kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 5 класса (ФГОС) на 2021-2022учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                 Ценностные ориентиры содержания.

 1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской и зарубежным писателям, к культурам своего и других народов;

 2. Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

                                           Планируемые результаты освоения курса  по итогам обучения в 5 классе.

Личностные результаты.

- развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение ( чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;

- понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность её выполнять;

- способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;

- способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;

- умение строить сообщения в устной форме;

- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- умение формулировать собственное мнение;

- способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты.

- умение правильно и осознанно читать вслух текст целыми словами;

-умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;

- умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений ( тон, громкость чтения, логические ударения);

- способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

-умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации,рисунки, драматизации и т.п. различные виды пересказов ( полный, выборочный, по ролям);

- способность выделять главную мысль произведения;

- способность участвовать в беседе;

-уметь делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;

- способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

- способность заучивать стихотворения наизусть;

- способность читать доступные детские книги из школьной ( домашней) библиотеки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 5 класса (ФГОС) на 2021-2022учебный год»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с. Покровка Новосергиевского района Оренбургской области


«Рассмотрено»

на заседании МО


«Согласовано»

Зам.директора


«Утверждаю»

Директор школы








Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Чтение»

для обучающихся 5 класса (ФГОС)

на 2021-2022учебный год








Составила: Тюмикова Ольга Ивановна

учитель высшей квалификационной категории









Покровка 2021г.


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобонауки России) от 30 августа 2013 г. №1015 г. Москва;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

- Локальный акт ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот с. Покровка, Новосергиевского района, Оренбургской области» приказ 01-0/53/2 от 04.09.2014 г. «О рабочей программе учебных предметов, коррекционных, логопедических, реабилитационных занятий, факультативов»;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

Предлагаемая программа ориентирована:

на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Чтение5 класс. Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в процессе общеобразовательных специальных (коррекционных ) учреждениях VIII вида на 2021-2022 учебный год Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. З.Ф.Малышева – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 255с.

Используемый учебник «Чтение» для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта. Содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим на данном этапе обучения.

Цель:

Формировать у обучающихся навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения по единой программе, учитывающей дифференцированный подход к различным группам детей. Использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи:

1. Научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя»;

2. Развивать речь обучающихся как средство общения и как способ координации их мыслительной деятельности.

3. Воспитывать нравственные качества, необходимые для самостоятельной жизни в обществе.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Общая характеристика.

На уроках чтения продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разно жанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения и развития речи, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы: полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе и эмоционального плана. Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям

Процесс обучения чтению должен проходить по коррекционно- развивающим принципам. Это динамичность восприятия, продуктивная обработка информации, развитие и коррекция психических процессов и функций, а также мотивации к учению.
При планировании урока надо включать различные методы и приёмы. Задания должны быть по степени нарастающей трудности, предполагающие самостоятельную обработку информации, специальные упражнения коррекции высших психических функций, правильный и исчерпывающий репортаж.
Обучение чтению должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально- трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

Место учебного предмета в учебном плане ОУ.

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» в школе VIII вида выделяется в 5-м классе - 4 часа в неделю, 136 часов в год ( 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания.


1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской и зарубежным писателям , к культурам своего и других народов;

2. Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 5 классе.

Личностные результаты.

- развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение ( чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;

- понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность её выполнять;

- способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;

- способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;

- умение строить сообщения в устной форме;

- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- умение формулировать собственное мнение;

- способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты.

- умение правильно и осознанно читать вслух текст целыми словами;

-умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;

- умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений ( тон, громкость чтения, логические ударения);

- способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

-умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации ,рисунки , драматизации и т.п. различные виды пересказов ( полный, выборочный, по ролям);

- способность выделять главную мысль произведения;

- способность участвовать в беседе;

-уметь делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;

- способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

- способность заучивать стихотворения наизусть;

- способность читать доступные детские книги из школьной ( домашней) библиотеки.


Основные требования к умениям учащихся.

1-й уровень ( минимальный)

- правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

-находить, читая про себя отрывки анализируемого текста, связанные с определёнными событиями;

- отвечать на вопросы по предметному содержанию текста ( с помощью учителя);

- заучивать стихотворения наизусть и ( объём текста с учётом учебных возможностей учащегося);

- принимать участие в уроках внеклассного чтения.

2-й уровень ( достаточный)

- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях- по слогам;

- читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные тексты - самостоятельно;

- выражать своё отношение к поступкам героев и событиям;

- выучить наизусть 8-10 стихотворений;

- читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.


Содержание программы 5 класса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, его героизме в труде и ратных подвигах; политических событиях в жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных.

Навыки чтения
Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, событий, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливать части текста и составлять с помощью учителя план в форме повествовательных и вопросительных
предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста.

Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение (проводится раз в месяц).
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов.
Беседа о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению по усмотрению учителя.

Примерная тематика чтения

Устное народное творчество — коллективное творчество народа

       Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле.

Люблю природу русскую

       Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.

Животные в доме

       Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.

Они прославили Россию

       Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).

Спешите делать добро

       Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.

Весело всем

       Рассказы, стихи, сказки, помогающие увидеть смешное в событиях, поступках людей и поведении животных.

Вечный свет подвига

       Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о подвигах защитников Отечества.

Писатели мира детям

       Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.

Работа с текстом

   Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.
      Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.
      Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
      Выделение частей текста в соответствии с данным планом.
      Озаглавливать части текста (с помощью учителя) после их коллективного выделения.
       Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.
       Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).
       Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
       Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
       Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.

Типы урока:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения :
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный(наблюдение, демонстрация) , практический.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной,
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • пересказ текста по предполагаемым вопросам;

  • выразительное чтение;

  • чтение наизусть;

  • чтение по ролям.





Тематическое планирование уроков чтения и развития речи

5 класс

№№

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Внеклассное чтение

Заучивание наизусть


I

Устное народное творчество


II

Сказки

17ч

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Отрывок из сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»


III

Картины родной природы


Г.А.Скребицкий «Лесной голосок»















Лето


«Ярко солнце светит»



Осень

В.В. Бианки «Снегурушка-милушка»

«Осень», «Первый снег»


IV

О друзьях – товарищах

14ч




V

Басни И.Крылова

5 ч



VI

Спешите делать добро

13ч


В.В.Осеева «Синие листья»



VII

Картины родной природы

К.Г. Паустовский «Похождение жука - носорога»










Зима

Г.А. Скребицкий «Догадливая синичка»

«Зима», «Зимняя дорога»


Весна

18ч

М.М. Пришвин «Золотой луг»

«Вот уж снег последний в поле тает»


VIII

О животных

15ч

М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая»



IX

Из прошлого нашего народа

13ч

Б.Н. Полевой «Сын полка»



X

Из произведений зарубежных писателей

12ч

Сказки народов мира.




Итого

136ч

10ч

8 стихотворений


10 стихотворений




Контроль за знаниями, умениями и навыками
Осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы.
Тексты контрольно- измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 5 класса.
Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Рекомендуемая литература (на выбор):


1. Русские народные сказки.
2. Сказки народов мира.
3. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Горный мастер».
4. В.В. Бианки «Снегурушка - милушка», «Муха и чудовище», «Храбрый Ваня».
5. А.М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей».
6. А.П. Гайдар «Чук и Гек».
7. Б.С. Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине».
8. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку». «Сказка о том, как жила- была последняя муха».
9. Н.Н.Носов «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы».
10. В.А.Осеева «Волшебное слово», «Синие листья».
11. К.Г. Паустовский «Похождение жука-носорога».
12. Б.Н. Полевой «Сын полка».
13. М.М, Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «В краю дедушки Мазая».
14. Г.А. Скребицкий «Лесной голосок», «Воришка», «Ушан», «Сиротка».

Графики проверки техники чтения в 5 классе.


№№

п/п

Контрольно-диагностические материалы

Дата

1.

В.Бианки « Мы были на охоте в лесу. Втроём: сынишка, я и Джим»

сентябрь

2.

В.Карасева « Друг»

май





Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты сле­дующего объема (на конец года):

  • 5 класс – 45 - 60 слов;

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объём которых соответствует объёму текстов предыдущего года.

Промежуточная аттестация.

Предусмотрена одна промежуточная аттестация в конце года в виде проверки техники чтения.


5 класс.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса – легкие тексты самостоятельно);

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает в основном правильно, бегло;

- допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, характеристики героев, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

- допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он;

- читает по слогам;

- допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

- не делит текст на части;

- не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

- не отвечает на вопросы и не пересказывает содержание произведения даже фрагментарно, искажает основной смысл; не использует помощь учителя;

- не знает большей части текста, который должен знать наизусть.

Оценка «1» ставится ученику, если он не владеет знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программами данных классов.

Межпредметные связи.

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение.. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных



Методическая литература.

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2010

  2. Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»

  3. Чтение. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ А.К.Аксёнова.- М.: Просвещение, 2006

  4. Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»

  5. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.

  6. Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997.

  7. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.

  8. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.

  9. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.

  10. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-VIII(IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике (инструктивно-методическое письмо). Москва, 1983.

  11. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.

  12. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009.

  13. А. К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:«ВЛАДОС»1999г.;





Календарно-тематическое планирование

5 класс

п/п

урока

Программный материал

Кол-во часов

Дата

Основные учебные действия учащихся

По плану

Фактически




1


Считалки. Заклички - приговорки. Потешки.

1


01.09


Знакомство с произведениями малых форм устного народного творчества. Заучивание наизусть .Работа над смысловым содержанием произведений. Драматизации произведений.

2

Пословицы и поговорки.


1

02.09


3

Загадки

1

06.09


4

Сказки. «Никита Кожемяка» (Русская сказка)

1


07.09


Борьба добра со злом в русской народной сказке. Выборочное чтение, чтение по ролям .Рассказывание сказки с использованием слов и выражений из текста.

5

«Как наказали медведя»

( Тофаларская сказка)

1


08.09


Работа над выразительным чтением. Выяснение отношения к слабым персонажам сказки. Рассказывание сказки по опорным словам.

6

«Золотые руки»

(Башкирская сказка)

1


09.09


Работа над смысловым значением названия сказки. Рисование словесного портрета героини сказки. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки.

7

8

«Морозко»

(Русская сказка)

2


13.09

14.09


Сравнение отношения мачехи к родной дочери и падчерице. Работа над рассказом от первого лица .Раскрытие темы трудолюбия с сказке. Составление характеристики падчерицы и дочки. Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации, с использованием слов и выражений из текста. Работа над выразительным чтением, чтение по ролям.

9

«Два Мороза»

(Русская сказка)

1


15.09


Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. Выявление поучительного смысла сказки.

10

«Три дочери»

(Татарская сказка)

1


16.09


Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. Выявление поучительного смысла сказки.

11


12


13


14



«Сказка о мёртвой царевне и о

семи богатырях» А.Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о

семи богатырях» А.Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкин


4


20.09


21.09


22.09.


23.09




Работа над техникой чтения: правильность, осознанность, выразительность. Выборочное чтение. Характеристика внешности персонажей. Работа со сложными для понимания словами. Работа с иллюстративным материалом. Заучивание отрывка наизусть. Выяснение собственного отношения к событиям и героям сказки. Борьба сил добра и зла в сказке.




15

Внеклассное чтение. П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

27.09


Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из сказки. Работа с иллюстративным материалом к сказкам, в том числе и выполненных самими учащимися. Работа с дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения.

16


17


18


19


20



«Серая Шейка». По Д. Мамину-Сибиряку. 1 глава.

«Серая Шейка». По Д. Мамину-Сибиряку. 2 глава.

«Серая Шейка» По Д. Мамину-Сибиряку. 3 глава.

«Серая Шейка» По Д. Мамину-Сибиряку. 4 глава.

«Серая Шейка» . По Д. Мамину-Сибиряку. 5 глава


5

28.09


29.09


30.09


04.10


05.10

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста и пересказ по частям. Показ красоты природы в сказке ( словесное рисование). Работа над словами и словосочетаниями трудными для понимания.

21

Лето. «Июнь»Г.Скребицкий

1

06.10


Выборочное чтение. Беседа о лете с опорой на текст рассказа и собственный опыт и впечатления. Приметы лета в рассказе Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование с опорой на произведения искусства. музыки.

22

«Ярко солнце светит» И.Суриков

1


07.10


Беседа о лете с опорой на иллюстративный материал, знания и опыт учащихся. Сравнение описания лета в стихотворении И. Сурикова и рассказе Г. Скребицкого « Июнь». Работа над пониманием текста стихотворения ( сравнения, непонятные слова и выражения). Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть.

23


24



А.Платонов. 1-2 часть

«Июльская гроза» (отрывки)

А.Платонов.3-4 часть


2

11.10


12.10








Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Объяснение поведения детей во время грозы, проявление характеров героев, выявление личного отношения учащихся к содержанию рассказа. Озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану. Описание состояния природы в рассказе. Составление рассказа- описания о грозе. Составление рассказа- рассуждения о девочке.

25

«Берёзка» А.Прокофьев

1

13.10


Беседа о красоте русской природы и русской берёзы с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся. Работа над пониманием текста стихотворения (сравнений, непонятных слов и выражений) .Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть.

26

«Вот и клонится лето к закату» Ю.Гордиенко

1

14.10


Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся. Работа над пониманием текста стихотворения (сравнений, непонятных слов и выражений). Работа над выразительным чтением.

27

Внеклассное чтение. Г.А.Скребицкий «Лесной голосок»

1



18.10


Выявление личного отношения к прочитанному произведению. Выборочное чтение, рассказывание отрывков. Работа с дневниками внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения.

28

Обобщение по теме «Картины

родной природы. Лето»

1

19.10


Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Выявление личного отношения к прочитанному произведению. Выборочное чтение, рассказывание отрывков. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки.

29

Осень. «Сентябрь» По Г.Скребицкому

1


20.10


Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения, выборочное чтение.

30


«Золотая осень» По И.Соколову-Микитову


1


21.10



Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Выборочное чтение, словесное рисование, пересказ по плану.

31

«Осень» К.Бальмонт

1

25.10


Беседа об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над сравнениями сложных для понимания слов и выражений.Заучивание стихотворения наизусть.

32

«Добро пожаловать» По Г.Скребицкому


1

26.10


Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом, озаглавливание частей рассказа. Работа над пересказом.

33

«Осенние грусти» По В.Астафьеву

1


27.10


Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением.

34

«Первый снег» И.Бунин

1

28.10


Беседа об изменениях, происходящих в природе поздней осенью, , с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над выразительным чтением, словесное рисование. Работа над сравнениями сложными для понимания словами и выражениями. Заучивание стихотворения наизусть.

35

Внеклассное чтение. В.В. Бианки «Снегурушка-милушка»

1

08.11


Работа над выразительным чтением, словесное рисование. Работа над сравнениями сложными для понимания словами и выражениями. Работа над пересказом.

36

Обобщение по теме «Осень»

1

09.11


Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Выявление личного отношения к прочитанному произведению. Выборочное чтение, рассказывание отрывков. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки.

37

38


«Колючка» Ю.Яковлев 1 часть

«Колючка» Ю.Яковлев. 2 часть


2

10.11

11.11



Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Выявление личного отношения школьников к прочитанным произведениям. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Выборочное чтение, рассказывание отрывков. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки. Составление рассказа по плану. Составление рассказа – описания по опорным словам. Чтение наизусть стихотворений.

39

«Рыцарь Вася» Ю.Яковлев

1

15.11


Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану. Работа над характеристикой персонажа, его поступков. Выявление отношения школьников к герою рассказа.

40

41

42

«Витя Малеев в школе и дома»

Н.Носов

«Витя Малеев в школе и дома»

Н.Носов

«Витя Малеев в школе и дома»

Н.Носов


3

16.11


17.11


18.11




Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение по ролям. Раскрытие понятий « дружба», « стыд», « ябеда», « совесть». Выборочное чтение. Работа над характеристикой персонажа, его поступков. Выявление отношения школьников к герою рассказа.

43


44


45



«Фосфорический» мальчик

В.Медведев

«Фосфорический» мальчик

В.Медведев

«Фосфорический» мальчик

В.Медведев


3







22.11


23.11


24.11




Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над характеристикой персонажей, их поступков. Выявление отношения школьников к героям рассказа. Работа над кратким пересказом.

46

47

«Дорогой подарок» Л.Воронкова

«Дорогой подарок» Л.Воронкова


2

25.11

29.11



Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение по ролям. Выборочное чтение. Самостоятельное составление вопросов к тексту, ответы на эти вопросы. Озаглавливание частей текста. Работа над полным пересказом. Выявление отношения школьников к героям рассказа и их поступкам. Нравственная оценка действий персонажей.

48

«Твой друг» Я.Аким

1

30.11


Работа над техникой чтения. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Обсуждение профессии учителя.

49

Обобщение по теме «О друзьях – товарищах»

1

01.12


Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Выявление личного отношения школьников к прочитанным произведениям и их героям. Соотнесение пословиц с содержанием произведения, поступками героев. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Выборочное чтение, рассказывание отрывков. Обсуждение понятий « дружба», « товарищество», « скромность», « хвастливость», « смелость», « благородство», «достоинство», « справедливость».

50

Басни И.Крылова. «Ворона и Лисица»


1

02.12




Понятие « басня» как литературный жанр. Сопоставление поведения и повадок животных с потупками и поведением людей.

51

«Щука и Кот»


1


06.12




Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Использование элементов драматизации. Выявление и обсуждение морали басни. Дополнительное чтение басен, изучаемых в прошлые годы

обучения, и новых по выбору учителя.

52

«Квартет»

1

07.12



53

Обобщение по теме «Басни И.Крылова»

1


08.12


54

Внеклассное чтение К.Г. Паустовский «Похождение жука - носорога»

1



09.12



Работа над выразительным чтением, словесное рисование. Работа над сравнениями сложными для понимания словами и выражениями. Работа над пересказом.

55

56

«Будущий олимпиец» Н.Хмелик

«Будущий олимпиец» Н.Хмелик

2

13.12

14.12



Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Пересказ текста по вопросам. Сравнительный анализ поступков героев. Выборочное чтение. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношением к пожилым людям.

57

58

«Слепой домик» О.Бондарчук

«Слепой домик» О.Бондарчук

2

15.12

16.12


Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Выявление значений и обсуждение таких нравственных понятий как « доброта», « чувство жалости», « сострадание», « помощь» « равнодушие». Составление

Характеристики персонажа. Сравнение героя рассказа «Будущий олимпиец» Н.Хмелика и героя рассказа«Слепой домик» О.Бондарчук. Выявление личного отношения школьников к персонажам и их поступкам.

59

60

«Бабка» В.Осеева

«Бабка» В.Осеева


2



20.12

21.12



Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Обсуждение темы отношения к старшим. Выявление значения и обсуждение таких нравственных понятий как « уважение к старшим», «терпение», « жестокость», « грубость», « равнодушие», « пренебрежение». Работа над пересказом. Работа с иллюстративным материалом.

61

62

«Сухой хлеб» Платонов 1 часть

«Сухой хлеб» А.Платонов 2 часть


2

22.12

23.12



Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Обсуждение такого явления природы, как засуха. Обсуждение темы отношения к матери, тяжёлого женского труда .Характеристика персонажа. Работа над пересказом.

63


«Люся» В.Распутин


1


27.12



Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Описание персонажей .Обсуждение тяжёлой жизни людей в послевоенные годы Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение..Деление рассказа на части. Озаглавливание и пересказ.

64

«Труд» В.Брюсов

1

28.12


Работа над выразительным чтением, выборочное чтение. Обсуждение понятия « труд» и « труженик». Выяснение значений пословиц о труде.

65

«Огромное небо» Р.Рождественский

1


29.12


Работа над выразительным чтением, выборочное чтение. Обсуждение истории описанной автором. Обсуждение поступка, описанного лётчиком. Выяснение значения понятия « героизм», « подвиг». Выяснение и обсуждение личного отношения школьников, их чувства к лётчикам из произведения и поступку, который они совершили.

66

Внеклассное чтение. В.А.Осеева «Синие листья»

1

10.01


Чтение и обсуждение рассказа. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведения. Работа в парах и группах. Соотнесение пословиц и поговорок с поступками героев произведения. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения.

67

Обобщение по теме «Спеши делать добро»

1

11.01


Обсуждение прочитанных произведений. Характеристика понравившихся персонажей. Выяснение личного отношения школьников к героям понравившихся произведений. Объяснение смысла пословиц и соотнесение их с произведениями и поведением их героев. Рассказывание, выборочное чтение, работа с иллюстрациями.

68

«Зима» Ф.Тютчев

1

12.01


Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа со средствами художественной выразительности текста. Работа над раскрытием содержания произведения, объяснение смысла трудных для понимания слов и выражений. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть.

69

«Декабрь» Г.Скребицкий

1

13.01


Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Работа над пересказом по плану.

70

«К зиме» К.Бальмонт

1

17.01


Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительностью чтения. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть.

71

72

«Всяк по-своему» Г.Скребицкий


2

18.01

19.01


Работа над техникой чтения. Формирование природоведческих представлений о приспособлении животных к сезонным изменениям в природе. Выборочное чтение. Формулировка школьниками вопросов к тексту, ответы на вопросы. Работа над рассказом от третьего лица.

73

«Поёт зима – аукает» С.Есенин

1

20.01


Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку. Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Выяснение значения незнакомых слов и выражений. Работа со сравнениями и выразительными средствами языка.

74

«Берёза» С.Есенин

1

24.01


Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку. Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Выяснение значения незнакомых слов и выражений. Работа со сравнениями и выразительными средствами языка. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть.

75

«Зимняя дорога». А.С.Пушкин в Оренбурге.

1

25.01


Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку. Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Выяснение значения незнакомых слов и выражений. Работа со сравнениями и выразительными средствами языка. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть. Воспитание эстетических чувств от восприятия красоты зимней природы.

76

Внеклассное чтение.

«Догадливая синичка» Г.А. Скребицкий

1

26.01


Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников.

77

78

79

«Тёма и Жучка» Н.Гарин-Михайловский

«Тёма и Жучка» Н.Гарин-Михайловский

Тёма и Жучка» Н.Гарин-Михайловский

3

27.01

31.01

01.02


Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Описание внешнего вида и характера героя. Деление текста на части. Озаглавливание. Пересказ текста по плану. Оценка поведения героя. Высказывание учащимися своего отношения к нему.

80

81

82

«Желтухин» А.Толстой 1 часть

«Желтухин» А.Толстой 2 часть

«Желтухин» А.Толстой 3 часть

3

02.02

03.02

07.02






Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Озаглавливание частей рассказа. Пересказ по плану. Словесное рисование. Выяснение отношения героев произведения к птенцу. Описание внешнего вида птенца. Высказывание школьниками собственного отношения к животным. Работа с иллюстративным материалом. Рассказ от третьего лица.

83

84

«Кот Ворюга» К.Паустовский

«Кот Ворюга» К.Паустовский


2

08.02

09.02





Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Описание внешнего вида кота. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части. Озаглавливание частей. Пересказ текста. Разговор со школьниками о том, что им понравилось в рассказе, что показалось смешным. Рассказы школьников о своих домашних животных.

85

86

87

«Про обезьянку» Б.Житков 1 часть

«Про обезьянку» Б.Житков 2 часть

«Про обезьянку» Б.Житков 3 часть


3

10.02

14.02

15.02






Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части, озаглавливание частей. Пересказ текста. Разговор со школьниками о том, что им понравилось в рассказе, что показалось смешным. Обсуждение изменения отношения мальчика к Яшке по ходу развития событий в рассказе. Высказывание школьниками своей точки зрения по поводу сюжета.

88

«Дачники» Э.Асадов

1

16.02





Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Сравнение настроения в первой и второй части стихотворения. Сравнение описания природы в первой и второй части стихотворения. Выяснение нравственного аспекта поступков детей. Выяснение личного отношения учащихся к событиям и поступкам, описанным в стихотворении. Обсуждение темы отношения и заботы о домашних питомцах.

89

Из рассказов Олёны Даниловны»

Ф.Абрамов


1

17.02



Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Описание внешности и характера Олёны Даниловны. Беседа о заботливом отношении к животным.

90

«Будь человеком» С.Михалков

1

21.02


Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Объясненияе приёма сравнения, который использует автор в стихотворении. Оценка поступков персонажей стихотворения. Выявление морально- нравственной стороны описанного автором случая в лесу. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали.

91

Обобщение по теме «О животных»

1

22.02


Чтение и обсуждение рассказов о животных. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Отгадывание тематических загадок. Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений. Рассказы учащихся.

92

Внеклассное чтение.

«В краю дедушки Мазая» М.М. Пришвин

1

24.02


Чтение и обсуждение рассказов о животных. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения.

93

Весна. «Март» Г.Скребицкий

1

28.02


Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение.

94

«Вот уж снег последний в поле тает» А.Толстой

1

01.03


Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Разучивание стихотворения наизусть.

95

«От первых проталин до первой грозы» Г.Скребицкий

1

02.03


Беседа о признаках ранней весны. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа со средствами художественной выразительности. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

96

«Весна – красна» Г.Скребицкий

1

03.03


Беседа о признаках ранней весны. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение.Работа над средствами художественной выразительности. Сравнение описаний зимнего и весеннего неба. Пересказ сказки.

97

«Грачи прилетели» Г.Скребицкий



1


07.03



Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Рассказ от первого лица.

98

«Заветный кораблик» Г.Скребицкий


1



09.03


99

«В весеннем лесу» Г.Скребицкий

«В весеннем лесу»


1


10.03


Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

100

«Весенние ручьи» А.Толстой

1

14.03


Совершенствование техники чтения. Беседа о признаках весны с опорой на иллюстрации, знания и опыт школьников. Рассказ по картине с опорой на текст произведения.

101

«Гонимы вешними лучами»

А.Пушкин

1

15.03


Беседа с опорой на произведения искусства, музыку, знания учащихся.Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Словесное рисование.

102

«Ворона» А.Блок

1

16.03


Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Словесное рисование. Выборочное чтение.

103

«Подснежник» Е.Серова

1

17.03


Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть.

104

«Весна» И.Соколов-Микитов

1

21.03


Беседа о сезонных изменениях в природе в связи с приходом весны. Работа над иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение .Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

105

«Крупный дождь в лесу зелёном» И.Бунин

1


22.03


Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка .Выборочное чтение. Словесное рисование.

106

«Черёмуха» С. Есенин

1

23.03


Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка .Выборочное чтение. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть.

107

«Весна, весною, о весне» Я.Аким

1


24.03


Работа над выразительным чтением. Работа с выразительными средствами языка .Выборочное чтение. Словесное рисование.

108

Внеклассное чтение.

«Золотой луг» М.М. Пришвин

1

04.04


Чтение и обсуждение рассказа. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, уголками внеклассного чтения.

109

Обобщение по теме «Весна»

1

05.03


Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения изобразительного искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение выученных стихотворений наизусть. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок.

110


«На поле Куликовом» По О.Тихомирову


1

06.04


Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Работа с описанием русского войска. Работа над кратким пересказом. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части. Озаглавливание частей. Пересказ по плану. Выяснение личного отношения школьников к историческим событиям, описанным в рассказе.


111

«Слава героям» По О.Тихомирову

1


07.04


112

113


Рассказы о войне 1812 года.

«Бородино». По С.Алексееву


2

11.04

12.04



Работа над техникой чтения .Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Работа с описанием французской армии во время отступления. Соотнесение пословиц с текстом рассказа. Работа над кратким пересказом. Пересказ по плану. Работа с иллюстративным материалом. Выявление личного отношения школьников к историческим событиям, описанным в рассказе.

114

Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» Н. Некрасов

1

13.04



Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Работа с описанием времени года в отрывке. Обсуждение крестьянского труда, радости, которую приносит труд человеку. Обсуждение понятия « счастливая и дружная семья».

115

116

117


«Белый пудель» А.Куприн 1-2 часть

«Белый пудель»А.Куприн 3 часть

«Белый пудель» А.Куприн 4 часть


3

14.04

18.04

19.04


Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над выразительным чтением, чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями. Работа над кратким пересказом. Озаглавливание частей рассказа . Пересказ по плану. Работа с описанием персонажей рассказа. Работа над характеристикой персонажей рассказа. Работа над сравнительной характеристикой Сергея и Трилли. Выяснение личного отношения учащихся к истории, описанной автором в рассказе.

118

119


«Снега, поднимитесь метелью!» По Л.Жарикову


2

20.04

21.04




Работа над техникой чтения, работа над выразительным чтением, чтением по ролям. Выборочное чтение. Соотнесение событий, описанных в рассказе , с реальными историческими событиями. Выявление знаний учащихся о событиях ВОВ. Прослушивание гимна Москвы. Работа с иллюстративным материалом. Заучивание прозаического отрывка.

120

«У могилы Неизвестного солдата» Ю.Коринец

1


25.04


Беседа о подвиге солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение.

121

Внеклассное чтение. «Сын полка» Б.Н. Полевой

1

26.04



Чтение и обсуждение рассказа. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, уголками внеклассного чтения.

122

Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа»


1

27.04


Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений. Рассказы учащихся.

123


Промежуточная аттестация.

Техника чтения


28.04


Работа над техникой чтения и пересказом прочитанного отрывка.

124

125


« Гаврош» В.Гюго

« Гаврош» В.Гюго


2


03.05

04.05




Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика и описание внешнего вида Гавроша . Оценка поступков Гавроша . Рассказ о Гавроше по плану. Работа над пересказом текста. Выяснение личного отношения школьников к событиям и, описанных в рассказе, и к главному герою рассказа.

126


127


128


129

«Приключения Тома Сойера» М.Твен 1 часть

«Приключения Тома Сойера» М.Твен 2 часть

«Приключения Тома Сойера» М.Твен 3 часть

Приключения Тома Сойера» М.Твен 4 -5 часть


4


05.05


10.05

11.05

12.05




Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика Тома. Оценка поведения и поступков героев. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом по плану. Выяснение личного отношения школьников к событиям описанным в рассказе, и к героям рассказа.



130


131


132


«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С.Лагерлёф

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С.Лагерлёф

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С.Лагерлёф


3


16.05


17.05


18.05



Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Рисование словесной картин наступления весны. Заучивание прозаического отрывка. Характеристика Нильса . Оценка поведения и поступков героев. Озаглавливание частей текста. Работа над пересказом по плану. Работа с иллюстративным материалом. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в сказке и к героям сказки.

133

134

135

«Русалочка» Г.Х.Андерсен

«Русалочка» Г.Х.Андерсен

«Русалочка» Г.Х.Андерсен

3

19.05

23.05

24.05


Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Характеристика Русалочки и принца. Оценка поведения и поступков героев. Работа над пересказом. Работа с иллюстративным материалом. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанным в сказке и к героям сказки.

136



Внеклассное чтение.

Сказки народов мира.




25.05




Чтение и обсуждение сказок зарубежных писателей. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, уголками внеклассного чтения, выставкой книг.








Материал для диагностики техники чтения в начале и в конце учебного года

Контрольно-диагностические материалы

5 класс

(начало учебного года).

Золотой ключик, или приключения Буратино.

Папа Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было. Кроме красивого очага – в стене против двери. Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие – они были нарисованы на куске старого холста. Карло вошёл в каморку.

(46 слов). А.Толстой.

Вопросы:

• Где жил Карло?

• Что было в его каморке?

• Настоящим ли был его очаг?

• На чём был нарисован очаг?


Мы были на охоте в лесу. Втроём: сынишка, я и Джим.

Джим – это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная охотничья собачка, хоть и старенькая… Необыкновенно умный и добрый у нас Джим. С другими собаками не дерётся, никого никогда не кусает, всем знакомым людям при встрече хвостиком часто – часто

машет и так по – собачьи приветливо улыбается. ( 57 слов). В.Бианки


Вопросы на понимание текста:

1. Кто был на охоте?

2. Кто такой Джим?

3. Опишите Джима.

4. Каковы повадки Джима?

Ножичек

Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое - поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие.

Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё и щёлкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.

(66 слов). В.Солоухин

Вопросы на понимание текста.

1. Какой подарок привезли герою из Москвы?

2. Как выглядел нож?

3. Чем стал ножик для героя?

Зайцы и лягушки

(конец 1 полугодия).

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь:

- И от людей. И от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться, давайте утопимся!

И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и попрыгали в воду.

Один заяц и говорит:

- Стойте, ребята! Подождём топиться: вот лягушачье житьё, видно, ещё хуже нашего – они и нас боятся!

(67 слов). Русская народная сказка.

Вопросы на понимание:

• Кто главный герой этой сказки?

• Почему зайцам плохо жить?

• Что решили сделать зайцы?

• Что остановило зайцев от необдуманного поступка?

Скворец

Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная

пословица гласит: "Кто рано встал, тот не потерял". Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где- нибудь в саду

или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. Попробуйте бросить птице червяков или крошки хлеба

сначала издалека, потом всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и

садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу.

(70 слов). А.И.Куприн

Вопросы на понимание текста.

1. В какое время суток лучше наблюдать скворца?

2. О чем говорит русская пословица?

3. Как можно подружиться со скворцами?


Лиса – рыбак

(конец 3 четверти).

Сижу как – то я на берегу с удочкой. Вдруг гляжу – с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит,

сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна. Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень.

Потом опять показалась, облизывается. И вторую рыбу утащила Вдруг лай, вой, визг поднялся:.прибежали собаки деревенские да как бросятся

с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх и в лес. Собаки за ней. Ну и я ушёл. Кого мне тут ждать?

89 слов. Е.Чарушин.

Вопросы на понимание текста:

1. Кого увидел герой рассказа?

2. Как выглядела лиса? Почему?

3. Зачем лиса пришла на берег реки?

4. Как в тексте ещё названа лиса?

Друг

(конец учебного года).

Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий, но очень красивый. Сам серый, ушки в середине розовые. Хвостик белый, пушистый, похож

на снежинку. Своего зайчика Светлана любила. Кормила его супом, спать с собой клала и другим детям давала поиграть.

Но вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко. А шёрстка сбилась и вытерлась.

Увидал зайчика Юра и говорит:

— Какой некрасивый заяц!

Подошла Галя и спрашивает:

— Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый?

Витя советует:

— Выкинь его!

А Наташа, старшая сестра Светы, взяла иголку с ниткой и пришила заячий хвостик, потом ухо. Почистила его и сказала:

— Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.

(107 слов). В.Карасева.

Вопросы и задания:

• Расскажи, какой зайчик был у Светланы. Опиши его.

• Какая беда приключилась с зайчиком? Найди в тексте и прочитай эти

предложения.

• Как друзья Светланы отнеслись к её беде?

• Что ты можешь сказать о Наташе, сестре Светланы?

• Подумай, о чём этот рассказ? Прочитай слова, в которых заключена самая главная

мысль рассказа.

• Запомни эти слова. Могут ли они быть пословицей?


Рыболовы.

Отправился как – то Ваня на рыбалку. И своего пёсика Джоя с собой позвал. Ваня удочку в воду закинул, а Джой свой хвост опустил.

Сидят, ждут, волнуются. Ой! Поплавок под воду ушёл, леска натянулась! Клюёт! Большая рыба попалась! Скачет у Вани на крючке, а Джой тоже скачет, скулит от радости. Ваня рыбину с крючка снял, а Джой всё не умолкает! Его. Оказывается, рак схватил за хвост!

Кто кого поймал – непонятно. Вцепился рак, не хочет свою добычу отпускать! Еле справился с ним Ваня. Зато рыбалка получилась знатная, улов богатый. А хвост у пёсика быстро прошёл. Теперь ему удочка тоже понадобится.

(97 слов). В.Сутеев.

Вопросы:

• Куда отправился Ваня?

• Кого он с собой взял?

• Что произошло на рыбалке?

• Какой получилась рыбалка?


Семь дочек

(сказка).

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

«Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу», - сказала первая.

«Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды», - проговорила вторая.

«Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь.

«Мне было без тебя, как пчеле без цветка», - щебетала четвёртая.

«Ты снилась мне, как розе снится капля росы», - промолвила пятая.

«Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья», - сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

(100 слов). В.Сухомлинский.

Вопросы на понимание:

• Сколько детей было у матери?

• Почему матери не было дома целую неделю?

• Как дочки скучали без матери?

• Почему седьмая дочка ничего не сказала о том, как ей было скучно?


























Материально- техническое обеспечение.


С.И. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. С-П «КАРО» 2005

Книги для внеклассного чтения. Тула «АТКТОУС», 1995

Сборник русских народных сказок.

В.А. Степанов. Русские пословицы и поговорки от А до Я. Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999

О.Д. Ушакова. Великие писатели. Санкт-Петербург, 2006

Портреты писателей, поэтов, репродукции картин, иллюстрации к текстам.

Диски с художественными фильмами к читаемым текстам.


Специфическое оборудование.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

электронные пособия,

обучающие программы по предмету


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тюмикова Ольга Ивановна

Дата: 12.02.2022

Номер свидетельства: 600071


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства