Просмотр содержимого документа
«"Адаптированная рабочая программа "Развитие речи" 5б класс»
ГКОУ «Красноярская школа – интернат»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «Развитие речи»
на 2023-2024 учебный год
5 «б» класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию речи составлена на основе следующих документов:
Программа специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб.,2001 г.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Согласно программе, на изучение предмета отводится 2 часа в неделю. Согласно базисному плану школы – 68 часов. Количество часов в рабочей программе соответствует учебному плану.
На уроках развития речи и окружающего мира происходит знакомство с миром растений и животных, развивается память, речь, внимание, логическое мышление, повышается интерес к деятельности и происходит коррекция личностных качеств учащихся.
Развитие речи осуществляется поэтапно. Работа над лексической стороной речи начинается с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщенную функцию. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий.
Одновременно с лексической задачей решается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь. Детей учат высказываться предложением, обучают вопросно-ответной речи, связному высказыванию с помощью взрослого.
Учащиеся должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, и т.д. Чтобы ускорить развитие речи детей, необходимо мотивировать их на повторение слов учителя. Занятия по развитию речи и окружающему миру проводятся чаще всего в форме игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним.
Уроки по развитию речи и окружающему миру посвящаются темам, взятым из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограничено, в противном случае дети их не запомнят. На уроках дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают внимание, память, речь, мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, пробуждают у детей с ССД познавательный интерес, стимулируют к деятельности, способствуют развитию коррекции личности школьника.
Во время экскурсий учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях.
Большую помощь в изучении материала оказывают различные наглядные пособия, показ кино и диафильмов.
Цели:
-формирование коммуникативно-речевых умений.
-формирование знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы
Задачи курса:
-активизация речевой и познавательной деятельности,
-вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
-создавать ситуации стимулирующие речь уч-ся (поощрение любой речи, в том числе и лепетной),
-на основе непосредственного восприятия, наблюдений явлений окружающего мира развивать внимание, наблюдательность.
-обучать детей: пересказывать короткие и доступные для их понимания четверостишья; называть предметы, находящиеся в классе; называть и применять слова: «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Извините»; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти» (выйти), «Можно идти», «Можно сесть» и т.п.; обучать отвечать на вопросы: кто это? что это? что делает?
называть и показывать части тела;
-осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу, знать обобщающие слова;
- упражнять в построении простейших фраз по картинкам.
- учить бережному отношению к природе.
Для безречевых детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих детей не нужно требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, фамилии учеников. Они должны по произнесенной фамилии уметь узнавать учеников и по возможности называть их имена; показывать части тела и лица, а также предметы, находящиеся в классе. В работе с безречевыми детьми учитель должен мотивировать повторение за ним отдельных слов, коротких фраз, выражающих просьбы. Должна проводиться работа над пониманием коротких простых рассказов путем разыгрывания их на игрушках.
Заучивание коротких стихотворений, чистоговорок.
Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в развития познавательной активности детей, поскольку, важнейшая цель уроков живой мир – формировать знания о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы
Предметные результаты:
- называть, показывать, соотносить с картинкой (для не владеющих устной (звучащей) речью) изученные объекты
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы, цветы
- усвоить представления о сезонных изменениях в жизни растений, значении тепла, воды, света в жизни растений
- усвоить представления о растениях сада и огорода, их отличии
V класс.
Повторение материала IV класса. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.
Уточнение значения слов по схеме: натуральный объект – его изображение – вербальное описание.
Закрепление умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику. Работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам.
Закрепления умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных. Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемых действий по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам.
Использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся на основе своих наблюдений, в связи с трудом, с самообслуживанием, просмотром телепередач, с различными видами деятельности: экскурсии, коллективные игры и т.д.
Просмотр фильмов с последующим обсуждением. Подготовка к праздникам. Элементы драматизации.
Тематика.
Овощи (редис). Название. Распознавание. Растения огорода (повторение и обобщение материала, изученного в 1-4 классах).
Ягоды (клубника и малина). Сравнение по окраске, форме и вкусу. Обобщающее слово «ягоды».
Деревья (ель, сосна). Распознавание. Сравнение по листочкам (хвоинкам). Сравнение по шишкам. Сравнение по семенам.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Уход за комнатными растениями (обмывание листьев от пыли, поливка).
Цветы (астра, календула). Различие по внешнему виду.
Домашние животные (кролик). Внешний вид. Чем питается, какую пользу приносит человеку.
Дикие животные. Подготовка диких животных к зиме.
Птицы (сорока, синица). Описание с помощью вопросов учителя. Подкормка птиц.
Насекомые (жуки), название, внешний вид, где живут.
Наблюдение за погодой в течение года, графическое обозначение состояния погоды. Ведение дневника наблюдений за погодой.
Экскурсия в парк. Уметь назвать знакомые деревья. Наблюдение за сезонными изменениями внешнего вида деревьев.
Практическая работа. Участие в уборке овощей на огороде. Посев в классе семян фасоли в ящик.
Просмотр учебных фильмов.
Развитие речи и окружающий труд. 5 «Б» класс. 1 четверть.
№
Тема.
Дата.
Кол-во часов.
Формируемые представления.
Материалы и оборудование.
Содержание, виды деятельности.
Природа.
1
Сезонные изменения в природе.
1
Холодный ветер, ста-тся холоднее, листья на деревьях желтеют, птицы собираются в стаи