Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа кружковой работы.»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области «Верх-Ирменская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Утверждаю Согласовано
Директор школы - интернат: зам. Директора поВР
_______В.А.Аршинова _______С.В.Толокнова
_______20__г. _______20__г.
Адаптированная ПРОГРАММА Кружковых занятий
«Делаем сами»
7-9 класс
1 год – 34 часов
Рассмотрено на МО
Учителей трудового обучения
Протокол
Составил: М Ю Никитин
с. Верх-Ирмень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа содержит учебный и практический материал для учащихся, с учетом возрастных и психофизических особенностей подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья, желающих на кружковых занятиях углубить свои знания по деревообработке древесины на токарных и фрезерных станках. А также предусматривает дальнейшее совершенствование практических умений и навыков воспитанников в механической обработке древесины.
Работа в кружке по токарной обработке древесины - направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности. Учитывая, что при токарной обработке древесины богаче раскрываются декоративные свойства древесины. создается возможность использования древесины широко распространенных пород деревьев, имеющих невыразительную текстуру, а также обрезанных весной ветвей плодовых деревьев, отходов при переработке древесины на предприятиях. Изучая токарное дело кружковцы знакомятся с различными видами отделки точеных поверхностей - выжиганием, аппликацией, резьбой.
С первых занятий стимулируется творческий подход к выполнению изделий, ведется работа по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у учащихся творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ учащихся.
Настоящая программа составлена в соответствии с новой программой по трудовому обучению, где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к стремлению овладеть навыками работы в той или иной отрасли, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых рабочих профессий.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Научить учащихся выполнять качественные и красивые поделки при самостоятельной работе.
Совершенствовать общетрудовые и специальные навыки пользования инструментами и станками.
Работа в кружке направленна на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора.
ПОЗВОЛЯЕТ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. Развивать интерес и мотивацию к учению через практическую работу на станках.
2. Познакомить с различными видами художественного оформления поделок
3. Формирование правильных эмоционально - социальных навыков в процессе творческой деятельности.
Учащиеся 7-9 класса занимаются один час в неделю в течение года. Учитывая то, что на занятия кружка приходят учащиеся, с ограниченными возможностями здоровья с особенностями умственного, психофизического развития, имеющие разный уровень теоретической и практической подготовки, используется принцип индивидуальности, преемственности, доступности и результативности, при планировании работы упор делается на практические занятия.
Весь курс занятий кружка «Делаем сами» целесообразно разделить на 4 этапа:
1 этап включает знакомство и приобретение навыков работы на токарном станке.
используется групповая (фронтальная) форма организации работы, при которой все
кружковцы одновременно выполняют одно задание, но на разных изделиях. Объяснения
относятся ко всем кружковцам и воспринимаются ими одновременно. Итогом занятий
первого этапа является приобретение учащимися устойчивых навыков работы на токарном
станке.
2 этап позволяет учащимся овладеть навыками вытачивания деталей разных профилей,
на занятиях используется сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы., итогом
работы является изготовление кружковцами «чаши»
В ходе занятий на третьем этапе учащиеся изготавливают разнообразные поделки на деревообрабатывающем станке, с последующим художественно - декоративным оформлением. Знакомятся с различными видами художественного оформления поделок. Итогом занятий является выставка работ учащихся.
4 этап - этап творческих самостоятельных (индивидуальных) работ, как по замыслу учащихся, так и с использованием образцов, рисунков, фотографий. К концу 4 этапа учащиеся осваивают навыки самостоятельного планирования работы, составление творческого проекта изготовления поделки сложной конструкции. Преобладают практические занятия.
По окончанию года на заключительном занятии, подводится итог занятий, анализируются успехи и неудачи каждого члена кружка. Лучшие работы представляются на выставку изделий.
В ходе выполнения программы кружка «Делаем сами» учащиеся приобретают и закрепляют знания:
- представления о современных производствах;
- о видах художественного оформления поделок:
- о ручной и механизированной обработке древесины;
- об разнообразных видах ручного и электрического инструмента;
Умения:
- работать по чертежу и технологической карте (уметь по чертежам сделать разметку, изготовить деталь, поделку)
- работать столярным инструментом,;
- работать на разнообразных станках с применением
инструментов при токарной обработке по дереву, знать технику безопасности работы на станке.
- самостоятельного планирования работы по изготовлению изделия;
- уметь качественно и красиво выполнять токарную работу по изготовлению и оформлению поделок;
- совершенствовать навыки в применении разнообразных инструментов при токарной обработке древесины, знать технику безопасности работы на станке.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Образцы готовых изделий;
Станки, станочное оборудование.
Чертежные и разметочные инструменты, измерительные инструменты.
Столярные инструменты.
Технологические карты.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области «Верх-Ирменская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Утверждаю: Согласовано:
Директор школы_________ Зам. Директора по УР________
Календарно-тематическое планирование по кружку «Делаем сами»
(2019-2020 уч. год)
Рассмотрено на заседании МО учителей трудового обучения: Протокол №
Всего часов:
Год – 34 недели - 34
I четверть 9 недель – 9
II четверть 7недель - 7
III четверть 10 недель – 10
IV четверть 8 недель – 8
Учитель: Никитин М.Ю.
Календарно-тематический план (34 часа)
№
год
№ четв
тема
дата
1 Четверть. 1 Этап
1
1
Токарный станок. Пуск и остановка станка, уход за станком
2
2
Разметочный и контрольный инструмент. Разметка цилиндрических деталей
3
3
Резцы для токарных работ. Заточка резцов, работа на токарном станке
2 Этап
4
4
Вытачивание удлиненных деталей. Настройка токарного станка для точения конусов
Краски, кисти, особенности окрашивания древесины водными красками (акварель, гуашь). Пирография, резьба. Знакомство с акриловыми красками. Виды и приемы работы:
а) Нанесение рисунков и узоров для окрашивания
б) Выжигание
в) Геометрическая резьба (декоративное оформление своих поделок)
4 ЭТАП.
Тема 9. Творческая работа. (4 ЧАСА)
Практическая работа по выбору кружковцев. Выполняется по интересующей теме.
ЛИТЕРАТУРА
Цля учителя:
«Резьба по дереву» О. Ларина. Москва - 2008.
«Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева» В. Гришин «Мартин» Москва - 2007 г.
«Резьба по дереву» Крис Пай ТД «Издательство Мир книги» - 2007 г.
«Основы мастерства резчика по дереву» Л. А. Логачёва Москва Народное творчество - 2007 г
«Резьба по дереву» Денис Мур. Москва «АСТ - ПРЕСС » - 2007 г.
«Домовая резьба» И. Алексеев Москва - 2000 г.
«Внеклассная работа по труду» Москва -1981 г.
Для детей:
Журнал «Делаем сами».
Журналы «Домашний мастер».
«Книга для сыновей и для пап» А. Маркуша. Москва – 1990 г.
«Пофантазируй с берестой» Г. И. Перевертень – 2007 г.