kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированная учебная программа по развитию речи школьников, основанная на связи с курсом "Я и мой мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, что вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, расширением связей между людьми, ростом ответственности человека за свою судьбу. Поэтому во многих учебных заведениях вводятся предметы правового образования, направленные на формирование у личности активной гуманистической жизненной позиции, умения общаться с людьми на основе взаимопонимания. 
Основное средство коммуникации — речь. Она помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть значимым (общественно или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащихся. 
Данная программа — единственная в Санкт-Петербурге по развитию речи младших школьников, основанная на связи с курсом «Я и мой мир». Таким образом, уроки развития речи становятся составной частью целостной системы правового образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированная учебная программа по развитию речи школьников, основанная на связи с курсом "Я и мой мир" »

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 463 Выборгского района Санкт – Петербурга


Методическое пособие


ИНТЕГРИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННАЯ НА СВЯЗИ С КУРСОМ

«Я И МОЙ МИР»

Авторы: Полякова Ольга Леонидовна, Терещенкова Елена Леонидовна,

учителя начальных классов.

Пояснительная записка

В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль правового образо­вания граждан, что вызвано усложнением экономических и политических процессов, соци­альных отношений, расширением связей между людьми, ростом ответственности человека за свою судьбу. Поэтому во многих учебных заведениях вводятся предметы правового обра­зования, направленные на формирование у личности активной гуманистической жизненной позиции, умения общаться с людьми на основе взаимопонимания.

Основное средство коммуникации — речь. Она помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания действительно­сти. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания ребенка раз­личными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и дина­мичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хоро­шо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выде­лить главное, существенное. Материал должен быть значимым (общественно или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащихся.

Данная программа — единственная в Санкт-Петербурге по развитию речи младших школьников, основанная на связи с курсом «Я и мой мир». Таким образом, уроки развития речи становятся составной частью целостной системы правового образования. Это особенно важно в начальной школе, так как психологами установлено, что младший школьный возраст характери­зуется восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, дети в этом возрасте отличаются беском­промиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

Рассмотрим эту связь на конкретном примере — курс «Я и мой мир», первый урок по теме «Человек среди людей». Во время беседы-размышления «Мой класс — мои друзья», работы над пословицами, чтения и обсуждения рассказов, мультфильмов, стихов, песенных фрагментов, басен и сказок о дружбе, учащиеся пытаются объяснить, что такое дружба, кого можно назвать настоящими друзьями, пытаются понять, что значит дружба, друзья в их личной жизни. Учащиеся размышляют о том, как сохранить дружбу между одноклассни­ками, как найти настоящих верных друзей и самому стать хорошим другом. Рассказывая о жизненных ситуациях, в которых друг помог преодолеть трудности, выражая собственное мнение о том, каким должен быть настоящий друг, учащиеся приходят к пониманию, что между друзьями должны царить добрые отношения, они должны быть готовы прийти на помощь в трудную минуту. Одновременно они усваивают золотое правило дружбы: «Если ты поссорился с другом, обязательно с ним помирись».

На практическом занятии проводится игра «Давай помиримся», в которой учащиеся разыгрывают ситуацию примирения, где каждому предлагается побывать в роли обиженного или обидчика. Вспоминая аналогичные ситуации из своей жизни, учащиеся вновь пережи­вают испытанные ранее чувства при ссоре с близким другом, понимают, как непросто со­хранить дружбу и найти нужные слова для примирения.









Урок развития речи подводит итог занятий курса «Я и мой мир». Темой его является написание сочинения «Мой друг». Предыдущие уроки курса «Я и мой мир» служат хорошей подготовкой к нему. Впечатления детей, совместные выводы о важности дружеских отно­шений в жизни человека, помогают детям выразить основную мысль сочинения. В работах учащиеся рассказывают о том, за что любят и ценят своих друзей, выражают собственное отношение к дружбе, раскрывая свои чувства: «Хорошо иметь такого друга, как Юля», «Дружба - это здорово!», «Я надеюсь, что мы никогда не поссоримся», «Хорошо, когда ря­дом есть человек, который поможет в трудную минуту», «Мне бы хотелось всем пожелать иметь такого друга, как Илья».


Подбор материала к урокам развития речи, текстов изложений, тематики сочинений направлены на формирование у школьников гуманистических ориентации, способствуют их нравственному воспитанию.

Следовательно, уроки развития речи создают условия для постепенного становления жизненных ориентации младших школьников, проявляющихся в эмоционально переживае­мом отношении к жизненным явлениям и в осознанном нравственном выборе линии своего поведения, способов действий, поступков.

Основная задача уроков развития речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и пра­вильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позво­ляют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.

Новизна предложенной программы состоит в том, что, формируя речевые умения и навыки у учащихся младших классов, она успешно решает задачу формирования нравствен­ных свойств личности, органически связывает правовое воспитание с нравственным, опира­ется на него и делает более эффективным его результаты.

Данная программа по развитию речи, использующая тематику курса «Я и мой мир», создает условия для пробуждения у младших школьников нравственных чувств, помогает формированию гуманистических нравственных ориентации учащихся. Тем самым она по­зволяет и в школах, где нет спецкурсов по правовому воспитанию, решать такие воспита­тельные задачи, как становление личности гуманистически ориентированной, законопос­лушной, обладающей гражданскими чувствами и чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям быстро меняющейся жизни.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Большое внима­ние при проведении уроков развития речи следует уделять различным формам работы с текстом: формировать умение составлять устный или письменный текст, редактировать его, выверять орфографию. Преобладание на первоначальном этапе устных упражнений дости­гается за счет умения пересказать прочитанное, составить рассказы по наблюдениям, драма­тизации, импровизации, словесного рисования и т.д.

При подготовке уроков развития речи, основанных на связи с курсом «Я и мой мир», сле­дует широко использовать наглядные пособия, звуковые и экранные средства обучения, демон­страционные карточки, дидактический и раздаточный материал. Для результативности уроков целесообразно вводить игру, тем более, что игровая мотивация очень эффективна. Поэтому осо­бое внимание необходимо уделять отбору занимательного текстового материала.

Дети должны овладеть и различными языковыми средствами. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии — весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил. А ведь именно творческая работа требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося.

Подбор материала к урокам развития речи в нашей программе соответствует тематике уроков курса «Я и мой мир». Следовательно, уроки развития речи планируются после про­ведения уроков данного курса с целью обобщения полученных знаний. Они проводятся один раз в неделю (35 часов в год). Программа рассчитана на 3 года.

Разработанная нами программа позволяет использовать в работе учеб­ники по русскому языку для начальной школы.

Данная программа апробировалась в школе в течение 3-х лет. Она позволила успешно сформировать у школьников навык составления текстов: устных пересказов (в различных вариантах), устных рассказов, письменных изложений и сочинений различных видов. Дети, работавшие по данной программе, хорошо подготовлены к продолжению литературного об­разования в старших классах, отличаются развитым воображением, художественным вкусом, умением аргументированно делать выводы о мотивах поведения и поступков героев, видят авторское отношение к описываемому событию, понимают основную мысль произведения, с интересом творчески работают над сочинениями, в которых не только используют личные наблюдения, но и выражают отношение к описываемому.


Содержание программы

2 класс «Я и мой МИР»

«Жизнь на Земле» (4 часа )


Изучая тему «Жизнь на Земле», дети узнают о том, что сама жизнь на Земле является чудом. Они понимают, что человек — часть природы и зависит от нее, осознают, что окру­жающая природа — условие жизни и здоровья людей, поэтому ее нужно беречь и охранять; учатся различать деревья, кустарники и травянистые растения, знакомятся с отличиями ди­ких и домашних животных, узнают о животных, обитающих в нашей местности. Знакомятся с правилами ухода за домашними животными. На практических занятиях предлагаются сле­дующие виды работ: рисование бабочки, мозаика из бумаги (бабочка и стрекоза), лепка овощей и фруктов, инсценировка «В гостях у Айболита», конкурс стихов «Здравствуй, осень золотая», конкурс рассказов о домашних животных, экскурсия в осенний парк. Важно вы­работать у учащихся гуманистическое отношение к окружающему миру, желание защищать и оберегать природу.


«Жизнь и здоровье человека» ( 4 часа):


Изучая эту тему, второклассники знакомятся с правилами личной гигиены, у них выраба­тывается стремление выполнять эти правила. Учащиеся узнают о правилах поведения в школе на уроках, на переменах, в столовой, в гардеробе. Дети усваивают ряд правил безопасности по­ведения на улице, знакомятся с правилами перехода улицы, дорожными знаками, сигналами светофора. На практических занятиях предлагаются разнообразные виды работ: игра «Путешествие в Город чистоты и порядка», разучивание комплекса утренней гимнастики, разу­чивание игр, в которые можно играть на перемене, проведение игр «Светофор», «Угадай знак», изготовление аппликации «Светофор», составление режима дня школьника.

Важно, чтобы дети усвоили, что хорошее здоровье — условие полноценной жизни. Соблюдение отдельных правил поможет стать сильным и здоровым.


«Индивидуальность человека, его честь и достоинство» (2 часа):


При изучении данной темы учащиеся знакомятся с некоторыми принципами Декларации прав ребенка. Учащиеся осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство с другими людьми, честь и достоинство. Предлагаем использовать следующие практические занятия: составление книжки-самоделки «Я сам», проведение игр «Узнай себя», «Портрет друга». Важно, чтобы учащиеся осознали, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены ра­зумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.


«Права человека» (2 часа):


Работая по материалам этой темы, учащиеся знакомятся с принципами, которые описаны в Декларации прав ребенка. На практических занятиях рекомендуется выполнить рисунки, иллюст­рирующие действие описанных прав. Например, «Моя семья», «Школа», «Больница».










«Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие, доброта» (2 часа):


Изучая эту тему, учащиеся усваивают правила поведения в обществе, которые помо­гают им жить вместе, общаться, действовать.

Они знакомятся с правилами поведения дома, правилами соблюдения чистоты и по­рядка в квартире, на лестничной площадке, в подъезде, общения с родными, соседями. Де­ти должны осознать, что правила вежливости основаны на уважении к человеку.

На практических занятиях рекомендуются следующие виды работ: операция «Помощник в доме» (уход за комнатными растениями), игра «Добрые слова», рисунки своей семьи, изготовление поделок-сюрпризов для близких.


«Сознательный труд и его результаты» (3 часа):


Изучая эту тему, дети осознают, что труд — условие развития человека, источник его благосостояния, его семьи, города. Важно пробудить у второклассников стремление уважи­тельно относится ко всему, что создано трудом. На уроках учащиеся узнают о различных профессиях, проводится работа с пословицами о труде, на практических занятиях рекомен­дуем провести уроки- мастерские по ремонту книг, изготовлению поделок для малышей дет­ского сада, провести конкурс рассказов о том, где работают родители, выставку рисунков «Наши мамы на работе», инсценировать стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть».


«Дорогая цена вежливости» (2 часа):


Изучая тему «Дорогая цена вежливости», учащиеся узнают о том, как и почему возникли правила вежливости, кого называют вежливым человеком, усваивают формы общения со взрос­лыми и сверстниками в разных жизненных ситуациях; усваивают формы приветствия, прощания, обращения с вопросом, нормы поведения во время беседы. На практических занятиях ре­комендуем провести инсценировку «Ежели вы вежливы...», проанализировать рассказ В. Осее­вой «Волшебное слово», подготовить выставку детских работ «Правила вежливости в рисунках». Важно пробудить у детей стремление соблюдать правила вежливости, которые помогают об­щаться с другими людьми, вызывая к себе доброе отношение.


«Общественный порядок и его охрана» (2 часа):


Знакомясь с материалами в рамках данной темы, дети узнают, что в обществе сущест­вуют определенные правила поведения людей, которые помогают им жить вместе, общать­ся, действовать. Ученики усваивают правила поведения в транспорте, общественных местах, знакомятся с понятием «общественный порядок», с правилами и обязанностями ученика.

На практических занятиях рекомендуем провести выставку рисунков «Что такое хо­рошо и что такое плохо», игру-путешествие «В мире правил».


«Мой любимый город» (3 часа):


При работе над данной темой учащиеся узнают, что малая Родина — город, в котором ты живешь, с его историей, красотой, традициями; узнают, что значит быть горожанином. Важно, чтобы ученики осознали, что красота города — результат труда и творчества многих поколений людей. На практических занятиях рекомендуем провести экскурсии по городу, по его памятным местам.

Важно пробудить у детей чувство любви к родному городу, стремление соблюдать чис­тоту и порядок на его улицах, в транспорте, общественных местах, задуматься о том, чем они сами могут помочь родному городу уже сейчас.


«Родина — Россия» (4 часа):


Изучая данную тему, учащиеся осознают термин «Гражданин России» как свою при­надлежность к россиянам. Знакомятся с символами государства: флагом, гербом, столицей. Важно, чтобы дети осознали, что россияне — люди разных национальностей, пробудить у них чувство уважения к людям разных национальностей. На практических занятиях реко­мендуем провести театрализованный праздник «Свет родных берез», провести работу с по­словицами и поговорками о Родине, конкурс чтецов.



«Мир на планете Земля» (4 часа):


Важно, чтобы учащиеся осознали, что война является угрозой жизни на Земле, поняли, что люди Земли хотят мира. Дети узнают о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и о священном празднике Дне Победы. На практических занятиях рекомендуем провести экскурсию по памятным местам города, конкурс рисунков «Мы хотим мира».

К концу 2-го класса учащиеся на образно-эмоциональном уровне должны осознать следующую систему ценностей: жизнь человека, его здоровье, родные и близкие люди, их любовь, забота, окружающая природа как условие жизни человека, красоты природы, доб­рые отношения между людьми. Учащиеся узнают о ряде прав человека, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка. Особое внимание уделяется правам на жизнь, охрану здоровья. Изучаются правила личной гигиены, правила поведения в школе, дома, на улице. Формируются представления о важной роли правил в жизни человека, установка на необходимость изучения и выполнения правил поведения в обществе. Усвоение учащимися основных правил вежливости.

Развитие речи


«Функции речи. Виды речи» (10 часов):


Цель первых занятий по программе — раскрытие перед детьми основных функций ре­чи. Учащиеся осознают, что речь является важнейшим средством общения, обмена мысля­ми и чувствами между людьми, средством передачи определенной информации.

Учащиеся знакомятся с формами речи: устной и письменной, учатся отличать устную речь от озвученной письменной, устную (письменную) от внутренней; определять темп устного вы­сказывания, громкость речи; оценивать соответствие темпа и громкости речи определенной си­туации общения; оценивать поведение собеседника во время разговора, использование мимики, жестов. Дети учатся умению слушать собеседника, умению вести себя во время разговора.

С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке, начинают понимать, что не любое выражение мыс­ли будет правильным, что мысль следует выражать ясно, четко, понятно для других, при­учаются к самоконтролю и к наблюдениям над речью других детей, учатся исправлять недо­четы чужой речи. С первых дней пребывания ребенка в школе его нужно приучать к внима­тельному отношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов. Учащиеся знакомятся с толковым словарем, учатся объяснять непонятные слова, употреблять слова в точном соответствии с их значением.

Учащиеся знакомятся с разновидностями речи, которые как бы обслуживают ту или иную сферу деятельности, общения людей: сферу бытового общения — разговорная речь, сферу науки — научная речь, сферу официально-деловых отношений — официально-деловая, сферу искусства слова — художественная.

В соответствии с темами уроков курса «Я и мой мир» предлагаем следующие виды ра­бот: составление предложений по картинкам (о растениях, животных, правилах ухода за жи-вотными, рассказов по вопросам учителя на темы «Наступила осень», «Мой котенок (щенок)», «Мой друг», составление рассказов по сюжетным картинкам «У Айболита», «Помощники» (уборка урожая); составление рассказов по данному началу о поведении Буратино на улице; рассказов по воспоминаниям, на основе творческого воображения, по ма­териалам экскурсии в парк; заучивание стихов по теме «Здравствуй, осень золотая», загады­вание и отгадывание загадок о растениях, животных, предметах личной гигиены; работа с пословицами и поговорками о дружбе, товариществе, здоровье, разучивание скороговорок; рассказывание сказок о животных: «Теремок», «Колобок» и их инсценировка, пересказы прочитанного (В. Осеева: рассказы «Плохо», «Добрая хозяюшка»).

Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа.

Составляемый рассказ или его изложение постоянно исправляются, выбираются наи­более подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность их выбора в данной ситуации, идет работа над предложением, вводятся детали, подробности, уточняется после­довательность изложения событий, вводятся простейшие причинные обоснования.



«Текст. Признаки текста»:


Изучая тему, учащиеся знакомятся с такими основными признаками текста, как тема­тическое единство, заголовок, основная мысль текста. У учащихся формируется умение отличать текст от группы предложений, умение формулировать тему текста, умение его озаглавливать, составлять ответ на вопрос учителя. Предлагаем следующие виды работ: восстановление деформированного текста, восстановление текста с пропущенными слова­ми, изложение текста по вопросам к каждому предложению, составление рассказа по серии сюжетных картинок и по вопросам, составление рассказа по диафильму.

Тексты и пособия к предложенным выше видам работ соответствуют тематике уроков курса «Я и мой мир» что позволяет учителю решать важные воспитательные задачи: воспитание доброго отношения к людям, которые тебя окружают, стремление соблюдать правила вежливости, воспи­тание уважения ко всему, что создано трудом, воспитание трудолюбия; стремление соблюдать пра­вила поведения в обществе, которые помогают людям жить вместе, общаться, действовать.

Важно, обсуждая с детьми прочитанное, вводить работу над пословицами, загадками, поговорками, фразеологизмами. Они учат детей говорить ярко, образно и просто, помогают уяснить меткость русского слова, обогащают память детей жемчужинами родного языка, развивают мышление, сообразительность. На уроках используются пословицы, которые учат ценить слово, бережно относиться к нему.


«Изложение текста и его редактирование» (15 часов):


Обучая учащихся составлению изложений, необходимо формировать умения делить текст на части, строить предложения в зависимости от контекста, определять глав­ную мысль текста и отражать его в заголовке, выделять части текста при записи, связно из­лагать текст, писать текст в соответствии с планом. Анализируя работы, надо исправлять ошибки в содержании текста и в его речевом оформлении, точно определять слова в тексте. Рекомендуем проводить следующие виды работ: изложение по обобщенным вопросам, из­ложение текста по опорным словам, изложение по вопросам и по опорным словам, восста­новление деформированного текста по серии картинок,) изложение по коллективно составленному плану и по опорным словам. Тематика текстов изложений, подбор наглядных пособий и электронных образовательных ресурсов позволя­ет создавать на уроке ситуацию сопереживания и на основе этого глубже решать следующие задачи: воспитание у учащихся любви к родной стране и городу, стремление жить в мире и дружбе с людьми других народов и стран, воспитание чувства глубокого уважения к людям разных национальностей, стремление соблюдать общественный порядок, беречь красоту родного города. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами сло­ва, способствуют формированию правильной речи у учащихся, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.

К концу второго класса учащиеся должны знать разновидности речи: разговорную, научную, официально-деловую и художественную речь, признаки текста и его отличие от набора предложений.

Учащиеся должны уметь составить предложения по сюжетным картинкам, рассказ по вопросам учителя на тему, устно составить рассказ по данному началу, подобрать заголовок к данному тексту, написать изложение под руководством учителя (в объеме 30-40 слов). Под руководством учителя составить и записать небольшой рассказ о своих играх, работе.

3 КЛАСС

«Я И МОЙ МИР»


«Жизнь на Земле» (4 часа):


Изучая данную тему, учащиеся 3 класса обобщают знания, полученные во втором классе, уз­нают о правилах поведения в лесу и у водоема, осознают, что лес — наше богатство, которое надо беречь. Учащиеся узнают о редких растениях и животных в Ленинградской области, зна­комятся с правилами содержания и ухода за домашними животными, понимают значение жи­вотных в жизни человека. Узнают о причинах возникновения лесных пожаров, о мерах борьбы с ними, знакомятся с законами, которые стоят на защите природы и об ответственности за нару­шение их, о необходимости выполнять эти законы, чтобы спасти природу.



На практических занятиях предлагаем провести рисование плаката на тему защиты леса от пожара, изготовление изделий — сувениров из природных материалов, лепку до­машних животных из пластилина, конкурсы загадок о животных, стихов, рисунков, собст­венных сочинений о природе, экскурсию в осенний парк, «Петербургскую усадьбу» (станцию юннатов). Важно, чтобы дети осознали связь человека с природой, понимали, по­чему надо беречь природу. Необходимо воспитывать у учащихся негативное отношение к любым действиям, наносящим ущерб природе.


«Жизнь и здоровье человека» (4 часа):


Учащиеся должны выделить в качестве главных ценностей жизнь человека, его здоро­вье. третьеклассники знакомятся с правилами безопасности поведения дома и во дворе, уз­нают о том, как действовать при пожаре, запахе газа, как вызвать медицинскую помощь, понимают в каких случаях нужно воспользоваться номерами телефонов 01, 02, 03, 04, узна­ют о том, как сохранить зрение, осанку, слух, какой вред наносят организму курение и употребление алкоголя.

Важно выработать у учащихся отрицательное отношение к вредным привычкам, нано­сящим ущерб здоровью человека, стремление соблюдать правила безопасности при нахож­дении в квартире без взрослых и при играх во дворе.

На практических занятиях рекомендуется сделать выставку плакатов на тему безопас­ности дома и во дворе, разучить упражнения на выработку правильной осанки, на трени­ровку правильного дыхания, упражнения для сохранения и улучшения зрения, провести игру-соревнование «Веселые старты».


«Индивидуальность человека, его честь и достоинство» (2 часа):


Учащиеся обобщают знания, полученные во 2 классе, осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство с другими людьми, честь и дос­тоинство. Учащиеся узнают о самоуважении — важном свойстве человека, о правилах пове­дения в конфликтных ситуациях.

Важно, чтобы учащиеся осознали право человека быть самим собой, необходимость терпимости по отношению к людям, непохожим на нас, воспитывать стремление защищать свое достоинство.

На практических занятиях рекомендуем проведение игры «Я сам» (положительное и отрицательное о себе), игры «Разорванные сердца».


«Права человека и способы их защиты» (2 часа):


В данной теме учащиеся знакомятся с понятием «гражданин России», узнают, что у гражданина есть свои права и обязанности. Важно, чтобы ученики осознали в качестве од­ной из главных ценностей мир между людьми, основанный на уважении к правам человека.

На практических занятиях рекомендуется продолжить знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Подготовить выставку «Декларация прав ребенка в рисунках».


«Человек среди людей» (3 часа):


Учащиеся должны осознать в качестве главных ценностей любовь и заботу родных и близких людей, добрые отношения с окружающими, дружбу со сверстниками. Важно, чтобы дети усвоили правила речевого этикета в общении с близкими людьми, учителями, друг с Другом, в коллективе и стремились ими руководствоваться в жизни.

На практических занятиях рекомендуем провести игру-путешествие «По стране веж­ливости», конкурс стихов о правилах поведения, игры «Добрые слова», «Пожалуйста».











«Сознательный труд и его результаты» (3 часа):


Работая по этой теме, учащиеся должны осознать в качестве жизненной ценности труд как условие развития человека, понимать, что основной труд школьника — учение. Дети знакомятся с различными профессиями людей, работающих в школе (учитель, дирек­тор, повар, библиотекарь, врач, плотник, сантехник). Важно пробудить у учащихся береж­ное отношение ко всему, что создано трудом человека.

На практических занятиях рекомендуем провести экскурсию в трудовые мастерские, подготовить выставку «Своими руками», конкурс «Лучшая тетрадь».


«Дорогая цена вежливости» (2 часа):


Учащиеся должны осознать, что правила вежливости основаны на уважении к челове­ку, усвоить правила приглашения в гости, приема гостей, умение пользоваться приборами, умение вести себя в гостях.

На практических занятиях рекомендуем провести игру «Мы идем в гости», сделать приглашение к празднику.


«Общественный порядок и его охрана» (4 часа):


В данной теме учащиеся знакомятся с понятием «закон» — важным государственным документом, в котором содержатся правила, обязательные для выполнения. Учащиеся должны осознать, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, ко­торые помогают им жить вместе, узнают правила движения для пешеходов, правила поведе­ния при пользовании городским транспортом, при посещении театра, исторических мест города и пригорода, в загородной зоне.

Важно пробудить у учащиеся стремление руководствоваться этими правилами.

На практических занятиях рекомендуем провести игру «На улицах и дорогах», иллю­стрирование произведения С.В. Михалкова «Дядя Степа — милиционер».


«Мой любимый город» (2 часа):


Учащиеся должны осознать в качестве жизненной ценности город, в котором мы живем, с его историей, традициями, познакомиться с названиями улиц микрорайона, понять, почему они так названы. Важно пробудить у учащиеся стремление беречь красоту нашего города.

На практическом занятии рекомендуем провести экскурсию по микрорайону, «трудовой десант» по посадке деревьев, цветов.


«Родина Россия» (2 часа):


Учащиеся получают знания о России как о государстве в определенных границах, на территории которого проживают люди разных национальностей и культур. Знакомятся с символами государства: флагом, гербом, гимном, столицей.

На практических занятиях рекомендуем провести конкурс чтецов «Стихи о Родине», выставку рисунков «Уголок моей Родины».


«Мир на планете Земля» (3 часа):


Учащиеся должны осознать в качестве жизненной ценности мир между людьми, осно­ванный на уважении к правам человека, отсутствии насилия, агрессии, войн. Дети узнают о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о тех, кто защищал нашу Родину в те суровые годы, кто стоит на страже в мирное время.

На практическом занятии рекомендуем провести экскурсию на Пискаревское мемори­альное кладбище, провести выставку работ «Послание человечеству», подготовить поздрави­тельные открытки ко Дню Победы для ветеранов.

Учащиеся узнают о ряде прав человека, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека и содержащихся в Конституции РФ. Изучается система правил личной безопасно­сти, объясняется, что значит быть гражданином России. Формируется отрицательное отно­шение к жестокости и насилию в отношении людей, порче школьного имущества, стен в домах, лифтов, оборудования детских площадок, к загрязнению улиц, дворов, нарушению правил поведения в общественных местах.


Развитие речи


«Текст. Признаки текста» (10 часов):


Изучая данную тему, формируем у учащихся знания о признаках текста (теме, основ­ной мысли, последовательности частей, заголовке), умения устанавливать последователь­ность частей в тексте, озаглавливать текст, отражая главную мысль, полно раскрывать тему, главную мысль текста.

При работе с текстом огромное внимание уделяем языковым средствам выразительно­сти, работе с синонимами и антонимами, многозначными словами.

Систему словарной работы строим таким образом, чтобы слово было правильно воспри­нято в тексте, понято со всеми оттенками и окрасками, т.е. вошло бы в словарь ребенка и вос­производилось в нужных случаях, чтобы оно прошло через специальные упражнения, в которых углубляется его понимание, усваивается его сочетаемость, подготавливается его употребление и, наконец, чтобы оно было употреблено школьниками в собственных высказываниях.

Рекомендуем проводить следующие виды работ: подробное изложение текста по во­просам, подробное изложение текста (текст дается без заголовка), подробное изложение по коллективно составленному плану, сочинение с заданной структурой текста, сочинение по серии сюжетных картинок, восстановление деформированного текста, составление текста по диафильму.

Все тексты, наглядные пособия подбираем в соответствии с тематикой уроков курса «Я и мой мир».

Уделяем внимание урокам редактирования, на которых формируем умение находить и исправлять ошибки в тексте, выделять части текста, раскрывать главную мысль.


«Построение текста типа «повествование» (10 часов):


Учащиеся знакомятся со структурой повествовательного текста, учатся составлять план текста, определять последовательность частей в повествовательном тексте, создавать повествовательный текст, используя средства языковой выразительности, передающие со­стояние и чувства героев.

Рекомендуем следующие виды работ: подробное изложение с творческими дополне­ниями, подробное изложение по деформированному тексту, сочинение по серии картинок, выборочное изложение, краткое изложение, редактирование текста, свободный диктант.


«Ознакомление с текстом типа «рассуждение» (9 часов):


Учащиеся знакомятся с текстом данного типа, его структурой, учатся отличать рассу­ждение от других типов речи, знакомятся с жанром письма, учатся использовать элементы рассуждения в тексте.

Рекомендуем следующие виды работ: изложение текста типа рассуждение, сочинение с элементами рассуждения, сочинение в жанре письма, редактирование текста.


«Ознакомление с текстом типа «описание» (6 часов):


Учащиеся знакомятся с текстом типа описание, его структурой, учатся отбирать мате­риал в соответствии с темой сочинения, определять и раскрывать тему сочинения, основ­ную мысль, подбирать слова для точного описания предметов, наблюдений, последователь­но и связно строить описание.

Рекомендуем провести следующие виды работ: сочинение по наблюдениям, с элемен­тами описания по картине.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать признаки текстов типа «повествование», «рассуждение», «описание». Должны уметь писать обучающие изложения и сочинения в 60-70 слов по коллективно составленному плану.






4 КЛАСС

«Я И МОЙ МИР»


«Жизнь на Земле» (4 часа):


Учащиеся должны осознать, что природа является источником жизни и здоровья лю­дей, они узнают о заповедниках и заказниках нашей страны, о животных и растениях, зане­сенных в Красную книгу, о законе, стоящем на защите природы, о возможности экологиче­ской катастрофы, как угрозе жизни на Земле, о красоте природы, как источнике вдохнове­ния. Важно пробудить у учащихся стремление беречь и защищать природу.

На практических занятиях рекомендуем провести экскурсию «В гости к зубрам» (Токсово), рисование плаката на экологическую тему, викторину «Наши друзья — живот­ные», выставку рисунков «Мой любимый уголок природы».


«Жизнь и здоровье человека» (4 часа):


Учащиеся обобщают знания правил гигиены, узнают, какие правила личной безопас­ности следует соблюдать, как не стать жертвой преступления, как самому не причинить вред здоровью других людей, как оказать первую помощь при порезах, ожогах, обмороже­ниях, в каких случаях необходимо вызывать скорую помощь.

Важно пробудить у учащихся стремление беречь свое здоровье, закаливать свой орга­низм, заниматься физкультурой и спортом, воспитывать отрицательное отношение к вред­ным привычкам, наносящим ущерб здоровью.

На практических занятиях рекомендуем провести встречу со школьным врачом, кон­курс знатоков «В гостях у Айболита», разучивание комплекса утренней гимнастики.


«Индивидуальность человека, его честь и достоинство» (2 часа):


Учащиеся осознают в качестве главных ценностей свободу и достоинство человека, самоуважение, право на собственное мнение, право человека быть самим собой.

На практическом занятии рекомендуем провести игру «Ступеньки», тренинг «Загляни в себя».




«Права человека и способы их защиты» (2 часа):




Учащиеся определяют в качестве главных ценностей добрые отношения с окружаю­щими людьми, отсутствие насилия, агрессии, негативное отношение к жестокости. Дети узнают о Конституции как основном законе России. Важно пробудить у учащихся стремле­ние знать свои права и обязанности, способы защиты своих прав, предусмотренных зако­ном, иметь представление о государственных органах, призванных защищать права ребенка. На практическом занятии рекомендуем провести встречу-консультацию с сотрудником ми­лиции «Где искать защиту?».

«Человек среди людей» (4 часа):


Учащиеся должны осознать необходимость общества сверстников не только для со­вместного развлечения, но и по другим, исключительно важным причинам. Важно форми­ровать у учащихся навыки совместной деятельности, подчинения законам коллектива, на­хождения своего места в деле.

На практических занятиях рекомендуем сделать коллективный выпуск газеты к пред­стоящему празднику, провести спортивные соревнования.


«Сознательный труд, его результаты» (2 часа):


Учащиеся осознают в качестве главных ценностей труд человека, понимают необхо­димость бережного отношения к вещам, значение слов «мой», «наше». Они знают, как дей­ствовать, когда потеряна вещь, как вести себя при находке, знают, почему нельзя брать чу­жие вещи, какие последствия имеет кража.

На практическом занятии рекомендуем провести праздник «Город мастеров».


«Дорогая цена вежливости» (2 часа):


Изучая данную тему, учащиеся осознают правила поведения в общественных местах, понимают, что значит быть культурным и воспитанным человеком. Важно пробудить у учащихся стремление не употреблять в речи слова, которые оскорбляют.

На практическом занятии рекомендуем провести «Рыцарский турнир вежливости».


«Общественный порядок и его охрана» (4 часа):


Изучая материалы данной темы, учащиеся узнают о том, кто охраняет общественный порядок, какие действия и поступки запрещены законом, о некоторых видах наказания за нарушение правовых предписаний, распространяющихся на них либо их родителей. Важно пробудить у учащихся стремление не нарушать запретов, быть законопослушными.

На практическом занятии рекомендуем провести игру «Можно — нельзя», «Путешествие в страну правил и порядка».


«Мой любимый город» (2 часа):


Изучая тему, учащиеся узнают о людях, прославивших наш город, об охране Законом памятников истории и культуры, зеленого убранства города, об обязанности горожан со­блюдать чистоту и порядок на улицах города, в транспорте, в общественных местах, о пра­вилах содержания и выгула собак в городе.

На практическом занятии рекомендуем провести экскурсию в Эрмитаж.


«Родина Россия» (2 часа):


При изучении данной темы учащиеся осознают, что принадлежность к гражданам России дает им право на защиту со стороны государства, узнают, какие документы под­тверждают их принадлежность к россиянам.

Учащиеся получают знания о столице нашей Родины — Москве, о Красной площади.

На практическом занятии рекомендуем провести конкурс «Стихи и песни о Родине».


«Мир на планете Земля» (3 часа):


Учащиеся осознают счастье мирной жизни, ужасы войны, понимают, что война — уг­роза жизни на Земле, жертвами которой становятся и дети.

Важно воспитывать у учащихся чувство уважения к людям разных национальностей, стран и народов.

На практическом занятии рекомендуем провести выставку рисунков «Послание человечеству».

Учащиеся получают сведения о государственных органах и общественных организациях, куда можно обратиться за помощью и защитой. Вводится понятие « закон», «Конституция —

основной закон государства». Формируется отрицательное отношение учащихся к кражам, к жестокому обращению с животными, к любым действиям, наносящим ущерб природе. Одно­временно показываются возможности государственных правоохранительных органов призвать к ответу нарушителей установленного порядка.


Развитие речи «Текст-повествование» (8 часов):


Обобщаем знания учащихся об особенностях повествовательного текста, его структу­ре. Формируем у учеников умение определять тему и главную мысль текста и раскрывать их при подробной передаче содержания, составлять план текста, выделять части его, собирать материал к сочинению путем наблюдений, отличать текст-повествование от других типов текстов, развивать творческое воображение.

Предлагаем следующие виды работ: подробное изложение текста повествовательного характе­ра, подробное изложение с творческими дополнениями, свободный диктант, подробное изложение деформированного текста, сочинение на основе личного опыта, редактирование.



«Стили речи» (10 часов):


Опираясь на личный опыт детей, формируем у учащихся представление о стилевых разновидностях речи, знакомим с разговорным, деловым, художественным стилями речи, их особенностями, учим распознавать стили речи на конкретных примерах, составлять различ­ные по стилю тексты монологического характера, использовать языковые средства в соот­ветствии со стилем речи, определять цель своего высказывания и подчинять ей текст, пла­нировать свой текст и писать в соответствии с планом.

Предлагаем следующие виды работ: составление автобиографии, отзыв о прочитанном произведении (просмотренном фильме), сочинение на основе личного опыта, составление научно-популярной статьи.


«Текст-рассуждение» (4 часа):


Обобщаем знания учащихся об особенностях текста типа «рассуждение», его структу­ре, формируем умение строить текст-рассуждение, использовать слова для связи предложе­ний в рассуждении, планировать текст-рассуждение, строить доказательство.

Предлагаем следующие виды работ: сочинение на основе прочитанного произведения, сочинение на основе личного опыта, сжатое изложение текста, воспринятого на слух, под­робное изложение деформированного текста.


«Описание» (6 часов):


Работая над данной темой, обобщаем знания учащихся об особенностях описатель­ного текста, его структуре.

Формируем умение использовать описание, в повествовательном тексте точно упот­реблять слова в речи, устанавливать связи между предложениями текста, строить описание, используя речевые средства для точной передачи наблюдений и собственного отношения к описываемому, строить описание в деловом стиле, описывать содержание картины, раскры­вая замысел художника и свое отношение.

Предлагаем следующие виды работ: сочинение по наблюдениям (в деловом стиле), свободный диктант.


«Обобщение» (4 часа):


На заключительных уроках обобщаем и систематизируем знания и умения, необходи­мые для полного и точного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении. Предлагаем следующие виды работ: итоговое изложение, итоговое сочинение.

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь: составить план прочитан­ного (коллективно и самостоятельно). Подробный и сжатый пересказ содержания прочи­танного текста по плану и рассказ по картине. Изложение (подробное, сжатое) по плану, составленному самостоятельно. Написание рассказа: по картине, о случае в своей жизни, наблюдениях, об экскурсии и т.д. (с элементами описания и рассуждения).

















аннотированная литература для учителя

  1. Ладыженская Т.А. Речь.Речь.Речь. М.,2000. В пособии реализуется идея развития связ­ной речи учащихся путем выведения в определенной системе речеведческих понятий как основы для формирования соответствующих умений и навыков. Особое внимание в книге уделяется отбору занимательного текстового материала, в том числе широко используются детские высказывания, осуществляется постановка вопросов и задач проблемного характера, демонстрируется использование игровых форм, упражнений, забавных сюжетов, рисунков, с помощью которых ученики вводятся в определенную речевую ситуацию.

  2. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и не­ традиционных форм обучения. — СПб: 1998.

В методических рекомендациях представлены нетрадиционные подходы к работе по русскому языку и развитию речи в начальных клас­сах, нестандартные приемы, развивающие познавательные и творческие способности уча­щихся, нетрадиционные типы уроков: уроки-сказки, игры, путешествия, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-праздники.

  1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников — М.: 1985.

В пособии подробно описывается методика обучения связной речи, дан не только теоретический мате­риал, но и предлагаются методические рекомендации и дидактический материал.

  1. Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. — СПб: 1996. В пособии представлена система работы над развитием связной речи учащихся начальных классов. Разработки уроков раскрывают методику обучения изложениям и сочинениям раз­личных видов в их взаимосвязи, направленные на формирование у учащихся комплекса ре­чевых умений.

  2. Максимук Н.Н. Сборник изложений по русскому языку: 2-4 классы. — М.: ВАКО.2009.
    В сборнике содержатся тексты для изложений. К каждому тексту даются вопросы по со­держанию, примерный план изложения, вопросы и задания для орфографической и лекси­ческой работы.

  3. Рамзаева Т.Г.Русский язык. Учебник для 2, 3, 4 класса четырехлетней начальной школы. —М.:2010.

  4. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. Уроки рус­ского языка,2,3,4 класс. —М.: 2006. В пособии представлен материал для учащихся по русскому языку и развитию речи. Дано поурочное планирование. К каждому уроку разрабо­тана самостоятельная работа трех уровней. Первый уровень — базовый, второй — повы­шенной трудности, третий — творческий. Уровень ребенок выбирает самостоятельно либо по рекомендации учителя.

  5. « Учимся думать о себе и о других» Санкт – Петербург, « Специальная литература», 1997.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Терещенкова Елена Леонидовна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Рабочая программа по математике для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "246117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446297226"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Рабочая программа по математики "
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia-proghramma-po-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "229895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441903009"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства