Просмотр содержимого документа
«Тема «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья»»
Тема: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации человека.
Использование компетентностного подхода при обучении детей с умственной отсталостью означает постепенный переход от репродукции знаний и навыков к конструированию содержания образования, применению различных мониторингов и использованию систем контроля качества образования.
При наличии такой сильной практической составляющей содержание образовательного процесса будет строиться на основе освоения учебных компетенций.
Использование в педагогике понятия "компетенции", как синонима
"компетентности" приводит к тому, что понимание проблемы формирования компетенций становится двойственным.
С одной стороны это может означать уточнение, расширение представлений о самих
компетенциях, а с другой - развитие знаний и умений у учащихся.
Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.
Учебная компетенция - характеристика требований к обучающему, которые позволят стать ему компетентным в учебной деятельности.
Компетентность включает ряд компонентов, таких как когнитивный, мотивационный, поведенческий и рефлексивно-оценочный.
Европейский вариант ключевых компетенций включает умение:
изучать;
искать;
думать;
сотрудничать;
приниматься за дело;
адаптироваться.
Отечественные педагоги и психологи предлагают формировать у учащихся следующие компетенции:
ценностно-смысловые;
учебно-познавательные
информационные;
коммуникативные;
социально-трудовые.
При комплексном формировании компетенций для умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся особую важность представляет формирование социально-трудовой компетенции. Социально-трудовая компетенция- способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. Социально-трудовая компетенция предполагает знания об обществе (его функциях, ценностях, развитии), социальных институтах (их функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом), рынке труда (его потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к профессионалу в той или иной отрасли).
Способы деятельности можно выделить следующие:
· умение выполнять социальные функции, являющиеся принадлежностью определенной социальной роли:
· умение решать проблемы на рынке труда.
Согласно социологическому словарю: "Человек является социально- компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации".
Поэтому для учащихся с ОВЗ особенно актуальным является формирование социально-значимых компетенций.
Ведь заболевания у детей влекут за собой существенные ограничения жизнедеятельности, они способствуют социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, в овладении в будущем профессиональными навыками.
В связи с этим выделяют две стратегии в формировании социально- значимых компетенций школьников с нарушением интеллектуального развития в образовательной среде:
- развивающую, предполагающую создание условий, стимулирующих развитие ее базовых составляющих,
- формирующую, предполагающую помощь умственно отсталым школьникам в обретении социальной умелости.
Развивающая стратегия реализуется через обогащение развивающего потенциала взаимодействия участников образовательной среды, а формирующая – через реализацию специальных развивающих программ.
Социально-значимые или жизненно-важные компетенции у школьников с ограниченными возможностями здоровья формируются при соблюдении следующих условий:
знания об обществе и самом себе в обществе соединяются с навыками социального взаимодействия, конструктивными способами поведения в трудных ситуациях;
отношение к обществу, выраженное в мотивации, ценностях и качествах личности, соединяются с социальной ответственностью.
В соответствии с Образовательным Стандартом педагогический коллектив нашей школы занимается формированием жизненно-важных компетенций, которые помогут умственно отсталому ребёнку более успешно интегрироваться в окружающую среду.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}