Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Мой мир"»
Программа «Мой мир» (для работы с детьми ОВЗ)
Тема курса «Основные характеристики программы»
Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы — обеспечение успешной социализации ребенка.
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.
Также причины затруднений социализации выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Играет роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром данной категории.
Актуальность проблемы послужило необходимости специальной социально-педагогической программы по подготовке к самостоятельной жизни в обществе обучающихся.
Тема практического занятия:
«Экспресс-метод создания универсальной программы социально-психологической направленности для подростков с особенностями»
Адресная группа
Базовые характеристики потенциальных участников: мальчики и девочки 12 лет
Участвуют 3 микрогруппы по 6 человек в каждой группе.
Цель программы: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Результат социально-психологического воздействия: после шести месяцев
Задачи:
1. Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
2. Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми.
3. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
4. Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.
Как показала практика работы, только при комплексном подходе и совместной работе всего педагогического коллектива ОУ и родителей возможно решение поставленных задач.
Упражнения
Недописанный тезис
Метод недописанного тезиса выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Воспитаннику предлагается заготовленный заранее листок с тезисами, которые необходимо дописать. На ответ отводится ограниченное время (до одной минуты).
· Хорошая жизнь - это...
· Быть человеком - значит...
· Самое главное в жизни...
· Нельзя прожить жизнь без...
· Чтобы иметь друзей, надо...
· Когда никого нет вокруг, я...
· Когда есть свободное время...
· Чтобы стать настоящей личностью, надо...
· Если видишь недостатки человека, надо...
· Я лучше чувствую себя, когда...
· Когда вижу, как мой товарищ совершает что-то дурное, я...
· Бессовестному человеку на свете живется...
· Встретив вежливого человека, я всегда...
· Мне кажется, что взрослые...
· Пожилые люди обычно...
· Лучшее хобби - это...
· Я думаю, что мои родители...
· Я не всегда добросовестно...
· Через пять лет я...
· Через двадцать лет я...
· Я благодарен ...
Посмотрев результаты, педагог группирует мнения подростков: социальная ориентация или индивидуалистическая позиция, моральное предпочтение или вещественно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность и т. д.
ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
(подготовлен профессором В. Б. Успенским)
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
2. Основной мотив выбора — материальные интересы.
3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.
4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, чтооно недалеко от дома.
6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты...
7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
9. Не важно, кем работать, важно, как работать.
10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.
12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияетна выбор профессии?
14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
18. Главное в выборе профессии — возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».
Обработка и интерпретация результатов. Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:
I
II
1....
2....
3....
4....
6....
5....
7....
9....
8....
10....
11....
13....
12....
15....
16. ...
18. ...
17....
21....
19....
24. ...
20. ...
22. ...
23. ...
Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором — сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0—6 баллов — неготовность;
7—12 баллов — низкая готовность;
13—18 баллов — средняя готовность;
19—24 балла — высокая готовность.
АНКЕТА ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
1.Представь, что ты приехал в лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
А) мыло
Б) мочалка
В) зубная щетка
Г) зубная паста
Д) полотенце для рук
Е) полотенце для тела
Ж) тапочки
З) шампунь
2. На дверях столовой вывесили 2 расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
1 расписание (А) 2 расписание (Б)
Завтрак 8.00 9.00
Обед 13.00 15.00
Полдник 16.00 18.00
Ужин 19.00 21.00
3.Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:
А) Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.
Б) Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
В) Зубы надо чистить утром и вечером.
4. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:
А) после прогулки
Б) после посещения туалета
В) после того, как заправил постель
Г) после игры в баскетбол
Д) перед посещением туалета
Е) перед едой
Ж) перед тем, как идешь гулять
З) после игры с кошкой или собакой
5. Как часто ты принимаешь душ?
А) каждый день
Б) 2-3 раза в неделю
В) 1 раз в неделю
6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
А) положить палец в рот
Б) подставить палец под кран с холодной водой
В) намазать палец йодом и накрыть чистой салфеткой
Г) намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой
КЛЮЧ К АНКЕТЕ ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
ВОПРОС №1.
Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
Мыло(0) Зубная щетка(2) Полотенце для рук (0) Тапочки (2)
Мочалка (2) Зубная паста(0) Полотенце для тела (2) Шампунь (2)
Показатель: Знание правил пользования средствами личной гигиены.
ВОПРОС №2.
На дверях столовой вывесили 2 расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
1 расписание (4) 2 расписание (0)
Завтрак 8.00 9.00
Обед 13.00 15.00
Полдник 16.00 18.00
Ужин 19.00 21.00
Показатель: Осведомленность о правилах организации режима питания.
ВОПРОС №3.
Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:
- Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи (0)
- Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день (0)
- Зубы надо чистить утром и вечером (4)
Показатель: Осведомленность о правилах личной гигиены.
ВОПРОС №4.
Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:
После прогулки (2) Перед посещением туалета (0)
После посещения туалета (2) Перед едой (2)
После того, как заправил постель (0) Перед тем, как идешь гулять (0)
После игры в баскетбол (2) После игры с кошкой или собакой (2)
Показатель: Осведомленность о правилах личной гигиены.
ВОПРОС №5.
Как часто ты принимаешь душ?
Каждый день (4) 2-3 раза в неделю (2) 1 раз в неделю (0)
Показатель: Осведомленность о правилах личной гигиены.
ВОПРОС №6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимися:
30-36 – высокий уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ
24-29 – достаточная осведомленность о требованиях ЗОЖ
18-23 – недостаточная осведомленность о требованиях ЗОЖ
Меньше 18 – низкий уровень осведомленность о требованиях ЗОЖ
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
(разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
64
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
0 — никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1
5
9
13
17
2
6
10
14
18
3
7
11
15
19
4
8
12
16
20
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше Трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Продолжительность программы: 1 год
Диагностический инструментарий: анкеты, тесты.
Программа по социализации обучающихся предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении мероприятий. В процессе планирования, подготовки и проведения различных коллективных творческих дел, у обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать; развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности; вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения.
Таким образом, в реализации принципа неразрывности обучения и воспитания заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации и успешной интеграции будущих выпускников «Специальной (коррекционной) школы-интерната».
Работа с родителями является важным направлением деятельности педагогического коллектива специально (коррекционной) школы-интернат по подготовке обучающихся к жизни.
Проводятся индивидуальные беседы с родителями, знакомят их с особенностями развития и воспитания детей с ОВЗ, с особенностями вторичных отклонений, которые могут возникнуть у ребенка в неблагоприятных условиях. Разъясняют, что задача семьи состои в подготовке их к труду, в обеспечении элементарных социально-бытовых знаний и норм поведения. Способствуют укреплению у родителей уверенности в том, что от их правильного отношения к ребенку зависит его будущее. Однако, как показал опыт работы, участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, мало, что отрицательно сказывается на социально - трудовой адаптации выпускников интернатных учреждений.
Установлено, что социализация обучающихся предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Исходя из этого, программа включает в себя несколько блоков деятельности:
Название блока
Содержание блока
Трудовая
подготовка
Формирование мотивов трудовой деятельности - важнейшая школы-интернат. Основной мотив труда, который формируют педагоги образовательного учреждения – осознание обучающимися необходимости трудиться. Проводят разъяснительную работу, что каждый человек должен работать ради тех жизненных благ, которые можно получить трудясь.
Цель: создание условия для коррекции познавательной сферы и недостатков физического развития, обучающихся посредством трудового обучения.
Задачи:
- обучать доступным приемам труда;
- воспитывать уважение к людям труда;
- развивать самоконтроль и самостоятельность;
- воспитать трудолюбие, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе, развивать трудовые умения и навыки.
Труд помогает воспитанникам конкретизировать имеющие у него представления и понятия об окружающем мире. В ходе труда обучающиеся знакомятся со свойствами предметов и материалов, сравнивают их, устанавливают существующие между ними связи и отношения, планируют свою работу – все это способствует развитию их мышления. Поэтому по данному блоку проводятся дополнительные занятия по ручному труду кружок «Творческая мастерская». Изготовление полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышает интерес к работе, активность, способствуют формированию у воспитанников социальных мотивов деятельности.
Интересную творческую работу проводим по составлению рисунков картин, поделок. Изготовление различных вещей для создания уюта комнат отдыха и спальных комнат. Изготовление различных поделок и картин для подарков.
Цель: формировать умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации выпускников.
Задачи:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- формирование работать сообща, чувствовать ответственность за свой труд;
- развивать творческие способности и стремление к самореализации через различные виды творчества;
- воспитать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения, в коллективной деятельности.
Социально-бытовая ориентация и культура поведения и общение
Социально-бытовая ориентировка и культура поведения само название этого направления заключает в себе его направленность – социально-бытовую ориентировку обучающихся, практическую подготовку их к самостоятельной жизни, что предполагает формирование у обучающихся необходимых для этого знаний и умений.
Доказано, что успех социализации и интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности выпускника, от способности самостоятельно организовывать свой быт.
Цель: создание психолого-педагогических условий для всесторонней подготовки, обучающихся к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Задачи:
- формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации выпускников;
- повышать уровень общего развития обучающихся;
- развивать навыки общения со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Здоровый и безопасный образа жизни
Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Система учебно-воспитательной работы направлена на создание культуры здорового образа жизни, которая в результате целенаправленной работы должна перейти во внутреннюю культуру обучающихся. Так же мы руководствуемся распространенным в настоящее время положением о том, что обучающийся должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым. Кроме того, у обучающегося должна быть сформирована целая система понятий, взглядов, убеждений и умений, из которых будут складываться привычки и его ежедневное поведение.
Необходимо отметить, что данное направление пересекается с задачами коррекционной педагогики – социализация и адаптация выпускников интернатных учреждений. В процессе реализации данного направления, происходит развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, формирование позиции гражданина, а также вовлечение в деятельность позитивной направленности. По нашему мнению, все это, впоследствии, поможет обучающемуся в будущем найти свое место во взрослой жизни.
Цель: создание психолого-педагогический условий для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся.
Задачи:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- воспитывать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье.
Каждый блок деятельности планируется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития школьников класса-группы. Занятия по блокам проходят 2 раза в неделю и 2 занятия по ручному труду. Блоки чередуются каждую неделю.
Формы и методы реализации программы
В процессе реализации программы могут быть использованы разнообразны формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация видеофильмов, мини-лекция, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, конкурс, составление и решение различных тематических кроссвордов.
Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на предприятия службы быта, магазины, в поликлиники, различные учреждения. Перед проведением экскурсии педагоги обязательно проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения в транспорте и дорогах. В ходе проведения экскурсии могут проводиться практические работы.
Большее внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья беседа сопровождается наглядностью и эмоциональностью.
Программа по социализации обучающихся предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении внеурочной и внеклассной работы. В процессе планирования, подготовки и проведения различных видов деятельности у обучающихся совершенствуется
- умение анализировать, сравнивать,
-развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения. Таким образом, в каждом виде деятельности заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации будущих выпускников.
Прогнозируемые результаты
Критерии
Показатели
Способы проверки
Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире
Должны уметь ориентироваться в окружающем мире, знать мир профессий.
Педагогическое наблюдение;
Метод. изучение социализированности личности учащегося М.Н. Рожкова
Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми
Должны уметь культурно вести себя в обществе и различных жизненных ситуациях, конструктивно взаимодействовать с окружающими.
Индивидуальное собеседование;
Диагностика самоотношения Столина, Полентелеева
Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни
Иметь представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье, умение самостоятельно поддерживать свое здоровье.
Педагогическое наблюдение;
Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»
Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения
Должны уметь применять полученные знания в практической жизнедеятельности, знать доступные приемы труда и правила безопасной работы и гигиены труда.
Педагогическое наблюдение;
Календарно- тематическое планирование.
( 1 год обучения)
№
Кол-во
часов
Название блока
Тема и содержание занятия
Время проведения
1
1
Здоровый и безопасный образа жизни
Час общения «Гигиена подростка» беседа врача о правилах личной гигиены
сентябрь
2
1
Здоровый и безопасный образа жизни
Спортивная игра «Пионербол»
сентябрь
3
6
Ручной труд кружок «Волшебный клубок»
Вязание салфеток на стул
сентябрь
4
1
Трудовая подготовка
Час общения «Берегите зеленые насаждения» разговор о профессии лесника и чем мы можем помочь природе
сентябрь
5
1
Трудовая подготовка
Практическое занятие «Осенний букет» составление композиции из сухоцветов
сентябрь
6
1
Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков
«Вежливость слов и поступков» рассуждение детей о культуре поведения
сентябрь
7
1
Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков
Экскурсия «Дом Культуры»
сентябрь
8
1
Здоровый и безопасный образа жизни
Час общения «Береги здоровье смолоду» рассуждение детей о здоровом образе жизни
сентябрь
9
1
Здоровый и безопасный образа жизни
Спортивная игра «Лапта»
сентябрь
10
1
Трудовая подготовка
Час общения «Все профессии важны», рассуждение о различных видах профессий и о их важном значении