kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Урок биологии в 5 классе. (Учебник: Пасечник В.В. Биология. Введение в биологию. Москва, Дрофа, 2020 г., параграф 16).

Тема урока: Среды обитания организмов.

Цели урока: выяснить особенности каждой среды обитания и приспособления организмов к условиям среды и самое главное – понять гармонию в природе и убедиться в великом многообразии живых организмов на нашей планете.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов"»

Урок биологии в 5 классе. (Учебник: Пасечник В.В. Биология. Введение в биологию. Москва, Дрофа, 2020 г., параграф 16).


Тема урока: Среды обитания организмов.

Цели урока: выяснить особенности каждой среды обитания и приспособления организмов к условиям среды и самое главное – понять гармонию в природе и убедиться в великом многообразии живых организмов на нашей планете.

Оборудование: электронная презентация «Среды обитания организмов», гербарные экземпляры растений различных сред обитания, комнатные растения, натуральные объекты: плодовые тела трутовиков, наружные скелеты коралловых полипов, крабов, морских звёзд, колонии плесневых грибов на различных субстратах.


Ход урока. I. Организационный момент.

II. Активизация деятельности учащихся.

1. Немецкий естествоиспытатель, писатель Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Назовите Царства живой природы.

2. Где обитают живые организмы? Назовите среды обитания организмов: наземно-воздушная, почвенная, водная, тела других организмов.

3. Что необходимо организмам для жизни? (Солнечный свет, воздух (количество в нём кислорода, температура, влажность), вода (количество в ней кислорода, температура, плотность, солёность).

III. Изучение нового материала.

1. Особенности наземно-воздушной среды обитания: достаточно воздуха и кислорода в нём для дыхания живых организмов, значительные изменения температуры воздуха и часто не хватает влаги. (Учащиеся записывают в тетрадь).

2. Учащиеся рассказывают о планетарной роли растений – о фотосинтезе, используя рис. 53 стр.90.

3. Как приспособились организмы к жизни в наземно-воздушной среде? (У них развиты опорные структуры – наружный и внутренний скелет, конечности для передвижения на поверхности земли и в воздухе).

4. Сообщения учащихся.

Самая крупная птица на нашей планете – африканский страус не летает, но бегает со скоростью до 70 км в час, делая шаги в 4-5 метров. Крупные кенгуру в Австралии совершают прыжки до 9, иногда до 12 метров. Гепард – самый быстроногий из зверей развивает скорость до 110 км в час.

Чемпион по скорости полёта среди птиц – стриж. 120 км в час – обычная для него скорость. Родственники стрижей – колибри, жители Америки, взмахивают крыльями до 70 раз в секунду. Находясь в полёте, они зависают в воздухе и, обнаружив цветок, высасывают из него нектар. Скорость полёта у разных насекомых такова: у комнатной мухи – 7 км в час, у майского жука – 11 км в час, у шмеля – 18 км в час, у бабочки-бражника – 54 км в час. Крупные стрекозы развивают скорость до 70 км в час.

4. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры воздуха. В течение года значительно меняется вся жизнь организмов. Приведите примеры сезонных изменений в природе, в жизни организмов.

(Осенний листопад, отлёт перелётных птиц в тёплые края, смена шерсти у зверей на более густую и тёплую, зимняя спячка у полёвок, лесных мышей, ежей, медведей).

5. Приспособления растений и животных к жизни в тундре, рассказ о северном олене. Из книги Герасимова В.П. «Животный мир нашей Родины». Показ гербарных экземпляров растений тндры.

6. В наземно-воздушной среде часто не хватает влаги, особенно в степях и пустынях. Как растения и животные приспособились жить в условиях недостатка влаги? Показ гербарных экземпляров растений пустыни. (У растений листья мелкие или превратились в чешуйки или колючки для экономного расходования воды, длинные корни достают воду из глубоких слоёв почвы, влага может запасаться в толстых стеблях или листьях. Копытные животные – прекрасные бегуны, а птицы быстро летают в поисках воды и пищи и защиты от врагов. Животным также свойственны прыжки при помощи длинных задних конечностей, повышенная маневренность движений, общая подвижность в быстром темпе. Многие животные роют норы или маскируют свои убежища на поверхности, у них хорошо развиты органы зрения, слуха и обоняния. Летом животные ведут ночной образ жизни, зимой впадают в спячку).

7. Для кого почвенная среда – дом? (Для бактерий, простейших, червей, насекомых и их личинок, некоторых позвоночных животных, здесь располагаются грибницы грибов, корни растений. В почве обитатели находят воздух, воду, минеральные и органические вещества).

8. Чем отличаются условия жизни в почвенной среде от условий жизни в наземно-воздушной среде? (Свет в глубину почвы не проникает, кислорода меньше, а углекислого газа больше, чем в атмосфере, воды бывает больше, зато температура более ровная, чем на поверхности).

9. Что такое почва? Из чего она состоит? Назовите главное свойство почвы. (Это плодородие, т.е. способность обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур. Человек должен заботиться о плодородии почвы: вносить удобрения, осуществлять полив, правильный севооборот ).

10. Как приспособились животные к жизни в почве? (Беспозвоночные животные имеют удлинённое тело, круглое в поперечном сечении). Удивительным образом приспособились жить в почве позвоночные животные. Сообщение учащегося.

Кроту, цокору и слепышу удобно передвигаться по подземным ходам. Тело у них овальное, компактное, мех низкий, густой, бархатистый, глаза небольшие, у некоторых скрыты под кожей. Передние ноги у крота и цокора – главный инструмент для рытья, они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. У слепыша ноги обычные, он вгрызается в почву мощными передними зубами – резцами. А чтобы почва не попадала в рот, губы закрывают его позади зубов.

11. В 1 см3 поверхностного слоя лесной почвы содержатся сотни миллионов различных бактерий. Почему их так много в почве? В чём заключается планетарная роль бактерий? Почему их называют «санитарами» нашей планеты?

12. Вода служит средой обитания для многих организмов. Из воды они получают всё необходимое для жизни. Особенности строения водных организмов определяются физическими и химическими свойствами воды. Какие свойства характерны для водной среды обитания? (Температура воды меняется меньше, чем температура воздуха, кислорода в воде меньше, чем в атмосфере, меньше света, а на глубине более 200 метров он совсем отсутствует, поэтому все водные растения обитают до глубины 200 метров).

13. Как приспособились жить в водной среде животные? (Они имеют

обтекаемую форму тела, органы передвижения – плавники, ласты, плавательные перепонки между пальцами, органы дыхания – жабры, кожа).

14. В морях и океанах обитает много удивительных животных. Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Мелкие растения парят в толще воды. У медузы сокращаются мышцы по краю зонтика, стягивают края, выдавливают из-под него воду, и медуза плывёт вперёд.

Сообщения учащихся.

Физалия – родственница медуз. Она очень ярко окрашена: пузырь отливает голубым, фиолетовым цветом, парус – красный, а в воду уходящие щупальца тёмно-синие. За яркую окраску физалию называют португальский военный кораблик. В средние века португальцы ярко раскрашивали свои военные корабли. Длина её тела до 30 см, а щупальца до 30 метров. Щупальца имеют стрекательные клетки, которыми кораблик ловит добычу – рачков, рыбок. Действие стрекательных клеток опасно для человека: может вызвать жжение кожи, отравление.

Посмотрите на морскую звезду. Твёрдый известковый скелет придаёт телу интересную форму: в центре выделяется диск, от него отходят от 5 и более лучей. На нижней стороне лучей расположено много мягких выростов беловатого цвета с присосками на концах. Это ножки. Они то вытягиваются, то сокращаются, присасываясь ко дну, к подводным камням, и морская звезда медленно передвигается. Звёзды, в основном, хищники. Через ротовое отверстие они выворачивают свой желудок, обволакивают им добычу, например моллюска, и переваривают его, не заглатывая. Мелких животных звёзды заглатывают целиком.

Крабы – крупные ракообразные, например, камчатский краб с расправленными ногами занимает площадь около 1 м2. Его тело покрыто прочным хитиновым панцирем. Крабы не умеют плавать, но быстро бегают на длинных и сильных ходильных ногах. Бегают они не головным концом вперёд, а в боковом направлении, то есть вправо и влево. Передняя пара ног с клешнями служит для хватания пищи. Крабы ведут в основном донный образ жизни.

Коралловые полипы живут в основном колониями, прикрепляясь к морскому дну. Они извлекают известь из морской воды и образуют из неё твёрдый скелет, который помогает им жить на мелководья в полосе прибоя. Колонии кораллов сильно разрастаются, нагромождаются одна на другую и образуют коралловые острова и рифы, которые тянутся вдоль берегов тропических морей на десятки километров, сдерживая натиск волн. Рифы напоминают сказочные сады, населённые причудливыми обитателями.

15. На больших глубинах в океане, в вечной темноте, сложилось особое глубоководное сообщество. Растений здесь нет. Главные обитатели – причудливой формы рыбы. Питаются они мёртвыми остатками организмов, падающими из верхних слоёв воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся: либо так приманивают добычу, либо защищаются от врагов. Этих чудо - рыб часто называют удильщиками.

16. Особая среда обитания – тела других организмов. Какие здесь сложились условия для жизни? Какие организмы обитают в этой среде? (рис.70 стр.116) В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?

17. Вывод. Каждая среда обитания имеет свои специфические условия жизни, и каждый организм приспосабливается к тем специфическим условиям жизни, в которых ему приходится существовать. Поэтому так велико многообразие живых организмов на нашей планете.

В конце урока учащиеся выразили своё мнение об уроке, отвечая на вопросы:

- Что самое главное вы усвоили, изучая тему?

- Что вас особенно заинтересовало?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов"

Автор: Позднякова Ольга Дмитриевна

Дата: 09.06.2021

Номер свидетельства: 583024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок биологии в 5 классе на тему "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-biologhii-v-5-klassie-na-tiemu-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "138210"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417514435"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-nasiekomyie-i-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "129278"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415652393"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока биологии "Экологические факторы и их влияние на организмы" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-biologhii-ekologhichieskiie-faktory-i-ikh-vliianiie-na-orghanizmy-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443971982"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока биологии "Класс Земноводные, или Амфибии""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-ziemnovodnyie-ili-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "305657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457970924"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "конспект урока биологии на тему "класс Двустворчатые. Беззубка" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-klass-dvustvorchatyie-biezzubka"
    ["file_id"] => string(6) "182994"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425665277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства