Просмотр содержимого документа
«Правила дорожного движения»
Сценарий воспитательного часа
«За безопасность движения на дорогах»
Мақсаты: Оқушыларды жолда дұрыс жүріп-тұруға тәрбиелеу. Қоғамдық мекемелердің күнделікті тұрмыста алатын орны , онда көптеген адам жұмыс істейтінін айтып түсіндіру. Олардың қандай көліктермен жұмысқа баратынын анықтау. Қалалық және ауылдық жерлерде жолда жүру ережесінің айырмашылығын анықтау. Жол белгілерін ажырата білуге баулу. Жол жүру ережесін сақтауға тәрбиелеу.
Цель: систематизация представлений учащихся о правилах безопасности дорожного движения, профилактика ДТП, умений самостоятельно приобретать и применять эти знания в жизни.
Задачи: 1. Систематизировать имеющиеся представления учащихся о правилах безопасности дорожного движения, об опасности несоблюдения ПДД на дорогах. 2. Развивать логическое мышление, речевые компетенции учащихся. 3. Воспитывать культуру поведения на дорогах, способствовать воспитанию валеологической, коммуникативной культуры учащихся.
Девиз: Знайте правила движения как таблицу умноженья! (на доске).
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран, дидактические карточки, плакаты по ПДД, жетоны красного, желтого и зеленого цветов.
Учащиеся заранее разбиваются на 2 команды.
Тәрбиеші: Жолда жүру ережелеріне арналған сынып сағатымызды Шөмішбай Сариевтің мына өлең жолдарымен бастаймыз.
Чтец 1: Арманға алдан күткен асығамыз, Біз қалай толқын атпай басылармыз. Жол жүру ережесін жақсы біліп, Сақтықта тұра алатын жас ұланбыз. Жалғайтын достастырып бар елменен, Жолдардан тұрады ғой әлем деген. Бүгінгі бізге келген қонақтарға, Алдымен беріледі сәлем деген.
Чтец 2: Жол тәртібі кімге керек – бірге ойланып көрелік, Әрқайсыңның қылығыңа әділ баға берелік. Ережені жақсы білген ортаға шық, жас ұлан, Біліміңді сарапқа сал, біз етейік төрелік.
Тәрбиеші: Балалар, олай болса , қазір жұмбақ шешіп, викториналық сұрақтарға жауап беріп көрелік. А сейчас для вас загадки.
1-жұмбақ: Арқаным бар тым ұзын, Ала алмайсың бір үзім. Ақылға салып ойланып, Тапшы мұны пысығым. ( жол)
2- загадка: В два ряда дома стоят, Десять, двадцать, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят (улица).
3-жұмбақ: Бұйырмапты бас та, ауыз да, құлақта, Бақырайған үш көзі бар бірақ та. (бағдаршам)
4 – загадка: Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горит и день, и ночь – Зеленый, желтый, красный… (светофор).
5-жұмбақ: Ала таяқ ұстаған, жол тәртібін нұсқаған.
6 – загадка: Тем прибором выявляют тех, кто скорость превышает. Говорит локатор строгий: «Нарушитель на дороге!» (радар).
7-жұмбақ: Көше бойлап аяңдайды, адам тасып аялайды.(автобус)
8 – загадка: Посмотри, силач какой: на ходу одной рукой Останавливать привык пятитонный грузовик (регулировщик).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами еще раз поговорим о правилах дорожного движения, а, значит, и о самом важном – о том, как избежать ДТП и сохранить здоровье на долгие годы… Современные улицы городов и поселков заполнены автомобилями. Систематический хаос, беспорядок движения на дорогах сделал бы нашу жизнь небезопасной, автомобили постоянно бы наезжали на людей и сталкивались бы друг с другом, а «скорая помощь» не поспевала бы ко всем нуждающимся, если бы не было безопасности дорожного движения (слайд 2).
Ученик 1: К сожалению, дорожно-транспортные происшествия на дорогах имеют место быть.- ДТП — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб (слайд 3).
Ученик 2: Классификация ПДД: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животное, иные виды ДТП (происшествия, не относящиеся к указанным выше видам) (слайд 4).
Ученик 3: Но ДТП, наверное, было бы гораздо больше, если бы не было светофоров.1-ый светофор был установлен 10 декабря 1868 г. в Лондоне возле здания Британского парламента. А 1-ое в истории зарегистрированное ДТП произошло 30 мая 1896 г. в Нью-Йорке: электромобиль Генри Уэлса столкнулся с велосипедом Эвелина Томаса, велосипедист отделался переломом ноги (слайд 5).
Ученик 2: Сегодня основные факторы риска на дорогах - это незнание или нарушение ПДД, эксплуатация неисправных транспортных средств, неиспользование ремней безопасности пассажирами транспортных средств, небрежное отношение к выполнению своих обязанностей водителей транспортных средств (слайд 6).
Физминутка:игра «Светофор»
Воспитатель показывает жетон красного цвета – учащиеся стоят, желтого - хлопают в ладоши, зеленого – топают ногами.
Ученик 1: Самые неприятные часы для встречи с пешеходами — с 12 до 20 час. На эти часы приходится максимальное количество пострадавших в дорожных авариях (слайд 7).
Ученик 3: Огромное количество ДТП с участием детей происходит по вине взрослых, не соблюдающих правила безопасности на дорогах, часто они перевозят несовершеннолетних без специальных удерживающих устройств и ремней безопасности. В итоге довольно часто дети становятся заложниками беспечности взрослых людей. Детям на переднем сиденье автомобиля разрешается ездить с 12-летнего возраста. Каковы же процентные показатели ДТП? ДТП происходит: из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств — 85 %. Из-за нарушения ПДД пешеходами — 20,15 %. Из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог — 20,99 %. Из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств — 0,57 % (слайд 8-9).
Ученик 2: Уголовная или административная ответственность водителя возникает в тех случаях, когда в действиях водителя имеется состав административного правонарушения, либо преступления (как правило, совершенного по неосторожности). И в первом, и во втором случае могут возникать основания для гражданско-правовой ответственности - обязанности по возмещению причиненного вреда (слайд 10).
Ученик 1: Запомните, чтобы избежать беды на дорогах, следует: - Переходить улицу только на зеленый сигнал светофора. - Всегда пропускать автомобили с включенными спецсигналами. - Не перебегать проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. - Ожидая транспорт, стоять только на посадочных площадках или обочине. - Не обходить стоящий автомобиль - это опасно. Подождать, пока он отъедет. - Подходить для посадки только после полной остановки транспортного средства. - Если нет тротуара, нужно идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту (слайд 11).
Ученик 2: -Делаем ребятам предостережение: Выучите срочно Правила движения, Чтоб не волновались наши воспитатели, Чтоб спокойно мчались улицей водители! (Ю. Яковлев)
Воспитатель: А сейчас мы проведём с вами «Блиц-опрос»
(за правильный ответ – 1 балл):
1. Как расшифровывается ППС? (патрульно-постовая служба). 2. Какого цвета верхний фонарь светофора? (красный). 3. Проезжая часть дороги с твердым покрытием (шоссе). 4. Место пересечения дорог (перекресток). 5. Что означает красный сигнал светофора? (стоп, движение запрещено). 6. Оптическое устройство, несущее световую информацию, предназначенное для регулирования движения механических транспортных средств, а также пешеходов на пешеходных переходах(светофор). 7. Не живая, а идет, не подвижна, а ведет (дорога). 8. Номер телефона «скорой помощи» (03). 9. Место, где оставляют транспорт на время (стоянка). 10. С какого возраста детям разрешено ехать на переднем сиденье автомобиля? (с 12 лет), (слайд 12-31).
Викториналық сұрақтар. 1-сұрақ . Жолаушылар дегеніміз кімдер ? Жауап: Кез-келген көлік түрін пайдаланатын адамдар. 2-сұрақ. Бағдаршам дегеніміз не ? Жауап: Бағдаршам автомат жүйесіне қосылған үш көзді аспап. Жол қоғалысын реттейді. 3-сұрақ. Велосипедпен неше жастан бастап жолмен жүруге болады ? Жауап: жол бойына 14 жасқа толған балаларға ғана рұқсат. 4-сұрақ. Жиекжол жоқ жерде қалай жүру керек ? Жауап: Ауылдық жерлерде жиекжол болмау мүмкін, ондай жағдайда жолдың бір шетімен келе жатқан көлікке қарама-қарсы бағытта жүрген жөн
Воспитатель: Следующее заданиепод названием «Знаете ли вы?»
(за правильный ответ – 1 балл):
1. Какой сигнал светофора включается одновременно для всех сторон перекрестка? (желтый). 2. Как и где нужно двигаться пешеходу, если нет тротуара? (нужно идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту). 3. Можно ли провозить в транспорте незачехлённые лыжи или коньки? (нет). 4. Являются ли пешеходами лица, выполняющие дорожные работы? (нет).
Воспитатель: Конкурс «Реши задачу», командам выдаются дидактические карточки (за правильный ответ – 2 балла):
Задача группе №1 Три девочки и два мальчика вышли из здания школы. Когда школьники подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал светофора уже начал мигать. Мальчики побежали бегом через дорогу, а девочки остались ждать следующего сигнала светофора. Девочки или мальчики в данной ситуации поступили правильно? Почему?
Задача группе №2 Семь подростков играли в мяч на проезжей части дороги. Двое из них вскоре пошли домой. Остальные остались играть. Кто из подростков в данном случае поступил правильно? Почему?
Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему девизом воспитательного часа мы взяли крылатую фразу: знайте правила движения как таблицу умноженья! (учащиеся отвечают на вопрос учителя). -Молодцы, справились со всеми заданиями! Далее рефлекия - обсуждение с учащимися не только того, что получилось (или нет), но и того, что учащимся хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому.