Просмотр содержимого документа
«Правила противопожарной безопасности. Действия при пожаре.»
Конспект открытого мероприятия для детей с ОВЗ .
Тема. Правила противопожарной безопасности. Действия при пожаре.
Цель урока: углубить знания обучающихся о правилах пожарной безопасности; рассмотреть условия возникновения пожаров; сформировать умения и навыки соблюдения правил пожарной безопасности; сформировать умение безотлагательных действий при пожаре; научить предотвращать пожар и при необходимости вызвать пожарную машину; составить алгоритм обращения при пожаре; воспитывать у детей потребность повседневного соблюдения правил пожарной безопасности, ответственность за свои поступки, чувство общительности, взаимопомощи, уважение профессии пожарных.
Добрый день, дорогие ребята! Мне очень приятно видеть вас здоровыми и в хорошем настроении. Первое правило здоровья – веселая улыбка. Подарите её своим друзьям.
Утром солнце просыпалось, Улыбалось из-за туч, Значит, нам с тобой осталось Улыбнуться, встретив луч…
Улыбнемся солнцу, лугу И травиночке любой, Улыбнемся мы друг другу Просто так сейчас с тобой.
2.Упражнение «Продолжите предложение: «Я здоров, потому что я …. (веселый)! »
3. Ознакомление с темой занятия.
Тема нашего занятия: «Правила противопожарной безопасности. Действия во время пожара». Сегодня мы вспомним правила пожарной безопасности, научимся правильно действовать во время пожара в различных жизненных ситуациях, определим причины, приводящие к возникновению пожара. Как вы думаете, важна ли эта тема? Почему?
4. Ожидание
Когда вы идете на урок или занятие, вы всегда надеетесь на что-нибудь. Хотя всегда успех зависит именно от вашей работы на занятии. Посмотрите: на лужайке горит костер, над ним – облака. Возьмите капли (стикеры), напишите на них свои ожидания от нашего занятия. Разместите их на облаке.
Я уверена, что во время занятия вы будете активными, организованными, сообразительными, внимательными.
II. Основная часть. (Теоретическая часть.)
1.Проблемный вопрос.
Представьте, что вы заблудились в лесу. Долго бродили в поисках правильного пути. Вдруг вы вышли на поляну, где сошлись три дороги. Каждая может вывести из леса, но при определенных условиях: «Налево пойдешь – большое богатство найдешь, но здоровье потеряешь. Прямо пойдешь – ничего не найдешь, но и здоровье сбережешь. Направо пойдешь – половину богатства найдешь, но и половину здоровья потеряешь.» Каким бы путём воспользовался каждый из вас?
Довольно часто в вашей жизни будут встречаться ситуации, когда нужно будет выбирать, по какому пути идти. Кто из сказочных героев выбирал путь? ( Колобок, Брат Иванушка, Спящая царевна, Маленький Мук)
Я желаю вам, чтобы вы всегда выбирали правильный путь. Хотя одну подсказку я вам дам: в любой ситуации: «Чтобы не случилось беды, прежде чем что-нибудь сделать, сначала хорошо подумай, а потом делай!»
2.Отгадайте загадку:
«Когда его не было у людей, они были бессильны, не варили пищи, не грелись у костра, всего боялись. Жизнь людей была нищим прозябанием. Пожалел их Прометей и подарил людям то, что стало одновременно и другом и врагом человека. Что это? (Огонь)»
3. Упражнение «Выбери позицию»
- Как вы считаете, огонь – друг или огонь – враг?
- Займите позицию возле соответствующей надписи. Докажите свое мнение.
– Почему огонь является другом для человека?
– Почему огонь является врагом для человека?
Друг – приготовление пищи, отопление в домах, двигатели внутреннего
сгорания в самолетах, выплавка металлов, изготовление стекла, обжиг керамических изделий и прочее.
Враг - ежегодно в мире происходит 5 млн. пожаров, каждый час в огне погибает один человек (2-3 получают травмы и ожоги), каждый третий погибший - ребенок.
Вывод: Огонь – друг, огонь – враг. Какой стороной он обернётся, зависит от человека. Дело только в том, в чьих руках он будет. Чтобы огонь не стал врагом, нужно быть с ним осторожным.
4. Минутка фантазии «Воображения»
- Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте лесную лужайку. Ласковое солнце, голубое небо, зеленая трава. По веткам безмятежно прыгают синички и чижики. Стучит по стволу дятел в красной шапочке. Так и хочется упасть на мягкую траву и смотреть, как двигаются маленькие тучки по бескрайнему небу. Представьте и маленькую искорку, которая находится на лужайке среди леса. Вот и легонько подул ветерок. А наша искорка начинает разгораться все сильнее и сильнее. Пламя все больше и больше. В лесу становится душно, озабоченно кричат птицы. Цветы с грустью опускают свои головки, птички покидают дома и с тревогой улетают прочь. Огонь пожирает все на своем пути.Но вот над лужайкой нависло большое дождливое облако. Оно заплакало и сильный дождь погасил пожар. Поляна снова ожила, засияло солнышко. Только пепел напоминал о несчастьях.
- Откройте глаза. Вернитесь в класс.
Свидетелем какой чрезвычайной ситуации мы с вами стали?
От чего мог возникнуть пожар на нашей воображаемой лужайке?
Какие последствия пожара в лесу?
Что такое пожар? (Пожар – это неконтролируемое горение. Который наносит значительный материальный ущерб, приводит к отравлению. Травмы и часто гибель людей.)
Тот, кто хотя бы один раз в жизни видел пожар, знает, какая это страшная беда. Она не только уничтожает материальные ценности, но и порой уносит самое ценное – человеческую жизнь. Хотя в большинстве случаев этого можно было бы избежать. Если вовремя остановиться и не совершать необдуманных поступков.
- Что нужно для образования огня? (Кислород, источник огня, горючее вещество)
5. Информационное сообщение.
- Посмотрите видеоролик «Спасик и его друзья. Правила поведения при пожаре» и назовите причины пожара в быту и правила поведения во время пожара.
6. Пожарная викторина. Упражнение «Микрофон»
А) Какая наибольшая опасность для людей при пожаре? ( Высокая температура, угарный газ).
Б) Чем нужно тушить пожар? (Огнетушителем, водой, песком, землей, одеялом).
В) Что нужно делать, когда на вас вспыхнула одежда? (Надо лечь на пол и перекатываться).
Г) По какому номеру нужно вызвать пожарных? (Номер – 101).
Д) Если ваш дом охвачен пламенем, что нужно делать? (Вызвать пожарных по номеру 101, сообщить родным и соседям).
Е) Как защититься от угарного газа? (Надо дышать через увлажненную ткань).
7. Физкультминутка
Дети становятся в круг и двигаются, повторяя движения.
За окном пригревает солнышко( поглаживают плечи того, кто идет впереди)
Подул легкий ветерок ( проводят пальцами по спине вверх – вниз, слева – направо)
Вдруг облачка закрыли солнышко. Начал накрапать мелкий дождик (стучат пальчиками по спине)
Поднялся ветер(трут спину).Начался ливень( энергично стучат пальчиками по спине)
Но что это? Буря кончилась. Ливень превращается в мелкий дождик ( энергично стучат по спинке, а затем пальчиками легонько)
Сильный ветер утихает и превращается в легкий ветерок (проводят по спине)
За окном снова солнце(гладят по плечам, улыбаются друг другу)
Закончили. Вернитесь и поблагодарите тех, кто стоял позади.
Практическая часть
Объединение в группы (игра «ДРУГ, ВРАГ»)
Игра «Правила противопожарной безопасности»
Большую часть своей жизни человек находится дома: дома или в квартире. Нам кажется, что мы дома в безопасности. «Мой дом – моя крепость», – так говорит известная пословица. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами противопожарной безопасности.
Образуй предложение, соединив правильно левую и правую части.
Искру туши до пожара
не бывает!
Спички –
это небезопасно.
Дыма без огня
выключи все электроприборы.
Когда идешь из квартиры,
беду отводи от удара.
Не играй с огнем -
не игрушка!
3. Игра «Внимание! Опасность!»
Если возник пожар – счет времени уходит на секунды. Первую искру можно залить стаканом воды. Второй огонь – ведром воды, а к третьему огню нужно вызвать пожарных, потому что сам не справишься.
Перед вами лежат лист, где указаны вещества и предметы, которые могут быстро загореться от наименьшей искры и предметы и вещества, которыми мы можем потушить пожар. Вам нужно распределить на две группы: горючие, тяжелогорючие, негорючие.
-Что делать, если пожар уже начался? Что делать, если загорелось полотенце или шкаф, телевизор или коврик?
У вас на столе пазлы. Сложите их. Получите рисунок. На нем ситуация, которая может привести к возгоранию. Ваши действия.
5.Игра «Действия во время пожара»
Каждый день на центральных пунктах связи пожарной охраны раздаются звонки. И спешат автомобили МЧС к местам происшествия, чтобы сберечь от огня имущество граждан, народное богатство, а нередко и жизнь.
Задание:( тропа с распечатанными отпечатками ног человека, на них написаны действия. Необходимо установить последовательность действий)
Вы легли вздремнуть, проснулись от того, что комнату заполняет дым.
Последовательность действий:
1) сползти на пол, передвигаться можно только ползком;
2) закрой нос и рот салфеткой, полотенцем, футболкой, наволочкой, (если есть возможность намочить повязку водой);
3) ползком пытайся добраться до двери;
4) тыльной стороной руки потрогай дверь: если холодные – открывай и скорее убегай, если горячие – открой замок, ползи к ближайшему окну;
5) открой окно, зови на помощь;
6) если не можешь открыть окно, разбей стекло любым тяжелым предметом;
7) на улице немедленно обратись к взрослым. ЗВОНИ - 101!
6.Игра «Помогите!»
Дети, ранее в городах на самом высоком месте строили наблюдательную вышку. Дозорный на вышке круглосуточно наблюдал, все ли спокойно, нет ли где-нибудь пожара. Если замечал пожар, он бил в гонг, вывешивал знак, указывающий направление, где горит. В это же время пожарные запрягали лошадей, выкатывали бочки с водой и выезжали на пожар.
– Дети, как сейчас пожарные узнают о пожарах? Как правильно вызывать пожарных?
Вызывая пожарных, необходимо четко отвечать на вопросы диспетчера
Сообщить: полный адрес, номер своего телефона, фамилию, имя, отчество, сколько этажей в доме, на каком этаже ваша квартира, как подъехать к дому и прочее.
Не нужно удивляться множеству вопросов: пожарная команда уже выезжает, диспетчер выясняет подробное состояние, и чуть позже по рации передаст эти сведения пожарной команде, находящейся уже в пути к вашему дому.
ІІІ. Заключительная часть.
Обратная связь. Упражнение «Продолжи предложение»
Сегодня я узнал, что…………………
Оправдание ожиданий.
Наш урок подходит к концу и я хочу узнать, сбылись ли ваши ожидания? Вспомним. Если ваши ожидания сбылись, можете своей капелькой потушить костер. Чьи ожидания не сбылись – уберите капельку – она испарилась.
Прощание
-В кругу ученики берутся за руки, становятся ровно, закрывают глаза и через мгновение говорят «Мы – молодцы!»