Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по чтению 6 класс ФГОС»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы КГБОУ «Завьяловская общеобразовательная школа-интернат», «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М. «Просвещение», 2019 г.), учебного плана школы-интерната.
Рабочая программа составлена по учебнику: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Русский язык 6. М. «Просвещение», 2020 г.
Содержание учебного предмета - 136 часов, 4 часа в неделю+34часа (1 час в неделю школьный компонент). Итого: 170 часов.
Содержание учебного курса «Русский язык» в 5-9 классах
Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», « Слово. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.
На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала;Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными нарушениями.
Основные требования к умениям учащихся:
1-й уровень
-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами
( 55-60 слов);
-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;
-определять части речи;
-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;
-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2-й уровень
-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
-пользоваться школьным орфографическим словарем;
-решать орфографические задачи, опираясь на схему;
-называть и различать части речи;
-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
3 уровень
-знать буквы, обозначать звуки буквами;
-списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;
-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;
-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);
-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту;
-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.
Учебно-методическое обеспечение:
1.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1, 5-9 классы Москва «Просвещение» 2018г.
2. Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова, Русский язык 5. М. «Просвещение», 2019 г.
3.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М. «Владос», 2000г.
4.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М. «Просвещение», 2004г.
5.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1970г.
6. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992;
7. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969.
8.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г.
9. Жидкова Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1970г.
10. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО»,1996.
Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
( 4 часа в неделю в неделю + 1час в неделю школьный компонент, 170 часов в год)
№
Тема
Кол-во часов
1.
Повторение:
Звуки и буквы. Текст.
1
2,3
Гласные и согласные. Их различение
2
4.
Безударные гласные в словах
1
5.
Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах
1
6.
Сомнительные гласные и согласные в словах
1
7,8.
Текст. Части текста. Красная строка
2
9.
Непроверяемые гласные и согласные в словах
1
10.
Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме .Контрольные вопросы и задания
1
11.
Деловое письмо. Адрес
1
12.
Проверочный диктант по теме «Звуки и буквы».
1
13.
Работа над ошибками. Деление текста на предложения
1
14,15.
Выделение главных и второстепенных членов предложения
2
16.
Нераспространенные и распространенные члены предложения
1
17.
Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом
1
18,19.
Распространение предложений с помощью рисунков
2
20,21.
Распространение предложений с помощью вопросов
2
22,23.
Однородные члены предложения
2
24.
Составление рассказа «Поросята» по плану и опорным словам.
1
25.
Предложение. Закрепление знаний по теме. Контрольные вопросы и задания
1
26
Выборочный диктант по теме «Предложение»
1
27
Работа над ошибками. Деловое письмо. Поздравление
1
28-29.
Корень и однокоренные слова
2
30.
Окончание как изменяемая часть слова
1
31.
Образование смысловой связи между словами с помощью окончания
1
32.
Приставка как часть слова
1
33,34.
Изменение значения слова в зависимости от приставки
2
35.
Суффикс как часть слова
1
36.
Разбор слов по составу
1
37-38.
Написание гласных в корне однокоренных слов
2
39.
Контрольный диктант за 1 четверть
1
40.
Работа над ошибками. Проверка безударных гласных в корне
1
41.
Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова
1
42-43.
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне
2
44.
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Контрольные вопросы и задания
1
45
Контрольный диктант за 1 четверть
1
46.
Работа над ошибками. Изложение зрительно воспринимаемого текста.
1
47-48.
Приставка и предлог
2
49.
Различение приставки и предлога
1
50-51.
Наблюдение за правописанием гласных в приставках
2
52.
Правописание гласных в приставках
1
53.
Правописание безударных гласных в корне и приставке
1
54.
Текст. Деление текста на части по данному плану
1
55-56.
Наблюдение за правописанием согласных в приставках
2
57.
Правописание приставок на согласную
1
58-59.
Разделительный твердый знак в словах с приставками
2
60.
Различение написания слов с разделительным твердым знаком и без него
1
61-62.
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
2
63-64
Деловое письмо. Записка
2
65.
Существительное, прилагательное, глагол
1
66-67
Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении
2
68.
Значение существительных в речи
1
69.
Существительные, обозначающие явления природы
1
70-71.
Существительные, называющие один и тот же предмет по- разному
2
72.
Существительные , противоположные по значению
1
73.
Различение существительных по родам
1
74
Изменение существительных по числам
1
75.
Существительные собственные и нарицательные
1
76.
Контрольный диктант за 2 четверть
1
77-78.
Работа над ошибками. Кавычки в именах собственных
2
79-80.
Различение написания существительных собственных и нарицательных
2
81.
Упражнение на закрепление.
1
82-83
Имя существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
2
84.
Понятие о склонении
1
85-86.
Определение падежей существительных по вопросам
2
87
Именительный падеж - кто? что?
1
88
Родительный падеж – кого? чего?
1
89
Дательный падеж – кому? чему?
1
90
Винительный падеж – кого? что?
1
91
Творительный падеж- кем? чем?
1
92
Предложный падеж – о ком? о чем?
1
93-94
Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами
2
95-96
Понятие о начальной форме
2
97
Постановка существительных в начальную форму
1
98-99
Изменение существительных по падежам. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
2
100
Деловое письмо. Письмо
1
101-102
Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям
2
103
Значение прилагательных в речи
1
104
Описание явлений природы с помощью прилагательных
1
105
Описание человека, животных с помощью прилагательных
1
106
Прилагательные, противоположные по значению
1
107
Изменение прилагательных по родам
1
108
Окончания прилагательных мужского рода
1
109
Окончания прилагательных женского рода
1
110
Окончания прилагательных среднего рода
1
11-112.
Определение родовых окончаний прилагательных
2
113.
Изменение прилагательных по числам
1
114-115.
Род и число прилагательных. Закрепление знаний
2
116
Понятие о склонении прилагательных
1
117
Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах
1
118
Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода
1
119
Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода
1
120
Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода
1
121
Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода
1
122
Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода
1
123
Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода
1
124-125
Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
2
126-127
Деловое письмо. Объявление
2
128
Значение глагола в речи
1
129
Глаголы, противоположные по значению
1
130.
Различение существительных, прилагательных и глаголов
1
131-132
Настоящее и прошедшее время глаголов.
2
133.
Контрольный диктант за 3 четверть
1
134
Работа над ошибками. Будущее время глаголов
1
135-136
Различение глаголов по временам
2
137.
Единственное и множественное число глаголов настоящего времени
1
138-139
Единственное и множественное число глаголов будущего времени
2
140-141
Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени
2
142-143
Текст. Связь частей в тексте
2
144-145
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
2
146
Коллективный рассказ на основе распространения данного текста
1
147-148
Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений
2
149-150
Определение однородных членов предложения
2
151
Однородные члены предложения без союзов
1
152-153
Однородные члены предложения с союзом и
2
154
Однородные члены предложения без союзов и с союзом и
1
155-156
Знакомство с обращением
2
157-158
Место обращения в предложении
2
159
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
1
160-161
Состав слова
2
162
Правописание гласных и согласных в корне и приставке