Адаптированная учебная программа по чтению 1 класс ФГОС
Адаптированная учебная программа по чтению 1 класс ФГОС
Рабочая программа по чтению 1 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарущениями).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программу составила: учитель высшей квалификационной категории Дубровина А.Н.
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
г. Железноводск
2020 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Чтению» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Постановление от 10.07.2015г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Основные задачи добукварного периода:
- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
- привить интерес к обучению;
- выявить особенности общего и речевого общения;
- формирование общеречевых навыков по развитию слухового и зрительного восприятия;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- развитие слухового восприятия и речевого слуха;
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
Основные задачи букварного периода:
- исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;
- изучение букв и звуков, формирование навыка орфографически – правильных слоговых структур;
- выработка первоначального навыка письма, умения списывать и писать под диктовку слова и предложения(2-3 слова) после предварительного звуко-буквенного анализа;
- развитие артикуляционного аппарата;
- формирование умений строить простые предложения;
Овладение грамотой - первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы первоначальные навыки чтения и письма. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Материал, с которым работают первоклассники - это звуки и буквы, слоги и слова, простейшие типы предложений, короткие тексты. В этот период у детей формируется звуко-буквенный анализ и синтез, как основа овладения чтением и письмом.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- самостоятельность в выполнении поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
- стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках чтения значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы. Развитие речи на уроках чтния предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи.
Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом. Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Подготовка к чтению и письму
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т. д. Имитация голосов животных (кто как голос подаёт), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки детских музыкальных инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображённых на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка —уточка, бабушка — бабочка и др. Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2, затем из 3 слов) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги): Ира, А-ля, Вася. Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т. д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка чёткого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т. д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з] — [ш] и т.д. (с учётом произносительных навыков учащихся). Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, X, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (ёлочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: ёлочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрёшки, выкладывание из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4). Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.
Букварный период
(вторая — четвёртая четверти)
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назови имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (a-у, у-а), закрытых (ом, ум, ах, ох) и открытых (ма, му, ха, хи) двубуквенных слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], [с] — [ш]; ма — на, са — ша.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трёхбуквенного слога: мох, сом, сын и т. д.
Чтение предложений из 1—2 слов к предметной картинке. Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и чёткое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твёрдыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т. д.), а также с и — й (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твёрдыми и мягкими согласными, трёх-четырёх- буквенных слов типа кот, кит, соль и т. д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чёткое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет. — свет, плач — плащ и др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» и т. д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Минимальный уровень:
различать звуки на слухи в собственном произношении, знать буквы;
читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметами и картинками;
слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.
Достаточный уровень:
различать звуки на слухи в собственном произношении;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
На реализацию программы по чтению в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 132часа (4 часа в неделю).
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективные, индивидуальные, групповые, фронтальные.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
По учебно-календарному графику:
Класс
Учебный предмет
Кол-во часов в неделю
I четверть (ч)
II четверть (ч)
III четверть (ч)
IV четверть (ч)
Кол-во часов в год
1
Чтение
4
35
30
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п\п
Тема урока
Кол-во час.
Элементы содержания.
Основные ЗУН учащихся по теме.
Коррекционная работа
Дата
1 четверть (35 ч)
Добукварный период
1.
1 сентября – праздник школы. Составление рассказа по вопросам с опорой на иллюстрацию и жизненный опыт.
1
Выявление представлений уч-ся о 1 сентября. Беседа «Праздник школы» с опорой на иллюстрацию. Знакомство с понятиями школа, класс. Знать, где находятся учебные кабинеты, для чего они предназначены. Правила поведения в школе. Умение участвовать в учебном диалоге. Составление рассказа по теме.
Коррекция устной речи, расширение кругозора. Коррекция логического мышления на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.
2.
Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности.
1
Знакомство с понятием звук. Имитация звуков животного мира (чириканье воробья, писк комара, жужжание шмеля, лай собаки, мяуканье кошки). Умение ориентироваться в разнообразии звуков, слышать и слушать, различать звуки окружающего мира; участвовать в учебном диалоге. Навык различения неречевых звуков окружающего мира.
Коррекция слухового восприятия (различение звуков окружающей действительности). "Угадай, кто как голос подает"
3.
Воспроизведение сказки «Курочка Ряба» с использованием элементов драматизации.
1
Имитация голосов животных. Обучение пересказу услышанного текста с опорой на серию иллюстраций к сказке. Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. Умение узнавать животного по его голосу; звукоподражать голосам животных.
Умение ориентироваться в разнообразии звуков, слышать и слушать, различать звуки окружающего мира. Умение имитировать звуки окружающего мира.
Коррекция слухового восприятия на основе имитации звуков окружающей действительности.
5.
Рассказывание сказки «Колобок» с опорой на иллюстрации.
1
Усвоение последовательности действий персонажей сказки. Умение рассказывать связно, последовательно. Навык рассказывания сказки с порой на наглядность и иллюстрации.
Коррекция и развитие связной речи.
6.
Исключение четвертого лишнего по признаку цвета.
1
Знание геометрических форм, названий основных цветов. Умение выделять признаки предметов, сравнивать предметы по заданному признаку; группировать и классифицировать предметы по цвету; исключать «лишнее».
Коррекция различных видов восприятия, мышления на основе упражнений в узнавании, различении, обобщении, сравнении, анализе, синтезе.
7.
Знакомство с условно-графической схемой слова. «Чтение» условно-графической записи слов.
1
Называние предметов, изображенных на картинках. Понятие об условно-графической схеме слова. Навык «чтения» условно-графической записи слов.
Коррекция мышления в процессе определения соответствия схемы со словом.
8.
Соотнесение формы и предмета.
1
Умение называть, различать, подбирать и сравнивать предметы по форме.
Условно-графическая фиксация слов, обозначающих изображенные предметы, с последующим «чтением» записи.
Рассказывание сказки «Три медведя» с опорой на иллюстрации.
1
Умение рассказывать связно, последовательно. Навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. Умение сравнивать по признаку формы, выделять лишний предмет.
Коррекция мышления на основе соотношения формы и предмета.
10.
Исключение четвертого лишнего по признаку формы.
1
Знание геометрических форм. Умение выделять признаки предметов, сравнивать предметы по заданному признаку; группировать и классифицировать предметы по форме; исключать «лишнее».
Коррекция и развитие внимания, наглядно-образного, словесно-логического мышления (классификация по существенному признаку).
11.
Рассказывание сказки «Репка».
1
Подбор слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. Условно-графическая запись слов, обозначающих героев сказки, последующее «чтение» записи. Навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя.
Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с условно-графической схемой.
12.
Дифференциация сходных по звучанию слов.
1
Упражнения в сравнении. Навык дифференциации сходных по звучанию слов. Навык фонематического анализа и синтеза. Чтение условно-графической записи слов парами с опорой на картинки.
Коррекция мышления, речи на основе «чтения» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки. Коррекция слухового внимания.
13.
Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем.
1
Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем, их последующее «чтение». Умение составлять простые предложения (из 2-3 слов) по сюжетной картинке и условно-графическому изображению.
Коррекция познавательной деятельности, устной речи.
14.
Беседа на тему «Зоопарк».
1
Работа с условно-графической схемой слов, обозначающих животных и их детенышей. Составление предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением, последующее «чтение». Знание названий животных и их детенышей.
Коррекция внимания, мышления на основе работы со схемами.
15.
Составление предложений из двух слов, их «чтение».
1
Рассматривание картинок, придумывание, проговаривание имен детей. Составление предложений о наблюдаемых действиях. Навык составления предложений из двух слов, их чтение и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической записи.
Коррекция устной речи. Составление предложений по непосредственному наблюдению действий.
16.
Беседа на тему «Кто что любит?»
1
Беседа с опорой на картинки. Соотнесение картинок с помощью стрелок. Составление предложений по картинкам, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме.
Коррекция и развитие речи, памяти, мышления. «Кто, что ест?» Разучивание стихотворения «Кто, что любит?» с помощью презентации-мнемотаблицы.
17.
Составление предложений из трех слов в соответствии с условно-графической схемой.
1
Умение составлять предложения из трех слов с опорой на картинку, в соответствии с количеством условно-графических записей; соотносить предложения со схемой; "читать" условно-графическую запись предложения; дополнять предложения.
Коррекция устной речи. Дополнение предложений словами с опорой на картинку.
18.
Составление предложений из двух и трех слов, их запись в виде условно-графической схемы.
2
Умение произносить предложения с интонацией законченности. Навык составления предложений из двух и трех слов; соотнесения предложений со схемами; "чтения" их условно-графических записей. «Чтение» предложений и последующее выделение каждого слова на слух и в схеме.
Коррекция слуховой и зрительной памяти.
19.
Деление слов на слоги. Беседа на тему «У нас соревнования».
1
Знакомство с понятием слог. Умение произносить слово по слогам, определяя количество и последовательность слогов в слове. Деление слов, обозначающих имена, на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам. "Подписывание" картинок словами с последующим делением их на части вертикальной чертой. Формирование навыков символической деятельности (соотнесение слоговой схемы и предметной картинки, слова).
Коррекция мыслительной деятельности (операция синтеза). "Добавь слог, чтобы получилось слово"
20, 21.
Деление слов на слоги. Беседа на тему «В магазине «Овощи - фрукты».
1
Знать названия овощей и фруктов, уметь их различать на ощупь, по внешнему виду. Деление слов, обозначающих овощи и фрукты, на слоги, условно-графическая запись слов с последующим их «чтением» слитно и по слогам. Навык деления слов на слоги.
Коррекция мышления на основе операции классификации. Коррекция и развитие коммуникативной стороны речи.
22.
Сказка «Петушок и бобовое зернышко».
1
Рассказывание сказки учителем. Навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. Умение отвечать на вопросы в краткой и полной форме. Составление предложений по сюжету сказки с использованием новой формы условно-графической записи.
Коррекция речи на основе рассказывания сказки с опорой на иллюстрации.
23.
Выделение звука [а] в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.
1
Знать условное изображение звука. Умение четко артикулировать гласные звуки. Умение производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у]. Умение определять место звуков в словах, обозначающих предметные картинки. Умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. Навык участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других уч-ся). Составление рассказа по сюжетной картинке.
Формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства «Найди картинку»
24.
Выделение звука [у] в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.
1
Коррекция фонематического слуха на основе определения заданного звука в слове.
25.
Определение первого звука в словах.
1
Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки. Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука [у], обозначение стрелочками. Составление и условно-графическая запись предложения со словами автобус, самолет. Конструирование из цветных полосок печатных букв А, У.
Коррекция и развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительный образ.
26.
Выделение звука [о] в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.
1
Определение места звука [о] в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух в схеме. Выделение на слух слов, начинающихся со звука [о], анализ слов по схеме.
Коррекция артикуляционной моторики. "Узнай звук"
Коррекция номинативной функции речи.
27.
Выделение звука [м] в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.
1
Умение различать согласные звуки на слух и в произношении. Умение выделять первый звук в словах. Определение места звука [м] в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение условно-графической записи слова, выделение звука на слух и в схеме. Анализ слов по схеме. Умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
Коррекция мыслительной деятельности на основе соотнесения изображения на рисунке с условно-графической схемой слова.
28.
Определение первого звука в словах.
1
Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки. Соотнесение изображения на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающихся со звука [о] (обозначение стрелочками). Составление предложения со словом медведь с опорой на условно-графическую запись. «Чтение» предложений по условно-графической записи.
Коррекция зрительного восприятия и конструктивного праксиса посредством работы с разрезными картинками.
29.
Выделение звука [с] в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.
1
Определение места звука [с] в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение условно-графической записи слова, выделение звука на слух и в схеме. Анализ слов по схеме. Умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
Коррекция общих речевых навыков. Упражнение на координацию речи с движением (чистоговорки с движениями).
30, 31.
Определение первого звука в словах.
2
Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки. Соотнесение изображения на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающихся со звуков [м], [с]. Составление и условно-графическая запись предложения со словами сливы, мышка, муха.
Коррекция номинативной функции речи. Коррекция памяти. "Запомни - повтори"
32, 33.
Дифференциация сходных по звучанию слов.
2
Условно графическая запись слов осы, косы, бусы, усы. Устное деление слов на слоги, «чтение» схемы слов целиком и по слогам. Умение различать на слух слова, отличающихся одним звуком.
Коррекция фонематического восприятия, мышления. "Закончи предложение" (с опорой на картинки)
34.
Рассказывание сказки «Заячья избушка».
1
Рассказывание сказки «Заячья избушка» с опорой на картинки. Устное составление предложений по картинкам. Условно-графическая запись предложений, состоящих из 2-3 слов.
Коррекция речи на основе рассказывания сказки с опорой на иллюстрации.
35.
Беседа на тему «В книжном магазине». Повторение изученных сказок.
1
Навык составления предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее «чтение». Навык участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других уч-ся).
Знать графическое изображение печатных букв Аа. Уметь различать звук [а]на слух и в произношении. Знание термина "гласный звук". Умение выделять звук [а]в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с заданным звуком в начале слова.Работа со схемой слова.
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи.
3.
Звук и буква Уу.
1
Знать графическое изображение печатных букв Уу. Знание термина "гласный звук". Уметь различать звук [у]на слух и в произношении. Умение выделять звук [у] в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с заданным звуком в начале слова. Работа со схемой слова и схемой предложения.
Коррекция навыков произвольной деятельности путем участия в диалоге, выполнения инструкций учителя.
4.
Чтение слов ау, уа.
1
Навык различения и правильного произношения звуков[а], [у]; чтения слияния гласных. Звуко-буквенный анализ слов ау, уа. Работа над восклицательной интонацией при чтении.
Знать графическое изображение печатных букв Мм. Знание термина "согласный звук". Умение выделять звук [м]в начале и конце слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с заданным звуком в начале слова. Чтение закрытых двубуквенных слогов: умение последовательно переводить взгляд с одной буквы на другую (правильное направление взгляда) и прочитывать слог в два артикуляционных акта.
Развитие слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.
6.
Чтение обратных (закрытых) и прямых (открытых) слогов ам-ма, ум-му.
1
Чтение закрытых двубуквенных слогов: умение последовательно переводить взгляд с одной буквы на другую (правильное направление взгляда) и прочитывать слог в два артикуляционных акта. Чтение открытых двубуквенных слогов: умение видеть одновременно две буквы, произносить согласный в укладе гласного за один артикуляционный акт. Чтение слоговых таблиц, составление предложения по данной схеме и иллюстрации.
Коррекция речевого слуха на основе практического знакомства со слогом.
7.
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.
Чтение слогов и слов с изученными буквами.
1
Знания об изученных гласных и согласных звуках и буквах. Умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». Навык звуко-буквенного анализа. Умение составлять и читать данные слова из букв разрезной азбуки, находить сходства и различия.
Коррекция слухового восприятия и навыков произвольной деятельности.
8, 9.
Звук и буква Оо.
Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
2
Знать графическое изображение печатной буквы Оо. Уметь различать звук [о]на слух и в произношении. Умение выделять звук [о]в начале и конце слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с заданным звуком в начале слова. Навык чтения прямых и обратных слогов. Чтение слова мама с опорой на схему и звуко-буквенный анализ.
Коррекция фонематического слуха на основе работы с гласным звуком [о].
10.
Звук и буква Хх.
1
Знать графическое изображение печатной буквы Хх. Умение выделять звук [х]в начале и конце слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с заданным звуком в начале слова.
Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, двусложных слов.
11.
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
1
Умение следить за чтением товарищей, правильно отвечать на вопросы, интонировать звуки в соответствии со схемой; четко артикулировать звуки, подражать выразительной речи учителя. Воспроизведение междометных предложений с соответствующей интонацией. Чтение слоговых таблиц. Навык чтения прямых и обратных слогов, слов, предложений. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.
Коррекция интонационной стороны речи (воспроизведение междометных предложений).
12.
Звук и буква Сс.
1
Знать графическое изображение печатных букв Сс. Уметь различать звук [с]на слух и в произношении. Умение выделять звук [с]в начале и конце слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с заданным звуком в начале слова. Навык звуко-буквенного анализа. Дополнение и чтение предложений с опорой на схему и иллюстрацию.
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. Коррекция связной речи на основе построения рассказа по картинке.
13.
Чтение слогов, слов, предложений с буквой Сс.
1
Сравнительный звуко-буквенный анализ прямых и обратных слогов. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Умение читать слоги, слова и предложения с буквой Сс. Составление предложений по схемам с опорой на картинки для дополнения предложений. Воспроизведение междометных предложений с соответствующей интонацией. Умение соотносить прочитанное слово, предложение с картинкой.
Коррекция и развитие речи на основе построения рассказа по серии сюжетных картинок.
14.
Закрепление изученного. Чтение слогов, слов, предложений с изученными буквами.
1
Умение следить за чтением товарищей, правильно отвечать на вопросы, интонировать звуки в соответствии со схемой; четко артикулировать звуки, подражать выразительной речи учителя. Умение составлять предложение по схеме. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.
Коррекция связной речи на основе уточнения и расширения словаря уч-ся путем составления предложений по схемам, используя сюжетные картинки для окончания предложений.
15.
Звук и буква Нн.
1
Знать характеристику звука [н]; графическое изображение печатной буквы Нн. Умение выделять звук [н]в начале и конце слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с заданным звуком в начале слова. Умение читать слоги, слова и предложения с буквой Нн. Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов.
16.
Дифференциация звуков [м] и [н], букв, обозначающих данные звуки.
1
Уметь дифференцировать звуки [м] и [н] на слух и в произношении; читать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки. Практическая работа: употребление местоимений третьего лица «он», «она», «оно» с опорой на иллюстрации.
Коррекция речи посредством правильной артикуляции и дикции. Коррекция фонематического восприятия.
17.
Чтение слов и предложений с изученными буквами.
Составление предложение с личными местоимениями.
1
Умение следить за чтением товарищей, четко артикулировать звуки в процессе чтения. Чтение предложений со звукоподражательными словами и восклицательной интонацией с опорой на иллюстрации. Учить понимать юмористический смысл картинок и подписей к ним. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. Практическое умение правильно употреблять в речи личные местоимения третьего лица.
Коррекция лексико-грамматической стороны речи. Коррекция выразительности речи при работе с наглядным материалом учебника.
18.
Звук и буква Ы.
Чтение слогов и слов с буквой Ы.
1
Знать графическое изображение печатной буквы ы. Умение выделять звук [ы]в конце слова, соотносить звук и букву. Умение читать слоги, слова с буквой ы. Навык звуко-буквенного анализа. Практическая работа над понятиями «один» и «много». Умение различать и употреблять лексемы в единственном и множественном числе.
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.
19.
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Употребление предлогов у, на.
1
Умение составлять предложения по схеме с опорой на сюжетную картинку; употреблять предлоги и правильно грамматически оформлять следующие после предлогов названия предметов. Составление предложения с опорой на схему и иллюстрацию.
Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнении инструкций учителя.
20.
Звук и буква Лл.
1
Знать графическое изображение печатных букв Лл. Уметь различать звук [л]на слух и в произношении. Умение выделять звук [л]в начале и конце слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с заданным звуком в начале слова. Звуко-буквенный анализ слогов и слов с опорой на схему.
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.
21, 22.
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
2
Знать графические изображения изученных печатных букв. Умение интонировать двусложные слова с ориентацией на схему, дополнять предложения словами по картинкам, понижать голос в конце предложения перед точкой. Навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.
Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе многократного чтения слоговых структур.
23.
Чтение текста «Муха».
1
Умение следить за чтением товарищей, правильно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, правильно интонировать: понижать голос в конце предложения перед точкой.
Корригировать и развивать выразительную речь учащихся.
24.
Звук и буква Вв.
1
Знать графическое изображение печатных букв Вв; характеристику звука [в]. Уметь различать звук [в]на слух и в произношении. Умение выделять звук [в]в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с заданным звуком в начале слова. Навык звуко-буквенного анализа. Дополнение и чтение предложения с опорой на схему и иллюстрацию.
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.
25, 26.
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
2
Знать графические изображения изученных печатных букв. Чтение слоговых таблиц. Повторение пройденных и чтение новых слоговых структур (СГС-СГ). Умение следить за чтением товарищей, правильно отвечать на вопросы, интонировать звуки в соответствии со схемой; четко артикулировать звуки, подражать выразительной речи учителя. Умение составлять предложения по схемам, дополнять предложения с опорой на картинки, по смыслу. Навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.
Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми структурами, предложениями, предметными и сюжетными картинками учебника.
27.
Закрепление изученного материала.
1
Коррекция мышления (упражнение в классификации). "Красный, синий домики"
28.
Звук и буква Ии. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ии.
1
Знать графическое изображение печатной буквы Ии. Уметь различать звук [и]на слух и в произношении. Выделение звука и буквы и в словосочетаниях, где он (она) является союзом. Умение выделять звук [и]в начале и конце слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с заданным звуком в начале и конце слова. Чтение слов со слоговой структурой (Г-СГС, Г-СГ-СГ). Умение различать и употреблять лексемы в единственном и множественном числе.
Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.
Уметь дифференцировать звуки [ы] — [и] на слух и в произношении, читать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки. Дополнение предложений с опорой на картинки. Умение соотносить прочитанное слово, предложение с картинкой. Чтение предложений и текстов.
Коррекция фонематического восприятия.
30.
Повторение изученного материала.
1
Знать графические изображения изученных печатных букв. Умение следить за чтением товарищей, правильно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, правильно интонировать: понижать голос в конце предложения перед точкой. Навык звуко-буквенного анализа. Навык правильного послогового чтения слов, предложений с изученными буквами.
Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми структурами, предложениями, предметными и сюжетными картинками учебника.
7. СИСТЕМА ОЦЕНКИ.
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Такая оценка деятельности ребенка в 1-м классе дается в словесной форме и должна носит преимущественно характер поощрения, похвалы. Это не исключает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка дается доброжелательным тоном и несет положительные стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно, чтобы все замечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию ребенка.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для определения эффективности обучения детей ведутся мониторинги, портфолио, дневники наблюдения, индивидуальные карты развития обучающихся, где наглядно показана степень усвоения программного материала, уровень динамики развития каждого обучающегося.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедиапроектор.
Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование.
Классная доска
Магнитная доска.
Касса букв.
Наборное полотно.
Касса слогов.
Слоговые таблицы.
Комплект для обучения грамоте (образцы письменных букв).
Алфавит.
Информационно-образовательные ресурсы.
Дидактический демонстрационный материал.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания (анимированный плакат «Письменные буквы»).
Тематические мультимедийные презентации.
Интернет – ресурсы.
Учебно-методический комплект.
Букварь. 1 класс. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в 2-х частях, 2017 г.
Дидактический материал для занятий в добукварный период, 1 класс. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение» 2016г.
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение» 2016г.