8 класс.
Урок № 1
ТЕМА: В В Е Д Е Н И Е. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ.
Задачи урока:
- С помощью иллюстраций, художественных произведений воссоздать природу нашей Родины.
- Способствовать развитию чувств любви к своей Родине и гордости за ее величие.
Оборудование:
- Карты России: физическая и природных зон.
- Иллюстрации: картины И.И.Шишкина, И.И.Левитана и др. рисунки.
- Звукозапись: Государственный гимн России (музыка А.Александрова, стихи С.Михалкова); песня «С чего начинается Родина» (музыка В.Баснера, слова М.Матусовского) в исполнении М.Бернеса.
Оформление.
В центре – карта России, справа записаны тема занятия и эпиграф «Любить свою Родину – значит знать ее» (В.Г.Белинский).
По краям карты – иллюстрации и рисунки детей на тему: «Природа нашей Родины и нашего края».
Ход занятия.
Звучит Государственный гимн России.
Первый ученик читает стихотворение «О Родине».
Что такое Родина? Это запах хлеба
Солнышко лучистое, голубое небо.
Это травы сочные, это реки быстрые,
Это стены пыльные и луга душистые.
Что такое Родина? Все, что людям свято,
И могила павшего за Родину солдата.
Пусть восходит солнце над отчизной нашей,
Нет любимей Родины и милей и краше.
Звучит песня «С чего начинается Родина».
Второй ученик читает сочинение выпускника школы о Родине:
«Слово Родина таит в себе глубокий смысл. Мне хотелось бы прежде всего сказать, что я понимаю под этим словом. Родина – это понятие широкое, можно сказать, необъятное.
Родина – это не только место, где ты родился, где живешь. Родина и то, что мы созидаем, чему служим, за что боремся, что переживаем, чему радуемся. Ни один человек не может быть счастлив без Родины.
Святая Родина! Святая,
Иначе как ее назвать,
Ту землю милую, родную,
Где мы родились и росли,
И в колыбели полюбили
Родные песни старины.
Т.Г.Шевченко
Чувство любви к Родине испытывает каждый народ. И.И.Шишкин передал свои чувства на полотнах, создавая великие картины (демонстрирует картины художника: «Лесная глушь», «Дубы», «Лесные дали»). Житель Норвегии не променяет суровую природу своей страны на тропики.
Мы любим свою Родину не только за красоту природы, за могучие реки, за прекрасные песни, но и за талантливость народа, за его смелость, за его подвиги в годы Великой Отечественной войны. Любовь к Родине помогала людям покорять космос и осваивать целину.
В голодной степи люди воздвигали города, в суровой Сибири строили гидроэлектростанции.
Учитель. А вот стихотворение вашей сверстницы из Тульской области Тани Чистяковой:
Россия.
Я люблю мою Россию
За рассвет и за закат,
За дождинки голубые,
За багряный листопад,
За весенние поляны
В желтом мареве цветов,
И за шепот тихий, нежный
Опадающих листов.
Катит воды голубые
Меж лесов моя река.
Холодна вода в пучине,
Холодна и глубока.
А в воде прозрачной, чистой,
Моет волосы трава,
Это все моя Россия,
Это Родина моя!
После этого учащиеся получают следующие задания:
1.Конкретными примерами подтвердите, что природа России разнообразна.
2.Каково значение природы?
Третий ученик. Россия, какая она?
Она раскинула свои просторы от холодных морей Северного Ледовитого океана на севере (показывает на карте) до знойных степей Казахстана на юге и от Балтики – на западе до Тихого океана – на востоке.
Россия занимает первое место в мире по:
- площади – 17, 1 млн. кв. км;
- протяженности границ – 58,6 тыс. км;
- количеству соседних государств – их 16;
Она омывается водами 13 морей.
Испокон веков Русь – неведомая и непознанная страна, что во многом было связано с обширностью ее территории. Немного найдется людей, которые побывали во всех ее городах и познакомились с бытом и культурой, жизнью ее народов. Это неудивительно, потому что по площади Россия может быть сравнима с целыми материками. Она чуть меньше Южной Америки и почти в два раза больше Австралии.
В России все поражает своими масштабами. Западно-Сибирская равнина – самая большая в России по площади и одна из крупнейших в мире.
Здесь найдены богатейшие запасы нефти и газа. По этой равнине протекают реки Обь и Енисей.
Восточно-Европейская равнина, река Волга, Ладожское озеро – крупнейшие в Европе. Огромное пространство Сибири занимает тайга, площадь которой превосходит леса Канады и США. Жемчужина в этом лесном массиве – Байкал – самое глубокое в мире озеро. Самое большое море на северо-востоке России – Берингово. На востоке границы нашей страны проходят по Тихому океану.
Четвертый ученик. Наша страна богата разнообразными природными ресурсами. Так, по запасам природного газа она занимает первое место в мире, по запасам нефти – восьмое, по производству алюминия – второе, по запасам угля и руды – четвертое, по обеспечению лесными ресурсами на каждого из нас Россия занимает третье место в мире.
Рассказ учителя.
- Задачи по физической географии России и пути их решения.
- Источники географических знаний.
Сегодня вы получили некоторые знания о России. Каким способом? Какие источники знаний мы использовали? (Учащиеся перечисляют: карты, иллюстрации, учебник, музыкальные записи.) Кроме этого, можно использовать: энциклопедии – детские, географические и др. справочники, атласы.
Обращаю внимание на форзац учебника и рассказываю об источниках знаний, изображенных на форзаце.
Заключение.
Какой город является столицей России?
Звучит музыка песни «Москва» О.Газманова.
На дом: задание по учебнику.
Для закрепления полученных знаний предлагаю несколько заданий:
- Площадь России, в млн. кв. км.:
А.14,8;
Б.17,1;
В.24,0;
2.Россия омывается водами:
А.12 морей;
Б.16 морей;
В.13 морей.
3. Число стран-соседей:
А.12;
Б.16.
4.Укажите, где используется географическая информация, в:
А. образовании;
Б. исследованиях;
В. прогнозировании;
Г. проектировании.
(Правильные ответы записаны на доске под одной из карт, после выполнения заданий ответы предлагаю для самопроверки. Карту передвигаю и диктую задания).