Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час на тему: «Эмоции и чувства»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 52» города Магнитогорска
455019, Челябинская область, г. Магнитогорск, пер Ржевского,4; тел 48 21 43, e-mail: int52@mail.ru
Воспитательный час
на тему «Эмоции и чувства»
Подготовила воспитатель:
Алтышева Т.В.
Воспитательный час в 6 классе
на тему: «Эмоции и чувства»
Цели:
Дать понятие о невербальном общении, способствовать выработке навыка правильного невербального общения;
Развитие умения пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «эмоции», с видом эмоций;
Развить у учащихся умения слушать других людей;
Пополнить арсенал лексических единиц, связанных со сферой чувств;
Развивать навыки невербальной коммуникации через отражение и узнавание внешних эмоциональных проявлений.
Оборудование: определение понятия общение, «невербальное общение», эмоции, иллюстрации «мимика».
Ход занятия:
Организационный момент:
Приветствие. Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поздороваемся немного необычно, но очень тепло и радостно. Давайте подарим улыбку себе, соседу по парте, мне, гостям и всем своим одноклассникам. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на доску.
- Что здесь написано?
«Эмоции правят мной или я ими?» ( НА ДОСКЕ)
Правильно! Так сегодня называется наше занятие.. Сегодня мы узнаем что такое эмоции, какими бывают эмоции, научимся их распознавать у себя, у других людей и попытаемся найти способы управления и контроля над нежелательными эмоциями.
Послушайте пожалуйста стихотворение С.Михалкова «А что у вас?»
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
делать было нечего.
Галка села на заборе,
кот забрался на чердак
и сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь.
- А у вас?
- А у меня сегодня гость.
- А у вас?
- А у нас сегодня кошка
родила вчера котят,
котята выросли немножко,
а есть из блюдца не хотят.
- А у нас в квартире газ.
- А у нас водопровод
- Вот!
Воспитатель:
- Кто герои этого стихотворения? (Ответы ребят)
- Как вели они себя вначале? А потом? (Ответы ребят)
- О чём это стихотворение? (об общении друзей)
Воспитатель:
- Каждый человек общается друг с другом.
- А при помощи чего? (Ответы ребят) (при помощи слов, верно)
Общение при помощи слов называется вербальным или словесным.
Вот сейчас, в данный момент мы с вами используем вербальный способ общения.
- А есть ли ещё способ общения, кроме словесного?
Да. Какой? (Ответы ребят)
ПРИ ПОМОЩИ МИМИКИ, ЖЕСТОВ.
Общение без слов. Вот сегодня мы и поговорим о таком общении.
Общение без слов называется невербальным, т. е. это то общение, которое не опирается на речевые символы.
2 этап : Знакомство с понятием «ЭМОЦИИ»
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на это лицо. (Показывает на доске смайлики с различными выражениями лица)
- Когда у нас бывает такое выражение лица? Отвечают: (когда бывает весело, радостно)
- О чём оно говорит? Отвечают: (что человеку хорошо, приятно)
- А когда у нас бывает такое лицо? Отвечают: (когда недовольны, злимся, в гневе.)
- О чём оно говорит? Отвечают: (что человеку плохо и он может сделать что-то плохое)
- А когда у нас бывает такое выражение лица? Отвечают: (когда боимся, страшно и неприятно)
- О чём оно говорит? Отвечают: (что человеку плохо, он боится).
Воспитатель: Посмотрите ребята, вы назвали такие понятия как радость, злость, гнев, страх. Так мы можем выражать наше отношение, наше чувство к тому, что происходит вокруг нас или внутри нас. А это и называется эмоциями.
Эмоции – это выражение нашего отношения , наших чувств к происходящему вокруг нас или внутри нас.
Сейчас мы с вами будем учиться понимать , распознавать и проявлять свои эмоции в различных ситуациях.
ДАВАЙТЕ С ВАМИ РАЗДЕЛИМСЯ НА 2 КОМАНДЫ ПО ПРИНЦИПУ:
«ОГОНЬ, ВОДА» , « НЕБО, ЗЕМЛЯ».
Задание: один человек из команды выполняет одно задание, учитывая те чувства и эмоции, которые указаны в карточке:
Улыбнуться как:
кот на солнце
как будто ты увидел чудо.
Испугайся как:
ребёнок, потерявшейся в лесу.
Устань как:
1. муравей, притащивший большую муху.
Улыбнуться как:
хитрая лиса
Как радостный ребёнок.
Испугайся как:
котёнок на которого лает собака.
Устань как:
человек, поднявший тяжёлый груз.
Всем спасибо. Молодцы! Здорово у вас получилось? Правда вышло забавно и правдиво?
Воспитатель: А могут ли эмоции нанести вред человеку?
Перечислите эмоции которые можно назвать нашими врагами (злость, гнев, обида, зависть, отвращение, стыд)
Давайте попробуем их изобразить? (Раздать листы бумаги)
Воспитатель: нарисовать эмоции, которые вредны для человека. Посмотрите, какие у нас получились неприятные лица. С такими людьми и общаться совсем не интересно.
А какие эмоции можно назвать нашими друзьями? (радость, восторг, удивление, спокойствие)
Эмоции бывают положительными и отрицательными; «полезными и вредными»:
Сейчас мы с вами попробуем заполнить таблицу, но прежде подумайте, что хорошего и что плохого связано с заданными эмоциями:
Эмоция
Её польза
Её вред
Радость
Весело, приятно
Нельзя радоваться, когда другим не весело, а горько.
Злость
После неё отдыхаешь
Можно поссориться
Стыд
Знаешь, что нельзя делать
Неприятно, уши краснеют, всем видно
Печаль
Спокойно сидишь и размышляешь о жизни
Грустных не любят, не хотят с ними общаться.
- А вы когда – либо испытывали такие чувства?
- Может скажите когда?
-А как вам было.
-Хорошо или плохо?
-А каких эмоций бывает больше: положительных или отрицательных? --Конечно отрицательных. С ними нужно бороться и здесь просто не обойтись без знания специальных способов и избавление от плохих отрицательных эмоций.
Способы избавления от нежелательных эмоций.
ФИЗМИНУТКА
Я буду называть движения, а вы изобразите их.
Покапаем как мелкий и частый дождик. А теперь как тяжёлые большие капли. Полетаем как воробей, а теперь –как чайка, как орёл. Походим как старая бабушка, попрыгаем как весёлый клоун. Пройдёмся как маленький ребёнок, который учится ходить. Осторожно подкрадёмся, как кошка к птичке. Пощупаем ногой кочки на болоте. Задумчиво пройдёмся, улыбнёмся соседу, что рядом с вами.
Почувствуйте, как солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Чувствуете, как он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями. На лбу, носу, щеках, подбородке поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Вот он тихонько забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас , а вы подружитесь с ним. Улыбнитесь ему. Откройте глаза, Спасибо ребята. Работаем дальше.
ВСЕ ВЫ ЛЮБИТЕ ЗАГАДКИ? Вот сейчас и разгадаем их:
Выйдите ко мне 6 человек. Разделитесь на две команды по 3 человека. Договоритесь, кто будет первым, вторым, третьим.
- задумывает любое животное;
- любую эмоцию;
- Должен изобразить так, как движется это животное, переживающее данную эмоцию.
Соперники должны догадаться, что это за зверь и какую эмоцию он переживает.
«Ситуации с эмоциями» (на карточках)
Кто желает поучаствовать?
Желающим раздаются карточки на которых написана та или иная ситуация. В карточке подчёркнуты 2 эмоции, которые переживают персонажи. Вам даётся 5 мин. На подготовку, чтобы инсценировать описанную в карточке ситуацию, не используя человеческой речи. Мы с вами, кто не участвует, должны определить и животных, и по 2 для каждой ситуации переживания.
«Сказка с эмоциями»
Есть ещё желающие?
Есть. Молодцы!
Я предлагаю вам карточки с названиями русских народных сказок. Вам нужно показать сказку так, чтобы в ней как можно больше прослеживалось эмоций.
Воспитатель: Давайте посмотрим на доску и вспомним, какой вопрос мы себе задали в начале занятия?
ЭМОЦИИ ПРАВЯТ МНОЙ ИЛИ Я ИМИ?
- Так что мы ответим? (Ответы ребят)
- Правильно.
- Как мы можем управлять своими эмоциями, с помощью каких средств?
(цвет в одежде, комкать или рвать бумагу, с помощью счёта про себя, и ещё, если у вас плохое настроение, нужно посмотреться в зеркало, улыбаться, даже если и не хочется и настроение тоже изменится, если тебя обзывают – нужно рассмеяться, или просто уйти не обращая внимания.
Все молодцы! Хорошо и плодотворно поработали со мной. Спасибо за работу.
Домашнее задание: постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциями.
Представление воспитательного часа в 6 классе.
Тема урока: Эмоции и чувства.
Задача: познакомить учащихся с понятием «эмоции», с видами эмоций, со способами избавления от нежелательных эмоций.
Цели: развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей, развивать умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для передачи переживаемых эмоций.
Методы: словесный и игровой.
Форма урока: комбинированный, т.к. форма урока предусматривает обязательное чередование теории с практикой, использование элементов тренинга. Чем класс младше, тем более практика должна преобладать над теорией, чтобы удержать внимание детей.
Большая часть даваемых знаний должна быть хорошо понятна учащимся и усвоена на примерах из практики.
Материал, который будет предложен учащимся, должен быть насколько возможно испытан самими учащимися, как говорится «на собственной шкуре», т.е. в различных играх, упражнениях. Только после этого усвоение материала будет максимальным.
Структура урока включает следующие этапы:
Приветствие учащихся.
Сообщение темы и цели занятия.
Знакомство с понятием «эмоции».
(Я расскажу о том, какие бывают эмоции, по каким признакам можно определить что испытывает человек.)
4.Распознавание эмоций и их виды.( выясним на что именно нужно обращать внимание при распознавании эмоций.)
5.Знакомство со способами избавления от нежелательных эмоций.
6. Игровой тренинг (здесь учащимся будут предложены разные виды эмоций, где они должны будут проявить свои творческие способности.)