Просмотр содержимого документа
«Логопедические занятия в 6 классе»
1.Пояснительная записка
Учебный план по предмету «Логопедические занятия» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 19337 "О введении третьего часа физической культуры";
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель обучения
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализации.
Задачи обучения
Определение механизмов, лежащих в основе нарушения письма у каждого конкретного учащегося;
Отбор необходимых методов для коррекционно-логопедического воздействия для каждого учащегося;
Развитие фонематического анализа и синтеза и фонематических преставлений;
Развитие зрительного предметного и буквенного гнозиса и мнезиса;
Развитие пространственно-временных ориентаций;
Развитие процесса чтения и письма, навыка построения связного высказывания;
Развитие навыка дифференцирования сходных по начертанию букв;
Выработка четкости произносительных навыков,
Развитие навыка интонационной выразительности устного высказывания;
Обучение учащихся точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте,
Обогащение и активирование словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
.
2.Общая характеристика учебного предмета
Устная и письменная речь является средством взаимодействия людей в обществе. Возникновение речи - это сложный процесс произвольной психической деятельности, который обеспечивается участием разных структурно-функциональных компонентов и психических функций, включает множество операций, связанных между собой и имеющих сложную организацию. Выпадение отдельного звена из этой системы приводит к дезорганизации всех функций и требует коррекции. Стойкие и специфические нарушения в овладении письмом и процессом чтения оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
Процесс коррекционно-логопедической работы включает развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление; развитие внимания, памяти, активизации словарного запаса; коррекцию почерка.
Логопед осуществляет работу совместно с психологом.
Формы работы: урок, индивидуальная работа с учеником.
Методы обучения: -словесные (объяснение, рассказ учителя);-наглядные (демонстрация, иллюстрации);-практические (игры, упражнения и др.).
Межпредметные связи: занятия по логопедии тесно связаны с уроками чтения, математики, ИЗО, «Развитием речи и окружающим миром».
На каждом занятии проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Составленная программа будет реализована в условиях индивидуального обучения на дому. Логопедические занятия с ученицей проводятся по вторникам и четвергам.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Данный учебный предмет относится к предметной области «Язык и речевая практика» и изучается с сентября 2020 года по май 2021 года. Выделено планом 0,25 часа в неделю, что составляет 8,5 часа в год. Количество учебных недель – 34
Количество часов по четвертям.
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего за год
2 ч
2 ч
2,75 ч
1,75 ч
8,5 ч
4. Содержание учебного предмета
Наименование раздела
Кол-во
часов
Содержание тем учебного предмета
Практическая часть
Повторение.
0,75
Повторение знаний о предложении.
Знать правило написания предложения. Уметь выделять предложения из речи и текста.
Звуки и буквы.
3,75
Определение звуков и букв.
Знать отличие звука от буквы. Уметь анализировать слова по звуковому составу.
Слово.
2,5
Понятия о словах, которые обозначают предметы, признаки предметов, названия действий.
Знать названия предметов. Уметь выделять в тексте слова, обозначающие названия предметов, по вопросам кто? что?
Предложение.
0,75
Деление текста на предложения. Работа с деформированным предложением.
Знать правило написания предложения. Уметь отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать его.
Повторение.
0,75
Обобщение и систематизация знаний
Знать названия предметов, действия, признаков. Уметь выделять в тексте слова, обозначающие названия, действия, признаки предметов. Знать предлоги. Уметь пользоваться словарем.
5.Требование к уровню подготовки учащейся.
Ученица должна знать:
алфавит;
- правильное написание словарных слов.
Графическое обозначение слогов, слов, границ предложения;
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
6 .Критерии нормы оценки.
Оценивание достижений обучающегося ведётся по пятибалльной системе.
Основным инструментарием для оценивания планируемых результатов освоения программы является:
Класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
6
Контрольное списывание 20.09
Контрольное списывание 27.10
Контрольное списывание 22.12
Контрольное списывание 07.02
Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Названия признаков» 04.04
Словарный диктант 11.05
Контрольный диктант по теме «Предложение» 16.05
Контрольный диктант за год 23.05
Критерии оценивания письменных работ
Отметка «5» - нет ошибок
Отметка «4» - допущено 1—3 ошибки
Отметка «3» - допущено 4—5 ошибок
Повседневное наблюдение за учебной работой учащегося. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведёт себя учащаяся на занятиях, как она воспринимает и осмысливает изучаемый материал, каков у неё уровень психофизического и умственного развития, в какой мере у неё вырабатываются практические умения и навыки, каковы учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащейся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.
Итоговая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащейся в конце года.
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо уделять внимание тому, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащаяся овладевает знаниями, умениями и навыками, а также способами учебной деятельности.
Существенное значение имеет также то, как относится учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же «рывками» и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний.
7. Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество часов
Дата
примечание
1 чет
1
Повторение знаний о предложении.
0,25
дидактический материал
2
Составление предложений по вопросу, по картинке.
0,25
сюжетные картинки
3
Деление сплошного текста на предложения
0,25
4
Определение звуков и букв.
0,25
сюжетные картинки
5
Анализ слов по звуковому составу.
0,25
6
Алфавит. Порядок букв в русской азбуке
0,25
дидактический материал
7
Расположение слов в алфавитном порядке. Знакомство с книгой «Орфографический словарь для школьников».
0,25
дидактический материал
8
Гласные звуки и буквы.
0,25
2 чет
9
Согласные звуки и буквы.
0,25
дидактический материал
10
Сопоставление гласных и согласных звуков.
0,25
11
Гласные буквы и, е, ё, в начале слова и после гласных
0,25
12
Гласные буквы ю, я, э в начале слова и после гласных
0,25
дидактический материал
13
Гласные ударные и безударные
0,25
0,25
14
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы»
0,25
15
Анализ контрольной работы. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах
0,25
дидактический материал
16
Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных.
0,25
17
Перенос части слова при письме.
0,25
18
Составление рассказа по картинке.
0,25
3 чет
19
Слова, обозначающие названия предметов
0,25
20
Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам, вопросам.
0,25
дидактический материал
21
Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.
0,25
22
Контрольная работа по теме «Твердые и мягкие согласные»
Работа над ошибками.
0,25
23
Анализ контрольной работы. Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.
0,25
дидактический материал
24
Понятия о словах, которые обозначают названия действий.
0,25
25
Вопросы что делает? что делал? что будет делать? что сделал? что сделает?
0,25
дидактический материал
26
Изменение слов, обозначающих действия, по числам.
0,25
27
Понятия о словах, которые обозначают названия признаков.
0,25
28
4 чет
Понятие о предлоге. Правописание предлогов.
0,25
дидактический материал
29
Согласование слов в предложении.
0,25
30
Деление текста на предложения. Работа с деформированным предложением.
0,25
31
Составление предложений по вопросам.
0,25
32
Повторение. Звуки и буквы. Слово.
0,25
дидактический материал
33
Контрольная работа по теме» Звуки и буквы. Слово»
0,25
34
Анализ контрольной работы.
0,25
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебники:
А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Русский язык: 3 кл.: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., П., 2008.
Программно-методическое обеспечение:
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Печатные пособия:
. «Игры со словами»-рабочая тетрадь дошкольника-авторы-составители: Л.Маврина, Е.Семакина.
Учебно-практическое оборудование:
Технические средства обучения:
1.Аудиоучебник для 1-го класса «Секреты русского языка»