Методическая разработка мероприятия "Ой, блины, блины, блины."
Методическая разработка мероприятия "Ой, блины, блины, блины."
Описание: материал представляет собой сценарий для проведения праздника Масленицы в условиях коррекционной школы-интерната, может быть полезен воспитателям школ-интернатов, учителям начальных классов.
Цели: Приобщение детей к народной традиционной культуре через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.
Задачи:
- дать представление о народном календаре, в частности о празднике Масленица;
- познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Масленицы;
- расширить общий кругозор учащихся;
- содействовать развитию интереса к изучению истории и традиций русского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мероприятия "Ой, блины, блины, блины."»
Сценарий праздника «Широкая Масленица»
Описание: материал представляет собой сценарий для проведения праздника Масленицы в условиях коррекционной школы-интерната, может быть полезен воспитателям школ-интернатов, учителям начальных классов.
Цели: Приобщение детей к народной традиционной культуре через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.
Задачи:
- дать представление о народном календаре, в частности о празднике Масленица;
- познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Масленицы;
- расширить общий кругозор учащихся;
- содействовать развитию интереса к изучению истории и традиций русского народа.
Оборудование: самовар, чайная посуда, обручи, метлы с черенками и без, канат, шест с лентами, аудиоплеер, чучело Масленицы.
Предварительная работа: разучивание стихов для занятия.
Ход мероприятия.
I. Организационный этап.
(Все вышли на улицу, встали полукругом).
1 ведущий. К нам сюда скорее просим:
Подходи, честной народ!
Улыбкой лица зажигайте,
Всех нас Масленица ждет!
2 ведущий. Дети! Велено до вас
Донести такой указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой Зимой.
1 ведущий. Каждый год сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Выходить на праздник!
2 ведущий. Мы собрались сегодня с вами для того, чтобы по старинной русской традиции передать власть от зимы к весне-красне, новой гостье. Поможем весне, поможем солнцу. А поможет нам зиму проводить, да весну встретить веселая Масленица. Встанем в кружок, позовем Масленицу.
Все. Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь.
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах поваляться!
(Выносят чучело Масленицы).
II. Основной этап.
1 ведущий. На Масленицу обычно, на городской площади устраивались гулянья с играми.
2 ведущий. Раз, два, три, четыре, пять,
А теперь идем играть!
1 ведущий. И первая игра, в которую традиционно играли на Масленицу, называется «Горелки».
Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонну. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшихся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
2 ведущий. Следующая игра, в которую мы поиграем, называется «Замкни круг».
Игроки становятся в круг. Водящий обходит круг с внешней стороны. Внезапно он легонько ударяет одного из игроков по спине. После этого водящий обегает круг по часовой стрелке, а осаленный игрок – против часовой. Цель каждого из них – обежать круг раньше другого и занять свободное место. Тот игрок, который не успеет занять место, - становится водящим. Игроки должны стоять близко друг к другу и не двигаться с места, так чтобы разрыв в круге на месте осаленного игрока оставался заметен.
1 ведущий. А теперь давайте, чтобы не замерзнуть все побегаем немного. И я предлагаю поиграть еще в одну игру. Называется она «Жмурки».
Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из убегающих. Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим.
2 ведущий. Но на Масленицу было принято не только просто играть в подвижные игры, но и устраивать игры-соревнования, в которых народ мерился своей силой, ловкостью, сноровкой…
1 ведущий. Давайте разобьемся на две команды.
(Все учащиеся делятся на команды, выбирают капитанов).
1 конкурс – «Снежный тир».
На Масленицу по традиции все играли в снежки. Вот и мы с вами поиграем в снежки. Но не просто поиграем, а устроим соревнование. От каждой команды выходят по одному игроку и кидают снежками по мишеням. Чья команда больше собьет мишеней, та и будет победителем.
2 конкурс – «Катание на лошадях».
Капитаны команд берут в руки обручи. Надевают обруч на каждого игрока команды по очереди и бегут до отметки и обратно. Побеждает та команда, капитан которой быстрее «прокатит» всю команду.
3 конкурс – Кто быстрее на метле».
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает та команда, которая не только быстрее пробежит, но и собьет меньше кеглей.
4 конкурс – «Русская метла».
А это шуточное соревнование на дальность метания метлы. Побеждает та команда, игроки которой метнут метлу дальше другой.
5 конкурс – «Перетягивание каната».
Берется толстый канат. Команды берутся за концы этого каната и тянут каждый в свою сторону. Но предлагаю разнообразить этот конкурс тем, что команды встают спиной друг к другу.
2 ведущий. И завершить игровую программу я предлагаю «Катанием на каруселях».
Ведущий держит в руках шест, на котором прикреплено колесо, к которому привязаны ленты. Дети берутся руками за ленты и идут медленно по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
Дальше дети идут все быстрее и быстрее, затем переходят на бег. При этом говорят слова:
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом!
Ведущий говорит слова:
Тише-тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра…
(Карусель останавливается, все переходят к месту сжигания Масленицы).
1 ведущий. У нас такой обычай есть:
Надо Масленицу сжечь,
Чтоб тепло ее костра
Весна – девица-краса
Всей душою ощутила,
К нам на праздник поспешила!
(Все вместе поджигают чучело Масленицы).
2 ведущий. В свои права, Весна, вступай,
Природой править начинай!
Все. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
1 ведущий. Да! Чуть было не забыла…
На Руси законом было
Щедро зиму провожать,
Всех блинами угощать!
(Все входят в школу, проходят в класс, рассаживаются за столом, на котором стоит самовар и угощения. Две девочки на подносах вносят блины).