«Важно не то, что создают дети, важно то, что они созидают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
А.С.Высоковский
Актуальность. Дополнительное образование предоставляет максимум возможностей для развития потенциальных творческих способностей ребенка с учетом интересов и желаний.
Система дополнительного образования – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, обрести веру в себя.
Мир многих детей c ограниченными возможностями здоровья сужен до размеров их квартиры. Для них ограничены возможности социальной реабилитации, адаптации к внешней жизни, получения навыков независимого существования, – т.е. всего того, что необходимо человеку для нормальной жизни в обществе. Ребенку с ограниченными возможностями трудно приобрести друзей, потому что у него не было возможности научиться соотносить свои интересы с интересами коллектива.
Немаловажную роль в оптимизации процесса социализации и дальнейшей адаптации в обществе играют учреждения дополнительного образования детей; выполняя компенсаторные и реабилитационные функции, они предоставляют ребенку максимум возможностей для развития его способностей.
Умения и навыки, приобретенные детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий в объединениях системы дополнительного образования детей, позволяют повысить собственную самооценку и сформировать позитивное мироощущение.
Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности нескольких условий. Первое связано с состоянием ребенка (биологический фактор развития). Сохранность биологической основы обеспечивает возможность развиться в соответствии с возрастом. Но быть физически здоровым недостаточно. Необходимо второе условие – благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, а также для развития всех видов деятельности. Третье условие, необходимое для нормального развития – активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная).
У детей с ограниченными возможностями здоровья более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому, «социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребенок, должны быть фактически «провоцирующими» развитие.
Если нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями и активно разворачивает свою собственную программу развития, то у детей с проблемами дело обстоит иначе. Развернуть свою собственную программу (которая сама по себе чрезвычайно обеднена) они без специальной коррекционной помощи взрослого часто не в состоянии. «Зона ближайшего развития» может возникнуть и сформироваться у них только при ведущей роли взрослого. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию.
Программа «Будущее для всех» разработана на основе авторской программы «Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (Ховрина Г.Б., г. Москва)
Новизна данной программы заключается в том, что педагог проводит занятия по дополнительному образованию на дому с детьми, не имеющими возможности посещать образовательное учреждение.
Информационное обеспечение: создание системы доступа детей с ОВЗ, родителей (законных представителей) к сетевым источникам информации, к информационно-метадическим фондам. Создан доступ к сайту МАОУ ДО ЦДТ , партфолио педагога.
Целью данной программы является – социальная и педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, их развитие в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.
В связи с этим необходимо реализовать следующие задачи:
Определить особые образовательные потребности ребенка,
научить навыкам ручной работы с различными материалами,
расширить кругозор ;
Сформировать навыки социального взаимодействия;
Развить творческие способности:
Способствовать улучшению психо-эмоционального состояния ребенка.
Данная программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, речевого и социально-личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого раздела строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
Каждое занятие состоит из двух частей:
1.Коррекционно-развивающие упражнения, психогимнастика. Цель – снятие эмоционального напряжения, развитие необходимых качеств.
2. Практическая часть. Программа практического блока может иметь различные варианты, в зависимости от выбранного направления (моделирование, вышивка, вязание и т.д.).
Занятия проводятся 1(2) раза в неделю в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, время проведения практических занятий – 20-40 минут. Темы занятий варьируются с учетом интересов ребёнка и возможностей здоровья.
Основными методами обучения являются: словесные, наглядные, практические.
Форма обучения – индивидуальная.
Формы подведения итогов: разрабатываются индивидуально для каждого обучающегося, в зависимости от состояния здоровья и возможностей.
В программу не введен перечень обязательных требований к ребенку по итогам прохождения каждого блока (раздела), так как подлинным достижением мы считаем социально-личностную реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, овладение им основами социально-бытового и коммуникативного поведения.
Распределение материала по блокам дает возможность строить коррекционно-развивающую работу в начале каждого года обучения. Это позволяет детям восстановить забытые умения и навыки, сделать процесс развития целостным.
Ожидаемые результаты: в ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:
Cформирована у ребенка позитивная самооценка, уверенность в себе.
Интеграция в общество здоровых сверстников (тематические и праздничные мероприятия различного уровня, работа в клубе «Семейный досуг»)
Раскрыты способности к творческой деятельности.
Сформированы знания, умения и навыки работы с различными материалами и инструментами (ЗУН).
ЗУН 1 год обучения, обучающийся должен:
Знать:
Простейшие свойства бумаги, картона, пластилина, ниток, тканей;
Способ вырезания симметричных деталей;
Правила т/б при работе ручными инструментами, т/б при работе клеями, т/б при работе пластилином;
Основные приемы складывания оригами;
Виды ниток (для шитья, вязания), виды тканей;
Виды природного материала (листья, цветы и др.) и приемы работы с ним;
Название деталей различных конструкторов, приемы соединения деталей.
Название деталей различных конструкторов, приемы соединения деталей.
Уметь:
Организовать рабочее место;
Пользоваться чертежными инструментами; определить по чертежу линии (сгиба, разреза, склеивания);
Сделать поделку из папье-маше;
Вылепить орнамент, рельеф;
Изготовить коллаж, витраж;
Прошить иглой по контуру; выполнить вышивальные швы, пользоваться вязальным крючком;
Подготовить древесину, металл к работе; выполнить выжигание, чеканку;
Конструировать деталями различных конструкторов.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа предусматривает проведение различных игр, упражнений, бесед, способствующих развитию интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребенка. В зависимости от особенностей развития ребенка и состояния его здоровья, педагог, совместно с психологом, выбирают формы и методы коррекционно-развивающих занятий, выбирают необходимые психогимнастические упражнения, используют диагностические методики, позволяющие проследить динамику развития ребенка.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы:
Развитие познавательной активности ребенка;
Развитие социальных представлений, формирование позитивной Я-концепции;
Формирование коммуникативных навыков;
Развитие способности самовыражения через различные виды деятельности.
Коррекционно-развивающая работа проводится как в индивидуальной форме (непосредственно в процессе занятий с ребенком), так и в групповой форме (во время встреч в «Клубе выходного дня»).
Коррекционно-развивающая работа предусматривает использование психогимнастики, элементов арт-терапии, драматизации, упражнений на развитие интеллектуальной сферы. В ходе такой работы дети учатся проявлять свои эмоции и чувства, управлять своим состоянием, анализировать и оценивать результаты своей деятельности, приобретают чувство уверенности в себе, повышают свою самооценку, развивают мышление, речь, память, воображение, внимание.
Коррекционно-развивающая работа включает следующие виды деятельности:
Диагностика.
Игровая психогимнастика;
Игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной сфер, коммуникативных навыков.
Развивающие игры и упражнения подбираются педагогом в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей ребенка.
Диагностика
Цель диагностики – отслеживание эффективности программы, наблюдение за развитием ребенка, в процессе реализации программы.
Методики, используемые для диагностики, должны давать педагогу информацию о необходимости обратить внимание на ту или иную сторону развития ребенка. Для детей с ограниченными возможностями необходимо предлагать диагностические методики и приемы, позволяющие, не перегружая ребенка выявить интересующие педагога качества личности, особенности развития. Диагностика проводится при участии психолога.
Виды используемой диагностики
Диагностика эмоциональных состояний.
Методика цветового выбора, «Рисунок настроения».
Диагностика личностных особенностей и взаимоотношений с окружающими.
Рисуночные методики («Несуществующее животное», «ДДЧ», «Рисунок человека» и т.д.), методика Дембо, Рене-Жиля, Розенцвейга и т.д.
Результаты, полученные в ходе диагностики, используются педагогом для целенаправленного наблюдения за процессом развития ребенка. На каждого ребенка заполняется карточка индивидуального развития, позволяющая проводить сравнительный анализ через каждые полгода занятий.
Большое значение в работе с детьми-инвалидами имеет контакт педагога с родителями. Мнение родителей, их наблюдения, замечания, учитываются при построении индивидуальной работы с ребенком. Обратная связь с родителями осуществляется при помощи анкетирования, беседы, совместных занятий и организации досуга.
Детям с ограниченными возможностями здоровья часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях и т.п. Чтобы помочь таким детям, в программу включены игры и психогимнастические упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления (мышц шеи, ног, рук), на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики.
Игровая психогимнастика направлена на достижение двух целей:
Гармонизацию внутреннего мира педагога и ребенка; создание эмоционально-благоприятной атмосферы между педагогом и ребенком;
Развитие внутренних сил педагога и ребенка, формирование чувства уверенности в окружающем.
Процесс обучения психогимнастическим упражнениям делится на три этапа:
Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
Мышечная релаксация по представлению, внушению состояния покоя и расслабленности.
Внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.
Каждое упражнение включает фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка. При использовании игровой психогимнастики педагогу необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, специфические особенности того или иного заболевания. Психогимнастику можно включать в начале занятий, ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, вызвать интерес ребенка к занятию, настроить ребенка на активную работу. Любые физические движения психогимнастики выражают какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышление, эмоции, движение), а с помощью комментариев педагога к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.
Использование психогимнастики позволяет педагогу создать ситуацию успеха для ребенка: правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ, при этом каждый делает по-своему, как может. Но у всех возникают мышечные ощущения и эмоции, каждый ребенок может уловить их и научиться произвольно реагировать. Ребенку важно сосредоточить внимание хотя бы на одном своем ощущении или сравнить хотя бы одну пару ощущений в каждом задании.
Игровая психогимнастика
Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
Упражнения:
«Лимон», «Олени», «Самолет» и др.
Мышечная релаксация по представлению, внушение состояния покоя и расслабленности.
Упражнения:
«Загораем», «Волны», «Волшебный сон», «Муха» и др.
Внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.
Упражнения:
«Я спокоен», «Я уверен в себе», «У меня все получится» и др.
На первом этапе педагог объясняет, что такое «поза покоя», говорит о цели новой игры, описывает необходимые действия. Например, упражнение «Лимон» – представить в руке лимон и постараться выжать сок, почувствовать напряжение, затем бросить лимон. То же самое проделать другой рукой.
В конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса шеи.
На втором этапе можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос педагога должен быть негромким, успокаивающим, речь неторопливой. К концу второго этапа педагог вызывает у ребенка образное представление о расслабленности и спокойствии, предлагает вспомнить, например, как он лежал на травке, греясь на солнышке… Релаксация по представлению подводит ребенка к тому, что он сам сумеет расслабиться, успокоиться.
На третьем этапе расслабление, по контрасту с напряжением, не проводится. Мышечная релаксация вызывается только внушением, повторяются уже известные детям формулы и вводятся новые, направленные на формирование навыков правильной речи.
(Важно знать, что методы релаксации, по заключению специалистов, физиологически безопасен, не дает негативных последствий).
Развивающие игры и упражнения направлены на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной сфер, коммуникативных навыков.
Игры и упражнения подбираются индивидуально, в зависимости от результатов диагностики, рекомендаций психолога, потребностей и способностей ребёнка.
Практическая работа
Цель: формировать умения и навыки работы с различными материалами и инструментами.
Задачи:
Научить основным приемам обработки различных материалов при помощи инструментов;
. Основное содержание занятия – овладение приёмами обработки различных материалов при помощи инструментов, знакомство со свойствами материалов. Планирование занятия по программе осуществляется индивидуально для каждого ребенка, учитывая их физические возможности, заболевание, условия занятий (дома, в учреждении).
Работа с бумагой требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, то есть качеств необходимых для письма. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Симметричное вырезание различных фигурок – полезное и увлекательное занятие у детей.
Различные приемы работы с пластилином (тестом): вытягивание, вдавливание, отсекание части, конструирование из отдельных частей – очень полезны для развития движений рук, причем влияние их разнообразно. Разминание развивает силу пальцев, выкатывание – точность и координацию движений, умение управлять ими.
Конструирование из деталей различных конструкторов также развивает мелкую моторику. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, цвет и др.), у него развиваются познавательные и практические действия, развивается образное и пространственное мышление.
Предусматривается работа и с другими материалами: ткань, проволока, нитки, древесина, что также позволит узнать свойства этих материалов, инструменты для их обработки, изготовить из них разные поделки.
Создание различных построек из строительного материала, предметов, видов техники – тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Использование различных игоровых моментов на занятиях очень важны. Игра – это не только удовольствие и радость для детей, что само по себе очень важно. С ее помощью развивается внимание, память, мышление, воображение, то есть те качества, которые так необходимы в жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
Работы детей принимают участие в различных выставках, конкурсах городского, регионального и федерального уровня.
Учебно-тематический план
(один год обучения - 36 часов)
№
ТЕМА
Теорет.
Практ.
Всего
1
Организационные занятия.
1
-
1
2
Работа с бумагой.
2
6
8
3
Пластилиновая пластика (работа с пластилином, тестом)
2
6
8
4
Работа с материалами различной структуры.
3
7
10
5
Конструирование из деталей готовых конструкторов.
2
6
8
6
Итоговое занятие.
-
1
1
ИТОГО:
36
Учебно-тематический план
(один год обучения - (72 часа)
№
ТЕМА
Теорет.
Практ.
Всего
1
Организационные занятия.
2
-
2
2
Работа с бумагой.
4
12
16
3
Пластилиновая пластика (работа с пластилином, тестом)
4
12
16
4
Работа с материалами различной структуры.
6
14
20
5
Конструирование из деталей готовых конструкторов.
4
12
16
6
Итоговое занятие.
-
2
2
ИТОГО:
72
III. Содержание программы
Содержание программы (один год обучения)
1. Организационное занятия. Знакомство ребенка и педагога. Адаптация детей в новой обстановке. Наблюдение за ребенком, выявление интересов. Первоначальная диагностика и другие виды деятельности.
2. Работа с бумагой и картоном. Выполнение изделий из бумаги : коврик для кукол (плетение, резание), различные игрушки, аппликация на закладках из готовых деталей орнамента растительного и геометрического (детали вырезают из бумаги и пленки "аракал", что требует дополнительного движения пальцев для отделения клеящего слоя). Симметричное вырезание, составление аппликаций из вырезанных фигурок, которые можно дорисовывать, раскрашивать, аппликации "мозаика", складывание фигурок оригами.
3. Пластилиновая пластика. Знакомство с различными приемами лепного изображения: выкатывание, разминание, вытягивание, расплющивание. Выполнение изделий в плоской лепке: различные предметы, фигуры зверей и др. (допускается применение соленого теста). Приемы плоской лепки: (рисование пластилином). Изделия в технике плоской лепки: рисунок, подготовленные заранее, разрисовывается пластилином, соответствующей гаммы.
4. Работа с материалами различной структуры. Ознакомление обучающихся с различными материалами. Изготовление простых изделий из ниток, проволоки, тканей и др. материалов, использование различных приемов их обработки и инструментов для обработки. Практическая работа: плетение закладок, игрушки из проволоки, аппликация из ткани, выжигание на древесине, основы вязания. вышивки.
5. Конструирование из деталей готовых конструкторов. Знакомство с видами конструкторов, с их деталями (от простейших к более сложным), с видами соединений, конструирование предметов, техники, сооружения.
6. Итоговое занятие. Подведение итогов, обсуждение достижений, результатов. Подготовка работ к мини выставкам.
Содержание программы (1-й год обучения)
1. Организационное занятия. Знакомство ребенка и педагога. Адаптация детей в новой обстановке. Наблюдение за ребенком, выявление интересов. Первоначальная диагностика и другие виды деятельности.
2. Работа с бумагой и картоном. Основные виды бумаги и картона. Инструменты и материалы для обработки бумаги и картона. Правила работы и т/б при приёмах обработки клеем. Виды, свойства, способы наклеивания. Способы перевода рисунков. Техника оригами. Аппликация из бумаги.
3. Пластилиновая пластика. (работа с пластилином, глиной, тестом) Пластилин, его поделочные свойства . Инструменты, приспособления, т/б при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Плоская лепка. Объёмная лепка.
4. Работа с материалами различной структуры. Природный материал, способы его подготовки к работе. Способы крепления природного материала. Аппликационные работы. Изготовление объёмной поделки.
Работа с нитками и тканями. Общее понятие о нитках и тканях. Свойства тканей. Приемы работы с тканями, нитками, инструменты для работы, т/б. Изготовление из нитей: кисти, помпоны из нитей. Изготовление поделок из помпонов. Изготовление аппликации из ткани.
5. Конструирование из деталей готовых конструкторов. Виды конструкторов, наименование деталей. Работа с деталями конструктора "пазл". Конструирование деталями геометрического конструктора. Конструктор Lego, способы соединения деталей. Конструирование деталями деревянного конструктора "Строитель".
6. Итоговое занятие. Подведение итогов, обсуждение достижений, результатов. Подготовка работ к мини выставкам.
Содержание программы (2-й год обучения)
1. Организационное занятия. Знакомство ребенка и педагога. Адаптация детей в новой обстановке. Наблюдение за ребенком, выявление интересов. Первоначальная диагностика и другие виды деятельности.
2. Работа с бумагой и картоном. История бумаги. Виды бумаги и картона, их свойства. Инструменты и материалы для обработки бумаги и картона. способы соединения деталей. Техника оригами. Аппликация из бумаги.
3. Пластилиновая пластика. (работа с пластилином, глиной, тестом). Пластилин, его поделочные свойства . Инструменты, приспособления, т/б при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Плоская лепка. Объёмная лепка.
4. Работа с материалами различной структуры. Природный материал. Правила сбора и хранения природного материала. Закрепление материала на основе. Аппликационные работы. Изготовление Объёмных изделий.
Работа с нитками и тканями. Виды ниток и тканей Свойства тканей, особенности обработки. Способы соединения деталей. Изготовление аппликаций изткани. Декоративные и отделочные шнуры
5. Конструирование из деталей готовых конструкторов. Виды конструкторов, наименование деталей. Работа с деталями конструктора "пазл". Конструирование деталями геометрического конструктора. Конструктор Lego, способы соединения деталей. Конструирование (деревянный, пластмассовый и др. конструкторы).
6. Итоговое занятие. Подведение итогов, обсуждение достижений, результатов. Подготовка работ к мини выставкам, конкурсам.
Содержание программы (3-й год обучения)
1. Организационное занятие. Знакомство ребенка и педагога. Адаптация детей в новой обстановке. Наблюдение за ребенком, выявление интересов. Первоначальная диагностика и другие виды деятельности.
2. Работа с бумагой и картоном.Свойства бумаги и картона; способы обработки и т/б при работе; первоначальные графические знания и умения, чертёжные инструменты и т/б при работе; техника оригами; аппликация из бумаги; папье-маше - способ изготовления; моделирование из плоских геометрических фигур; объемное конструирование.
3. Пластилиновая пластика (работа с пластилином, глиной, тестом).Пластилин, его свойства, инструменты и т/б при работе; приемы работы с пластилином; плоская лепка, объемная лепка, лепка орнамента, рельефная лепка.
4. Работа с материалами различных структур.Природный материал: способы закрепления деталей на основе; понятие «коллаж»; изготовление поделки в технике «коллаж»; изготовление объемной поделки.
Работа с нитками и тканями. Виды тканей, особенности обработки тканей. способы соединения и прикрепления деталей, изготовление изделий с применением тканей; изготовление поделок из шнура, тесьмы.
Работа с витражными красками. Отработка приемов работы витражными красками, выполнение витража.
(для девочек)
Элементы шитья. Прошивание по контуру швом «вперед иголка»;технология выполнения гладьевого шва; выполнение элемента вышивки «гладь».
Вязание крючком. Провязывание цепочки; вязание петель «столбик с накидом», «столбик без накида»; вязание изделия крючком (шарф для куклы и др.)
(для мальчиков)
Работа с древесиной. Обработка плоскости древесины, отработка приемов выжигания, выполнение работ по выжиганию.
Работа с металлом (как вариант). Отработка простейших приемов чеканки по металлу. выполнение чеканки.
5. Конструирование из деталей различных конструкторов. Виды конструкторов, наименование деталей, способы соединения деталей; конструирование деталями геометрического конструктора; конструирование Lego; конструирование деталями разных видов конструкторов.
6. Итоговое занятие.Подведение итогов, обсуждение достижений, результатов; подготовка работ к выставкам, конкурсам.
Устный опрос, пооперационный контроль, оценка готовых работ.
3.Пластилиновая пластика.
Занятие – сообщение новых знаний, занятие формирования навыков и умений, практическое задание, игра.
Технологические карты изготовления поделок , пошаговые карточки изготовления деталей, раздаточные карточки: «виды фруктов и овощей», «виды животных», иллюстрации к сказкам; картон пластилин, стеки, доски, пробои.
Устный опрос, пооперационный контроль, оценка готовых работ, мини - выставки.
4.Работа с материалами различной структуры.
Занятие – сообщение новых знаний, занятие формирования навыков и умений, практическое задание.
Технологические карты изготовления поделок, пошаговые карточки изготовления деталей, раздаточные карточки « природный материал, способы крепления»; образцы ниток, тканей; резаки, кусачки, ножницы, сантиметр, клей, картон.
Устный опрос, пооперационный контроль, оценка готовых работ, мини - выставки
5.Конструирование из деталей различных конструкторов.
Устный опрос, пооперационный контроль, оценка готовых работ, участие в конкурсах.
3.Пластилиновая пластика.
Занятие – сообщение новых знаний, занятие формирования навыков и умений, практическое задание, игра.
Технологические карты изготовления поделок , пошаговые карточки изготовления деталей, раздаточные карточки: «виды фруктов и овощей», «виды животных», иллюстрации к сказкам; картон пластилин, стеки, доски, пробои.
Устный опрос, пооперационный контроль, оценка готовых работ, участие в конкурсах.
4.Работа с материалами различной структуры.
Занятие – сообщение новых знаний, занятие формирования навыков и умений, практическое задание.
Технологические карты изготовления поделок, пошаговые карточки изготовления деталей, раздаточные карточки «природный материал, способы крепления»; образцы ниток, тканей; резаки, кусачки, ножницы, сантиметр, клей, картон.
Устный опрос, пооперационный контроль, оценка готовых работ, участие в конкурсах.
5.Конструирование из деталей различных конструкторов.
Устный опрос, пооперационный контроль, оценка готовых работ, участие в конкурсах.
3.Пластилиновая пластика.
Занятие – сообщение новых знаний, занятие формирования навыков и умений, практическое задание, игра.
Технологические карты изготовления поделок, пошаговые карточки изготовления деталей, раздаточные карточки: «виды фруктов и овощей», «виды животных», иллюстрации к сказкам; картон пластилин, стеки, доски, пробойники.
Устный опрос, пооперационный контроль, оценка готовых работ, участие в конкурсах.
4.Работа с материалами различной структуры.
Занятие – сообщение новых знаний, занятие формирования навыков и умений, практическое задание.
Технологические карты изготовления поделок, пошаговые карточки изготовления деталей, раздаточные карточки «природный материал, способы крепления»; образцы ниток, тканей; резаки, кусачки, ножницы, сантиметр, клей, картон; пошаговые карты провязывания петель цепочки, крючки; технологические карты выжигания по древесине, выжигатель, инструменты для обработки древесины; технологические карты чеканки по металлу, инструменты для чеканки; пошаговые карты изготовления витража, витражные краски, трафареты.
Устный опрос, пооперационный контроль, оценка готовых работ, мини - выставка, участие в конкурсах
5.Конструирование из деталей различных конструкторов.