Просмотр содержимого документа
«Чудо Земли - хлеб.»
ГБС (К) ОУ РМ
«Краснослободская коррекционная школа – интернат VIII вида»
Беседа : « Чудо Земли – Хлеб».
Провела воспитатель : Бармашева С.А.
2014 – 2015 уч.год.
Беседа "Хлеб всему голова"
Цели:
- познакомить с тружениками села: механизаторами , хлеборобами,
- расширить знания о пользе хлеба,
- воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Оборудование: плакаты с пословицами, снопы пшеницы, выставка продуктов мучных и хлебных изделий, выставка книг о хлебе.
Литература:Классные часы в 6-9 кл. А.В.Давыдова,А.Д.Хижниченко.
Ход мероприятия.
Воспитатель. Ребята ,сегодня мы поговорим с вами о хлебе. Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки и буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей.. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ученик 1: Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:
"Земля – матушка, а хлеб батюшка”.
"Хлеб – это жизнь”.
"Хлеб – кормилец”.
"Без золота проживешь, а без хлеба - нет”.
Ученик 2: Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город. У целлинников были свои песни.
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...
Для него, для зернышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.
Ученик 3: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово, в самом деле - вдумайтесь! Словом называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?
Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб.
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: .
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: .
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: .
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Воспитатель: Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное - работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет, -
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
У народа есть слова:
"Хлеб - всей жизни голова”.
Ставится он первым на столе.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава, слава!
Ученик 4: Вот такое коротенькое, но емкое слово - . А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете , почему люди едят хлеб каждый день? Оказывается, в хлебе содержится много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе - 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Воспитатель: В нашей стране выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды. Во время войны в армию были призваны люди не только из городов, но и из деревень. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Был хлеб всегда в почете на Руси -
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? -Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Воспитатель: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.
(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а воспитатель читает воспоминание медсестры яслей - сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой. )
Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне..
Воспитатель: Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало хлеба, и они умирали. А в наше время все ли мы бережем и ценим хлеб? Хлеб - драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам с полей живая речь:
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!
Воспитатель: Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первыми блюдами.
Ученик 1.
Прошу тебя :
Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже крошка хлеба...
Но и сейчас оплачена стократ
Трудом нелегким каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю: детство без игры нелепо,
Но не смогу простить лишь одного -
Хоть крошки брошенного хлеба.
Ученик 2.
Стихотворение "Хлеб мой вкусный"
Хлеб мой вкусный.
Хлеб красивый
Говорю тебе: спасибо
Лучше б ты не поленилась
Доброй пашней поклонилась.
-Кланяюсь тебе я, пашня,
За горячий хлеб домашней,
Лучше б ты не поленилась
Дождичку бы поклонилась.
-Вот спасибо, дождик в небе,
Что заботишься о хлебе.
Лучше б ты не поленилась
Солнцу в небе поклонилась.
-Солнце, солнце в небе синем
За горячий хлеб спасибо.
Лучше б те не поленилась
Хлеборобам поклонилась!
Хором: Вас спасибо хлеборобы,
Что даете хлеб нам добрый!
Звучит "Песня хлеборобов”.
Ученик 3: День и ночь - и в палящий зной, и в дождь идет борьба за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван в противоборстве с природой.
Вот он - хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он... теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло,
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель: Ребята, чтобы хлеб был добрым, богатым, нужно, чтобы погода была веселой, чтобы в меру был и дождик и солнышко.
Ученик 4.
Вот когда мы подрастем,
Обещаем дружно,
В хлеборобы мы пойдем-
Это очень нужно.
Почет и честь вам хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
Воспитатель:На этом наша беседа закончена и я надеюсь ,что она не пройдет бесследно.