Адаптированная учебная программа по чтению 4 класс ФГОС
Адаптированная учебная программа по чтению 4 класс ФГОС
Рабочая программа по чтению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант. Учебник "Чтение. 4 класс" в 2-х частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные, автор-составитель С.Ю. Ильина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программу составила: учитель высшей квалификационной категории Дубровина А.Н.
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
г. Железноводск
2019 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Чтению» разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2011г.;программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В. Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2008году, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),(I вариант), учебника «Чтение», 4 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч. (авт.-сост. С.Ю. Ильина), рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации, выпущенного издательством: Москва «Просвещение» в 2018 году и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Постановление от 10.07.2015г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Цель курса: направленность уроков чтения на социализацию личности умственно отсталого ребёнка на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Задачи:
• воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
• формирование техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
• формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
• развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ;
• развитие связной речи и обогащение словаря;
• развитие интереса к книгам, знакомство с доступными детскими книгами.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по чтению решаются коррекционно-развивающие задачи:
˗коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
˗коррекция и развитие зрительного восприятия;
˗ развитие слухового восприятия;
˗коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
˗ коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- самостоятельность в выполнении поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
- стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями;
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло".
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Минимальный уровень:
• осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• использовать знако-символические средства с помощью учителя;
• участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
• пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию.
Достаточный уровень:
• чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
• определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
• чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
На реализацию программы по чтению в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 134 часа (4 часа в неделю).
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективные, индивидуальные, групповые, фронтальные.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
По учебно-календарному графику:
Класс
Учебный предмет
Кол-во часов в неделю
Iчетверть
(ч)
IIчетверть
(ч)
IIIчетверть
(ч)
IV четверть (ч)
Кол-во часов в год
4
Чтение
4
32
31
38
33
134
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:
Класс
Содержание
Кол-во часов
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
4
Школьная жизнь.
11
-
-
-
Время листьям опадать.
16
-
-
-
Делу – время, потехе – час.
4
4
-
-
В мире животных.
-
12
-
-
Жизнь дана на добрые дела.
-
8
-
-
Зима наступила.
-
7
15
-
Веселые истории.
-
-
9
-
Полюбуйся, весна наступает.
-
-
13
-
В мире волшебной сказки.
-
-
-
10
Родная земля.
-
-
-
10
Лето пришло.
-
-
-
11
Внеклассное чтение
1
-
1
2
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п\п
Тема урока
Кол-во час.
Элементы содержания.
Основные ЗУН учащихся по теме.
Коррекционная работа
Словарь
Дата
1 четверть (32 ч)
Школьная жизнь.
1.
По Н. Носову
«Снова в школу»
1
Слушание произведения. Беседа о 1 сентября. Беседа по сюжетной картинке. Определение времени и места событий. Умение участвовать в учебном диалоге. Выразительное чтение. Выборочное чтение.
Коррекция слухового внимания, логического мышления. Дидактическая игра «Что возьмем в школу?»
Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Уметь осознанно читать предложенный текст, передавать его содержание по вопросам учителя. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос. Чтение по ролям. Установление смысловых связей между поступками героев; эмоциональным состоянием героя и причинами, его вызвавшими.
Воспитанные.
3.
М. Пляцковский
«Чему учат в школе»
1
Слушание стихотворения. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение образного выражения. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Заучивание стихотворения наизусть.
Коррекция и развитие слухового внимания восприятия, мышления (отгадывание загадок на школьную тему).
Дорожить дружбой.
4.
По Ю. Ермолаеву
«Поздравление»
1
Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно-следственных связей между поступками героев.
Коррекция и развитие речи, мышления, воображения.
Поздравление.
5.
По Е. Шварцу
«Как Маруся дежурила»
1
Прогнозирование содержания текста по его названию. Установление причинно-следственных связей между поступками героев; эмоциональным состоянием героя и причинами, его вызвавшими. Нахождение в тексте ответов на вопросы, представленные в учебнике. Чтение по ролям. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного.
Развитие аналитико-синтетической деятельности «Подбери нужную иллюстрацию»
Окликает, приветливо.
6.
По Е. Ильиной
«Шум и Шумок»
1
Нахождение в тексте ответов на вопросы, представленные в учебнике. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Пересказ текста по картинному плану.
Коррекция и развитие мышления (соответствия). «Где какой шум живет?»
Шумиголова.
7.
В. Орлов
«Почему сороконожки опоздали на урок»
1
Нахождение ответа на вопрос в тексте стихотворения. Выразительное чтение диалога с интонацией, соответствующей знакам препинания. Умение передавать голосом вопросительную и восклицательную интонации. Рассматривание иллюстраций; подбор к иллюстрациям отрывков из текста, составление к ним предложений.
Коррекция и развитие слухового внимания, временных представлений.
Сороконожки.
8.
По Л. Каминскому
«Три желания Вити»
1
Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Объяснение образных выражений. Определение идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Чтение по ролям.
Коррекция памяти, мышления, воображения. «Бывает – не бывает»
«Круглый двоечник»
9.
В. Берестов
«Читалочка»
1
Составление элементарных рассуждений на материале прочитанного произведения. Определение тона голоса подходящего для передачи эмоционального состояния персонажей стихотворения. Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи. Заучивание наизусть.
Коррекция и развитие зрительного восприятия, внимания (просмотр диафильма0.
10.
По М. Бартеневу
«Зарубите на носу»
1
Толкование смысла образных выражений с опорой на текст. Пересказ отрывка из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы.
Коррекция и развитие языкового чувства, языковой интуиции, образного мышления.
«Зарубите себе на носу»
11.
Обобщение по теме: «Школьная жизнь»
1
Определение общей темы раздела с опорой на темы отдельных произведений. Рассказы о своих любимых книгах (автор, называние, тема, основные события). Объяснение нравственного смысла пословиц. Дискуссия на тему «Зачем людям нужны книги?»
Коррекция и развитие творческих способностей, личностных качеств учащихся.
Время листьям опадать.
12.
Н. Антонова
«Желтой краской кто-то…»
1
Определение признаков времени года по иллюстрации. Установление причинно-следственных связей на основе анализа иллюстрации. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. Уточнение названий зимующих и перелетных птиц. Объяснение значения непонятных слов с опорой на материал учебника. Эмоциональная оценка стихотворения, Выразительное чтение с интонацией, соответствующей настроению стихотворения.
Коррекция и развитие образного мышления, восприятия. «Краски осени»
Полынь.
13.
По Н. Абрамцевой
«Осенняя сказка»
1
Прогнозирование содержания сказки по иллюстрации и названию. Деление текста на части по представленному плану. Рассказывание сказки по плану.
Коррекция устной речи (произносительной стороны), памяти. Чистоговорка «Осень»
Виноградники, шаль.
14.
Е. Благинина
«Подарки осени»
1
Самостоятельный подбор названий к предметным картинкам. Графическое рисование по представлениям или на основе иллюстраций учебника.
Коррекция и развитие воображения, фантазии, изобразительных навыков; мышления (классификация).
Подосиновики, сыроежки, бронзовые.
15.
По Л. Воронковой
«Лесные подарки»
1
Объяснение образных сравнений на основе имеющихся представлений. Подбор отрывков из текста, соответствующих содержанию сюжетных картинок. Деление текста на части с опорой на картинный план, пересказ текста с опорой на картинный план.
Коррекция и развитие восприятия (наблюдения за осенними явлениями окружающей действительности), связной речи.
16.
А. Твардовский
«Лес осенью»
1
Объяснение прямого и переносного значения выражений с опорой на иллюстрации и на текст. Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть.
Коррекция лексико-грамматической стороны речи (устные ответы), памяти.
Набекрень.
17.
По В. Путилиной
«В осеннем лесу»
1
Объяснение слов и образных выражений с опорой на содержание текста и имеющиеся представления. Нахождение в тексте авторских сравнений, объяснение их смысла. Выборочное чтение. Графическое рисование. Свободные высказывания на основе личного опыта.
Коррекция и развитие памяти, внимания, наблюдательности.
Багровый, перепелка, Африка.
18.
Н. Некрасов
«Славная осень!»
1
Объяснение слова с опорой на материал учебника и текст стихотворения. Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к картине природы, описываемой в стихотворении. Нахождение в тексте авторских сравнений, формулировка элементарных суждений об уместности их использования. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Заучивание наизусть.
Коррекция и развитие образного мышления, мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения.
Ядреный, поблекнуть.
19.
По Ю. Шиму
«Отчего Осень грустна»
1
Ответы своими словами на вопросы по содержанию текста. Объяснение переносного значения образных выражений. Ответы на вопросы словами из текста. Выразительное чтение. Умение передавать голосом грусть, печальное настроение.
Коррекция и развитие коммуникативных способностей.
Жилье привольное.
20.
К. Бальмонт
«Осень»
1
Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и текст. Определение настроения автора, подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к картине природы, сравнение двух произведений, одинаковых по теме, но различных по настроению и эмоциональному отношению автора к описываемым картинам природы. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение.
Развитие художественной образной речи, логического и образного мышления, творческих способностей.
Благовонье, спросонья.
21.
По Ю. Ковалю
«Три сойки»
1
Объяснение слов с опорой на материал учебника и текст. Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Объяснение образного выражения. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал..
Коррекция и развитие слухового внимания, слухового восприятия, воображения (прослушивание аудиозаписи).
Палевый.
22.
По Н. Сладкову
«Холодная зимовка»
1
Узнавание и называние птиц, изображенных на иллюстрации. Подбор названий к предметным картинкам с опорой на текст. Формулировка вопросов, обращенных к учителю. Ответы на вопросы словами текста. Установление причинно-следственных связей. Объяснение отдельных выражений текста.
Коррекция мышления (установление смысловых и интонационных связей в тексте).
23.
А. Плещеев
«Скучная картина!..»
1
Объяснение значения слова с опорой на материал учебника, сравнение двух произведений, близких, но неодинаковых по теме; формулировка элементарных суждений с подтверждением ответа строчками из стихотворения. Графическое рисование картин природы, изображенных в стихотворении. Заучивание наизусть.
Коррекция и развитие воображения, мышления, памяти, речи, эмоциональной отзывчивости.
Чахлая.
24.
По О. Иваненко
«Сказка про маленького жучка»
1
Ответы на вопросы своими словами. Выбор отрывков текста, соответствующих содержанию вопроса. Составление рассказа с опорой на серию картинок и текст произведения.
Коррекция и развитие связной речи (составление рассказа с опорой на иллюстрации).
Веретеницы.
25.
По К. Ушинскому
«Пчелы и мухи»
1
Объяснение образных выражений. Установление смысловых связей между мотивом и состоянием персонажа. Сопоставление поведения разных персонажей; элементарная оценка поведения персонажей с опорой на текст и личный опыт. Определение собственного отношения к поведению разных персонажей произведения. Чтение по ролям.
Коррекция и развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления (пословицы и поговорки).
Славный денек.
26.
По Г. Граубину
«Время листьям опадать…»
1
Ответы на вопросы своими словами. Полный подробный пересказ текста своими словами.
Коррекция и развитие речевого дыхания и силы голоса.
27.
Обобщение по теме: «Время листьям опадать»
1
Определение общей темы произведений, представленных в разделе. Ориентировка в учебнике по оглавлению. Называние предметов, изображенных на картинке; отбор предметов по заданию. Определение собственного отношения к прочитанным произведениям; их элементарная оценка; формулировка доказательных суждений с опорой на текст. Понимание и объяснение пословиц; их соотнесение с содержанием прочитанных рассказов. Пересказ текста по опорным вопросам. Сопоставление по памяти содержания прочитанных произведений и иллюстративного материала. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
Коррекция и развитие творческих способностей, личностных качеств учащихся.
28.
Внеклассное чтение. «Здравствуй, осень, на КВН к нам в гости просим!»
1
Обобщение полученных знаний учащимися в изучении литературных произведений об осени. Повторение примет осени, пословиц, загадок, стихотворений, песен.
Развитие творчества и фантазии.
Делу – время, потехе – час.
29.
«Пекла кошка пирожки…»
Русская потешка.
1
Объяснение значения слова с опорой на материал учебника. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение по ролям. Заучивание наизусть.
Коррекция и развитие воображения, мелодико-интонационной стороны речи, памяти.
Подполье, досада.
30.
«Сенокос»
Чешская потешка.
1
Работа с иллюстрациями. Самостоятельный рассказ по картинке. Выбор заголовка, подходящего к иллюстрации, из нескольких предложенных. Драматизация потешки.
Коррекция и развитие творческих способностей (инсценировка).
Сгребает, сеновал.
31.
По Л. Пантелееву
«Карусели»
1
Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Продолжение рассказа по аналогии. Драматизация рассказа.
Коррекция и развитие коммуникативных навыков.
Карусели, баранка.
32.
Проверка уровня сформированности навыков чтения.
1
Умение работать с учебной книгой. Навык осознанного правильного беглого чтения. Умение применять полученные знания на практике. Анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли.
Коррекция и развитие личностных качеств уч-ся
№ п\п
Тема урока
Кол-во час.
Элементы содержания.
Основные ЗУН учащихся по теме.
Коррекционная работа
Словарь
Дата
2 четверть (31 ч)
Делу – время, потехе – час.
1.
По Н. Носову
«Прятки»
1
Ответы на вопросы словами из текста. Соотнесение иллюстрации со смыслом прочитанной части рассказа. Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на личный опыт и вопросы учителя. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективное определение идеи (основной мысли) рассказа. Пересказ текста по картинному плану.
Развитие эмоционально-чувственного отношения к событиям в тексте.
Конура, нарочно.
2.
Считалки.
1
Составление рассказа по иллюстрации с опорой на личный опыт. Распределение ролей и работа в малых группах и парах при использовании считалки.
Коррекция и развитие мышления (сравнение), слухового и зрительного внимания.
Позолоченный.
3.
По М. Булатову
«Жмурки»
1
Объяснение слов с опорой на текст. Ответы на вопросы словами текста. Сравнение содержания отдельных частей текста; выявление в них сходства и различия. Составление свободных рассказов с опорой на текст и личный опыт.
Коррекция и развитие двигательной сферы.
Водящий, вожак.
4.
Обобщение по теме: «Делу-время, потехе-час»
1
Определение общей темы произведений, представленных в разделе. Понимание и объяснение значения слов «потешки», «считалки», «загадки»; формулировка уточняющих вопросов, обращенных к учителю. Определение основных правил, используемых в играх (договор, распределение ролей). Инсценировка игр.
Коррекция и развитие творческих способностей.
В мире животных.
5.
По К. Ушинскому «Бодливая корова»
1
Называние животных, изображенных на иллюстрации. Составление рассказа по иллюстрации и вопросам учебника. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Пересказ части текста с опорой на иллюстрацию. Элементарная оценка поступков героев; выявление собственного отношения к поступку героя.
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-0следственных связей между событиями и поступками героев.
Хворостина.
6.
По В. Бирюкову «Упрямый котенок»
1
Выявление с опорой на текст и вопросы учителя нравственного смысла понятия «упрямство». Коллективное определение идеи (основной мысли) текста; подтверждение ответов примерами из текста. Восстановление деформированного картинного плана. Рассказывание сказки с опорой на картинный план. Соотнесение содержания произведения со смыслом предварительно разобранной пословицы.
Коррекция и развитие устойчивого внимания, воображения, связной речи.
Взял за шиворот.
7.
По В. Гаранжину «Пушок»
1
Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Коллективное определение идеи (основной мысли) текста. Ответы на вопросы словами из текста. Восстановление деформированного картинного плана. Пересказ текста с опорой на картинный и словесно-логический виды планов.
Коррекция и развитие внимания (устойчивость), воображения, связной речи (пересказ).
Переполох. «Норовит лягнуть»
8.
По Е. Чарушину
«Томка»
1
Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Сравнение черт характера отдельных персонажей. Выбор из текста примеров, подтверждающих оценку характера героя.
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-0следственных связей между поступками героев.
Толковый. Дичь.
9.
По Б. Житкову
«Охотник и собаки»
1
Предположение о возможных вариантах развития событий, изложенных в рассказе. Выбор из текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации.
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей между событиями и поступками героев.
10.
По Л. Матвеевой
«Чук заболел»
1
Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение новых слов и отдельных выражений с опорой на текст. Выявление эмоционального отношения к героям и их поступкам. Элементарная оценка характера героя.
Коррекция связной монологической речи, мышления на основе установления простейших выводов и обобщений.
Ветеринарная лечебница. Озябли.
11.
Г. Снегирев
«Хитрый бурундук»
1
Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Определение черт характера персонажа с опорой на текст. Выбор из двух предложенных заголовка, подходящего по смыслу к иллюстрации. Пересказ текста с опорой на картинный и словесно-логический планы.
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей между событиями и поступками героев; связной речи.
Кладовая. Тайга, чум. Кедровые орешки. Бурундук.
12.
По А. Баркову
«Барсучья кладовая»
1
Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение смысла образных выражений. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации.
Развитие познавательного и читательского интереса. Коррекция восприятия, образного мышления.
Барсук. «Зайца ноги кормят».
13.
По А. Дорохову
«Гостья»
1
Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации. Определение отношения автора к героям и событиям. Определение (коллективно) идеи произведения (основной мысли).
Коррекция внимания, зрительного восприятия (работа с иллюстрацией).
Платформа. Куница.
14.
Г. Корольков
«Игрушки лисят»
1
Ответы на вопросы словами из текста. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. Выбор заголовка, подходящего к иллюстрации, из нескольких предложенных.
Коррекция и развитие коммуникативных умений.
«Словно налитые свинцом». Изобретать.
15.
По Ю. Дмитриеву «Лиса»
1
Ответы на вопросы словами из текста. Доказательство суждений примерами из текста.
Коррекция и развитие логических операций анализа, сравнения, обобщения; диалогической формы речи; расширение объема оперативной памяти; развитие процессов воспроизведения.
Капкан.
16.
Обобщение по разделу «В мире животных». Загадки.
1
Выбор загадок по заданию; объяснение своего выбора. Объяснение новых слов и образных выражений. Графическое иллюстрирование. Определение общей темы раздела с опорой на темы отдельных произведений. Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. Выявление нравственного смысла выражения «Человек и животные –друзья» с опорой на вопросы учителя, содержание прочитанных текстов, личный опыт. Выражение собственного отношения к животным. Воспроизведение содержания прочитанных текстов по опорным словам и иллюстрации. Составление рассказов о домашних питомцах.
Коррекция мышления (узнавание животного на основе анализа загадок),, восприятия, памяти (воспроизведение содержания прочитанных текстов).
Жизнь дана на добрые дела.
17.
Г. Ладонщиков
«Миша – мастер»
1
Определение собственного отношения к герою стихотворения.
Формулировка элементарных умозаключений и выводов.
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей между событиями и поступками героев.
«Дело твердо знает он»
18.
По Е. Пермяку
«Пичугин мост»
1
Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Коллективное определение идеи текста. Соотнесение содержания произведения со смыслом предварительно разобранной пословицы.
Коррекция мышления (решение проблемной ситуации).
Ветла.
19.
В. Хомченко «Михаськин сад»
1
Словесное рисование. Формулировка элементарных рассуждений, подтверждение их примерами из текста. Коллективное деление текста на части на основе готового плана. Пересказ текста по плану. Свободные высказывания на тему: «Как сделать наш двор (улицу, дом) лучше?»
Коррекция и развитие связной монологической речи.
20.
По С. Баруздину
«Как люди радуются»
1
Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение образного выражения.
Коррекция и развитие внимания, памяти, мышления, связной речи. «Закончи предложение»
«Золотые руки». Раздобыл.
21.
По Ю. Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела»
1
Определение черт характера персонажа с опорой на текст. Сравнение поступков двух героев. Определение собственного отношения к героям и их поступкам. Определение (с помощью) нравственного смысла поступков героев. Коллективное определение основной мысли текста.
Коррекция и развитие мыслительных операций(анализ и синтез).Упражнение «Выбери из списка».
22.
Е. Благинина
«Котенок»
1
Выбор отрывков из стихотворения для сравнительного описания. Элементарная оценка поступка героини. Подбор отрывков из текста к иллюстрациям. Нахождение в тексте слов, характеризующих разные состояния животного. Определение (с помощью) нравственного смысла поступка героини. Осмысление понятия «добрый (хороший) поступок». Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение.
Коррекция и развитие просодической стороны речи (интонационной выразительности).
23.
В. Голявкин
«Птичка»
1
Определение (с помощью) нравственного смысла поступка героя.
Осмысление понятия «добрый (хороший) поступок».
Словесное рисование.
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей между событиями и поступками героев.
24.
Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела»
1
Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. Участие в обсуждении проблемной ситуации «Какой поступок мы добрым назовем?» с привлечением материала произведений., прочитанных на уроке и с опорой на личный опыт. Сравнение произведений близких по тематике, включенных в содержание раздела. Объяснение нравственного смысла пословиц о труде. Соотнесение пословиц с содержанием прочитанных произведений.
Коррекция и развитие личностных качеств уч-ся.
Зима наступила.
25.
По Л. Воронковой
«Снег идет»
1
Выбор к иллюстрации подходящего заголовка. Составление рассказа по сюжетной картинке. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста образных сравнений и определений. Ответы на вопросы словами из текста. Графическое иллюстрирование.
Коррекция мыслительных операций на основе установления причинно-0следственных связей между событиями рассказа; воображения.
Зачерствела.
26.
А. Слащев «Снегурочка»
1
Объяснение образных выражений (фразеологизмов). Понимание нравственного смысла выражения (выбор одного правильного из двух предложенных). Выбор заголовка, подходящего по смыслу к содержанию части, из двух предложенных. Рассказывание сказки по иллюстрациям и готовому словесно-логическому плану.
Коррекция и развитие устной связной речи (чтение по ролям с передачей интонации говорящих; построение речевых высказываний).
«Горячее сердце»
27.
И Суриков «Зима» (отрывок)
1
Толкование образных выражений своими словами. Словесное рисование. Нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых автор создает образ зимнего леса. Выразительное чтение.
Коррекция и развитие зрительного восприятия, воображения.
28.
С Маршак «Декабрь» (отрывок)
1
Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Толкование смысла отдельных выражений текста. Узнавание объектов по образным сравнениям. Словесное рисование. Заучивание наизусть.
Коррекция и развитие восприятия, воображения, памяти, устной речи (произносительной и просодической сторон).
Салазки. «Речку вымостил мороз»
29.
По В. Сутееву «Елка»
2
Пересказ отдельных частей текста с порой на картинный и словесно-логический планы. Нахождение ремарок автора для выбора подходящего тона голоса и темпа речи. Знакомство с книгами В Сутеева (рассматривание обложек и иллюстраций). Рекомендации по выбору книг В. Сутеева в школьной библиотеке.
Коррекция внимания, восприятия, общей моторики.
Дремучий лес, почтовик, кума.
30.
По Л. Клавдиной
«Вечер под рождество»
1
Ответы на вопросы словами из текста. Понимание мотивов поступков героев. Свободные высказывания о праздновании рождества.
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей между событиями и поступками героев.
Рождество.
№ п\п
Тема урока
Кол-во час.
Элементы содержания.
Основные ЗУН учащихся по теме.
Коррекционная работа
Словарь
Дата
3 четверть (38 ч)
Зима наступила.
1.
Р. Тимершин
«Где лежало «спасибо»?
1
Объяснение образных выражений. Понимание нравственного смысла поступка героя. Понимание нравственного смысла понятия «уважение к старшим». Выразительное чтение стихотворения с интонацией, соответствующей знакам препинания.
Развитие эмоционально-чувственного отношения к событиям в тексте.
2.
По Н. Носову «На горке»
2
Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на текст произведения и вопросы учителя. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Пересказ рассказа по картинкам.
Коррекция и развитие внимания, мышления, связной речи (построение оценочных рассуждений), эмоциональной отзывчивости.
3.
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».
2
Объяснение слов и образных выражений с опорой на иллюстрации и текст. Объяснение поступков героев и мотивов, их вызвавших. Определение основных черт характеров героев. Рассказывание сказки по картинному плану.
Коррекция и развитие образного и логического мышления (оценивание характеров персонажей, их поступков и настроения).
4.
А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились»
1
Чтение трудных по структуре слов по слогам, целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста, выборочное чтение. Элементарная оценка характера главного героя. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста. Чтение по ролям.
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей между событиями и поступками героев.
Рассудит, богатырь, одолею. «Кричит, всхлипывая».
5.
П. Головкин
«Зимняя сказка»
1
Объяснение образных выражений текста. Объяснение поступков героев и мотивов, их вызвавших. Коллективное определение основной мысли сказки. Восстановление деформированного картинного плана. Рассказывание сказки по картинному плану.
Коррекция и развитие мышления, восприятия, временных представлений (работа с деформированным картинным планом).
6.
Г. Скребицкий
«Митины друзья»
2
Объяснение слова с опорой на текст, иллюстрации к тексту и личный опыт. Определение собственного отношения к поступкам главного героя. Элементарная оценка характера главного героя. Выбор отрывков текста, подходящих по смыслу к иллюстрации. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию.
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей между событиями и поступками героев.
Осинник. Наст. Плетень. Сторожка.
7.
В. Бирюков
«Снежная шапка»
1
Узнавание объектов по образным сравнениям, используемым в стихотворении. Выразительное чтение. Графическое иллюстрирование.
Коррекция и развитие активного внимания, зрительно-слухового восприятия, образного мышления.
«За так отдам».
8.
По А. Тумбасову
«В шубах и шапках»
1
Чтение трудных по структуре слов по слогам, целыми словами. Объяснение слов с опорой на материал учебника. Нахождение в тексте образных сравнений. Объяснение образных сравнений, использованных в тексте. Выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных.
Коррекция и развитие устной речи; расширение словарного запаса на основе составления ответов на вопросы к тексту; логического мышления, связной монологической речи.
Диковина. Боярские шубы.
9.
Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
1
Объяснение слов с опорой на материал учебника. Нахождение образных сравнений в тексте стихотворения. Словесное описание образа мороза-воеводы. Заучивание стихотворения наизусть.
Коррекция и развитие памяти.
10.
По В. Бианки «Находчивый медведь»
1
Элементарные рассуждения на основе анализа прочитанного текста. Словесное рисование. Объяснение смысла выражения, использованного в тексте.
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей между поступками героев.
«Лечь прямо на снегу – на слуху». Хворост.
11.
По А. Спирину
«Зимние приметы»
1
Объяснение слов «примета», «народная примета» с опорой на текст научно-0популярной статьи. Ответы на вопросы к тексту своими словами и словами автора. Выборочное чтение.
Коррекция и развитие слухового восприятия, мышления (установление логических связей «Подбери правильное описание месяца»).
Примета.
12.
Обобщение по разделу «Зима наступила»
1
Свободные высказывания о зимних праздниках на основе личного опыта. Подбор слов, обозначающих признак и действие предмета, образных сравнений с использованием прочитанных произведений. Воспроизведение содержания сказок по опорным словам, серии сюжетных картинок; одной сюжетной картинке. Воспроизведение прочитанных произведений на одну из тем, относящихся к разделу (зимние забавы, жизнь животных в зимнее время года). Объяснение смысла пословицы4 сопоставление смысла пословицы с содержанием прочитанного рассказа; его пересказ.
Коррекция и развитие долговременной памяти, коммуникативных навыков, познавательной активности.
Веселые истории.
13.
По Н. Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос»
2
Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа. Составление рассказа по картинке. Анализ содержания иллюстрации с опорой на текст и вопросы. Рассматривание иллюстраций к другим частям книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей между событиями и поступками героев.
Растеряйка, Пилюлькин0 Торопыжка, Авоська.
14.
Г. Остер
«Одни неприятности»
1
Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания теста. Чтение по ролям. Выразительное чтение диалогов.
Коррекция внимания, восприятия. Просмотр мультфильма.
15.
М. Пляцковский «Однажды утром»
1
Определение отношения к поведению и поступкам главного героя. Словесное рисование. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию. Пересказ текста на основе готового плана.
Коррекция и развитие произвольной памяти, связной речи (пересказ текста по плану); интонационной стороны речи (чтение по ролям).
Ковылял.
16.
В. Бирюков «Почему комары кусаются»
1
Объяснение слова с опорой на иллюстрацию. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Восстановление деформированного картинного плана. Полный подробный пересказ.
Коррекция и развитие интонационной стороны речи.
«Заря в пол неба полыхает»
17.
С. Маршак
«Вот какой рассеянный» (Отрывок).
1
Объяснение слова с опорой на материал учебника. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию. Определение собственного эмоционального отношения к художественному образу главного героя.
Коррекция и развитие памяти, восприятия, поэтического слуха.
Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», пересказ отдельных эпизодов. Отчет о самостоятельной прочитанной книге. Рекомендации по внеклассному чтению стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный» (рассматривание иллюстраций).
Коррекция и развитие долговременной памяти, связной речи.
21.
Внеклассное чтение. С. Маршак «Вот какой рассеянный».
1
Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Отчет о самостоятельно прочитанном произведении.
Коррекция и развитие памяти, устной речи, творческих способностей (актерского мастерства).
Полюбуйся, весна наступает…
22.
В. Алферов «Март»
1
Составление рассказа по сюжетной картинке. Объяснение образных выражений текста. Определение собственного эмоционального отношения к художественным образам, воссозданным в стихотворении. Эмоциональная оценка текста.
Коррекция внимания, зрительного восприятия, мышления на основе установления смысловых связей между отдельными предметами и объектами, изображенными на иллюстрации.
23.
По М. Фроловой «Восьмое марта»
2
Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста отрывков, подходящих к иллюстрации. Рисование открыток на заданную тему: работа в парах и малой группе.
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей между событиями и поступками героев.
24.
Е. Благинина
«Забота»
1
Ответы на вопросы по содержанию текста. Понимание нравственного смысла понятий «забота о близких», «внимание к близким».
Коррекция мышления (выделение главной мысли, выводы, обобщения); устной речи (связные высказывания).
Забота. Щеглы.
25.
По А. Соколовскому «Бабушкина вешалка»
1
Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Понимание мотивов поступков героя. Выявление собственного отношения к поступку героя. Понимание нравственного смысла понятий «забота о близких», «внимание к близким». Выбор одного заглавия к рассказу из нескольких предложенных.
Коррекция и развитие коммуникативных навыков (участие в учебном диалоге).
26.
По В. Бианки «Последняя льдина»
1
Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение значения отдельных слов и смысла образных выражений с опорой на текст и имеющиеся представления.
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей между названием текста и его содержанием.
27.
А. Плещеев
«Весна»
1
Объяснение отдельных слов с опорой на материал учебника. Нахождение в тексте стихотворения образных сравнений. Графическое иллюстрирование. Заучивание стихотворения наизусть.
Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Нахождение в тексте рассказа образных сравнений. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Пересказ текста по иллюстрациям. Свободные рассказы о весенних птицах.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления (сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей); познавательной активности.
«Скворчиное время». Переполошились.
29.
По Э. Шиму
«Всему свой срок»
1
Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрациям.
Коррекция устной речи (интонационной стороны). Чтение по ролям.
«Весна разыграется»
30.
И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает…»
1
Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.
Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Составление рассказов-описаний по иллюстрациям. Сравнение иллюстрации с картиной природы, представленной в тексте. Воссоздание звуков, запахов, цветовой гаммы весеннего леса. Свободные рассказы на тему «Ранняя весна»; обмен впечатлениями об увиденном с опорой на вопросы учителя.
Описание растения на основе иллюстрации и прочитанного текста. Объяснение слова с опорой на текст. Формулировка элементарных суждений и доказательств.
Коррекция и развитие зрительного восприятия, связной речи (составление описательного рассказа).
Лубяной слой, лыко. Коварное.
33.
Обобщающий урок по разделу «Полюбуйся, весна наступает…»
1
Ориентировка в учебнике по оглавлению. Соотнесение названия раздела с текстом стихотворения, включенного в его содержание. Соотнесение текста прочитанных произведений с народными приметами. Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Объяснение пословицы, соотнесение ее смысла с содержанием одного из прочитанных рассказов.
Коррекция и развитие долговременной памяти, связной речи, познавательной активности.
№ п\п
Тема урока
Кол-во час.
Элементы содержания.
Основные ЗУН учащихся по теме.
Коррекционная работа
Словарь
Дата
4 четверть (33 ч)
В мире волшебной сказки.
1.
«Хаврошечка»
Русская народная сказка.
2
Обобщение знаний о литературном жанре сказка. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение отдельных выражений сказки. Элементарная оценка поступков героев сказки. Определение основных черт героев с опорой на вопросы. Нравственный смысл сказки.
Коррекция и развитие образного и логического мышления (анализ, обобщение, сопоставление).
Хаврошечка. Прясть, ткать. Холст. Лихо.
«В добре поживать, лиха не знать».
2.
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»
Русская народная сказка.
2
Объяснение слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Рассказывание сказки по частям с опорой на серию сюжетных картинок. Формулировка элементарных суждений и доказательств. Определение основных черт героев с опорой на вопросы. Элементарная оценка поступков героев сказки. Определение волшебного и реального в сказке. Умение ориентироваться в тексте.
Коррекция и развитие связной речи, образного мышления, памяти, воображения. «Бывает – не бывает»,
«Перескажи по картинке»
Заступ, колоть лучину, алый бархат, калач.
3.
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
1
Образные слова и выражения в сказке, их объяснение. Наблюдение за ритмом и рифмой стихотворения. Словесное рисование. Составление рассказа по иллюстрации. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на мнемотаблицу.
Коррекция зрительного восприятия (иллюстрация к отрывку), образного мышления, памяти на основе использования мнемотехники.
Лукоморье, неведомые.
4.
По Ш. Перро
«Подарки феи»
2
Ответы на вопросы словами текста. Сравнение поступков героев, основных черт характеров героев. Определение волшебного и реального в сказке. Объяснение основной мысли сказки с опорой на содержание. Рассказывание сказки по иллюстрациям и словесно-логическому плану. Объяснение нравственного смысла пословицы. Соотнесение пословицы с содержанием сказки.
Коррекция и развитие логического мышления на основе установления причинно-следственных связей между поступками героев.
Вдова, буркнуть в ответ.
5.
Братья Гримм
«Горшочек каши»
1
Формулировка элементарных суждений и доказательств. Определение волшебного и реального в сказке. Выборочный пересказ. Подбор отрывков из текста, соответствующих сюжетным картинкам. Понимание и различение эмоционального состояния персонажей сказки в изображении и действительности.
Коррекция и развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных), творческого воображения. Дидактическая игра «Из чего – какая каша?» Пихогимнастика. Импровизация «Горшочек каши»
6.
По В. Порудоминскому
«Наши сказки»
1
Установление причинно-следственных связей. Ответы на вопросы по прочитанному словами текста.
Коррекция и развитие внимания и памяти посредством упражнений на основе анализа и синтеза.
Шапка-невидимка.
7.
Внеклассное чтение. Русская народная сказка. «Сивка-Бурка»
1
Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанной русской народной сказки «Сивка-Бурка». Отчет о самостоятельно прочитанном произведении. Формулировка элементарных суждений о словах «добро» и «зло». Участие в диалоге при обсуждении прочитанного, выражение личного отношения к прочитанному. «Чему учит нас эта сказка?»
Коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения на основе рассматривания репродукции картины В. Васнецова «Сивка – Бурка», иллюстраций к сказке.
Иззяб. Каурка. Потчует.
8.
Обобщающий урок по разделу «В мире волшебной сказки».
1
Рассказывание прочитанных сказок по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Определение характеров героев прочитанных сказок. Определение собственного отношения к героям сказок и их поступкам. Чтение диалогов из сказок по ролям. Отчет о сказке, прочитанной во внеурочное время. Игра-викторина «В гостях у сказки».
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
Родная земля.
9.
М. Ильин
«Царь – колокол»
1
Рассматривание иллюстрации; ответы н6а вопросы по ее содержанию. Знание названия страны, в которой мы живем, столицы, главной площади столицы. Ответы на вопросы словами из текста. Свободные высказывания на тему «Москва – столица нашей Родины» или «Кремль – сердце Москвы».
Коррекция и развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей между событиями, описанными в тексте.
Кремль. Царь-колокол.
10.
С. Васильева
«Город на Неве»
1
Формирование знаний уч-ся об истории строительства Санкт-Петербурга. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассматривание иллюстраций. Соотнесение иллюстраций с отрывками из текста. Знание имени основателя Санкт-Петербурга и главных достопримечательностей города.
Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления. Презентация «Путешествие по Санкт-Петербургу», дидактическая игра «Найди ошибки в предложении».
Санкт-Петербург. Нева, набережные. Петр I. Петропавловская крепость. Петропавловский собор.
11.
Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле»
1
Нахождение в стихотворении образных сравнений, их объяснение. Объяснение значения слов с опорой на текст стихотворения. Выборочное чтение.
Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысловой значимости произведения. Развитие эмоциональности, выразительности речи.
Застят, застить.
12.
С. Вербова
«Сочинение на тему»
1
Понимание нравственного смысла понятий «Родина» и «любовь к Родине» с опорой на содержание рассказа. Объяснение смысла пословиц о Родине.
Коррекция и развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. «Закончи предложение», «Подбери слова-признаки».
Сочинение.
13.
По Л. Кассилю
«Какое это слово?»
1
Ответы на вопросы словами из текста. Нравственный смысл понятия «мир» и образного выражения «мирное небо».
Коррекция мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение).
14.
По Б. Никольскому
«Главное дело»
1
Установление причинно-следственных связей между событиями, описанными в тексте. Уяснение нравственного смысла понятия «защитник Родины».
Коррекция и развитие речевых навыков, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления. Презентация «Защитники Родины»
Военные учения. Рычаги. Защитник Родины.
15.
А. Усачев
«Защита»
1
Ответы на вопросы словами из текста. Уяснение значения слов «Родина», «Отчизна». Формулирование элементарных суждений и умозаключений.
Коррекция и развитие произвольного внимания, памяти, восприятия. Презентации «Детский писатель А.А. Усачев», «Солдаты России».
Отчизна.
16.
По Л. Кассилю
«Никто не знает, но помнят все»
1
Ответы по содержанию словами из текста. Объяснение смысла выражения «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» с опорой на вопросы и текст рассказа. Объяснение значения слова «подвиг» и выражения «защитник Родины».
Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, связной устной речи. Видео-презентация «Памятник Неизвестному Солдату»
Беседа о празднике. Свободные рассказы о праздновании 9 Мая; значении этого праздника в жизни россиян.
Коррекция и развитие слуховой памяти на основе упражнения в запоминании наизусть.
Боевые ордена. Торжественный парад.
18.
Внеклассное чтение. В. Степанов «День Победы», «Рассказ ветерана»
1
Знакомство со стихотворениями В. Степанова. Навык самостоятельной работы с текстом. Ответы на вопросы по содержанию. Формулировка элементарных суждений о словах «Надо Родину беречь по-солдатски свято». Участие в диалоге при обсуждении прочитанного, выражение личного отношения к прочитанному.
Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, связной устной речи. Презентация «Защитники Родины»
Песни фронтовые, награды боевые. Ветераны.
19.
Обобщающий урок по разделу «Родная земля».
1
Воспроизведение содержания прочитанных текстов на основе вопросов. Формулирование элементарных суждений и умозаключений по содержанию прочитанного произведения с опорой на начало предложения. Объяснение смысла пословицы. Объяснение образного сравнения «Родина – мать» с опорой на тексты прочитанных произведений. Свободные рассказы о Родине, родном городе или селе, своих чувствах к месту, где родился и вырос; любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам.
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся. Коррекция и развитие долговременной памяти, связной речи на основе пересказа понравившегося произведения.
Лето пришло.
20.
С. Козлов
«Ливень»
1
Рассматривание сюжетной картинки, определение ее содержания; определение и объяснение эмоционального состояния отдельных объектов, изображенных на картинке. Установление причинно-следственных связей между событием, изображенным в сказке, и эмоциональным состоянием ее персонажей. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального состояния персонажей сказки. Выразительное чтение диалогов.
Коррекция и развитие мыслительных процессов сравнения, анализа, синтеза. «Объясни слово», «Найди пару»; познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира.
Ливень. Посевы. Глубокая сыпучая пыль.
21.
Г. Граубин
«Тучка»
1
Объяснение смысла образного выражения. Установление причинно-следственных связей между событиями стихотворения. Заучивание наизусть.
Коррекция и развитие слуховой памяти на основе упражнения в запоминании стихотворения наизусть. Упражнение «Доскажи словечко»
На вольном воздухе.
22.
Н. Павлова
«Хитрый одуванчик»
2
Выборочный пересказ. Сравнительное описание на основе иллюстраций. Формулирование элементарных суждений и умозаключений.
Коррекция и развитие связной речи. «Составь предложение», «Расскажи по картинке».
Метелочка колоска.
23.
Е. Благинина
«Одуванчик»
1
Нахождение в тексте определений, характеризующих описываемый в стихотворении цветок; объяснение их смысла. Осмысление художественного образа, созданного в стихотворении на основе личного опыта. Выразительное чтение.
Коррекция и развитие связной речи, наблюдательности,
Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста; объяснение отдельных выражений. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Описание персонажей рассказа с опорой на иллюстрацию и текст. Деление текста на части по предложенному плану. Полный подробный пересказ.
Коррекция и развитие памяти, наблюдательности, расширение кругозора. Правила безопасного поведения в лесу. «Встреча со змеей»
Стрекотал. Сплюснутая головка. «Вертеться как юла»
25.
А. Бродский
«Летний снег»
1
Объяснение образного сравнения, использованного в стихотворении. Определение эмоционального отношения к явлению, описываемому в стихотворении. Выразительное чтение стихотворения с интонацией, соответствующей знакам препинания.
Коррекция и развитие зрительного восприятия, образного мышления, воображения.
26.
В. Голявкин
«После зимы будет лето»
1
Определение черт характера главного героя рассказа. Элементарная оценка поведения главного героя рассказа; выявление собственного отношения к его поведению.
Коррекция и развитие коммуникативных навыков.
Стиль брасс. Пловец.
27.
По А. Спирину
«Летние приметы»
1
Объяснение значения слов «примета», «примечать». Соотнесение примет с поведением птиц в природе.
Коррекция и развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления)
Ненастье.
28.
Проверка техники чтения.
1
Проверка состояния знаний, умений, навыков по чтению по итогам учебного года. Проверка навыка правильного и осознанного чтения (целыми словами, с соблюдением синтаксических пауз, выразительности чтения).
Коррекция и развитие личностных качеств.
29.
Обобщающий урок по разделу «Лето пришло».
1
Объяснение слова «примета». Воспроизведение известных примет по памяти или с опорой на прочитанные тексты; объяснение значения примет в жизни человека. Определение названий стихотворений и их авторов по отрывкам. Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам и опорным словам. Свободные рассказы на тему «Летние каникулы». Обсуждение темы «Почему я люблю летние каникулы?»
Коррекция и развитие памяти, связной речи, творческого воображения на основе развивающих заданий по теме урока. Кроссворд «Лето»
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ И ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедиапроектор.
Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование.
Классная доска
Магнитная доска.
Наборное полотно.
Слоговые таблицы.
Информационно-образовательные ресурсы.
Дидактический демонстрационный материал.
Электронные учебные издания.
Тематические мультимедийные презентации.
Интернет – ресурсы.
Учебно-методический комплекс.
Для обучающихся:
С.Ю. Ильина. «Чтение», 4 класс. Учебник в 2-х частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение», 2018г.
Для учителя:
С.Ю. Ильина, А.А. Богданова, Т.М. Головкина Методические рекомендации «Чтение 2-4 классы». Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 2017г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы), Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией Бгажноковой И.М.
Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В. Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М. "Просвещение», 2008.
Методические пособия:
А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку и чтению в школе VIII вида» (М., «Просвещение», 2000 г.)
В. Волина «Русский язык. Учимся играя» (Екатеринбург, «Арго», 1996 г.)
В.В. Воронкова «Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М., 2009.
Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» ( М, Владос, 1999г)
М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» (М., «Просвещение», 2000 г.)