kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение дыхания

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок биологии в 8 классе. на тему "Значение дыхания"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение дыхания»


Дата: Класс: 8 урок 40

Тема: Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и лёгкие. Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи, их строение и функции. Строение лёгких, газообмен в лёгких и тканях.


Цель урока: научиться определять значение органов дыхания для жизни человека в связи с выполняемыми функциями.

изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, образование звука.

Ожидаемый результат: умение применять полученные знания в жизни;

решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Оценка рациональности полученной информации в формировании научной картины мира (оценка достоверности на основе эмпирического восприятия)


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик»

Ученики осмысливают поставленную цель. Дети берут друг друга за руки и улыбаются.



5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью игры «Карта бита» осуществляет проверку домашней работы.

Ответьте на следующие вопросы:

В: Какие виды кровотечений бывают?

О: Капиллярные, венозные, артериальные;

В: Какое из кровотечений самое опасное для жизни человека?

О: Артериальное;

В: Признаки венозного кровотечения?

О: Темная кровь вытекает непрерывной равномерной струей;

В: Если у человека фонтаном вытекает ярко- алого цвета кровь, то каким является данное кровотечение?

О: Артериальное кровотечение;

В: Что надо сделать при носовом кровотечение?

О: Посадить или положить пострадавшего, приподняв ему голову.

На переносицу приложить холодный компресс . в носовую полость ввести кусочек ваты, смоченной перекисью водорода;

В: На какое время накладывается жгут?

О: В теплое время года на 1,5-2 часа; в холодное на 1 час;

  1. Объясни, что такое дыхание, и какое значение для организма оно имеет?

  2. Отметь органы дыхания под цифрами:


3. Объясни, какое строение и значение имеют легкие? Составь модель строения

Ученики демонстрируют свои знания. Распределяют согласованные и несогласованные определения.

Карты

5 мин.

III. Мотивация к изучению нового.

учитель подводит учащихся к теме нового урока.

«Горячий стул» - вызывается один ученик и все задают ему вопросы.

  1. Учащиеся задают вопросы.

-Почему кровь движется всегда в одном направлении?

- Как определить, где артерии, а где вены?

- Этот ученый открыл в 1628 году круговое движение крови. Кто он? (Гарвей)

-Большой круг кровообращения начинается?

-Какой круг кровообращения заканчивается в левом предсердии?

-Автоматия сердца – это?

- Где находятся створчатые клапаны?

- Какой показатель давления свидетельствует о гипертании?(160/100)

-Стенки каких сосудов состоят из одного слоя?

-Частота сердечных сокращений в 1 мин. у новорожденного ребенка равна? (130- 140 ударов)

Стратегия «Мозговой штурм».(5 мин.)

У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

- Почему так ответил мудрец?

Ученики отвечают на вопросы учителя.





Ноутбук


Слайд

20 мин.

IV. Актуализация знаний

  1. С помощью стратегии «Ассоциативная карта» осуществляет усвоение новой темы.

Основные термины:

Дыхание – это совокупность физиологических процесс, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций.  

Органы дыхания – специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой.

 Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Теперь мы рассмотрим строение органов дыхания: к органом дыхания относятся носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи - это воздухоносные пути, а также легкие, в которых происходит обмен газов.


Через ноздри воздух попадает в носовую полость . Полость носа разделена перегородкой на две половины и сзади переходит отдел полости глотки — носоглотку.

Различают три стенки полости носа:

  • Верхняя сформирована частично лобной костью, решётчатой пластинкой решётчатой кости, клиновидной костью. Через отверстия решётчатой пластинки проходят обонятельные нервы.

  • Латеральная образована носовой костью, лобным отростком и носовой поверхностью верхней челюсти, слёзной костью, медиальной пластинкой крыловидного отростка клиновидной кости. На этой стенке имеются три носовые раковины, ограничивающие три носовых хода: верхний, средний и нижний. Нижний ход идёт под нижней раковиной, средний — между нижней и средней раковиной, верхний — между верхней и средней раковинами.

  • Нижняя образована нёбным отростком верхней челюсти и горизонтальной пластинкой нёбной кости.

В носовой полости воздух очищается от частиц пыли и микроорганизмов, согревается и увлажняется. Носовая полость в норме выполняет дыхательную, обонятельную, защитную и резонаторную функции. Через нос проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Воздушная струя вследствие извилистости носовых ходов образует завихрения и совершает дугообразный путь. Поэтому-то через нос воздух проходит медленнее, чем через рот. В результате давления струи воздуха на слизистую оболочку полости носа происходит возбуждение дыхательного рефлекса, и грудная клетка расширяется больше, чем при вдохе через рот. 
Защитную функцию полости носа осуществляют очищением, согреванием, увлажнением и стерилизацией вдыхаемого воздуха. 
Движение воздуха в носовой полости обеспечивает также обонятельное восприятие. 
Кроме того, носовая полость наряду с околоносовыми пазухами, глоткой и полостью рта служит резонатором для голоса. Нарушение носового дыхания отражается на состоянии всего организма. Носовая полость в норме выполняет дыхательную, обонятельную, защитную и резонаторную функции.  Из полости носа согретый, увлажненный и очищенный воздух через носоглотку и глотку поступает в гортань.

Гортань участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4—6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу — с трахеей. Стенки гортани состоят из нескольких хрящей , соединенных связками , суставами и мышцами . при проглатывании пищи вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником . самый крупный хрящ – это щитовидный, который выступает на передней поверхности шеи ( адамово яблоко) .

Гортань изнутри выстлано слизистой оболочкой с мерцательн

Работа в группах. (3 мин.) Метод «Джигсо»

А. Работа в первичных группах.

Группа1. Пользуясь материалом учебника, изучите строение носовой полости.

- Какую функцию выполняет носовая полость?

Группа 2. Пользуясь материалом учебника, изучите строение гортани.

- Где расположены голосовые связки, и каково их значение.

- Почему у мужчин голос низкий, а у женщин высокий?

Группа 3. Пользуясь материалом учебника, изучите строение трахеи и бронхов.

- Назовите их функции.

- Что такое бронхиолы и бронхиальное дерево?

Группа 4. Пользуясь материалом учебника, изучите строение легких.

- Что такое плевра и где она расположена?

- Каково строение альвеол и где они расположены?

Б. Расходятся, и образуют новую группу.

На стикерах с обратной стороны номера, ребята объединитесь по номерам в новую группу.

Идет обучение в группе.

Образовавшаяся Группа 5 – готовит постер по заболеваниям органов дыхания.


В. Обменяйтесь информацией и возвратитесь в первичные группы.(5 мин.)

Г.Заполнение постера «Органы дыхания» и защита. (5 мин.)

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы.

5 мин.

V. Закрепление урока.

По приему «Сеть паутины» закрепляет данную тему.

Группа1. Пользуясь материалом учебника, изучите строение носовой полости.

- Какую функцию выполняет носовая полость?

Группа 2. Пользуясь материалом учебника, изучите строение гортани.

- Где расположены голосовые связки, и каково их значение.

- Почему у мужчин голос низкий, а у женщин высокий?

Группа 3. Пользуясь материалом учебника, изучите строение трахеи и бронхов.

- Назовите их функции.

- Что такое бронхиолы и бронхиальное дерево?

Группа 4. Пользуясь материалом учебника, изучите строение легких.

- Что такое плевра и где она расположена?

- Каково строение альвеол и где они расположены?



















Ученики заполняют перфокарты.


Перфокарта








Клубок нити

5 мин.

VI. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма».

- С помощью смайликов оцените наш урок.

- Теперь оцените себя.

Ученики пишут телеграмму своим одноклассникам. С помощью смайликов ученики оценивают урок. Закрашивают дерево Блоба, таким образом оценивают свою деятельность на уроке.

Смайлики


Стикеры


Дерево Блоба

2 мин.

VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.




Итог урока:___________________________________________________________________


Положительные стороны урока:_________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Отрицательные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Значение дыхания

Автор: Долбешкина Галина Леонидовна

Дата: 27.01.2018

Номер свидетельства: 452942

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по биологии на тему: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания», 8 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_znachieniie_dykhaniia_stroieniie_i_funktsi"
    ["file_id"] => string(6) "417229"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495317477"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Значения дыхания. Органы дыхания, воздухоносные пути и легкие."
    ["seo_title"] => string(65) "znachieniiadykhaniiaorghanydykhaniiavozdukhonosnyieputiilieghkiie"
    ["file_id"] => string(6) "291355"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455106418"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Конспект урока по теме "Значение дыхания.Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голоообразование. Заболевания дыхательных путей»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_znachieniie_dykhaniia_orghany_dykhatiel_noi_sistiemy_d"
    ["file_id"] => string(6) "382351"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485084384"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Биология 8 класс Урок №1 Тема: "Значение дыхания. Органы дыхания" "
    ["seo_title"] => string(71) "biologhiia-8-klass-urok-1-tiema-znachieniie-dykhaniia-orghany-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "113688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410873623"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Значение дыхания. "
    ["seo_title"] => string(21) "znachieniie-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "189588"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426957526"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства