Методическая разработка «Россия - Родина моя» направлена на развитие патриотического воспитания детей, на воспитание любви и привязанности к своей Родине, включает систематизацию знаний о символике государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Россия - родина моя»
Муниципальное казенное учреждение «Крапивинская общеобразовательная
школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сценарий открытого общешкольного мероприятия для детей коррекционной школы
«Россия - Родина моя»
Автор: педагог-воспитатель
Колотий Светлана Стасевна
Каменный, 2018
Патриотизм – это когда вы считаете,
что эта страна лучше всех остальных оттого,
что вы здесь родились.
Бернард Шоу.
Методическая разработка «Россия - Родина моя» направлена на развитие патриотического воспитания детей, на воспитание любви и привязанности к своей Родине, включает систематизацию знаний о символике государства.
1.Основная часть.
Цели:
- создать условия для формирования понятий: Русь, Россия, Родина; для систематизации знаний школьников о государственной символике РФ.
- способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся; организовать совместную деятельность через работу в группах; создать условия для формирования умений вести диалог, делать выводы.
- способствовать формированию качеств личности: гордость за свою Родину, уважения к государственным символам.
Задачи:
· пополнить знания о символах своей страны;
· расширять кругозор учащихся;
· стимулировать интерес к изучению истории России;
· вызвать чувство гордости за свою родину;
· воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Оформление: плакат «С юбилеем Кемеровская область», рисунки детей, плакаты с высказываниями великих людей.
Оборудование: презентация в Power Point.
2.Ход мероприятия
Воспитатель: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. Мы с вами постоянно употребляем и знаем значение многих слов. Есть слова вежливые. Вспомните их. Какие это слова? Назовите их (спасибо, здравствуйте, пожалуйста…)
– Есть родные и близкие слова (мама, семья, друг, школа…)
– Есть слова важные (мир, труд, родина).
– Но есть среди всех слов одно, самое дорогое, самое важное для всех людей.
А о чем мы с вами будем говорить, я думаю, вы догадаетесь сами. Давайте отгадаем ребус.(слайд Родина)
Послушайте притчу:
Однажды в одном купе ехали три женщины и один мужчина. За окном простирались бесконечные пески. Пораженные скудной природой за окном, женщины то и дело восклицали:
— Какие страшные места!
— Как здесь могут жить люди?
— Неужели им здесь нравится?
Вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняный домик. Мужчина начал собирать вещи.
— Вы здесь выходите? — удивились женщины.
— Да, выхожу, — ответил он и с чувством добавил: — Это — моя Родина!
- Вы поняли, о чем у нас сегодня пойдет разговор? Ответ: О Родине.
(под музыку)
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия… Россия.. Раздолье…Равнины…
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства, все памятно с детства
И все же не можешь никак наглядеться…
Итак, сегодня мы поговорим о том, что означает слово Родина для каждого человека на нашей большой планете, для каждого из нас.
- Что значит РОДИНА для человека? (ответы учащихся)
Рассказать про кластер «РОДИНА»
-Послушайте стихотворения:
(Дети читают стихи)
(З. Александрова)
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина.
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озёр? Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба. И если ты причастен к ней, – Россия Не с гор берёт начало, а с тебя.
Россия – Родина моя,
Смотрю вокруг и что я вижу:
Кругом бескрайние поля
И снег лежит на нашей крыше.
Российский снег,
Он словно пух
Ложится прямо на ресницы.
Россия без зимы – ничто
И жаль что улетают птицы.
Зимой не слышен соловей,
Ах, как поет он ночью летом!
И нет нигде таких берез.
Березы: вся Россия в этом.
Когда расстанусь с детством я,
Объеду я дорог не мало.
Россия – Родина моя!
Хочу, чтоб ты сильнее стала!
И чем смогу я помогу:
Цвести полям, расти деревьям.
Российский дух поднять смогу
Чтоб гордость за него
Досталась нашим детям.
Ни одно государство не имеет такой большой территории, как наша страна (ребус Россия). Она такая большая, что если мы захотим пересечь ее с запада на восток, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
- А откуда, по-вашему появилось такое название «Россия»? (ответы учащихся)
- В стародавние времена страну называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – светлое место. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, Россией.
- Как называют людей, которые живут в России? (ответ: россияне)
_ Что, по–вашему, объединяет нас всех, присутствующих здесь? (предполагаемый ответ: все мы - россияне)
- Возникает вопрос, а какие же мы – россияне?
Вы должны угадать качества, которыми обладают россияне.
1)Как называют человека, умеющего жить мирно, дружно, без ссор? (миролюбивый)
2)Человек, любящий трудиться (трудолюбивый)
3)Человек, всегда готовый помочь в трудную минуту (отзывчивый)
4)Человек, умеющий сам выполнять качественно свои обязанности? (ответственный)
5)Человек, умеющий героически защищать интересы государства, его территорию (мужественный)
- Вот какими качествами обладают россияне.
-А сейчас попробуйте отгадать еще один ребус (на экране ребус со словом «Столица» (слайд3), как называется город, о котором я начну вам рассказывать: «Есть в нашей стране город, который каждый человек может назвать своим городом. Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде стремятся в этот город люди, чтобы побывать в его музеях, театрах, Кремле. Это самый главный город России. Это…(ребус о Москве) (Москва).
Вывод: Столица – это главный город государства. Москва – столица России.
Граждане России любят и гордятся своей родиной. Любовь свою выражают стихами, песнями, пословицами, поговорками, загадками. Какие пословицы о Родине знаете вы
- Прочитайте на экране начало пословицы и найдите ее продолжение у вас на парте
Нет в мире краше (Родины нашей)
За Родину – мать (не страшно умирать)
Родина – мать, (умей за неё постоять)
Жить – (Родине служить)
Родная сторона – мать, (чужая – мачеха)
Одна у человека мать, (одна у него и Родина)
Где родился, (там и пригодился)
Кто за Родину горой, (тот истинный герой)
Человек без Родины, (что соловей без песни)
Береги землю родимую, как (мать любимую)
Россия многонациональная страна, сегодня друзья мои, мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. Скажите мне, а что вы считаете символом России?
Ученики: Гимн, герб, флаг, блины, медведи, матрёшка, валенки, балалайка, баня, гостеприимство, чествование героев и пр. (Слайд 5)
Учитель: Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Есть они и у нашей Родины: герб, гимн и флаг. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.
У нас очень красивый герб. Сейчас расскажу вам притчу о том, как звери выбирали символ герба (слайд 6).
«Давным – давно, на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: «Посмотрите какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы белки живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе». Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка, ты такая маленькая, а Россия такая большая, куда уж тебе». Тут вперед вышел огромный бурый медведь: «Мне-то вы не скажете, что я ростом невелик, я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе». Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы медведи на земле живете и кроме своего леса ничего не видите, а мы птицы высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим и леса, и моря и степи. Есть у нас орел с двумя головами. Орёл с двумя головами самый умный, самый сильный. Летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: налево и направо. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе». Все звери и птицы согласились с мудрой совой, и сразу с неба спустился прекрасный двуглавый орел, а его изображение появилось на гербе.»
Кроме двуглавого орла на гербе изображен воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец. Георгий Победоносец защищает нашу страну от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов». Государственный Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. (Слайд 7)
Ученик:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный!
-Где можно встреть герб России? (монеты, паспорт, печати и т.д.)
Физминутка (учащиеся сопровождают слова движениями)
В нашей стране горы высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы – ребята вот такие!
Воспитатель: - У вас на столе лежат полоски флага. Кто аккуратно, дружно и правильно соберёт флаг?
Я вам расскажу сказкуо том, как природа выбирала цвет для флага. (Слайд 9)
Встретились снег, вода и солнце.
–Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет, – сказал Снег.
И на флаге появилась белая полоска. Вода собрала своих друзей – моря, большие и малые реки, океаны, озера. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появился синий цвет. Утром встало солнце.
- Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет, – сказало Солнышко. И третья полоска стала красной. Так российский флаг стал трехцветным.
– А что же обозначают эти цвета?
– Что бывает белым? (Облака, пена на море, снег…) Белый снег – цвет чистоты, миролюбия, символ мудрости.
– Что бывает синим? (Реки, моря, небо). Этот цвет обозначает верность, правду, свободу.
– Ребята, что всегда бывает красным? (Огонь) Красный цвет обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество и жизнь.
Ученик:
Флаг России - триколор,
Три полоски ловит взор.
А у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный - самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага - синий,
Словно Волга по равнине:
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый - мира цвет,
Говорит он - войнам нет! (И. Агеева)
- Где можно увидеть флаг?(На форме защитника, на российском корабле, на костюме космонавтов, у нас в городе)
Вывод: Флаг отличительный символ государства.
-Послушайте особенное произведение, но слушать мы его будем по - особенному: для этого мы встанем. (запись).
Звучит гимн России
Ученик:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия — любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Слова гимна отражают историю страны. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
Результаты кластера обсудить
- Россияне очень дружный народ. Посмотрим, достойные ли вы граждане России, дружные ли вы.
- Хором дополните мои предложения
Наша большая Родина … Россия
Наша столица … Москва
Жителей России называют … россияне
Наш район… Крапивинский
Наш край… Кузбасс
Все мы с вами родом из огромной страны, имя которой Россия, но у каждого из нас есть малая родина, место где мы родились. Нашей малой родиной является Кузбасс. Здесь вы родились и живете, здесь живут ваши родители и друзья. Любите Родину, берегите ее и если надо будет помогите ей….(слайды про Кузбасс)
75 лет КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КРОССВОРД (слайд)
Наша Родина заботится обо всех своих гражданах. Эта забота проявляется в том, что государство охраняет право, например, на труд, отдых, на образование. Особой любовью и заботой в нашей стране пользуются ее маленькие граждане – дети. Наша Родина хочет видеть их здоровыми, веселыми, сильными, честными и трудолюбивыми, смелыми и отважными.
(под музыку)
Что такое Россия? Равнины? Ледяное мерцанье звезд?
Гул тайги? Снеговые вершины? Иль свеченье белых берез?
Да, все так, но не только…
Не только… в ней есть и север, и юг, и восток
И ее соловьиное горло
Исторгает печаль и восторг.
Ее речь нетороплива, напевна
И пленяет своей прямотой,
Здесь гордится любая деревня
Неказистой своей красотой,
Эту гордость никто не отнимет
Хотя кто-то отнять бы не прочь,
Свое сердце Россия вынет
Если надо кому то помочь.
Что такое Россия? Не знаю.
Да и кто это знает вообще?
Это за морем пусть гадают
О загадочной русской душе…
3.Заключение.
Цели и задачи данного мероприятия соответствуют общей цели воспитания детей школьного возраста. Цели и задачи четко сформулированы, соответствуют возрастным особенностям и потребностям обучающихся. Содержание, формы и методы проведения мероприятия соответствуют целевым установкам. Основной формой проведения мероприятия является беседа с использованием новейших технологий, таких как групповая работа, кластер. Для активизации детей, побуждения интереса к обсуждаемому вопросу включили в общее содержание элементы праздника (мелодии, стихи). Для создания необходимой эмоциональной обстановки использованы специальные приемы (красочно оформлен зал, используется музыкальное сопровождение).
Таким образом, поставленные нами цели достигнуты, задачи мероприятия реализованы полностью.