1. Настоящая программа сопровождения разработана на основании Конвенции ООН о правах ребенка и на основании: 2. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 3.Федерального закона от 24.11.95 №181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» 4. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598»5. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 6. Приказ Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден профессиональный стандарт "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612). 7. Приказ Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания" (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный N 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. 8. Приказ Минздрав и соцразвития РФ от 14.08.2009N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" 9 . Положения о рабочей программе педагогического работника ГБОУ «Санаторная школа интернат» г. Калининска
.14. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" 11. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2) ГБОУ «Санаторная школа интернат» г. Калининска
12. Адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3) ГБОУ «Санаторная школа интернат» г. Калининска
.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования, обучающихся с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.4) ГБОУ «Санаторная школа интернат» г. Калининска
14. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГБОУ «Санаторная школа интернат» г. Калининска
Цели и задачи
Цель сопровождения: создания условий в УО для повышения уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, чтобы ребенок добился, как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.
Цель работы тьютора заключается в организации условий для успешного включения ребёнка с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательное пространство школы. Успешность включенности ребёнка в школьную жизнь должна определяться с точки зрения развития его:.
1. Когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;
2. Коммуникативнойсферы: умения общаться, самостоятельно находить выходы из различных ситуаций, возникающих в процессе общения;
3. Эмоциональнойсферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде;
4. Самостоятельности– навыков самообслуживания, психической и физической саморегуляции.
Задачи:
1.Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе. 2. Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы.3.Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.4.Обеспечить ребенку особый школьный режим.5.Разработать со специалистами образовательной организации(учитель-дефектолог учитель-логопед, учителем физической культуры, учителем музыки, тьютор) ИОМ ,ИУП,СИПР, адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы. 6. Сотрудничество тьюторов и ассистентов с педагогическим коллективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.. 7. Обеспечить социализацию ребенка8. Понимание тьютором и учителем зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, Обеспечить усвоение ребенком АООП программы, согласно разработанному ИУМ,СИПР,ИОМ. 9.Подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс и воспитании организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты 10.Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе в урочное и внеурочные время.
2. Содержательный раздел
2.1 Общая характеристика тьюторского сопровождения
Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. Тьютор организует среду ребенка (объектную ,пространственную, субъектную, деятельность)учувствует в сопровождении и разработке ИОП,СИПР,ИОМ создаёт специальные -условия в организации процесса индивидуальной работы с обучающимися. Организует взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками . В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор создает для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации. Тьютор отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальной коррекционной траектории, совместно с учителем составляет план ликвидации пробелов в программном материале; представляет администрации отчеты по итогам промежуточного и итогового мониторинга эффективности реализации индивидуального плана сопровождения ИУП. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим.В результате работы тьютера ребенок ОВЗ с ООП (особые образовательные потребности) получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме. Знание всех применяемых методик и программ обучения детей с ООП является обязательным, тьютор в своей работе может использовать компьютерные технологии, текстовые редакторы электронные таблицы, визуальное расписание. Детям с отсутствующими навыками коммуникации тьютор может применять методику PECS, систему «Макатон», программу TEACCH структурируя среду действий по особому алгоритму(структурирование, визуализация, практическая работа).Ассистент – это технический помощник, оказывающий ребенку физическую помощь: Сопровождение, оказание поддержки в перемещении по зданию и по классу, в образовательном пространстве в целом; получения информации и ориентации; Помощь в формировании чувства уверенности, эмоционального и психологического комфорта, что является залогом успешной адаптации и интеграции такого ребенка в новую для него среду; оказание помощи по уходу ( помощь в столовой, раздевалке, туалете) обучением навыков самообслуживания --Помощь в подготовке и уборке рабочего места, взаимодействие с педагогом с целью налаживания контакта и выстраивание коммуникации с «особенным» ребенком
Порядок предоставления сопровождения
Родители в установленном порядке подают в образовательное учреждение заявлении о поступлении ребенка в 1-ый класс и прилагают к нему заключение, выданное территориальной ПМПК, которое уже содержит в себе рекомендации по предоставлению ребенку сопровождающего/помощника/ассистента/тьютора – в таком случае образовательное учреждение уже не занимается вопросом оценки необходимости такой услуги. Решение о предоставлении сопровождающего может быть принято на школьном психолого-педагогическом консилиуме (даже если не было таких рекомендаций в заключении ПМПК)По согласованию с родителями образовательное учреждение может определить и содержание, объем и сроки предоставления такой услуги. Образовательное учреждение в обязательном порядке заключает с родителями договор об оказании образовательных услуг, где представляется возможным прописать дополнительную формулировку о том, что ребенок обучается с сопровождающим/ассистентом/тьютором.- на период адаптации обучающегося в образовательной организации; - на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год); - на постоянной основе.
Требования к сопровождающему лицу
Ассистентом- может быть человек без специального образования, достаточно среднего общего, возможно прошедший курсы профессиональной переподготовки или только инструктаж. Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. Сопровождении детей с инвалидностью в процессе обучения говорит , в расчете 1 единица на 2 детей, нуждающихся в персональном сопровождении.
Тьютор – это педагог, человек с высшим педагогическим образованием, тьютор должен иметь педагогический стаж не менее 2-х лет. Тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями) или при наличии в школе шести детей с ОВЗ. В этом случае нагрузка тьютора определяется исходя из его занятости с каждым ребенком.
Функции тьютора
Подготовительный: -тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, рекомендациями ПМПК; встречается со специалистами; знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного; знакомит ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования;
Диагностическая: сбор данных о проявлениях дезадаптивного проявления, трудностях усвоения программного материала, формировании учебных компетенций, социальной и бытовой адаптации.
Проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения.
Реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем.
Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИУП.
Функции ассистента
Подготовительный этап – ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми ООП.
Непосредственное сопровождение – последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь. Постепеное включение в ежедневные учебные ситуации и во внеурочные события, и ключевым словом будет являться «постепенное» включение, поэтапное, маленькими шажками.
На каждом этапе тьютор (асисстент) информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучения и социализации ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения. При необходимости тьютор(ассистент)организует консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Завершающим этапом, если это возможно при определенном статусе ребенка с ООП, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора ,предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учёбе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
2.2 Личностные, предметные результаты
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты: освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки Предметные результаты: освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения
Личностные результаты АООП (вариант1) с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) Владения навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; Сформировать навык коммуникации со взрослыми; Сформировать навык коммуникации со сверстниками; Владения средствами коммуникации; Адекватность ритуалов социального взаимодействия; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты: Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень: освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень: является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Язык и речевая практика: Русский язык: Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение):Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Речевая практика: Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Математика: Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.
Человек и общество: Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
Технологии: Ручной труд :Овладение элементарными приемами ручного труда, обще трудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии
В случае если обучающий не достигает минимального уровня овладения по каким-либо предметам, из-за психофизических особенностей развития, то по рекомендации ПМПК, с согласия родителей/законных представителей образовательное учреждение может перевести их на обучение по СИПР или на АООП вариант 2:на основе которой организация разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП.
Личностные результаты: АООП Вариант 2) обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся. Ожидаемые личностные результаты включают: основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; формирование уважительного отношения к окружающим; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты: освоения АООП заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов. Возможные предметные результаты должны отражать
Речь и альтернативная коммуникация: Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов. Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие). Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
Математические представления: Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (до числовых), пространственных, временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Человек: Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
Домоводств: Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.
Окружающий социальный мир: Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).
Личностные результаты: АООП обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3) -развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними; развитие мотивации к обучению; развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; развитие положительных свойств и качеств личности; готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Предметные результаты: Предметные результаты обучающихся с РАС не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Русский язык: Деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действий, признаки;
Чтение: Осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
Речевая практика: Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения; сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы; участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
Математика: Знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать; используя счетный материал, любые числа в пределах 100;знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).узнать таблицу умножения однозначных чисел до 5;понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
Мир природы и человека: Иметь представления о назначении объектов изучения; узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; относить изученные объекты к определенным группам ( видо - родовые понятия);называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; ухаживать за комнатными растениями; подкармливать зимующих птиц; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Ручной труд: Знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правилах хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металл конструктора);
Минимальный уровень: Является обязательным для всех обучающихся с РАС. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 8.4. общеобразовательной программы. Обучающийся с расстройством аутистического спектра (РАС),интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП РАС вариант 8.3, либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по АООП НОО РАС 8.4, на основе которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР),учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося
Личностные результаты: АООП обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.4) Осознание себя, своего «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела; умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.; владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия; первоначальное осмысление социального окружения; развитие самостоятельности; овладение общепринятыми правилами поведения; Наличие интереса к практической деятельности.
Предметные результаты: Речь и альтернативная коммуникация (предметная область «Язык и речевая практика»): Умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки,, предметные и символические календари, вокализации и голосовые реакции и др.) и вербальные средства общения в практике взаимодействия со взрослыми и детьми для решения практических задач; умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации; понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира; умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях; умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами.
Математические представления (предметная область «Математика»):
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (до числовые), пространственные, временные представления умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости, умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один –много).Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. умение пересчитывать предметы в доступных пределах. умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти. умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д. умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры ,автобуса, телефона и др.
Человек (предметная область «Человек»): Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; представления о собственном теле; отнесение себя к определенному полу; умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания; умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы; представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям; умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет; выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др. умение сообщать о своих потребностях и желаниях; умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета);умение следить за своим внешним видом; представления о своей семье, взаимоотношениях в семье;представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Домоводство (предметная область «Человек»): Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома;умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.соблюдение гигиенических и санитарных правил хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения. умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику ,химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Окружающий социальный мир (предметная область «Человек»): Представления о мире, созданном руками человека. интерес к объектам, созданным человеком.-представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка,и др.), о транспорте и т.д.умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей; представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.); представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,выбирая адекватную дистанцию и формы контакта,соответствующие возрасту и полу ребенка.
Предметная область «Технология»: Овладение навыками предметно-практической деятельности, какнеобходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной,бытовой и трудовой деятельности; умение использовать в предметно-практической деятельностиразличные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности, умение соблюдать технологические процессы, например:выращивание и уход за растениями, при изготовлении изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.
Формирования базовых учебных действий
БУД― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности ,формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися. Базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося. Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий АООП (вариант 1) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе. Данная программа рассчитана на пятилетний срок обучение (1дополнительный, 1-4 классы).Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Формирования (БУД)у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности детей к овладению содержанием АООП (вариант 2) .Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР сучетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.Формирования базовых учебных действий (БУД) у обучающихся с РАС направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием АООП РАС 8.4Задачи по формированию БУД включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит на специально организованных групповых и индивидуальных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.Формирования базовых учебных действий обучающихся сАООП РАС 8.3 Формирования БУД реализуется в начальных классах и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с РАС. Основная цель формирования БУД состоит в формировании школьника с РАС как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и переходу на следующую ступень получения образование
Таблица 1. БУД
Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов; формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. –
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях.
Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. Формирование учебного поведения: Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); Умение выполнять инструкции педагога; Использование по назначению учебных материалов;
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Формирование умения выполнять задание: В течение определенного периода времени ,от начала до конца, с заданными качественными параметрами. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом ,действия и т.д..
АООП обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3)
АООП обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.4)
Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов; формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий
Личностные: готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения. Коммуникативные : вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные : обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. создание условий для формирования и реализации начальных логических операций. Познавательные: представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их форсированности.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного
задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем, тьютором и одноклассниками. В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
Оценка достижений основных результатов
баллы
результативность
0
Сформирован, не сформирован
от 1до 2
смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи
от 2 до 3
преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно
от 3 до 4
способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя
от 4 до 5
способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя
5
самостоятельно применяет действие в любой ситуации
.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
3. Содержание коррекционной работы в рамках тьюторского сопровождения.
Содержание работы тьюторского сопровождения вытекает из программы формирования базовых учебных действий обучающихся ,которая реализуется в начальных классах и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП.
Трудовые действия тьютора
АООП (вариант 1)
АООП (вариант 2)
АООП 8.3
АООП 8.4
Координация взаимодействия всех
субъектов образования,
осуществление общего тьюторского
сопровождения реализации АООП
Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса (СИПР)
Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса
Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса (СИПР)
Методическое обеспечение
взаимодействия субъектов
образования
Участие в реализации адаптированных образовательных программ
Педагогическое сопровождение
обучающихся в реализации
индивидуальных образовательных
маршрутов, учебных планов,
проектов
Проектирование адаптированной образовательной среды
Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной
коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды (обучающимся с РАС)Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения
обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных
планов, проектов
Индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях
инклюзивного образования (обучающимся с РАС от полугода до 1 года)
Программа тьюторского сопровождения включает в себя несколько подразделов: Коррекция поведенческих проблем (таблица 1) Работа тьютора по формированию гармоничных отношений подопечного с социумом школы (таблица 2) Деятельность тьютора и тьюторанта (таблица 3)
Коррекция поведенческих проблем Таблица 1
Проблемы поведения
Функция поведения .Способы и методы коррекции
I полугодие
II полугодие
Коррекция агрессии, самоагрессии и аффективных вспышек: агрессия, направленная на людей? - кусает, бьет;
самоагрессия - бьется головой о поверхности и предметы, кусает себе руки
Избегание неприятного.
Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребенка на другие действия (выйти из помещения, пройти по коридору, умыться), интересную для ребенка деятельность (прыжки на батуте, качание на качелях), на то, что может его заинтересовать (шариковый бассейн)
Коррекция неадекватного крика, плача
Избегание неприятного (внутренний дискомфорт).
Тайм-аут (переход в другое помещение). Переключение ребенка на интересную для него деятельность
Коррекция эмоционально-аффективных стереотипий
Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды крика, которые вызывают аффект у самого ребенка, заменяют прослушиванием музыки
Коррекция двигательных (пробежки, прыжки); сенсорно-двигательных стереотипий (крутится вокруг своей оси, трогает уши руками, закручивает предметы перед лицом)
Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (сортировка предметов, нанизывание крупных бусин на шнурок с наконечником, собирание пазлов)
Работа тьютора по формированию гармоничных отношений подопечного с социумом школы
Таблица 2
Тьютор
иподопечный
Тьютор:
Формирует доверительные и эмоциональнонасыщенные отношения с подопечным,в начале работы становится«проводником»,выразителем желаний и вместе с тем–организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием ребенка –эмоциональным (помогает разрешить конфликтны еситуации,успокаивает,воодушевляетит.п.)и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
Тьютор
И учитель класса
Тьютор:
Обсуждает с учителем:
Цели и задачи своей работы;
возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
каким образом на более эффективно выстроить взаимодействии в тройке:ребенок–учитель–тьютор.
Тьютор и другие дети
Тьютор:
Следит за тем ,что происходит в школьном коллективе
–о чем дети говорят, во что играют;
Объясняет детям ,как общаться с их одноклассником;
если тема разговора касается особенностей подопечного–отвечает на вопросы.
Тьютор и родители
Тьютор:
Рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось,какие были трудности;
Отвечает на вопросы родителей.
Тьютор и другие специалисты(логопед,соц.педагог,медицинские
работники, психолог и
вносит предложения по оптимизации работы с
тьютерантом;
помогает в составлени и индивидуальных программ;
осуществляет помощь при проведении занятий(адаптация задания для тьютеранта,помощь тьютеранту в ориентировании в заданиии др.)
Деятельность тьютора и тьютранта Таблица 3.
Ученик и учитель
Для этого тьютор:
Ученик слушает учителя и выполняет его инструкции
привлекает внимание ребенка к учителю:
«Смотрина(имяучителя),слушай…»;
«Смотринадоску»;
«Возьмиручку,пиши»;
«Открывайучебник»;
«Открывайдневник»ит.п.
Ученик и тьютор
Для этого тьютор:
Ученик выполняет рекомендации тьютора
следит за организацией рабочего пространства ученика;
соотносит задания учителя с возможностями ученика;
если ребенок не успевает полностью выполнить задание-определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться,то необходимо спросить об этом учителя.
Ученик и другие ученики
Дляэтоготьютор:
Ученик по своей инициативе общается с ними ,отвечает на обращение других учеников к нему
наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующием оменты подключает к общению подопечного.
Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует.Тьютор организует диалог учеников:«Дай,пожалуйста,ластик»–«На»–
«Спасибо…На,возьми обратно».
Ученик и родители
Для этог отьютор:
Ученик перед началом уроков прощается с родителями,
После уроков–встречает родителей и прощается с тьютором
Помогает подопечному в общении со своими
Родителями в условиях школы–помогает рассказать,что было в школе,познакомить с их с друзьями и т.п.Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.
Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации
Результатами работы тьютора в образовательной организации являются: успешное включение в образовательный процесс и социальная адаптация в образовательной среде; освоение культурно-гигиенических навыков, расширение возможностей самостоятельного выполнения необходимого действия. Развитие коммуникативных способностей обучающегося и жизненных компетенций: адекватного поведения, основ произвольной деятельности, умений общаться со взрослыми и сверстниками, выражать свои потребности и желания. Динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития обучающегося, развитие самостоятельности обучающегося. Фиксация результатов работы тьютора отражается в портфолио обучающегося и в дневнике наблюдений тьютора. Таким образом, программа тьюторское сопровождение представляет собой организацию движения ребёнка в образовательном процессе, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями, а также его успешная адаптация в социальной среде .Тьютор выступает в роли проводника ребёнка в образовательном пространстве, помогает в преодолении социальных, физиологических и психологических барьеров.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Обеспечение реализации данной учебной программы включает: Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2).
Адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.3).
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования, обучающихся с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.4) Печатные пособия: иллюстративные алгоритмы поведения, «живое расписание», календарь, интерактивный календарь, фотографии обучающихся, пространственные схемы; Дидактический раздаточный материал: карточки с изображением предметов и различной тематикой, обладающих различными свойствами, признаками, карточки со словами, буквами, цифрами, конструкторы, пазлы, различные игрушки. Информационно-коммуникационные средства: развивающие игровые программы;Технические средства обучения: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, колонки. Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, презентации, фото, обучающие фильмы; Учебно-практическое оборудование: индивидуальные парты и стулья для учащихся, интерактивная доска, ноутбук
3. Отчетный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование и приборы
Карточки PECS, система альтернативной коммуникации.Игрового набора "Пертра". 7 чемоданов.Кубики КосаИнтерактивный сухой бассейн с клавишами управления и мягкой ступенькой к бассейну.Фиброоптическая тактильная панель.Акустическая тактильная панель.Тактильно-развивающая панель с домино.Тактильно-развивающая панель с замочками.Тактильно-развивающая панель с различными текстурами.Стол-мозаика.Световой стол для рисования песком.Тактильная дорожка 7-ми модульная.Фиброоптический туннель.
Технические средства.
Интерактивный комплект (доска, проектор)EduPlay. Система с подсвечиваемой клавиатурой. Музыкальный центр с набором компакт-дисков \Световой проектор со встроенным ротатором Колесо спецэффектов («жидкое» с неповторяющимся рисунком)Колесо спецэффектов («твердое»)
Дидакческий материал
АлфавитДидактический материал по лексическим темам (зима, весна, лето, осень, растения, животные) .Дидактический материал по лексическим темам (профессии, природный мир, дом, школа, улица).Настольные игры Пособия по развитию речи «Театр» .Разрезные картинки по временам года Слоговые таблицы.Художественная литература для внеклассного чтения.
Интернет – ресурсы
https://uchi.ru/ Дистанционное образование для школьников и детей в интерактивной форме .https://www.yaklass.ru/ Цифровой образовательный ресурс для школ. Canva (Канва), Powtoon. Паутин. Платформы визуальной коммуникации. Детский портал «Чудо-Юдо».IQша (Айкьюша) - это онлайн-сервис дистанционного образования для детей от 2 до 11 лет. Jigsaw Planet (джигсоу плэнет), есть миллионы бесплатных головоломок, созданных большим сообществом.Межрегиональная Тьюторская ассоциация http://www.thetutor.ru/Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора» http://www. edu.of.ru/distantobrДискуссионная площадка «Тьюторство» (координатор Т.М.Ковалева) http://www. eurekanet.ru/ewww/info/13439.htmТьюторство как эффективная практика индивидуализации. Ковалева Т.М./ журнал «Аккредитация в образовании» http:// www.akvobr.ru/tjutorstvo_praktika_ individualizacii.htmlКто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника? В чем специфика деятельности тьютора? Ковалева Т.М., «Директор школы» №6, 20://www. direktor.ru/interview.htm?id=16Эльконин Б.Д. - Поле и задачи посреднического действия, М. -http://thetutor. ru/history/article01.htmТьюторство в://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html -Тьютор – Википедия ru.wikipedia.org/wiki/ Сборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306 Институт психолог педагогических проблем детства (опыт работников экспериментальных площадок «Опытно-экспериментальное обеспечение реализации национальной инициативы «Наша новая школа»).- http://ippdrao.ru. «Современное образование. Молодой учитель».URL: http://vk.com/worldtutorsМетодические рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы (ИОП) для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.URLhttp://lib.convdocs.org/docs/index-42839.html
3.2 .Список литературных источников
Методические пособия
Агеева И.Д. Загадки про слова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с. Бурау И.Я. Загадки мира букв.- Д.: Сталкер, 2010.-448 с. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2009.- 448 с. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 2011.- 397 с. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте: кн. для учителя. – М.: Просвещение,2016. – 146 с. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. Занимательный материал по развитию речи детей младшего школьного возраста. – М.: ЗАО Компания «Махаон», 2016. – 100 с.Лещинская Т.Л. Букварик. – М.: ВЛАДОС, 2017-95 с. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. Пособие для учителя начальных классов.- М.: ВАКО, 2016.-128 с. Павлова Н.Н. Читаем после азбуки. – М.: ООО «ЭКСМО», 2017.123 с. Родионова Н.Н. Большая книга знаний для маленьких. Литературно-художественное издание ООО «Дрофа-Плюс», 2016. – 98 М Сандберг. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия. ВСВА,2008. 108с Долгова. Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика. Карманый справочник тьютора. Составители М.А Суворова, Ю.В. Шаркунова Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. – М.: МГППУ, 2012 Комраков Е.С. Тьютор в роли проектировщика – В кн. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – Жуковский: МИМ ЛИНК, Долгова. Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика. Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании: сб.ст. М., 2008.
Календарно-тематическое планирование
Содержание работы тьютора по основным направлениям
№
Содержание деятельности
Сроки
Ответственны еучастники
Информационное обеспечение
1
Пополнение нормативно-правовой и методической базы
В течение года
Тьютор
2
Консультации для педагогов
В течение года по запросу
Тьютор,классный руководитель
2.1
«Индивидуальный образовательный маршрут»
Сентябрь
Тьютор
2.2
Индивидуальная программа развития и обучения развития детей
Октябрь
Тьютор
3
Консультации родителей учащихся по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей
В течение года
Тьютор
4
Формирование базы данных технологий тьюторского сопровождения
В течение года
Тьютор
5
Оформление наглядного и печатного материала,выставок
В течение года
Тьютор
6
Создание информационной базы данных по организации тьютор и в работе воспитанниками с ОВЗ
В течение года
Тьютор
Организационная деятельность
1
Разработка документов «личное дело ученика»
В течение года
Тьютор
2
Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива
Ежедневно
Тьютор
3
Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения.
Ежедневно
Тьютор
4.
Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов.
В соответствии с планом воспитательной работы школы
Тьютор
Диагностико-аналитическая деятельность
1
Обновление базы данных воспитанников
В течение года
Тьютор
2
Анализ личных дел учащихся
В течение года
Тьютор
3
Анкетирование родителей
По мере необходимости
Тьютор
4
Непрерывная диагностика
В течение года
Тьютор
5
Анализ и отчет тьютора о проделанной работена учебный год
май
Тьютор, руководитель МО зам.директора поУВР
6
Составление и утверждение
плана работы на следующий учебный год
июнь
Тьютор ,руководитель МО зам.директорапоУВР
Содержание программы тьюторского сопровождения во внеурочное время
Название
мероприятия
Сроки
Планируемая деятельность ребенка в
мероприятии
Деньз наний
2сентября
Присутствие на торжественной линейке.
Праздник Осени
28ноября
Участие в подготовке,присутствие на
празднике.
День матери!
29ноября
Подготовка к мероприятию,изготовление открыток,присутствие на
празднике.
Новогодний
праздник
25-27декабря
Подготовка к мероприятию:украшение
класса;участие в новогоднем празднике.
День защитника
отечества
21февраля
Подготовка к мероприятию,
Изготовление поздравительных
открыток,присутствие напразднике.
Международный женский день
6марта
Подготовка к мероприятию,изготовление поздравительных