Это весёлое подвижное занятие содержит познавательный материал, соотвветствующий возрастным и интеллектуальным особенностям обучающихся коррекционой школы для детей с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие "Зимние забавы"»
Воспитательное занятие «Зимние забавы»
Цель занятия:
формирование у детей отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
Задачи:
внедрять здоровье сберегающие технологии для укрепления здоровья школьника;
формировать необходимый уровень грамотности по вопросам здорового образа жизни.
В своей работе я ориентируюсь не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и становление их мотивационной сферы гигиенического поведения.
Занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям обучающихся. Оно наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами, используется театрализованная деятельность. Это занятие проходит в спортзале. Дети с большим удовольствием участвуют в конкурсах, эстафетах, подвижных играх, играют в «снежки». Это занятие способствует укреплению здоовья детей, развитию их двигательной и познавательной деятельности.
Новогодний сценарий занятия носит веселый, развлекательный характер, но при этом также достаточно информативен и выполняет роль своеобразного инструктажа по технике безопасности. 1. Вводная беседа
- Сегодня мы с вами посмеемся, пошутим и поговорим о любимом празднике всех ребят — о Новом годе.
- Почему вы его любите?
- Расскажите, как вы встречали в своих семьях Новый год.
- Какие подарки получили?
- Какое настроение у вас было?
- Как вы провели каникулы?
2. Знакомство с историей становления праздника.
- А вы знаете, что давным-давно Новый год праздновали по-разному; и летом, и в сентябре, и в марте, и в ночь на первое января.
Это происходило потому, что страны жили по своему летоисчислению. Но пришло время, когда известный правитель римлян Юлий Цезарь провел реформу.
- А что же было на Руси? Вместе с христианством к нам из Рима пришел и календарь, созданный Юлием Цезарем. Но русский народ праздновал Новый годпо-старому — 1 марта, а позже и второй раз — в сентябре. Весело? Встречали, как и сейчас — ночью, с гостями и угощениями. Ровно в 12 часов ночи гремел выстрел пушки и звучал большой колокол на колокольне. Все обнимались и троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира. Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 года.
- Почему? Как вы думаете?
- Петр I. Я ввел новое летоисчисление от Рождества Христова. Было запрещено праздновать Новый год 1 сентября. А 15 декабря 1699 года барабанный бой призвал народ на Красную площадь. Здесь был устроен высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ.
Указ Петра 1
В знак доброго начинания и нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви мною повелено; «по большим проезжим улицам и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года.
Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия» друг друга поздравляли с Новым годом и столетним веком и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, января с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров или из хвороста, из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, такого же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистерскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».
- А теперь поговорим о главном герое этого праздника — Деде Морозе.
Появился Дед Мороз давным-давно. Поначалу это был дух холода. От него не ждали подарков, а, наоборот, дарили их ему. Прообразом нашего современного Деда Мороза стал святой Николай-угодник, так как день его поминовения —19 декабря — перед самым Рождеством. Это был очень добрый человек. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.
- А теперь я расскажу о костюме Деда Мороза.
История костюма
Борода густая и такие же волосы серебристо-белого цвета означают, что наш Дедушка имеет преклонный возраст и могущество.
Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом. Эти детали, символизирующие чистоту, практически потерялись в современном костюме.
Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), расшитая серебром, отороченная лебединым пухом.
Шапка — расшита серебром и жемчугом. Оторочка отделана лебединым пухом или белым мехом с треугольным вырезом на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал. Круглая форма шапки традиционная для русских царей.
Варежки — трехпалые, белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что Дед Мороз дает из своих рук. Кстати, трехпалые варежки — символ троеперстия, каким принято креститься в православии.
Пояс — белый, с красным орнаментом (символ связи предков и потомков).
Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Небольшой слегка скошенный каблук. В холодные дни Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы Севера, воды и чистоты.
Посох — хрустальный или серебряный «под хрусталь». Ручка витая, тоже серебристо-белого цвета. Посох завершает лунница, стилизованное изображение месяца, или голова быка как символ власти, плодородия и счастья. Эти знаки очень древние.
Мешок с подарками — более поздний атрибут хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.
Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой, любит и лыжи.
- А где дом Деда Мороза? (Дед Мороз живет в Великом Устюге.)
- Есть у Деда Мороза внучка Снегурочка (показать изображение Снегурочки).
- Наверное, вам интересно, как называют персонажей новогодних праздников в других странах? Слушайте.
Йоулупукки — у финнов.
Кристкинд — у немцев.
Пэр-Ноэль — у французов.
Фазэр Кристмас — у англичан.
Баббо Натале — у итальянцев.
Йолотомтен — у шведов.
Юлебукк — у норвежцев.
Микулаш — у чехов.
Санта Клаус — у американцев.
- Во всех странах и празднование проходит по-разному.
В Англии до сих пор сохраняется старый обычай украшать дом ветками вечной зелени — плющом, остролистом, а над дверью, как и прежде, укреплять веточку омелы. По обычаю, эта ветка дает хозяинуправо поцеловать каждого входящего. Обычай украшать ель появился в Англии сравнительно недавно и был завезен из Германии.
Англичане любят дарить подарки. С особым чувством ждут их дети, а разносит их добрый Санта Клаус.
В Великобритании еще готовят на Новый год особые традиционные блюда. На завтрак обычно подают овсяные лепешки, пудинг, особый сорт сыра — кеббен, на обед — жареного гуся или бифштекс, пирог, яблоки, запеченные в тесте. Новогодние овсяные лепешки у кельтских народов имели особую форму — круглые, с отверстием посередине. Старались при выпечке их не сломать, так как это считалось дурным предзнаменованием.
В настоящее время в Шотландии для новогоднего стола выпекают большой круглый песочный торт, украшенный цукатами, миндалем, орехами, сахарными и марципановыми фигурками. Каждый год огромное количество таких тортов рассылается во все уголки земного шара шотландцам, находящимся за границей.
- Очень интересные сведения мы сегодня узнали. Надеюсь, что вы все новые знания запомнили и поделитесь ими с друзьями. А сейчас давайте отгадаем загадки про зиму и Новый год.
1.Выгляну в оконце —
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит!(Снег)
2. Колкую, зеленую
Срубили топором.
Красивую, зеленую
Принесли к нам в дом. (Елка)
3. С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки.
Белые...(Снежинки)
4. Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.(Кормушка)
5. Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это?(Дед Мороз)
6. Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка, ребята,
Кто окно разрисовал?(Мороз)
7. Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды —
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
8. Рассыпала Лукерья Серебряные перья. (Метель)
9. Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются. (Лыжи)
10. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
11. Что за странный человек
Прибыл в двадцать первый век:
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)
12. Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы. (Санки)
13. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
14. Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)
-Зимние каникулы – самое замечательное время для весёлых снежных забав. Какие зимние игры и забавы вы можете назвать?
Загадки 1.Он на лыжах, но как птица, Может в небе появиться. Оттолкнётся и вперёд, Отправляется в полёт. Прыжки с трамплина.
2. И в мишень спортсмен стреляет, И на лыжах мчится он. А вид спорта называют Очень просто: .. Биатлон
3. Мчаться вниз по снежным склонам – Очень мужественный спорт! А поможет чемпионам, В этом спорте ...Сноуборд
4. По склону, спортсмены, Быстрее трамвая, Съезжают на лыжах, Флажки огибая. Слалом.
5. Посмотрите – вот герой, Он летит вниз головой,
Животом на санках лёжа. Страшно так, мороз по коже. Скелетон.
6. Во дворе с утра игра, Разыгралась детвора. Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» - Значит там игра – …хоккей
7. Спорт на свете есть такой, Популярен он зимой. На полозьях ты бежишь, За соперником спешишь.Лыжные гонки.
8. На площадке ледяной, На площадке ледяной Игроки метут метлой, И по льду гоняют камень. Что за спорт здесь перед нами? Кёрлинг
Ведущий: Все любят зиму, а особенно дети. Именно в это замечательно время года можно от души повеселиться.
Много интересных забав предлагает нам зима. Кто-то любит кататься на санках с заснеженной горы. Кто-то устраивает снежные бои с друзьями после школы. У кого-то замечательно получается кататься на фигурных коньках. Кому-то хочется покататься на лыжах. После снегопада воздух особенно чистый, и можно отправляться кататься с горы на санках.
Мчатся мои санки
Быстро с горки сами.
Ветер дует мне в лицо
И свивает снег в кольцо!
Ученик: Солнце выходит выше
С каждым днём.
Мы наденем лыжи –
В лес пойдём.
Словно терем белый
Замер бор,
Мы на лыжах смело
Мчимся с гор.
Весело искрится
Чистый снег.
Разрумянит лица
Быстрый бег.
Ученик: Вечер. Музыка играет.
На катке полно ребят.
Ель нарядная сияет,
Огоньки кругом горят!
Режем острыми коньками
Серебристый гладкий лёд,
И сверкает огоньками
Белых хлопьев хоровод.
Ведущий: Зимой случаются оттепели. Тогда снег становится липким, влажным. Очень весело поиграть в такую погоду в снежки! Можно построить снежную крепость или снеговика.
Ученик:Из снега соберём комок. Поставим сверху мы горшок. Заменит нос ему морковка. Метлу в руках он держит ловко. Наденем шарфик мы ему, И не замёрзнет он в пургу. К теплу он вовсе не привык. Ведь это чудо – снеговик.
Ученик: Снеговик или снежная баба - простая снежная скульптура.
Лепка снеговика – любимое занятие детей и взрослых. А вы знаете, что в древние времена их считали ангелами, сошедших с небес, которые доносят до Бога просьбу и мечты людей. Поэтому, как только снеговик был готов, люди тихонько шептали ему свое заветное желание, а потом ждали и верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится. А для того, чтобы снеговик мог взлететь на небо, в его руку вставляли метлу.
Ученик: Головку от подушки
Поднимай скорей,
Бери коньки и клюшку –
Пойдём играть в хоккей!
Мороз румянит щёки,
Уже залит каток.
На солнце серебрится
Искрящийся ледок.
Атаки отражая,
По шайбе будем бить,
А шайба, как живая,
Крутиться и скользить.
В воротах встанет Саня –
Испытанный вратарь.
В хоккей сыграет с нами
Сам дедушка Январь!
Посмотрите-ка, ребята, Всё вокруг покрыла вата! А в ответ раздался смех: - Это выпал белый снег. Не согласна только Люба: - Это вовсе не снежок – Дед Мороз почистил зубы, И рассыпал порошок. Мчатся мои санки Быстро с горки сами.
Ветер дует мне в лицо И свивает снег в кольцо!
Ученик: Солнце выходит выше
С каждым днём.
Мы наденем лыжи –
В лес пойдём.
Словно терем белый
Замер бор,
Мы на лыжах смело
Мчимся с гор.
Весело искрится
Чистый снег.
Разрумянит лица
Быстрый бег.
Ученик: Вечер. Музыка играет.
На катке полно ребят.
Ель нарядная сияет,
Огоньки кругом горят!
Режем острыми коньками
Серебристый гладкий лёд,
И сверкает огоньками
Белых хлопьев хоровод.
Ученик: Из снега соберём комок. Поставим сверху мы горшок. Заменит нос ему морковка. Метлу в руках он держит ловко. Наденем шарфик мы ему, И не замёрзнет он в пургу. К теплу он вовсе не привык. Ведь это чудо – снеговик.
Ученик: Головку от подушки Поднимай скорей,
Бери коньки и клюшку – Пойдём играть в хоккей!
Мороз румянит щёки, Уже залит каток.
На солнце серебрится Искрящийся ледок.
Атаки отражая, По шайбе будем бить,
А шайба, как живая, Крутиться и скользить.
В воротах встанет Саня – Испытанный вратарь.
В хоккей сыграет с нами Сам дедушка Январь!
Ребята, разбившись на две команды, по очереди называют зимние игры. (катание на санках, лыжи, снежки, снежные городки, катание на коньках, царь горы и т.д.)
-Какой главный навык для игры в снежки?
- Меткость
-Сейчас мы и проверим, насколько вы готовы играть в снежки, проверим вашу меткость.
Команды разбиваются на пары – «снайпер» и «корзина». Кидают скомканные листы бумаги на расстоянии длины кабинета, стараясь попасть в мусорный мешок, который держит напарник. Победит та команда, у которой больше попаданий
- Молодцы! Но посмотрите, не все снежки оказались у цели. Что нужно сделать после игры? - Нужно прибрать за собой
Мы с вами знаем, что всегда нужно прибирать за собой, когда выезжаем на природу, в лес. Но ведь и зимой нужно следить за чистотой и порядком – стараться не разбрасывать (или прибирать за собой) сугробы, которые начистил дворник во дворе, не ломать ветки деревьев – в холода деревья особенно ранимы, и уж конечно не бросать мусор. Так неприятно бывает, когда весной из-под снега «вытаивают» фантики, пакеты, пластиковые бутылки и другой мусор. Вы молодцы, что всегда прибираете за собой. Давайте проверим, насколько серьёзно вы настроены на предстоящие каникулы. Как много вы знаете о зиме и всём, что с ней связано? Давайте попробуем ответить на ряд «зимних» вопросов.
Учащиеся разгадывают загадки, связанные с темой зимних забав. Отвечает первый, кто поднимает руку. Либо разгадывают кроссворд по теме.
-Одна из любимых вами зимних забав – катание на лыжах. Какие навыки требуются для этого вида спорта?
-Выносливость, ловкость, чувство баланса и равновесия.
- Вот именно чувство баланса и равновесия понадобится вам сейчас продемонстрировать.
Учащиеся пробуют пройти на скорость между рядами класса, балансируя с книгой на голове и не уронив её.
-Как хорошо вы прошли дистанцию! Ловкие, быстрые, аккуратные.
Игры. -Нарисовать Деда Мороза.
Собрать снежинки(кто быстрее).
Написать фломастером на листе бумаги.
Нарядить и разрядить ёлочку
-Катаем снеговика(мячи)
Сделать снеговика.
Игра «Снежки» (бумага).
Игра со стульями (под музыку).
Собирайся на «лыжню».
Водим хороводы вокруг елки.
Новогоднее обращение к деду Морозу.
-Как показало наше занятие, вы умные, ловкие, спортивные, меткие, быстрые, аккуратные, ответственные. Я желаю вам весело, полезно и безопасно провести предстоящие зимние каникулы и вернуться в школу отдохнувшими, полными сил и желания учиться! С наступающим новым годом! Подведение итогов, обобщение, оценивание и поощрение призами!