2. Постановка цели занятия | Звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» 1. Мы много раз видали рукопашный В кино, ребята, только лишь в кино. И было всем, поверьте, очень страшно. Напомнило о прошлом нам оно. 2. Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувеченно серьёзно: Страдали тяжко дети от войны... Их называли - дети войны. Что же о них знаем мы? -Добрый день дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Вы уже догадались, какой теме посвящено наше сегодняшнее занятие? (ВОВ) - На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. А за два года до этого фашистская Германия начала свое шествие по Европе, давая начало Второй Мировой Войне – 1 сентября 1939 года. -Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили. - (слайд 1). Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки. Дети. - «Мы были юны, страшно юны, среди разрывов и траншей» – эти строки поэта Олега Шестинского посвящены детям и подросткам Великой Отечественной войны, тем, кому к началу войны не исполнилось 18 лет. На фронт ушли их отцы, многие погибли уже в начале военных действий на территории нашей Родины. - Дети военных, огненных лет! Детство и война слились в единое целое для мальчишек и девчонок 1941–1945 годов. Как рано они повзрослели. Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись нашей Родины навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и подпольщиков. - В тылу ребята трудились на полях и заводах, собирали металлолом и лекарственные травы, ухаживали за животными и помогали тщательно собирать урожай, чтобы ни один колосок не пропал в поле (слайд 2). - На оккупированных фашистами территориях многие дети и подростки погибли от голода и холода, от мучений в концлагерях. На Смоленщине были сожжены сотни деревень вместе с жителями, погибали даже грудные дети. -Война была. И, мы – потомки, тех, кто ценой своей жизни, приближали Победу, должны помнить их ВЕЧНО! -Сегодня мы с вами, ребята, узнаем о детях и подростках, совершивших героические подвиги в годы Великой Отечественной войны во имя будущего нашей Родины, во имя нас с вами тоже. За свободу Родины многие юные герои отдали свои жизни и наш долг знать и помнить об этом, чтобы никогда на территории нашей России не разгорелся огонь войны. Тема нашего занятия: «Дети войны» (слайд 3-4). Пускай во всем, чем жизнь полна, Во всём, что сердцу мило, Нам будет памятка дана о том, что в мире было. Затем, чтоб этого забыть, Не смели поколенья. Затем, чтоб нам счастливей быть, А счастье – не в забвенье! (А.Т. Твардовский) 2. Стихотворение В.Суслова «Сыны полков» (слайд 5). Горнили «К бою!» трубы полковые. Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые, На левый фланг, На левый фланг в солдатский строй. Великоваты были им шинели, Во всём полку сапог не подобрать. Но всё равно в боях они умели Не отставать, Не отступать и побеждать. Тянули связь военные мальчишки, Катили в бой на танковой броне, Валились с ног в минуты передышки, И в час ночной, Неслись домой. | Отвечают на вопросы беседы. Просматривают слайд (1-5) | Умение сформулировать цели занятия, мотивация обучающихся на работу. |
3. Основная часть занятия: 3.1.Дети-герои, шедшие по дорогам войны: Владимир Афанасьевич Володенков – юный герой ВОВ. Игорь Михайлов – в первый класс с передовой. Люся Ремизова - пакет прибыл по назначению. Шура Ефремова - подарок партизанам Коля Янушевский - связной легендарного разведчика. | Дороги войны... По ним шли не только солдаты – дети тоже. У каждого из наших, героев была своя дорога, но всех их объединяло одно – любовь к своей Родине и желание жить свободными на своей земле. Владимир Афанасьевич Володенков – юный герой Великой Отечественной войны (слайд 6). Володя родился под знаменитой Ельней, в деревне Селенково. Через несколько лет семья переехала в Москву. В самом начале войны его отец ушёл на фронт добровольцем. 9-летний мальчишка тоже решил идти на фронт. В жаркий июльский день 1941 года он приехал на Белорусский вокзал, увидел группу военных и с мольбой обратился к ним: «Дяденьки, возьмите меня с собой на фронт, я сирота, хочу бить фашистов, буду делать, что прикажете...» Воинственный настрой мальчика, напор, с которым он «атаковал» военных, покорил солдат, и они, посовещавшись со старшим по званию, взяли Володю с собой. В тот день он не знал, что попал в 251-ю отдельную штрафную роту 60-й армии. Да и какая разница ему была – главное, что он ехал на фронт воевать с фашистами. Девятилетний новобранец оказался физически крепким парнишкой. Он выполнял любую работу: дежурил на кухне и мыл полы, копал окопы и чистил оружие. И всегда просился в бой. Командиры любили мальчишку и берегли его. Только через год зачислили его во взвод разведки. Юркий, смышлёный разведчик мог сноровисто пролезть в любую щель, ловко орудовал ножницами, перерезая колючую проволоку и телефонные провода фашистов. Володя в составе взвода разведчиков принимал участие во многих боевых операциях. За бой при взятии города Тернополя он был удостоен первой боевой награды – медали «За отвагу». Вручали её юному разведчику перед всей ротой, причём первому. Володя участвовал и при освобождении его родного города Ельни, которая теперь стала городом воинской славы. Вместе с разведчиками Володя принимал участие в освобождении Варшавы. Ему было 11 лет. За проявленное мужество в этой операции он был награждён орденом Красной Звезды. В Центральном архиве Министерства обороны России хранится личное дело Владимира Афанасьевича. В нём, в частности, сказано: «Сержант Володенков показал себя выдержанным, дисциплинированным воином. Несмотря на малый возраст, находясь на должности связного при командире роты, выполнял все приказания в срок и точно, преодолевая все трудности...» 31 июля 1945 года, уже старший сержант Владимир Афанасьевич Володенков, получил благодарственное письмо от командующего 2-м Белорусским фронтом Маршала Советского Союза Рокоссовского. Маршал благодарил 13-летнего воина за мужество и отвагу, проявленные за четыре года Великой Отечественной войны. Для Володи война закончилась 18 мая в Праге. Лихое военное время оставило юному разведчику серьёзные отметины – он был дважды ранен, стал инвалидом. Никто не осудил бы его, если бы он провёл войну в эвакуации, но он не мог поступить иначе... После войны он закончил в Москве ремесленное училище, стал строителем и вскоре вернулся в родные края на Смоленщину. В Смоленске, работая в дистанции гражданских сооружений, строил различные железнодорожные объекты и жилые дома. Игорь Михайлов - в первый класс с передовой (слайд 7). Медалью «За оборону Сталинграда» был награждён восьмилетний Игорь Михайлов. Во время обороны крепости на Волге мальчик находился на артиллерийской батарее своего отца Константина Алексеевича Михайлова. Вместе с бойцами Игорь стойко переносил опасности и лишения. Как мог, помогал бойцам: приносил воду, письма, газеты, собирал и передавал командованию немецкие листовки и не раз выслеживал немецких разведчиков. Когда фашисты были разбиты под Сталинградом, Игорь прилетел на самолёте к родным в Москву. Осенью 1944 года он поступил в первый класс одной из московских школ. Люся Ремизова - пакет прибыл по назначению. В 1942 году близ города Волгограда фашисты захватили в плен вместе со взрослыми школьницу Люсю Ремизову и заставили её стирать бельё, убирать помещение, где жили офицеры. Однажды фашистскому полковнику связной доставил важный пакет с важными документами. Когда офицер заснул, Люся, захватив документы, смертельно рискуя жизнью, пробралась к советским воинам. За свой мужественный поступок Люся была награждена медалью «За отвагу». Шура Ефремова - подарок партизанам. Война застала москвича Шуру Ефремова в Ельнинском районе на Смоленщине. Мальчик видел, какие зверства творят фашисты на нашей земле. Шура созвал на тайное собрание сельских ребят, где они решили собирать и прятать оружие и боеприпасы. Шуре удалось связаться с партизанами. Он и некоторые его друзья пришли в отряд и передали оружие партизанам. Он участвовал во многих партизанских операциях. Награждён орденом Красной Звезды. Коля Янушевский - связной легендарного разведчика (слайд 8). В Цуманских лесах, под городом Ровно, располагалась партизанская база. В рядах партизан находился 12-летний Коля Янушевский из деревни Колесово Ровенской области. Коля Маленький – так его звали в отряде – нёс боевую службу разведчика. Коля Маленький был связным отважного советского разведчика Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова. Коля помогал Н.И Кузнецову взять в плен фашистского генерала Ильгена. За выполнение боевых заданий Коля Янушевский награждён партизанской медалью. (слайд 9) ... Ветры в походные трубы трубили, Дождь отбивал барабанную дробь... Ребята – герои в разведку ходили Сквозь чащу лесов и болотную топь… А нынче в разведку идут следопыты, Туда, где когда-то ровесники шли... Не будут, не будут, не будут забыты Ребята – герои родимой земли! ... И кажется, снова в борьбе и в походе Сегодня в рядах своих верных Друзей Голиков Лёня, Дубинин Володя, Котик, Матвеева, Зверев, Казей. В мирные дни, побеждая и строя, Помнит Отчизна своих сыновей. (Н. Добронравов) | Знакомятся с детьми-героями и их подвигами, просматривают презентацию слайды 6-9 | Умение слушать, видеть и понимать других, развитие любознательности и наблюдательности, познавательной инициативы, патриотических чувств, сопереживания и сострадания. |
3.2 На оккупированной территории. | Своим чёрным крылом накрыла война детей и подростков на оккупированной территории Советского Союза. Вместе с первыми бомбёжками закончилось детство мальчишек и девчонок. Вспоминает Николай Дмитриевич Кондратов. «Трагично памятен мне один из осенних дней 1942 года. Жил я вместе со своими родителями и тремя сестрами в деревне Влашкино Демидовского района. Партизанские отряды, действовавшие в округе, доставляли фашистам большое беспокойство. Уничтожить их врагу никак не удавалось. И тогда фашисты решили выместить всю злобу на деревенском населении. Вся наша семья была дома, когда на улице раздались шум, крики, немецкая речь. Фашисты ворвались и к нам, силой вытолкали всех из дома, куда-то погнали. У оврага толпу разделили на две части. Мы не знали, что с нами собираются делать до тех пор, пока одну из групп не загнали в сарай, заперли и подожгли. Душераздирающие крики и детский плач, чёрный смрадный дым, чудовищные языки пламени... Вторую группу, в которой был и я, выстроили на краю оврага. Напротив поставили пулемёты, встали автоматчики. Офицер подал команду. Застрочили автоматы и пулемёты. Стоны, крики, падают тела. Какие-то секунды видел я всё это и упал вместе со всеми. Очнулся на телеге. Меня куда-то везли. Не сразу я понял, что это свои. После расправы над людьми фашисты уехали. Вскоре прибыл бульдозер и засыпал ров с погибшими. Того небольшого промежутка времени хватило, чтобы спасти оставшихся в живых. Нас вытащили из-под трупов несколько израненных человек. Фашисты убили мою мать, отца, двух сестёр. Спаслась только моя третья сестра, которой в тот чёрный день не было дома. Меня взяли воспитанником в воинскую часть. Прошёл с ней войну. До самой смерти не забуду страшный день 1942 года, когда фашисты зверски уничтожили 250 моих односельчан. В годы оккупации в каждом районе Смоленской области были сожжены деревни дотла вместе с жителями. Историки насчитывают их несколько сотен. Многие районы области совершенно обезлюдели. Многие деревни после войны так и не были восстановлены. Для погибших было великим мужеством жить на родной земле, когда пришли фашисты, жить и верить в Победу. Виновны они были лишь в том, что хотели жить в свободной стране на земле своих отцов и дедов. Просмотр документальных кадров о немецком концлагере в г. Смоленске «Смоленское гетто» (слайд 10-29). Минута молчания. Видеофрагмент «Памяти павших будьте достойны» (слайд 30). | Знакомятся жизнью детей на оккупированной территории, просматривают презентацию о смоленском гетте слайды 10-29, Чтят память погибших минутой молчания - слайд 30. | Умение слушать, видеть и понимать других, развитие любознательности и наблюдательности, познавательной инициативы, чувства сопереживания и сострадания. |
3.3 Военное сиротское детство | Военное сиротское детство (слайд 31). Трагедия нашего народа была в том, что многие дети во время войны потеряли своих родителей, осиротели. Этим ребятам приходилось переживать голод, холод, болезни. У них не было крыши над головой. Они бродяжничали, попрошайничали, воровали, чтобы выжить. В пилотке мальчик босоногий С худым заплечным узелком Привал устроил на дороге, Чтоб закусить сухим пайком. Горбушка хлеба, две картошки – Всему суровый вес и счет. И, как большой, с ладони крошки С великой бережностью – в рот. Стремглав попутные машины Проносят пыльные борта. Глядит, задумался мужчина. – Сынок, должно быть, сирота? И на лице, в глазах, похоже,– Досады давнишняя тень. Любой и каждый все про то же, И как им спрашивать не лень. В лицо тебе серьезно глядя, Еще он медлит рот открыть. – Ну, сирота.– И тотчас: – Дядя, Ты лучше дал бы докурить. (1943 А. Т. Твардовский) | Знакомство с последствиями войны в жизни детей Просмотр презентации, слайд 31 | Умение слушать, видеть и понимать других, развитие любознательности и наблюдательности, познавательной инициативы, чувства сопереживания и сострадания. |
3.4 Труд детей и подростков в годы Великой Отечественной войны. | Труд детей и подростков в годы Великой Отечественной войны. Жизнь детей и подростков в годы войны не назовёшь лёгкой. От голода и болезней умерли многие тысячи ребят. В колхозах дети с 9 лет уже работали на полевых работах, собирали вместе с взрослыми посылки на фронт для бойцов Советской армии. Девочки работали в госпиталях санитарками, в школах организовывались концертные бригады для выступлений в госпиталях (слайд 32). Школьники собирали металлолом, чтобы на заводах из него делали оружие для защиты Родины (слайд 33). Многие заводы были эвакуированы, и в заводских цехах работало много подростков. Ребята делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков. В деревообрабатывающих цехах подростки делали ящики для снарядов, мин, патронов. Эти ребята и девчонки тоже были солдатами, солдатами трудового фронта. Все свои сипы они отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. Вера в то, что наша Родина будет, свободной помогала ребятам в недетском труде. Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. | Знакомство с трудом детей в годы ВОВ, просмотр презентации, слайды 32- 33. | Умение слушать, видеть и понимать других, развитие любознательности и наблюдательности, познавательной инициативы, чувства сопереживания и сострадания. |
4. Подведение итогов занятия | Сейчас подведем итоги нашего занятия: - В наши дни школьники принимают участие в поисковых отрядах на местах боёв Великой Отечественной войны, организации школьных музеев. Мы храним в своём сердце признательность всем героям Великой Отечественной, отдавших все свои силы, а порой и жизнь, за свободу нашей Родины. Для чего??? (ответы детей) - Ребята, а какой теме было посвящено наше занятие? Как вы считаете: нужно было поднимать эту тему? (ответы детей) - Да полностью с вами согласна - наша страна, наша держава будет сильной, крепкой и надеюсь неприкасаемой лишь тогда когда мы научимся чтить и помнить прошлое нашей страны, нашу историю. Запомните имена тех героев, которые помогли нашему отечеству спастись от фашистского ига. -Мне хочется надеется, для вас прошло не зря и вы будите помнить о войне, о её участниках: о доблесных, смелых, и отважных героях нашей страны. Будем помнить, и передавать своим детям, внукам и правнукам. ПАМЯТЬ ОБ ЭТОМ ДОЛЖНА ЖИТЬ ВЕЧНО!!! (слайд 34). | Анализируют свою деятельность на занятии, делают выводы, просмотр слайда 34. | Способность к самооценке результатов деятельности. |
5. Рефлексия | Учащиеся продолжают фразы, начатые воспитателем: Я хотел бы… 2. Мне запомнилось… 3. Меня потрясло сильнее всего… 4. Мой дед рассказывал… -А закончить наше занятие мне хочется следующими словами: Да будет светлой жизнь детей! Как светлый мир в глазах открытых! О, не разрушь и не убей - Земле достаточно убитых! Прошла война, прошла страда. Пусть память верную о ней, Хранят об этой муке, И дети нынешних детей И наших внуков внук. - Всем спасибо за внимание! До новых встреч! | Анализируют своё эмоциональное состояние в конце занятия, высказывают своё мнение | Умение анализировать эмоциональные состояния от полученной информации о ВОВ, детях-героях, умение выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других. |