые создаются на основе выявленной зоны актуального развития детей.
      2. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики любого класса могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Коррекционные индивидуальные и групповые (2-4 человека) занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15-25 мин; на каждый класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей в каждом классе. Занятия могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Поэтому, занятия проводятся в специальном кабинете сенсорного развития. Формы, организации детей на занятия могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Курс рассчитан в 1 классе на 68 часов в год (2 часа в неделю), в соответствии с календарным учебным графиком школы-интерната на 2018-2019 учебный год по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в рабочей программе запланировано 67 часов.


IV. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Курс имеет безоценочную систему прохождения материала. На протяжении всего учебного года осуществляется контроль над развитием психомоторных навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (2 раза в год). В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревича).

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей

1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

Оценка статического равновесия

— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с. (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

2. Оценка ручной моторики:

— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

3. Оценка тактильных ощущений:

— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

4. Оценка владения сенсорными эталонами:

Тесты цветоразличения

— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

Различение формы

— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных). В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

Восприятие величины

— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

5. Оценка зрительного восприятия:

— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

— узнавание контурных изображений (5 изображений);

— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

6. Оценка слухового восприятия:

— воспроизведение несложных ритмических рисунков;

— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

7. Оценка пространственного восприятия:

— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

8. Оценка восприятия времени:

— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).

Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

«хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

«удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

«неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Итоговая аттестация осуществляется в течение двух последних недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий (диагностических заданий) в естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. Итоги освоения содержания коррекционного курса и анализ результатов обучения позволяют составить развернутую характеристику коррекционной деятельности ребёнка, оценить динамику развития личности. Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей 1 класса осуществляются в оценочных показателях и в качественных критериях по итогам практических действий:

  • «выполняет действие самостоятельно»,

  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

  • «выполняет действие по образцу»,

  • «выполняет действие с частичной физической помощью»,

  • «выполняет действие со значительной физической помощью»,

  • «действие не выполняет»;

  • «узнает объект»,

  • «не всегда узнает объект»,

  • «не узнает объект».

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Всестороння и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов).

Состав экспертной группы: классный руководитель 1 класса, воспитатели, социальный педагог, которые хорошо знают ученика.

Результаты анализа должны быть представлены в форме условных единицах: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум


Предметные результаты освоения коррекционного курса

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
  • ориентироваться на сенсорные эталоны;

  • узнавать предметы по заданным признакам;

  • сравнивать предметы по внешним признакам;

  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

  • давать полное описание объектов и явлений;

  • различать противоположно направленные действия и явления;

  • видеть временные рамки своей деятельности;

  • определять последовательность событий;

  • ориентироваться в пространстве;

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.

Личностные результаты освоения

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. Обучающиеся подготовятся к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся; сформируется учебное поведение, умение выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умение самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.

Ожидаемые результаты формирования базовых учебных действий к концу 1-го года обучения: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

  • осуществлять самоконтроль и контроль над ходом выполнения работы и полученного результата;

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели деятельности;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку деятельности;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.


В области познавательных учебных действий обучающиеся научатся:

  • формирование основ учебной деятельности;

  • свободно ориентироваться в задании;

  • понимать заданную инструкцию;

  • овладеют логическими операциями на элементарном уровне: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей;

  • строить сообщения в устной форме;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.


В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить своё высказывание;

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


В области личностных учебных действий обучающиеся научатся:

  • принятие социальной роли ученика;

  • развитие самостоятельности;

  • сформируется желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе коррекционной деятельности.


V. ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВЫМ УСЛОВИЯМ


Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по специальности: «Специальная психология»;

б) по специальности: «Педагогика и психология» с дополнительной переквалификацией дающей право на ведение нового вида деятельности в сфере специального (дефектологического) образования;

в) по направлению «Психолого-педагогическое образование» по образовательным программам подготовки магистра в области психологического сопровождения образования лиц с проблемами развития;

в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии. При любом варианте профессиональной подготовки педагог-психолог должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации 1 раз в три года, подтвержденные документом установленного образца.


VI. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗАНЯТИЯ


Современная наука и практика убедительно доказали, что максимальной коррекции дефекта можно добиться только в специально созданных условиях, учитывающих возраст ребенка, характер имеющихся нарушений, их сочетание с другими психологическими особенностями и нацеленных на реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка. А это означает, что построение коррекционной среды должно соответствовать решению в единстве задач трех направлений:

— коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

— развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития;

— профилактического — предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития.

Под коррекционно-развивающей средой занятий мы подразумеваем совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Рассмотрим основные из них. Важным условием полноценного сенсорного воспитания, особенно детей с интеллектуальной недостаточностью, является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, т. е. создание кабинета для организации коррекционных занятий по развитию сенсорных процессов.

Основные требования к предметно-развивающей среде — это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

Опираясь на разработанные в психологической литературе (Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн и др.) подходы к формированию любой психической функции в онтогенезе, мы условно разделили весь используемый дидактический материал для проведения занятий по сенсорному развитию на несколько групп:

функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др. Интересны и полезны материалы для сенсорного развития, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши — формы, объекты для сериации, различного вида предметы-головоломки и др.);

полифункциональные материалы — это объемные набивные модули (сенсорные модули), крупные (напольные) кнопочные конструкторы, полусферы и др.;

игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, «сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др.;

природный материал: коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые не только способствуют овладению познавательными средствами (свойства, качества, конструкция, величина и др.), но и стимулируют развитие координации рук и глаз мелкой моторики ребенка;

оборудование для занятий, музыкой, ритмикой: магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио- и видеокассет, звучащие музыкальные инструменты и др.;

разнообразный арсенал техники арттерапии: различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры — своеобразные знаки пространства — игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, кукольная комната);

иллюстративный и образно-символический материал: схемы- планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные так называемые наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.);

наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к скрытым от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира, их составляющими;

нормативно-знаковый материал (наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др.), т. е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;

материалы и принадлежности для изобразительной деятельности: изобразительные материалы для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий.

Весь дидактический материал должен отвечать требованиям гигиены, безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность.

Проведение коррекционных занятий предполагает наличие в кабинете дидактических игр разного вида.

Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами, словесные) имеют обучающий эффект, и в этом их основная ценность. Специально подобранные по разным разделам, они помогают целенаправленно решать задачи сенсорного воспитания детей.

Игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности, происходит овладение языком, коррекция психических функций, социальных отношений. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

Педагогически целостная сбалансированная среда должна обеспечивать каждый вид деятельности, организуемый педагогом-психологом, и в целом способствовать достижению развивающего эффекта.


      1. VII. СОДЕРЖАНИЕ

1 класс (67 часов)

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа)

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов)

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.



Раздел 2.Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).


Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).


Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (18 часов)

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).


Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (5 часов)

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога-психолога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.


Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа)

Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).


Раздел 7. Развитие слухового восприятия (4 часа)

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.


Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов)

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).

Раздел 9. Восприятие времени (5 часов)

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.


VIII. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Психокоррекционные занятия».


Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)

Регулятивные

БУД

Коммуникативные

БУД

Познавательные

БУД

Личностные

БУД

Диагностическое

(2 часа)

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

2

Принимать и понимать заданную инструкцию.

Умение слушать и выполнять свою часть деятельности.

Формирование основ учебной деятельности.


Способность к оценке своей учебной деятельности.

Развитие моторики; графомоторных навыков

(14 часов)

1. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога-психолога (бросание в цель).


2. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения

действий и движений по инструкции педагога-психолога (повороты,

перестроения).


3. Формирование чувства равновесия («дорожка следов»).


4.Развитие согласованности действий и движений разных частей

тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением

направления и т. д.).


5. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика


6. Развитие навыков владения письменными принадлежностями

(карандашом, ручкой).


7. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.


8. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание

шнурков, нанизывание бусин).


9. Работа в технике рваной аппликации.


10. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.


1








1









1




2









2




2





2




1






1



1


14


Принимать и сохранять учебную задачу;

развивать умение согласовывать движения различных частей тела, целенаправленность отдельных действий и серии действий по инструкции педагога-психолога;

работа по укреплению моторики рук, развитие координации движений рук и пальцев.

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Расширение опыта учащихся;

знакомство с правилами, техникой выполнения двигательных

действий; формирование основ учебной деятельности.



Способность к оценке своей учебной деятельности;

умение оказывать посильную помощь и

моральную поддержку сверстникам в процессе

участия в подвижных играх и соревнованиях;

осуществление их объективного судейства.


Тактильно-двигательное восприятие

(4 часа)

1. Определение на ощупь величины предмета (большой—маленький — самый маленький)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».


2. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

1







1




Осуществлять контроль над ходом выполнения работы и полученного результата;

целенаправленно выполнять действия по инструкции;

принимать и сохранять учебную задачу.


Планирование учебного сотрудничества, формирование умения слушать; научиться строить своё высказывание;

адекватно использовать коммуникативные речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Свободно ориентироваться в задании; понимать заданную инструкцию; расширение опыта учащихся; формирование основ учебной деятельности.



Способность к оценке своей деятельности;

развитие самостоятельности











I УЧЕБНАЯ ЧЕТВЕРТЬ: 18 ЧАСОВ

3. Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».


4. Игры с крупной мозаикой.

1





1

4


Кинестетическое и кинетическое развитие

(4 часа)

1. Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация

собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»


2. Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная

тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).


3. Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений.


4. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр,

повадки зверей).

1







1







1





1


4


Овладевать способностью принимать и сохранять цели деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Работать в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.


Строить сообщения в устной форме;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.


Принятие социальной роли ученика; развитие самостоятельности,

сформируется желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе коррекционной деятельности.








Восприятие формы, величины, цвета, конструирование

предметов

(18 часов)

1. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических

фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).


2. Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом.


3. Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).


4. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы,

похожие по форме».


5. Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный

напольный «Лего»).


6. Дидактическая игра: «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета).


7. Различение предметов по величине (большой — маленький).


II УЧЕБНАЯ ЧЕТВЕРТЬ: 15 ЧАСОВ


8. Сравнение двух предметов по высоте и длине.


9. Сравнение двух предметов по ширине и толщине.


10. Моделирование геометрических фигур из составляющих частей

по образцу.


11. Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).


12. Дидактическая игра «Назови цвет предмета».

13. Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета».


14. Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали).

Дополнительные каникулы: с 11.02.19. по 15.02.19.


15. Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале.

2








2




1








1





1






1




1







1




1




1





1






1



1






2








1



18



Осуществлять самоконтроль и контроль над ходом выполнения работы и полученного результата; адекватно воспринимать предложения и оценку деятельности.


Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить своё высказывание.


Проявлять интерес, активность и

самостоятельность в работе на занятии; овладеют логическими операциями на элементарном уровне: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.


Способность к оценке своей учебной деятельности;

умение оказывать посильную помощь и

моральную поддержку сверстникам.


























Развитие зрительного восприятия

(5 часов)

1.Формирование навыков зрительного анализа и синтеза

(обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по

инструкции педагога-психолога).


2.Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.

Игра «Сравни предметы».


3. Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола —

ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки).


4. Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета).


5. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1









1







1







1




1


5


Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.


Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Познание предметного и социального мира; анализ объектов; научаться проявлять интерес, активность и

самостоятельность в работе на занятии; расширение зрительного опыта учащихся.


Сформируется мотивация к обучению и познанию; обучающиеся подготовятся к нахождению и обучению в среде сверстников, сформируется учебное поведение, умение выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умение самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.

Восприятие особых свойств предметов

(4 часа)

1. Развитие осязания (контрастные температурные ощущения:

холодный — горячий), обозначение словом.


2. Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).

Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

3. Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах).

Дидактическая игра «Определи по запаху».


4. Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый —

легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.


III УЧЕБНАЯ ЧЕТВЕРТЬ: 18 ЧАСОВ


1







1





1






1




4


Овладевать способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществлять контроль над ходом выполнения работы и полученного результата.


Формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Познание предметного и социального мира; анализ объектов; научаться проявлять интерес, активность и

самостоятельность в работе на занятии.

Способность к оценке своей учебной деятельности;

повышение уверенности, самостоятельности.

Развитие слухового восприятия

(4 часа)







1. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух».


2.Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание

музыкальных произведений.


3. Различение речевых и музыкальных звуков.


4. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

1








1









1



1



4

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Различать речевые и неречевые звуки; планирование сотрудничества с педагогом-психологом и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познание предметного и социального мира; анализ объектов.

Расширение слухового опыта учащихся.





Сформируется мотивация к обучению и познанию; обучающиеся подготовятся к нахождению и обучению в среде сверстников, сформируется учебное поведение, умение выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умение самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.

Восприятие пространства

(7 часов)

1. Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука,

правая или левая нога).


2. Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.).


3. Ориентировка в помещении (классная комната). Определение

расположения предметов в помещении.


4. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на

третьем месте и т. д.).


5. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или

левая сторона).


6. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок,

плоскостных геометрических фигур.


7. Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».

1





1





1






1





1





1






1



7






Осуществлять самоконтроль и контроль над ходом выполнения работы и полученного результата;

целенаправленно выполнять действия по инструкции;

принимать и сохранять учебную задачу;

адекватно воспринимать предложения и оценку деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Социальная компетентность и учёт позиции других людей – партнёров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познание предметного и социального мира; анализ объектов. Научаться проявлять интерес, активность и

самостоятельность в работе на занятии; овладеют логическими операциями на элементарном уровне.

Сформируется мотивация к обучению и познанию; обучающиеся подготовятся к нахождению и обучению в среде сверстников, сформируется учебное поведение, умение выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умение самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.


Восприятие времени

(5 часов)


1. Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки».


2. Последовательность событий (смена времени суток).


3. Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».


4. Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.


5. Дидактическая игра «Веселая неделя».

IV УЧЕБНАЯ ЧЕТВЕРТЬ: 16 ЧАСОВ


ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД:

1






1




1



1



1


5



67


Осуществлять самоконтроль и контроль над ходом выполнения работы и полученного результата;

целенаправленно выполнять действия по инструкции;

принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать предложения и оценку деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослым.

Познание предметного и окружающего мира; анализ объектов; научаться проявлять интерес, активность и

самостоятельность в работе на занятии; овладеют логическими операциями на элементарном уровне.

Сформируется мотивация к обучению и познанию; обучающиеся подготовятся к нахождению и обучению в среде сверстников, сформируется учебное поведение, умение выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умение самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса

— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, опировать несложные изображения.

— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

— Различать и называть основные цвета.

— Классифицировать геометрические фигуры.

— Составлять предмет из 2—3 частей.

— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.

— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

— Различать речевые и неречевые звуки.

— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

— Выделять части суток и определять порядок дней недели.


Ресурсное обеспечение рабочей программы:

  1. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).

  2.  Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика : (дошкольный возраст : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

  3.  Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте  5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001. - 77 с. : ил.

  4.    Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков -Волгоград «Учитель» 2003г -56с  

  5. Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике.Методическое пособие./Е.А Алябьева-М.:Сфера,2008.-158с.

  6. КряжеваН.Л Развитие эмоциональног мира детей./КряжеваН.Л.-Ярославль.-1996

  7.   Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:-Сфера, 1990г

  8. Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г.

  9. Короткова Л.Д. « Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛ М. 2003 г

  10. Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» Дубна «Феникс» 2002г.

  11. Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г

  12. Диагностический альбом  Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы»,  Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Психокоррекционные занятия.

Автор: Очир-Горяева Элла Анатольевна

Дата: 08.11.2025

Номер свидетельства: 676789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Психокоррекционное занятие  «Сказка наш друг» с элементами сказкотерапии. "
    ["seo_title"] => string(80) "psikhokorriektsionnoie-zaniatiie-skazka-nash-drugh-s-eliemientami-skazkotierapii"
    ["file_id"] => string(6) "193724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427690480"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Психокоррекционное занятие на формирование эмпатии"
    ["seo_title"] => string(53) "psikhokorriektsionnoiezaniatiienaformirovaniieempatii"
    ["file_id"] => string(6) "324083"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462339230"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Рабочая программа психокоррекционных занятий для обучения по индивидуальному учебному плану"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_psikhokorrektsionnykh_zaniatii_dlia_obucheniia_po_individual"
    ["file_id"] => string(6) "654800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1723317018"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "психокоррекционное занятие с элементами тренинга "Цени жизнь" "
    ["seo_title"] => string(71) "psikhokorriektsionnoie-zaniatiie-s-eliemientami-trieningha-tsieni-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "193681"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427682802"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Конспект групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями детей, имеющих отклонения в развитии " Падари ребенку счастье" "
    ["seo_title"] => string(153) "konspiekt-ghruppovykh-psikhokorriektsionnykh-zaniatii-provodimykh-s-roditieliami-dietiei-imieiushchikh-otklonieniia-v-razvitii-padari-riebienku-schast-ie"
    ["file_id"] => string(6) "195077"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427863938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства