данный урок предназначен для учащихся 7 класса. В материале конспекта представлена вся необходимая информация для работы на уроке. Учащиеся смогут усвоить на уроке такие понятия, как: "зоология", "местообитание", "среды жизни живых организмов" и другие. Конспект урока по теме "Зоология - наука о животных" предусматривает различные виды работы на уроке, предусмотрен диалог учителя с учащимися, связь с жизненным опытом ребенка и его наблюдениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Зоология - наука о животных. »
Конспект урока информатики
Класс: 7
Тема:Зоология – наука о животных.
Цель: познакомить учащихся с предметом изучения науки зоологии, историей её развития. Установить черты сходства и различия между растениями и животными.
Задачи:
Развивающая – развивать логическое мышление, умение строить осмысленный ответ
Образовательная– Рассказать о средах жизни и местообитаниях животных, их приспособленности к условиям обитания и взаимоотношениями между ними.
Воспитательная – воспитывать уважение к окружающему миру.
Оборудование: презентация, наглядность.
Ход урока
Оргмомент
Актуализация ранее изученного.
Что изучает биология?
- Биология изучает живые организмы. Их многообразие, строение, жизнедеятельность, историческое развитие.
Все живые организмы на нашей планете выделены в четыре царства.
Кто скажет, какие? ( бактерии (дробянки), грибы, растения, животные).
Мотивация учебной деятельности.
- С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 6 классе. Вы узнали, что бактерий изучает биологическая дисциплина бактериология, грибы – микология, растения – ботаника.
- А вот представителей царства животные изучает наука зоология.
Изучение новой темы
1.Работа с учебником.
- Рассмотрите изображения на стр.5 в учебнике. Что изображено? Как они связаны между собой?
Прочитайте в учебнике, что значит выражение «Зоология – система наук о животных».
- От каких двух слов происходит слово «зоология»? (вывешивается на доску). Запись определения в тетрадь.
- Вы сказали, что современная зоология – это система наук о животных. Одни из них изучают внешнее и внутреннее строение животных, процессы их жизнедеятельности, поведение, развитие, взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле, историю развития и многое другое. Это такие науки, как морфология, анатомия, физиология, этология, эмбриология, экология, зоогеография, эволюция. Другие науки изучают отдельные группы животных.
- Вспомните, как они называются? Верно. Энтомология изучает насекомых, ихтиология – рыб, орнитология – птиц (запись в тетрадь из учебника)
. 2. Развитие науки зоологии
- Как же развивалась наука зоология? С древних времён человек изучал живую природу. Даже пещерные люди знали о животных, населяющие окружающий их мир.
- Что может свидетельствовать об этом? (наскальные рисунки оленей, быков, мамонтов, сохранившиеся до наших дней).
- Зачем первобытному человеку и его потомкам были необходимы наскальные рисунки? (Знание фактов о том, какие животные полезны, какие опасны были необходимы первобытному человеку. От этого зависела их жизнь).
Знания предков накапливались из поколения в поколение. Накопленные знания нужно было обобщить и систематизировать. Это попытался сделать 4 веке до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Он написал труд «История животных», где привёл сведения о строении тела животных, способах их размножения , постройке гнёзд, питания. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, спячку, линьку и другие факты. Он составил «Лестницу существ», согласно которой в природе происходит постепенный переход от неживых тел к живым организмам. Это была первая систематизация животных. Большой толчок развитию зоологии дали великие географические открытия и путешествия, когда путешественники из своих экспедиций начали привозить сведения о животных, обитавших на других континентах.
3. Признаки животных
Несмотря на большое разнообразие, все животные имеют сходные признаки.
- Перечислите их. Верно, это клеточное строение, способность к питанию, дыханию, росту, развитию, размножению. (запись в тетрадь)
Но эти признаки характерны и для растений. Прочтем об этом в учебнике на стр. 6.
- Почему же животных выделили в отдельное царство? (животные имеют ряд отличительных признаков:
способны к активному передвижению;
питаются готовой пищей;
клетки животных отличаются по строению от клеток растений).
4. Среды жизни животных. Местообитание
- Животные – очень разнообразны, в том числе и по своей численности. Найдите и прочитайте, какую цифру приводят авторы учебника.
- За длительный исторический период развития живые организмы освоили четыре среды жизни – водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную (обитание одних организмов на теле или в теле других организмов).
- Приведите примеры, кто живет в водной среде, в наземно-воздушной среде, в почвенной среде, в другом организме. (запись в тетрадь)
- Некоторые животные живут не в одной, а в нескольких средах. Приведите примеры.
- В любой среде жизни животные занимают те участки, которые наиболее благоприятны для их жизни. Например, раки, акулы, камбалы – обитатели водной среды. Но раки живут в реках и озёрах с чистой водой, илистым дном, обрывистыми глинистыми берегами; акулы – в толще морской воды; камбалы на дне.
- Конкретный участок среды жизни, населённый теми или иными животными, называют местообитанием этих животных. (запись в тетрадь).
Физкультминутка.
Первичная проверка полученных знаний.
- Читаем дальше по учебнику на стр.7.
- Какой вывод мы с вами сформулируем из прочитанного? (животные очень многообразны по облику, строению, размерам и образу жизни).
- Каждого животного есть своя роль в природе. Она зависит от того, какое назначение само животное выполняет. Посмотрите на доску – здесь помещены изображения животных. Чем они отличаются друг от друга? (ролью для человека и природных сообществ).
- Приведите примеры диких животных? Перечислите их плюсы, минусы для человека.
- Запишем в тетрадь (по учебнику), чем важны для человека дикие животные и насекомые:
Опыление растений;
Распространение плодов и семян растений;
Добыча ценного меха, мяса
Регулирование численности больных животных.
- Приведите примеры домашних животных? Объясните чем важна их роль в жизни человека.
- Прочитайте в учебнике, когда было одомашнено первое животное.
Закрепление полученных знаний
- Задание на стр.10, №2 (самостоятельно)
Подведение итогов урока.
О чем мы говорили сегодня на уроке?
Как называется наука, изучающая животных?
Кто впервые предпринял попытку классификации животных?
Чем животные отличаются от растений?
Составьте вопросы по нашей теме для своих одноклассников, например:
Какие среды жизни заселили животные?
Что такое местообитание?
Как животные приспособлены к жизни в определённой среде?
Какие типы взаимоотношений среди животных вы знаете?
Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке? Что вспомнили?
Домашнее задание.
Учебник: стр.4-10 (читать), выучить записи в тетради.