kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие общества и природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока рассматривает характеристику основных частей биосферы. Направления охраны биосферы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие общества и природы»

«Взаимодействие общества и природы»


Смотрим рис.1 и дадим определения основным её составляющим

 

 

Атмосфера (воздушный бассейн) – газообразная оболочка земного шара. Она делиться на три следующие основные части: нижнюю – тропосферу, среднюю – стратосферу и верхнюю – мезосферу или термосферу. Слой воздуха высотой 50-100 метров над земной поверхностью, а иногда и выше, называют приземным: в нем наиболее резко изменяются метеорологические факторы.

Антропогенные воздействия на атмосферу – изменение состава и свойств атмосферы, обусловленные деятельностью человека.

Одним из наиболее характерных антропогенных воздействия является загрязнение атмосферы выбросами промышленных предприятий, энергетических и транспортных источников. Загрязнение воздуха оказывает влияние на метеорологические процессы и климат. Например, увеличения содержания углекислого газа в атмосфере в результате увеличения количества сжигаемого топлива может вызвать повышение температуры, что связанно с изменением режима ветров, осадков и других метеорологических факторов.
Гидросфера – Водная оболочка земного шара расположенная на поверхности и в толще земной коры и представляющая собой совокупность океанов, морей и водных объектов суши (рек, озер, болот, подземных вод), включая скопления воды в ледниках.

Загрязнение поверхностных вод – это изменение состава или свойств воды под прямым или косвенным влиянием, производственной деятельности, а также бытовых условий населения, в результате чего воды становятся непригодными для одного или нескольких видов водопользования или водопотребления. Водопользование – использование водных ресурсов без изъятия их из водных объектов. Сюда относятся гидроэнергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство. При водопотреблении происходит изъятие воды и водоемов и использование её. К водопотребителям относятся промышленность, сельское и коммунальное хозяйство и т.д.

Литосфера – верхняя твердая оболочка земного шара, имеет среднюю толщину 30-40 км. Есть понятие – термин. Литосфера – часть литосферы (занимающая верхние её слои до 3-8 км), область распространения живых организмов. Самый верхний слой литосферы составляет почва. Загрязнение почвы – попадание в почву различных химических веществ, отходов и отбросов сельского хозяйства, промышленных предприятий, коммунально-бытовых служб, в размерах, превышающих их обычное количество, необходимое для участия в биологическом круговороте. Итак биосфера представляет собой единое целое, где все процессы и явления взаимосвязаны, взаимообусловлены и сбалансированы. По В.И.Вернадскому биосфера – целостная оболочка земли, населенная жизнью и качественно преобразованная живым веществом планеты. Нижняя граница биосферы находится в среднем на глубине 3 км от поверхности суши и 0,5 км ниже дна океана. Верхняя граница над поверхностью суши находится на высоте до 20 км (включает тропосферу и нижнюю часть стратосферы). Примерная масса биосферы составляет 0,05% массы земли, объем биосферы равен 0,4% от её объема.

Основные взаимосвязи общества и природы в процессе промышленного производства рассмотрим на следующем рисунке.

 

Экологическое несовершенство указанных взаимосвязей состоят в том, что только от 2-10% полезных ископаемых поступающих на переработку в виде сырья, превращаются в полезный для общества продукт. Остальное – это отходы промышленности. Отходы промышленности (в виде пылегазовых выбросов, сточных вод и твердых отходов) поступают в природные сферы, изменяя их физико-химический состав. Изменение в природных сферах, как следствие, ведет к изменению условий жизни человека на земном шаре.

Поэтому главной задачей перед обществом, специалистами различных отраслей народного хозяйства является – приблизить к минимуму образование отходов, создавать малоотходные или безотходные технологии производства и разорвать цепочку загрязнения.

Наиболее мелкой элементарной единицей биосферы принято считать экологическую систему (экосистему). Это взаимосвязанная единая функциональная совокупность организмов и среды их обитания.

Экосистемы – сложившиеся исторически совокупность организмов в конкретных участках неживой природы, существующие на различных уровнях и имеющие различные размеры. Основу экологической системы составляет круговорот веществ под воздействием энергии.

Теоретически основной, изучающей взаимодействие общества и окружающей природной среды, является экология – наука об отношениях живых организмов и окружающей среды, наука о бескризисном взаимодействии общества и природы с учетом всех условий существования.

Экология человека, как составная часть общей экологической науки изучает закономерности взаимоотношений в области активной жизни планеты (биосферы), а также развитии и эволюции человеческого социума (антропосистема)

Целью экологии человека является защита его жизни, здоровья, способности к биопроизводству, стойкости его генов устойчивость к мутациям и другим воздействиям окружающей среды.

При загрязнении атмосферы во Вьетнаме нарушились гены. Рождались дети без глаз, с шестью пальцами. Последствия разрушения озонового слоя, при активном действии космических кораблей – непредсказуемы. Озабоченность ученых во главе с космонавтом Севастьяновым не напрасны. Нужно прислушиваться и выполнять из рекомендации.


Основные направления охраны природы

Интенсивное развитие всех отраслей народного хозяйства предопределило основные задачи охраны природы на современном этапе. Исходя из единства общества и природы и учитывая, что антропогенное влияние является одним из экологических факторов, становится ясно, что процесс использования природы и процесс ее охраны неразрывно связаны. Из этого вытекает, что основным принципом охраны природы является ее охрана в процессе использования. Поэтому охрана окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов является составной частью программы развития России.
В проблеме охраны природы, можно выделить три основных направления, охватывающих основные взаимосвязи общества и природы.

Первое направление – Это рациональное, комплексное использование природных ресурсов, охрана их от истощения, восстановление и воссоздание ресурсов биосферы. Примером может служить обеспечения возможность непрерывного воспроизводства животных, получение урожая растений, добыча полезных ископаемых и т.п., т.е. установление сбалансированного цикла изъятия и возобновления. Эта проблема в основном характерна для добывающих отраслей народного хозяйства, а также для сельскохозяйственного производства

Второе направление - это охрана окружающей среды, как сферы обитания человека, от загрязнения выбросами промышленного производства, т.е. обеспечение сохранности таких качеств окружающей среды, которые наряду с материальными потребностями удовлетворяли бы также потребности здоровья и эстетики. Примером может служить разработка и применение малоотходных и безотходных технологических процессов, очистка вентиляционного воздуха и технологических газов перед поступлением в атмосферу, очистка сточных вод и т.п. Эта проблема характерна в основном для перерабатывающих отраслей народного хозяйства.

Третье направление – это предотвращение, защита от загрязнения пищевой продукции вредными для человека веществами, попадающие в процессе технологической переработки или транспортирования, а также веществами, попадающими через воздух, воду и почву на продукты питания или проникающие в них. Сюда же относятся загрязнения компонентами упаковочных материалов (металлическая тара, полимерная упаковка), а также загрязнение микроорганизмами. К веществам, появляющихся в продуктах питания по указанным причинам, относятся тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий), канцерогенные соединения (полициклические ароматические углеводороды и нитрозамины), многие другие химические соединения. Эта проблема характерна для пищевых отраслей народного хозяйства. Это направление главное для нас.

Таким образом, проблема охраны природы – проблема разносторонняя и многоплановая, охватывающая различные стороны деятельности человека, направленная на рациональное использование ресурсов и предотвращение загрязнения промышленными выбросами с целью созданий благоприятных условий жизни человека на земле.

Охрана окружающей природной среды – это система международных, государственных, региональных, административно-хозяйственных, политических, санитарно-гигиенических, технических и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, охрану и воспроизводство природных ресурсов, на защиту природной среду от загрязнения и разрушения в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Взаимодействие общества и природы

Автор: Жицкая Марина Александровна

Дата: 23.12.2021

Номер свидетельства: 595923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "География мировых природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы."
    ["seo_title"] => string(80) "gieoghrafiia_mirovykh_prirodnykh_riesursov_vzaimodieistviie_obshchiestva_i_priro"
    ["file_id"] => string(6) "374045"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482907927"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Взаимодействие общества и природы."
    ["seo_title"] => string(39) "vzaimodieistviie_obshchiestva_i_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "387270"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486104919"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Модель работы "Развитие навыка учебно-познавательной компетентности учащихся через групповое взаимодействие на уроках биологии" "
    ["seo_title"] => string(146) "modiel-raboty-razvitiie-navyka-uchiebno-poznavatiel-noi-kompietientnosti-uchashchikhsia-chieriez-ghruppovoie-vzaimodieistviie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "176061"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424358476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "" Комплекс Экскурсий в природу как средство формирования экологической грамотности младшего школьника" "
    ["seo_title"] => string(112) "komplieks-ekskursii-v-prirodu-kak-sriedstvo-formirovaniia-ekologhichieskoi-ghramotnosti-mladshiegho-shkol-nika-1"
    ["file_id"] => string(6) "219740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434356256"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Комплекс экскурсий в природу как средство формирования экологической грамотности младшего школьника "
    ["seo_title"] => string(110) "komplieks-ekskursii-v-prirodu-kak-sriedstvo-formirovaniia-ekologhichieskoi-ghramotnosti-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "219739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434355968"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства