Методическая разработка индивидуального логопедического занятия с учащимся 1 класса по теме «Экскурсия по школе».
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия с учащимся 1 класса по теме «Экскурсия по школе».
Название работы: Методическая разработка индивидуального логопедического занятия с обучающимся 1 класса с общим недоразвитием речи 3-4 уровня.
Тема: «Экскурсия по школе».
Форма проведения, участники: индивидуальная, учащийся 1 класса с предварительным логопедическим заключением «ОНР 3-4 уровня», учитель-логопед.
Краткое описание: В методической разработке раскрывается содержание углубленного логопедического обследования устной речи первоклассника (сентябрь), после фронтального отборочного логопедического обследования группы обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка индивидуального логопедического занятия с учащимся 1 класса по теме «Экскурсия по школе».»
Методическая разработка
индивидуального логопедического занятия с учащимся 1 класса
по теме «Экскурсия по школе».
Подготовила
учитель-логопед Новикова Наталья Николаевна
Название работы: Методическая разработка индивидуального логопедического занятия с обучающимся 1 класса с общим недоразвитием речи 3-4 уровня.
Тема: «Экскурсия по школе».
Форма проведения, участники: индивидуальная, учащийся 1 класса с предварительным логопедическим заключением «ОНР 3-4 уровня», учитель-логопед.
Краткое описание: В методической разработке раскрывается содержание углубленного логопедического обследования устной речи первоклассника (сентябрь), после фронтального отборочного логопедического обследования группы обучающихся.
Цель: провести углубленное логопедическое обследование устной речи первоклассника (сентябрь).
Задачи:
- Уточнить и расширить словарный запас, уточнить состояние звукопроизношения, звукового анализа слова, фонематические представления, фразовую речь, лексико-грамматический строй речи, связную речь по темам «Школа», «Школьные принадлежности», «Осень», «Времена года», «Части суток».
- Уточнить и расширить представления ребенка о школе.
- Формировать положительный эмоциональный настрой на процесс обучения.
- Развивать познавательный интерес к жизни первоклассника, к учебной деятельности.
Оборудование: предметные картинки школьных принадлежностей, картинки или фотографии (школьный двор, классная комната, библиотека, спортивный зал, компьютерный класс, столовая), мяч, компьютер с обучающей программой; «звездочки».
Ход логопедического занятия:
1. Организующий момент.
Игра «Собери портфель».
Учитель-логопед загадывает загадки, а ребенок называет отгадку вслух и кладет в портфель соответствующие предметные картинки.
- Если ученик с вечера подготовит свой портфель к завтрашним урокам, все проверит и ничего не забудет, то он сможет успешно учиться и получать хорошие оценки. (Формирование социального мотива).
Я гордилась весь урок:
Ведь и вдоль, и поперек
Исчертил меня мелок
Лучшего ученика.
Я же школьная… (доска).
Вы простым карандашом
Нарисуйте школу, дом,
А цветным карандашом
Свой листок раскрасьте.
Чтоб подправить все потом,
Пригодится… (ластик)
Он бывает очень острым
И рисует ярко, пестро.
Грифелек со всех сторон
Древесиной окружен.
Это друг надежный ваш
И художник - … (карандаш)
Тот, кто в первый класс идет,
В рюкзаке его несет.
Для Никит, Сереж и Варь
Нужен новенький… (букварь)
Для карандашей и ручек
Этот домик самый лучший.
Школьник, ты его узнал?
Он - вместительный… (пенал)
В сентябре кленовый лист
Покраснел, как будто мак.
Школьник, школьник, ты турист?
За спиной твоей… (рюкзак).
На труде я не скучала,
Я цветочки вырезала,
Разноцветные снежинки,
Птичек, звездочки, картинки.
Я – почти художница.
Помогли мне… (ножницы).
2. «Во дворе школы»
- Как ты думаешь, о чем мы будем говорить? Куда ты сегодня пойдешь? (В школу.)
- Зачем дети ходят в школу? (Формирование социального и учебно-познавательного мотивов: потому что все дети должны учиться, это нужно и важно; интересно узнать что-то новое, хочется научиться чему-то новому и полезному для дальнейшей жизни.)
- В какое время года, месяц года дети начинают учиться? Назови признаки осени. Какое время года бывает до осени (после осени, после зимы и до лета)?
3. «Классная комната»
- Здесь проходят уроки и перемены учеников начальных классов. На уроках дети узнают много нового, интересного, учатся правильно считать и решать увлекательные задачи, учатся читать, аккуратно писать.
- Что делают школьники на переменах? (На переменах школьники завтракают, обедают в столовой, общаются, играют в настольные игры, готовятся к уроку, ходят в туалет.)
- Давай поиграем «в урок». Учитель задает на уроке вопросы и задания, и если обучающийся отвечает правильно, хвалит его и поощряет «звездочкой», ставит пятерки. (Формирование оценочного мотива.)
- Что делают дети в школе? (Учатся)
- Подбери к слову «учить» одинаково звучащие слова (Учить – учит, учитель, учительница, учащийся.)
- Мы видим ластик, карандаш, пенал. Назови одним словом, что это? (Школьные принадлежности.). Какие ты ещё знаешь школьные принадлежности?
- Какое слово длиннее? Почему? (Школа – карандаш)
- Назови 1-й, последний звук в слове «карандаш» (к, ш).
- Подбери на эти звуки слова, состоящие из 4-х звуков (к – каша, кино; ш – шуба, шары…).
- Назови 5-й звук в слове «карандаш» (н).
- Назови «соседей» этого звука (а, д).
Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?»
- Это карандаш – он нужен, чтобы рисовать.
- Это ластик – он нужен, чтобы стирать линии.
Это пенал - он нужен, чтобы карандаши, ручки, ластик были в одном месте. И т.д.
- В школьной библиотеке ученики берут учебники. Приходят сюда после уроков, чтобы почитать интересные книги, журналы, энциклопедии, узнать много нового, необычного. (Формирование учебно-познавательного мотива).
- Давай и мы «почитаем» сейчас энциклопедию русских пословиц и поговорок.
Задание «Объясни пословицу, поговорку» (по выбору педагога)
- С книгой поведешься - ума наберешься (учебно-познавательный мотив - если будешь читать книги – много узнаешь и станешь умным).
- Хорошая книга – лучший друг (учебно-познавательный мотив).
- Книги читать – скуки не знать (учебно-познавательный мотив).
- Тяжело в ученье – легко в бою (социальный мотив – знания и умения пригодятся в жизни; всегда легче что-то делать, когда знаешь, как делать).
- В спортзале проходят веселые и подвижные уроки физкультуры.
- Назови действия детей в спортзале (Ребята учатся красиво и быстро бегать, прыгать, лазать, играть с мячом, скакалкой).
Учитель-логопед показывает предметную картинку, ребенок называет, каким может быть изображенный на ней предмет, перекидывая мяч.
Мяч (какой?) – круглый, кожаный, желтый, упругий, тяжелый и т.д.
Скакалка (какая?) - … (длинная, легкая, тонкая, крепкая и т.д.).
6. «Компьютерный класс»
- Здесь школьники учатся работать на компьютере, набирать тексты, рисовать картинки, составлять схемы и диаграммы, делать презентации (выступления, основанные на показе слайдов). Учащимся-исследователям компьютер помогает выйти в Интернет и найти интересные данные обо всем на свете. (Формирование учебно-познавательного мотива).
- Составь небольшой рассказ на тему «Мой друг – компьютер».
Игровое интерактивное задание на компьютере
«День за днем»
- В какое время суток школьники идут в школу? Готовят портфель? Выполняют домашние задания? Гуляют?
- В какое время года начинается (заканчивается) учеба в школе? В какое время года ученики не учатся, а отдыхают на каникулах?
7. «В столовой»
- Здесь учащиеся завтракают и обедают вкусной разнообразной пищей, чтобы быть здоровыми и крепкими.
- Давай узнаем, что сегодня нам дали на обед.
Дидактическая игра «Что на обед?»
- Хлеб из пшеницы, ржи какой? (Пшеничный, ржаной)
- Компот из груш, слив, лимонов какой? (Грушевый, сливовый, лимонный)
- Котлета из картофеля, моркови, свеклы, какая? (Картофельная, морковная, свекольная)
- Масло из кукурузы, оливок, подсолнечника какое? (Кукурузное, оливковое, подсолнечное)
- Пирожки с яблоками, мясом, рыбой какие? (Яблочные, мясные, рыбные)
8. Итоги занятия.
- Где ты сегодня побывал?
- Что нового узнал о школе? Об учениках?
- А как ты хотел бы учиться в школе? Почему?
Используемая методическая литература,
электронные ресурсы:
Никифорова Л.А., Трихункова В.В. Играем в школу // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4.
Иванова Н. Загадки для детей 10-14 лет. Познавательные школьные загадки [Текст] / Н.Иванова, В.Черняева.- Новосибирск: Сиб. унив.изд-во, 2009. – 142 с.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
Мищенкова Л.В. Здравствуй, школа! Развивающие занятия для будущих отличников (6-8 лет). – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009 – 192 с.