kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка мероприятия "Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Масленица"- самый народный русский праздник, но, к сожалению, почти забытый нами.Настало время возродить национальные традиции.В своём классе я серьозно отнеслась к его подготовке,участвовали все:дети, родители.Мы собирали материал об этом празднике из разных источников, помогал Интернет;посетили Этнографический музей народов России в Санкт-Петербурге;изучили историю русского национального костюма; изготовили коллекцию женских праздничных украшений;смастерили куклу Масленицу,устроили серию выставок по этой теме.Ну, а закончилось всё праздником на свежем воздухе. Ребята, их родители провели и поучаствовали в весёлых масленичных конкурсах, испили горячего чайку с блинами да выпечкой.Всем было очень весело и интересно,равнодушных не было; ведь пришли на праздник целыми семьями. А самое главное, праздник "Масленица" стал понятнее, ближе и роднее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мероприятия "Масленица" »

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Лицей №126

ПРОЕКТ 2-д класса

«История русского национального костюма»

в рамках проекта

«Знай и почитай русские традиции. Масленица».



Использование инфраструктуры района и города;

входная и итоговая диагностики;

самоопределение и работа в малых группах;

совместное составление презентаций (педагог, учащиеся, родители);

создание сайта класса с презентацией,

кроссвордом и соответствиями по программе HotPotatoes;

фото и видео отчёты,

уличное гулянье.



Разработала и провела:

Панкратова Анна Геннадьевна,

учитель начальной школы ГБОУ Лицей №126

Калининского района

г.Санкт-Петербурга


2013г.


Содержание:

  • 1. Название проекта.

  • 2. Руководитель проекта.

  • 3,4. Предметы и дисциплины.

  • 5,6. Возраст участников. Состав группы.

  • 7. Тип проекта.

  • 8. Заказчик проекта.

  • 9.10. Цели. Задачи проекта.

  • 11. Вопросы проекта.

  • 12. Необходимое оборудование.

  • 13. Аннотация.

  • 14. «Продукты» проекта.

  • 15. Анкетирование.

  • 16. Этапы работы над проектом.

  • 17. Распределение ролей в проектной группе.

  • 18. Приложение.

  • 19. Список литературы.

  • 20. Заключение.

Паспорт проекта __2-д__класса

ГБОУ Лицей №126


  1. Название проекта: История русского национального костюма _________________Масленица.________________________

(в рамках общешкольного проекта «Знай и почитай русские традиции»).

  1. Руководитель проекта: Панкратова Анна Геннадьевна, учитель начальной школы ГБОУ Лицей 126

  2. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

  3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: природоведение, чтение, искусство.

  4. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: _8-9_лет.

  5. Состав проектной группы: (согласно списку учащихся 2-д класса ГБОУ Лицей №126 на 01.02.2013г.(28 человек) , участвовали все дети с привлечением родительской общественности).

  6. Тип проекта: информационный, исследовательский, творческий, игровой.

  7. Заказчик проекта: педагогический коллектив ГБОУ Лицей №126.

  8. Цели проекта:

практическая – знакомство учащихся с народным праздником Масленица,

с элементами русского костюма.


педагогическая – партнёрство педагогического коллектива с учащимися, их родителями в совместном поиске элементов культурного наследия русского народа и применения полученных знаний в жизни;


  1. Задачи проекта:

    1. Возрождение интереса к обрядовым русским праздникам через изучение истории Масленицы, через эмоциональное переживание и участие в игре-действии «Широкая Масленица».

    2. Воспитание патриотизма.

    3. Обогащение духовного мира учащихся и их родителей.

    4. Обобщение и закрепление знаний детей о празднике Масленица.

    5. Раскрытие творческого потенциала учащихся через эмоциональную сферу.

    6. Приобщение детей, родительской и педагогической общественности к традиции проведения русских народных праздников.


2.1. Сбор материала по теме исследования.

2.2.Практическое применение информации каждым участником проекта для создания продукта проекта.

2.3. Презентация проекта.

  1. Вопросы проекта:

  • Откуда пошла традиция праздновать Масленицу?

  • Как на Руси праздновали Масленицу?

  • Актуален ли праздник Масленица в наши дни?

  • О чём говорит название Масленица?

  • Как празднуют Масленицу в других странах?

  • Масленица - это пережиток прошлого или основа народной культуры?

  • Как сохранить богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни?

  • Нужно ли знать историю своей страны и её традиции?

  • Как получить и кому передать интересующую тебя информацию по данной теме?

  1. Необходимое оборудование:

  • Учебные кабинеты, оснащённые аудио-видео техникой

  • ПК

  • Инвентарь для проведения конкурсов на празднике «Широкая Масленица»

  • Материалы и инструменты для изготовления коллекции украшений, выставок рисунков.

  1. Аннотация.

13.1. Теоретическая составляющая проектной деятельности.

Актуальность данной темы:

Со вступлением человечества в новый век этот вопрос стал как никогда актуальным. Требования нового времени ставят под сомнения авторитарные методы работы. Учебный план становится более «гибким», т.е.учитываются ситуации и особенности класса, воспитание личности выходит на первое место.

В связи с активным внедрением компьютера в жизнь человека, мы стали учитывать коммуникативные навыки, реальность как бы существует параллельно с человеком, а ребёнок полностью поглощён виртуальным миром. Резко падает интерес к чтению художественной литературы.

Современным детям сложно следовать инструкциям взрослых; они не уважают, не хотят слушать чужое мнение, а хотят быстро и сразу получить результат, затратив на это минимум усилий. Современный ребёнок-лидер по своей натуре.

Для меня очень важно, чтобы учащиеся начальной школы могли самостоятельно формулировать и высказывать своё мнение, даже отличное от мнения взрослых, обладали видением окружающего мира, сохранили эвристический способ познания и через рефлексию раскрыли свой потенциал.

Проектная деятельность возвращает ребёнка в реальный мир. Учит по крупице понимать, ценить его.

Через проектную деятельность ребёнок познаёт мир, учится видеть прекрасное в самых обычных вещах, ценить самого себя как ЛИЧНОСТЬ единственную во Вселенной, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, нарабатывает бесценный жизненный опыт через моделирование различных ситуаций и смену социальных ролей.

13.2.Методическая составляющая проектной деятельности.

При организации методики проектирования я учитывала следующие важные моменты:

  • чётко поставленная цель не разбивается на отдельные задачи

  • группы участников формируются по желанию самих участников (можно использовать принцип «кругопортнёрства»

  • условия выполнения поставленной цели создаются с учётом предыдущих отрицательных моментов работы (начинать очень трудно, но собственные наблюдения и эмоции будут активными помощниками в дальнейшем)

  • важно создать положительную мотивацию, заинтересовать учащихся

  • нагрузка должна равномерно распределяться между всеми участниками коллектива

  • в ходе работы нельзя давать сравнительные характеристики (важно отметить позитив всех участников)

  • можно задавать вопросы только позитивного характера

  • победителя быть не должно

  • необходимо осмысление чужого опыта во время слушания


13.3.Практическая составляющая проектной деятельности.

Проведение Масленицы.

Россия богата традициями, народными праздниками. Один из них – Масленица, содержащий в себе глубокое нравственное начало – покояние, прощение. Масленица – один из самых весёлых праздников на Руси. Знакомство с традициями России через непосредственное участие (проектную деятельность и системно-деятельностный подход) в подготовке и проведении праздника даёт более полное и глубокое представление о нём. Самостоятельно приобретённые знания становятся более понятными и значимыми для учащихся, а совместная деятельность с родителями будет способствовать развитию взаимопонимания . Поэтому и возникла потребность совместными силами педагога, родителей и учащихся Лицея 126 провести праздник Масленица, прикоснуться к духовно – нравственным основам, к образцам устного и музыкального народного творчества.

Учащимся была сообщена тема проекта с дальнейшей положительной мотивацией. Проект класса должен был перерасти в уличное гулянье с чаепитием. Ребята самостоятельно разбились на группы и выбрали направления работы. Происходил обмен информацией между группами во время учебной деятельности и на сайте класса, в работу включились родители. Праздник не оставил равнодушных, пришли все: родители, учащиеся, бабушки, дедушки, младшие братья и сёстры, жители микрорайона. Все были очень довольны! Отличная погода, весёлые конкурсы, чаепитие с блинами, ярмарка-всё это нас сдружило ещё больше и доставило всем без исключения удовольствие от сделанного совместно общего дела. Проект удался!


  1. Продукты проекта:

а) Web-сайт «Мой мир»(создан специально для освещения событий Масленицы)

б) Анкеты входной и итоговой диагностик с последующей обработкой полученной информации

в) Выставка рисунков «Русский национальный костюм» с самостоятельной разработкой эскизов

г) Игра на базе Этнографического музея народов России «Традиции русской деревни»

д) Кроссворды и соответствия, с последующим размещением на сайте (с использованием программы «Горячие картошки» )

е) Коллекция русских национальных украшений (бусы) для ярмарочной торговли и украшения чучела Масленицы

ж) Обереги

з) Оформление кабинета серией иллюстраций на тему «Масленица»

и) Презентации учителя и учеников на сайте

к) Фото и видео отчёты на сайте

л) Экскурсия с родителями в Этнографический музей народов России «Русская деревня».


Анкетирование.

  1. Анкетирование проводилось в начале и в конце данного проекта по данным вопросам. Сравнительная диагностика ответов по каждому пункту позволила выявить положительную динамику. Средний коэффициент по классу при первичной диагностике составил 0,84; при итоговой диагностике 0,97(максимальный коэффициент составляет







Вопросы для первичного анкетирования учащихся в рамках проекта

«Знай и почитай русские традиции»

  1. Как называется праздник проводов зимы, встречи весны?

А) Ураза-Байрам

Б) Рождество

В) Пасха

Г) Масленица

Д) Ивана Купала



  1. Какое блюдо считается традиционным на Масленицу?

А) блины

Б) кулич

В) печенье

Г) лаваш

Д) пироги



  1. Сколько дней праздновали Масленицу?

А) день

Б) неделю

В) месяц

Г) год

Д) зиму



  1. Как называется третий день Масленицы?

А) Заловкины посиделки

Б) Заигрыш

В) Встреча

Г) Лакомка

Д) Разгул

Е) Тёщины вечеринки

Ж) Прощеный день



  1. Почему на Масленицу сжигали чучело?

А) согревались

Б) отпугивали диких зверей

В) прогоняли зиму

Г) встречали весну



  1. Хотел ли ты больше узнать о Масленице?

А) да

Б) нет



Вопросы для вторичного анкетирования учащихся в рамках проекта

«Знай и почитай русские традиции»

  1. Какой праздник символизирует (обозначает) начало весны и конец зимы?

А) Ураза-Байрам

Б) Рождество

В) Пасха

Г) Масленица

Д) Ивана Купала



  1. Что традиционно готовят на Масленицу?

А) блины

Б) кулич

В) печенье

Г) лаваш

Д) пироги



  1. Как долго было принято праздновать Масленицу?

А) день

Б) неделю

В) месяц

Г) год

Д) зиму



  1. Какой день масленичной недели называется Лакомкой?

А) понедельник

Б) вторник

В) среда

Г) четверг

Д) пятница

Е) суббота

Ж) воскресенье



  1. Что символизирует (обозначает) обряд сжигания чучела Масленицы?

А) встречу весны

Б) проводы зимы

В) начало поста

Г) крещение



  1. Узнал ли ты что-нибудь новое про Масленицу?



А) да

Б) нет


Анкетирование проводилось в начале и в конце данного проекта по данным вопросам. Сравнительная диагностика ответов по каждому пункту позволила выявить положительную динамику. Средний коэффициент по классу при первичной диагностике составил 0,84; при итоговой диагностике 0,97(максимальный коэффициент составляет 1,0). Соответственно можно сделать вывод, что данный проект прошёл удачно, цели и задачи выполнены.


  1. Этапы работы над проектом:


Этапы

Форма

Сро-

ки

Место работы

Содержание работы

Выход этапа

Подготови-

тельный

Предварительная подготовка учителя.

Самоопределение учащихся.

Входная диагностика (анкетирование).

Сбор информации и материала.

Составление презентаций.

Сотрудничество с родительской общественностью.

Интернет технологии.

с 25.02.2013

по

27.02.2013

класс,

дом,

интернет

пространство

Знакомство с проектом.

Подбор материала.

Составление презентаций и их показ учителем.

Распределение по группам с выбором направлений, распределение ролей и поручений

в группе.

Презентации

«Масленица»,

«История русского национальн. костюма»

( прилагаются отдельным файлом ,

размещены на сайте).

«Примерка» проекта на себя, распределе-

ние на группы с учётом принципа добровольности), включение в проект.

Анкеты учащихся

(первичное анкетирова-

ние).



Основной

(развитие)

Работа в группах по выбранным направлениям.

Сбор и

обмен полученной информацией.

Экскурсия в Этнографический музей народов России (05.03.13).

Национальные игры.

Творческая мастерская.

Рефлексия.

Совместный классный час со 2-в классом.

Путешествие на машине времени.




















с

28.02.2013

по

10.03.2013

Музей Этнографии народов России, твор -ческая работа дома,

библи-

отека Лицея,

классы.

Экскурсия в Этнографический музей народов России «Традиции русской деревни». Знакомство с бытом, устоями, традициями, устным народным творчеством и праздниками русской деревни. Участие в русских национальных играх, изготовление оберегов и кукол – Маслён.

Рефлексия: (работа в группах), составление кроссвордов и соответствий по программе «Горячие картошки» (английская версия), эскизов, моделирование, фото и видео съёмки, обмен полученной информацией с учащимися 2-в класса на общем классном часе «Мир презентаций. Масле-ница».

Фото и видео отчёты (прилож.1),

рисунки,

афиши,

панно,

поделки,

украшения,

куклы - Маслёны

(прилож.2).

Создание и наполнение сайта «Мой мир» Полностью посвящён истории данного проекта.

(ANUTKA .12344@gmail.com).

Автор: Панкратова А.Г.

Наполнение: учащиеся 2-д класса, их родители, педагог.

Использова-

ние:

открытое.

Заключитель-

ный

или продуктивный

Оформление школы и класса серией иллюстраций на тему «Масленица».

Создание коллекции украшений и вариантов русского нац. костюма.

Обмен полученной информацией с учащимися Лицея.

Итоговое анкетирование.

Мониторинг.

Праздничное гулянье.

с

11.03.2013

по

16.03.2013


Помещения Лицея:

классы,

рекреа-ции,

школь-

ная

террито-

рия


Встреча с сотрудником районной библиотеки.

Игра с учащимися 2-в класса «Знай и почитай русские традиции. Масленица».

Создание выставок рисунков и поделок.

Изготовление ярмарочных жетонов для Лицея.

Подготовка к уличному гулянью (инвентарь для конкурсов, выпечка, элементы национальных костюмов).

Встреча-консультация с родительским комитетом.

Наполнение сайта.

Вторичное заполнение анкет с последующим мониторингом анкетирования.

Сайт «Мой мир»

(история проекта,

фото и видео

отчёты,

кроссворды,

соответствия,

презентации).

Коллекция украшений

(бусы).

Выставки рисунков.


Конкурсы и

чаепитие с

домашней выпечкой на

праздничном

гуляньи.

(прилож.3)

Анкеты.

Рефлексия:

сочинения,

рисунки,

отзывы,

общение на

форуме сайта

класса

karandashiki.3dn.ru и

наполнение папок-портфолио учащихся .



  1. Распределение ролей в проектной группе 2-д класса:


Составление кроссвордов и соответствий: Ал-Наджар Олег, Алексахин Фёдор, Куц Анна, Балтрушин Сергей, Демченко Николай, Язев Григорий, Панихин Илья, Вайнорес Никита, Кропин Владимир, Козуб Леонид, Ломунов Михаил, Земляной Михаил, Мельников Александр.

Разработка и создание коллекции украшений (бусы): Дроздецкая Анна, Борхачёва Карина, Осипян Римма, Виноградова Анна, Тузова Мария, Минина Валерия, Королькова София.

Изготовление кукол-Матрён в русских национальных костюмах по самостоятельно созданным эскизам: Тихонова Вероника, Сырцов Влад, Макаров Костя, Другачук Александра, Тамбовцева Анна, Григоревский Богдан, Золотарёва Ксения, Стёпкина Татьяна.

  1. Приложение 1. Посещение Этнографического музея народов России.



Посиделки в русской избе. Игры.


Изучение истории национального костюма разных областей России.


Приложение 2.Поделки, рисунки, куклы-Маслёны, афиши, украшения.











Приложение 3. Конкурсы, чаепитие, уличное гулянье.







Конкурсы.


















Чаепитие.









Уличное гулянье.






19) Список литературы:


Алексеев Н.Г.

Проектная парадигма в комплексе педагогических наук// Гуманизация

Образования.-1995.-№4.-С.29-31


Горбунова Н.В.

Методика организации работы над проектом: (Проектный метод обучения) //Н.В.Горбунова. Образование в средней школе.2000.-№4.-С.21-27


Савенков А.И.

Творческий проект, или Как провести самостоятельное Исследование:

(Создание творческих проектов младшими школьниками)// Школьные

Технологии.-1998.-№4.-С.144-148


Интернет ресурсы. Масленица.




20) Заключение


В проекте участвовали все ученики 2-д класса ГБОУ Лицей 126 , а также принимали самое активное участие на праздничном гуляньи их родители!


Благодарим всех педагогов, учащихся Лицея и их родителей за сотрудничество!










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка мероприятия "Масленица"

Автор: Панкратова Анна Геннадьевна

Дата: 18.07.2014

Номер свидетельства: 110230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Методическая разработка мероприятия «Здравствуй, масленица!»"
    ["seo_title"] => string(61) "metodicheskaia_razrabotka_meropriiatiia_zdravstvui_maslenitsa"
    ["file_id"] => string(6) "577364"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1617395084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка внеклассного мероприятия "Сударыня_ Масленица""
    ["seo_title"] => string(73) "metodicheskaia_razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_sudarynia_maslenitsa"
    ["file_id"] => string(6) "626616"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1677416938"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Общешкольное мероприятие : "Масленица"."
    ["seo_title"] => string(45) "obshchieshkol-noie-mieropriiatiie-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "258442"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448485595"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Общешкольное мероприятие : "Масленица"."
    ["seo_title"] => string(47) "obshchieshkol-noie-mieropriiatiie-maslienitsa-1"
    ["file_id"] => string(6) "258443"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448485602"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Общешкольное мероприятие : "Масленица"."
    ["seo_title"] => string(47) "obshchieshkol-noie-mieropriiatiie-maslienitsa-2"
    ["file_id"] => string(6) "258444"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448485608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства