Тема:Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и лёгкие. Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи, их строение и функции. Строение лёгких, газообмен в лёгких и тканях.
Цель урока: научиться определять значение органов дыхания для жизни человека в связи с выполняемыми функциями.
изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, образование звука.
Ожидаемый результат: умение применять полученные знания в жизни;
решать проблемные и интеллектуальные задачи.
Оценка рациональности полученной информации в формировании научной картины мира (оценка достоверности на основе эмпирического восприятия)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
наглядности
3 мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик»
Ученики осмысливают поставленную цель. Дети берут друг друга за руки и улыбаются.
5 мин.
II. Проверка домашней работы. С помощью игры «Карта бита» осуществляет проверку домашней работы.
Ответьте на следующие вопросы:
В: Какие виды кровотечений бывают?
О: Капиллярные, венозные, артериальные;
В: Какое из кровотечений самое опасное для жизни человека?
В: Если у человека фонтаном вытекает ярко- алого цвета кровь, то каким является данное кровотечение?
О: Артериальное кровотечение;
В: Что надо сделать при носовом кровотечение?
О: Посадить или положить пострадавшего, приподняв ему голову.
На переносицу приложить холодный компресс . в носовую полость ввести кусочек ваты, смоченной перекисью водорода;
В: На какое время накладывается жгут?
О: В теплое время года на 1,5-2 часа; в холодное на 1 час;
Объясни, что такое дыхание, и какое значение для организма оно имеет?
Отметь органы дыхания под цифрами:
3. Объясни, какое строение и значение имеют легкие? Составь модель строения
Ученики демонстрируют свои знания. Распределяют согласованные и несогласованные определения.
Карты
5 мин.
III. Мотивация к изучению нового.
учитель подводит учащихся к теме нового урока.
«Горячий стул» - вызывается один ученик и все задают ему вопросы.
Учащиеся задают вопросы.
-Почему кровь движется всегда в одном направлении?
- Как определить, где артерии, а где вены?
- Этот ученый открыл в 1628 году круговое движение крови. Кто он? (Гарвей)
-Большой круг кровообращения начинается?
-Какой круг кровообращения заканчивается в левом предсердии?
-Автоматия сердца – это?
- Где находятся створчатые клапаны?
- Какой показатель давления свидетельствует о гипертании?(160/100)
-Стенки каких сосудов состоят из одного слоя?
-Частота сердечных сокращений в 1 мин. у новорожденного ребенка равна? (130- 140 ударов)
Стратегия «Мозговой штурм».(5 мин.)
У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
- Почему так ответил мудрец?
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Ноутбук
Слайд
20 мин.
IV. Актуализация знаний
С помощью стратегии «Ассоциативная карта» осуществляет усвоение новой темы.
Основные термины:
Дыхание – это совокупность физиологических процесс, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций.
Органы дыхания – специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой.
Значение дыхания:
1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.
2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.
3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.
Теперь мы рассмотрим строение органов дыхания: к органом дыхания относятся носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи - это воздухоносные пути, а также легкие, в которых происходит обмен газов.
Через ноздри воздух попадает в носовую полость . Полость носа разделена перегородкой на две половины и сзади переходит отдел полости глотки — носоглотку.
Различают три стенки полости носа:
Верхняя сформирована частично лобной костью, решётчатой пластинкой решётчатой кости, клиновидной костью. Через отверстия решётчатой пластинки проходят обонятельные нервы.
Латеральная образована носовой костью, лобным отростком и носовой поверхностью верхней челюсти, слёзной костью, медиальной пластинкой крыловидного отростка клиновидной кости. На этой стенке имеются три носовые раковины, ограничивающие три носовых хода: верхний, средний и нижний. Нижний ход идёт под нижней раковиной, средний — между нижней и средней раковиной, верхний — между верхней и средней раковинами.
Нижняя образована нёбным отростком верхней челюсти и горизонтальной пластинкой нёбной кости.
В носовой полости воздух очищается от частиц пыли и микроорганизмов, согревается и увлажняется. Носовая полость в норме выполняет дыхательную, обонятельную, защитную и резонаторную функции. Через нос проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Воздушная струя вследствие извилистости носовых ходов образует завихрения и совершает дугообразный путь. Поэтому-то через нос воздух проходит медленнее, чем через рот. В результате давления струи воздуха на слизистую оболочку полости носа происходит возбуждение дыхательного рефлекса, и грудная клетка расширяется больше, чем при вдохе через рот. Защитную функцию полости носа осуществляют очищением, согреванием, увлажнением и стерилизацией вдыхаемого воздуха. Движение воздуха в носовой полости обеспечивает также обонятельное восприятие. Кроме того, носовая полость наряду с околоносовыми пазухами, глоткой и полостью рта служит резонатором для голоса. Нарушение носового дыхания отражается на состоянии всего организма. Носовая полость в норме выполняет дыхательную, обонятельную, защитную и резонаторную функции. Из полости носа согретый, увлажненный и очищенный воздух через носоглотку и глотку поступает в гортань.
Гортань участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4—6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу — с трахеей. Стенки гортани состоят из нескольких хрящей , соединенных связками , суставами и мышцами . при проглатывании пищи вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником . самый крупный хрящ – это щитовидный, который выступает на передней поверхности шеи ( адамово яблоко) .
Гортань изнутри выстлано слизистой оболочкой с мерцательн
Группа 2. Пользуясь материалом учебника, изучите строение гортани.
- Где расположены голосовые связки, и каково их значение.
- Почему у мужчин голос низкий, а у женщин высокий?
Группа 3. Пользуясь материалом учебника, изучите строение трахеи и бронхов.
- Назовите их функции.
- Что такое бронхиолы и бронхиальное дерево?
Группа 4. Пользуясь материалом учебника, изучите строение легких.
- Что такое плевра и где она расположена?
- Каково строение альвеол и где они расположены?
Ученики заполняют перфокарты.
Перфокарта
Клубок нити
5 мин.
VI. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма».
- С помощью смайликов оцените наш урок.
- Теперь оцените себя.
Ученики пишут телеграмму своим одноклассникам. С помощью смайликов ученики оценивают урок. Закрашивают дерево Блоба, таким образом оценивают свою деятельность на уроке.
Смайлики
Стикеры
Дерево Блоба
2 мин.
VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.