kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактика по биологии для работы с интерактивной доской.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Дидактические материалы для работы с интерактивной доской
по курсу «Растения», «Животные», «Человек», «Биохимия-селекция».

 

В слайдах собраны задания, которые помогут учителю провести различные формы контроля по всем темам курса  «Растения», «Животные», «Человек», «Биохимия-селекция», а учащимся — проверить свои знания. Предназначено для абитуриентов, слушателей подготовительных отделений, учащихся колледжей, лицеев, гимназий с углубленным изучением биологии, учителей биологии.

Составила: учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова  Альбина Петровна. 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

В слайдах представлены рисунки, таблицы, тесты, позволяющие учителю быстро и на хорошем уровне проверить знания или подготовить задания для проверки знаний учащихся, для выполнения самостоятельной работы в классе или дома. Задания помогут учителю дифференцировано проверить знания учащихся по любой теме. Ученик сможет самостоятельно проверить свои знания.

Для проверки знаний предлагаются различные формы заданий:

1. «Рассмотрите рисунок и подпишите». Обычно к рисунку предлагается 1 –2 вопроса ответы на которые учащимися даются кратко, но достаточно, для получения объективной оценки.

2. «Дайте ответ одним предложением». Учащийся кратко,  письменно отвечает на поставленные ключевые вопросы.

3. «Запишите пропущенные слова (или группы слов)». В заданиях такого типа в предложении пропущено ключевое слово и ли группа слов, учащиеся записывают пропущенные слова.

4. «Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных – ». Данные задания быстро выполняются и легко проверяются. Для учителя открываются широкие возможности для творческого подхода к проверке усвоения знаний.

5.«Дайте определение терминам (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности)». Эти задания находятся в конце каждой темы и проверяют знание важнейших определений и понятий.

Надеюсь, что дидактика будет полезно учителям и учащимся, работающим с разными учебниками с использованием интерактивной доски. Основными источниками информации, необходимыми для успешной работы с дидактикой, являются школьный учебник.

Данная дидактика  может быть применена  и  при подготовке к   ЕГЭ  на предпрофильном уровне обучения,  и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.

Цели:

-повышение качества  биологического образования   на основе  применения современных информационно-коммуникационных технологий.

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе  работы с различными источниками информации, умений  по выполнению   типовых заданий, применяемых  в контрольно-измерительных материалах ;

-воспитание  культуры труда при работе с  цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи:

-повторение, закрепление  и углубление знаний по основным разделам школьного  курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

-овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

-формирование умения   осуществлять    разнообразные виды самостоятельной деятельности с  цифровыми  образовательными  ресурсами;

-развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью  различных форм тестирования;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

-воспитание   культуры  труда    при использовании компьютерных технологий, ответственного  отношения  к своему здоровью.

                                 Условия реализации:

  1. Наличие  в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.
  2. Наличие необходимых учебников и электронных  учебных пособий по биологии.
  3. Наличие презентаций уроков  по различным разделам биологии.

                          Дополнительное информационное обеспечение

Учебники для учащихся :

  1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс.  Пасечник В. В.
  2. Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология..
  3. Биология. Животные.7 класс.  Латюшин В. В., Шапкин В. А
  4. Биология. Человек. 8 кл.  Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.  
  5. Био­логия. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А., Криксунов  Е. А., Пасечник В. В.
  6. Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С. и др.
  7. Общая биология.   10—11кл.  Беляев Д. К.  
  8. Общая биология. 10-11 класс.  Захаров В. Б.,   Мамонтов С. Г.,   Сонин Н. И.  

Учебные пособия для учащихся:

  1. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
  2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
  3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.
  4. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.

Электронные  учебные пособия:

  1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий.
  2. Учебное  электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
  3. Полный  интерактивный курс биологии «Физикон».
  4. Большая  энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  5. Презентации к урокам. (автор Пименов А.В. Аюпова Н.Н., Маслак Л.А., Табакова Т.Р.)
  6. Презентации к урокам.(автор Чухрай А.А.)
  7. Презентации к урокам (автор Чепурных И.П)
  8. Презентации к урокам (автор Козленко А.С)

Ресурсы Интернет

www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации

www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ

www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"

www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России

http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников

http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии

http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.

http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого презентации
«1.Биохимия»

Дидактика для ИД по теме «Химический состав клетки» Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

Дидактика для ИД по теме «Химический состав клетки»

Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

Какие формы глюкозы изображены на рисунке цифрами 1 — 4?

Какие формы глюкозы изображены на рисунке цифрами 1 — 4?

 

 

Какие углеводы изображены на рисунке цифрами 1 — 2?

Какие углеводы изображены на рисунке цифрами 1 — 2?

1 — развернутая и циклическая формы рибозы; 2 — развернутая и циклическая формы дезоксирибозы.

1 — развернутая и циклическая формы рибозы; 2 — развернутая и циклическая формы дезоксирибозы.

Какие липиды изображены на рисунке цифрами 1 — 2?

Какие липиды изображены на рисунке цифрами 1 — 2?

1 — молекула жира; 2 — молекула фосфоглицерида

1 — молекула жира; 2 — молекула фосфоглицерида

Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 5?

Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 5?

1 — аминогруппа; 2 — радикал; 3 — карбоксильная группа; 4 — бразование пептидной связи; 5 — пептидная связь.

1 — аминогруппа; 2 — радикал; 3 — карбоксильная группа; 4 — бразование пептидной связи; 5 — пептидная связь.

Какие структуры белковых молекул изображены на рисунке под цифрами 1 – 4?

Какие структуры белковых молекул изображены на рисунке под цифрами 1 – 4?

Схематическое изображение фермент-субстратного комплекса

Схематическое изображение фермент-субстратного комплекса

1 — аминокислоты, принимающие участие в образовании активного центра фермента; 2 — фермент-субстратный комплекс; 3 — взаимодействие активного центра и субстрата согласно гипотезе Фишера; 4 — взаимодействие активного центра и субстрата согласно гипотезе Кошланда.

1 — аминокислоты, принимающие участие в образовании активного центра фермента; 2 — фермент-субстратный комплекс; 3 — взаимодействие активного центра и субстрата согласно гипотезе Фишера; 4 — взаимодействие активного центра и субстрата согласно гипотезе Кошланда.

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы ДНК

1 — фосфорная кислота; 2 — сахар, дезоксироибоза; 4 — пуриновые и пиримидиновые азотистые основания; 4 — нуклеозид; 5 — нуклеотид; 6 — фрагмент цепи ДНК.

1 — фосфорная кислота; 2 — сахар, дезоксироибоза; 4 — пуриновые и пиримидиновые азотистые основания; 4 — нуклеозид; 5 — нуклеотид; 6 — фрагмент цепи ДНК.

Строение РНК

Строение РНК

1 — фосфорная кислота; 2 — сахар, рибоза; 3 — пуриновые и пиримидиновые азотистые основания; 4 — нуклеозид РНК; 5 — нуклеотид ДНК; 6 — соединение рибонуклеотидов в полинуклеотидную цепь.

1 — фосфорная кислота; 2 — сахар, рибоза; 3 — пуриновые и пиримидиновые азотистые основания; 4 — нуклеозид РНК; 5 — нуклеотид ДНК; 6 — соединение рибонуклеотидов в полинуклеотидную цепь.

1.Молекула РНК представляет собой неразветвленный полинуклеотид, имеющий третичную структуру. 2.В состав нуклеотидов РНК входит сахар рибоза. 3.Азотистые основания в РНК представлены аденином, гуанином, тимином и цитозином. 4.Самые крупные молекулы РНК содержатся в рибосомах, рРНК. 5.Нуклеотиды РНК способны образовывать водородные связи между собой, но это внутри–, а не межцепочечные соединения комплементарных нуклеотидов. 6.Цепи РНК значительно длиннее молекул ДНК. 7.РНК обеспечивают синтез белков в клетке. 8.Молекула РНК состоит из двух комплементарно связанных и антипараллельно направленных полинуклеотидных цепей.

1.Молекула РНК представляет собой неразветвленный полинуклеотид, имеющий третичную структуру.

2.В состав нуклеотидов РНК входит сахар рибоза.

3.Азотистые основания в РНК представлены аденином, гуанином, тимином и цитозином.

4.Самые крупные молекулы РНК содержатся в рибосомах, рРНК.

5.Нуклеотиды РНК способны образовывать водородные связи между собой, но это внутри–, а не межцепочечные соединения комплементарных нуклеотидов.

6.Цепи РНК значительно длиннее молекул ДНК.

7.РНК обеспечивают синтез белков в клетке.

8.Молекула РНК состоит из двух комплементарно связанных и антипараллельно направленных полинуклеотидных цепей.

Запишите общую формулу аминокислоты.

Запишите общую формулу аминокислоты.

Запишите структурную формулу дипептида

Запишите структурную формулу дипептида

Просмотр содержимого презентации
«1.Простейшие»

Дидактика для работы с ИД по теме «Простейшие» Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

Дидактика для работы с ИД по теме «Простейшие»

Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

Задание 1. «Характеристика простейших  Запишите пропущенные слова (или группы слов):

Задание 1. «Характеристика простейших

Запишите пропущенные слова (или группы слов):

  • Среды обитания простейших – (……….), (…………), (……………..) и (……………..).
  • Тело простейших представлено (…………….), но встречаются и (………………….).
  • Простейших насчитывается (……………..) видов.
  • К колониальным формам относятся (…………..), (……………..) и (………………..).
  • Количество ядер в клетках простейших – (………), (………….) или (……………).
  • Наружная мембрана может образовывать эластичную и прочную клеточную стенку – (………).
Задание 1. 1. Моря, пресные воды, влажная почва, живые организмы. 2. Одной клеткой; колониальные формы. 3. Около 40 тыс. видов. 4. Вольвокс, гониум, эвдорина, пандорина. 5. Одно, два или несколько. 6. Пелликулу.
  • Задание 1. 1. Моря, пресные воды, влажная почва, живые организмы. 2. Одной клеткой; колониальные формы. 3. Около 40 тыс. видов. 4. Вольвокс, гониум, эвдорина, пандорина. 5. Одно, два или несколько. 6. Пелликулу.
Рассмотрите рисунок и подпишите

Рассмотрите рисунок и подпишите

«Растительные жгутиконосцы»

«Растительные жгутиконосцы»

1 – пелликула; 2 – цитоплазма; 3 – ядро; 4 – хроматофоры; 5 – сократительная вакуоль; 6 – стигма; 7 – жгутик; 8 – колония вольвокса; 9 – дочерние колонии; 10 – отдельные особи, зооиды.
  • 1 – пелликула; 2 – цитоплазма; 3 – ядро; 4 – хроматофоры; 5 – сократительная вакуоль; 6 – стигма; 7 – жгутик; 8 – колония вольвокса; 9 – дочерние колонии; 10 – отдельные особи, зооиды.
«Животные жгутиконосцы»

«Животные жгутиконосцы»

1 – трипаносома; 2 – муха цеце; 3 – лейшмании; 4 – москит; 5 лямблия кишечная; 6 – трихомонада влагалищная.
  • 1 – трипаносома; 2 – муха цеце; 3 – лейшмании; 4 – москит; 5 лямблия кишечная; 6 – трихомонада влагалищная.
1 – клеточный рот. 2 – клеточная глотка. 3 – образование пищеварительной вакуоли. 4 – удаление непереваренных остатков через порошицу. 5 – макронуклеус. 6 – микронуклеус. 7 – сократительная вакуоль. 8 – приводящие канальцы. 9 – реснички. 10 – пищеварительная вакуоль
  • 1 – клеточный рот. 2 – клеточная глотка. 3 – образование пищеварительной вакуоли. 4 – удаление непереваренных остатков через порошицу. 5 – макронуклеус. 6 – микронуклеус. 7 – сократительная вакуоль. 8 – приводящие канальцы. 9 – реснички. 10 – пищеварительная вакуоль
Малярийный плазмодий»

Малярийный плазмодий»

1 – спорозоиты; 2 – шизогония в клетках печени; 3 – выход мерозоитов и заражение эритроцитов; 4 – эритроцитарная шизогония; 5 – образование гамонтов; 6 – образование микро- и макрогамет; 7 – копуляция гамет; 8 – превращение оокинеты в ооцисту; 8 – ооциста распадается с выходом спорозоитов (до 10 тыс.).
  • 1 – спорозоиты; 2 – шизогония в клетках печени; 3 – выход мерозоитов и заражение эритроцитов; 4 – эритроцитарная шизогония; 5 – образование гамонтов; 6 – образование микро- и макрогамет; 7 – копуляция гамет; 8 – превращение оокинеты в ооцисту; 8 – ооциста распадается с выходом спорозоитов (до 10 тыс.).
1 – инфузория туфелька; 2 – эвглена зеленая; 3 – трипаносома; 4 – лямблия; 5 – опалина; 6 – радиолярия; 7 – амеба протей; 8 – дизентерийная амеба; 9 – трихомонада; 10 – вольвокс.

1 – инфузория туфелька; 2 – эвглена зеленая; 3 – трипаносома; 4 – лямблия; 5 – опалина; 6 – радиолярия; 7 – амеба протей; 8 – дизентерийная амеба; 9 – трихомонада; 10 – вольвокс.

Дайте определение терминам или раскройте понятия

Дайте определение терминам или раскройте понятия

  • 1. Миксотрофный тип питания…………………………………………..
  • 2. Таксисы……………………………………….
  • 3. Инцистирование…………………………….
  • 4. Трансмиссивное заболевание……………….
  • 5. Конъюгация……………………………………..
  • 6. Шизогония……………………………………….
  • 7. Промежуточный хозяин.
  • 8. Окончательный хозяин.
1. Смешанный тип питания – автотрофный и гетеротрофный. 2. Двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул. Свойственны свободно передвигающимся организмам. 3. Способ переживания неблагоприятных условий, простейшее округляется, покрывается защитными оболочками. В таком состоянии способен длительной время сохранять жизнеспособность даже в воздушной среде. 4. Заболевание, передающееся кровососущими животными. 5. Половой процесс, передача наследственной информации. 6. Множественное деление ядра клетки, сопровождается образованием соответствующего число мерозоитов. 7. Организм, в котором происходит питание, и только бесполое размножение паразита. 8. Организм, в котором происходит половое размножение паразита.
  • 1. Смешанный тип питания – автотрофный и гетеротрофный. 2. Двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул. Свойственны свободно передвигающимся организмам. 3. Способ переживания неблагоприятных условий, простейшее округляется, покрывается защитными оболочками. В таком состоянии способен длительной время сохранять жизнеспособность даже в воздушной среде. 4. Заболевание, передающееся кровососущими животными. 5. Половой процесс, передача наследственной информации. 6. Множественное деление ядра клетки, сопровождается образованием соответствующего число мерозоитов. 7. Организм, в котором происходит питание, и только бесполое размножение паразита. 8. Организм, в котором происходит половое размножение паразита.

Просмотр содержимого презентации
«1.Ткани, корень, побег»

Дидактика для интерактивной доски по биологии  (ткани, корень, побег) Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

Дидактика для интерактивной доски по биологии (ткани, корень, побег)

Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

Тема: Растительные ткани
  • Тема: Растительные ткани
  • Задание «Ткани»
Ответы: Задание 1. 1-2 – образовательная ткань конуса нарастания и кончика корня; 3 – феллоген, пробковый камбий; 4 – эпидерма; 5 – чечевичка; 6 – устьице; 7 – феллема, пробка; 8 – феллодерма; 9 – колленхима; 10 – ситовидные клетки; 11 – клетки-спутницы; 12 – трахеи, сосуды; 13 – трахеиды; 14 – древесная паренхима.
  • Ответы:
  • Задание 1.
  • 1-2 – образовательная ткань конуса нарастания и кончика корня; 3 – феллоген, пробковый камбий; 4 – эпидерма; 5 – чечевичка; 6 – устьице; 7 – феллема, пробка; 8 – феллодерма; 9 – колленхима; 10 – ситовидные клетки; 11 – клетки-спутницы; 12 – трахеи, сосуды; 13 – трахеиды; 14 – древесная паренхима.
Задание «Внешнее строение корня»
  • Задание «Внешнее строение корня»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:            Какой корень называется главным? Какие корни называются придаточными? Какие корни называются боковыми?
  • Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
  • Какой корень называется главным?
  • Какие корни называются придаточными?
  • Какие корни называются боковыми?
    Задание «Видоизменения корней» Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
    • Задание «Видоизменения корней»
    • Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    1.Какие видоизменения корней изображены на рисунке?

    2.Какие дополнительные функции выполняют эти видоизменения корней?

    1. 1 – ходульные корни; 2 – корни-зацепки; 3 – корневая часть корнеплодов; 4 – стеблевая часть корнеплода; 5 – воздушные корни; 6 – корнеклубни; 7 – клубеньки на корнях; 8 – досковидные корни; 9 – корни-подпорки;
    • 1. 1 – ходульные корни; 2 – корни-зацепки; 3 – корневая часть корнеплодов; 4 – стеблевая часть корнеплода; 5 – воздушные корни; 6 – корнеклубни; 7 – клубеньки на корнях; 8 – досковидные корни; 9 – корни-подпорки;
    Задание «Горизонтальный транспорт» Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
    • Задание «Горизонтальный транспорт»
    • Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    1.Сделайте подписи к рисунку.

    2.Какой путь горизонтального транспорта воды является основным?

    1. 1 – симпластный транспорт; 2 – вакуолярный транспорт; 3 – апопластный транспорт воды; 4 – клетки эндодермы; 5 – пояски Каспари; 6 – сосуды ксилемы; 7 – перицикл; 8 – пропускные клетки; 9 – подковообразные утолщения из суберина. 2 – апопластный.
    • 1. 1 – симпластный транспорт; 2 – вакуолярный транспорт; 3 – апопластный транспорт воды; 4 – клетки эндодермы; 5 – пояски Каспари; 6 – сосуды ксилемы; 7 – перицикл; 8 – пропускные клетки; 9 – подковообразные утолщения из суберина. 2 – апопластный.
    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
    • Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    1.Сделайте подписи к рисунку.

    2.Что такое стебель?

    3.Какой участок побега называется узлом? Междоузлием?

    4.Что такое пазуха листа?

    Задание «Листорасположение»
    • Задание «Листорасположение»

    1.Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    2.Какой цифрой обозначено растение с супротивным листорасположением? Какое листорасположение называется супротивным?

    3Какой цифрой обозначено растение с очередным листорасположением? Какое листорасположение называется очередным?

    4Какой цифрой обозначено растение с мутовчатым листорасположением? Какое листорасположение называется мутовчатым?

    Задание «Ветвление побегов» Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
    • Задание «Ветвление побегов»
    • Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    1.Как называется ветвление побегов, изображенных на рисунке?

    2.Чем отличается ветвление побегов растения 1 и 2?

    3.Чем отличается ветвление побегов растения 3 и 4?

    1. – моноподиальное, 2 – симподиальное, 3 – дихотомическое, 4 – ложнодихотомическое. 2. При моноподиальном ветвлении верхушечная почка не отмирает, а при симподиальном – отмирает ежегодно и ей на смену приходит ближайшая боковая почка. 3. При дихотомическом ветвлении конус нарастания делится на две части, а при ложнодихотомическом отмирает верхушечная почка, и две супротивно расположенные образуют два верхушечных побега.
    • 1. – моноподиальное, 2 – симподиальное, 3 – дихотомическое, 4 – ложнодихотомическое. 2. При моноподиальном ветвлении верхушечная почка не отмирает, а при симподиальном – отмирает ежегодно и ей на смену приходит ближайшая боковая почка. 3. При дихотомическом ветвлении конус нарастания делится на две части, а при ложнодихотомическом отмирает верхушечная почка, и две супротивно расположенные образуют два верхушечных побега.
    Задание «Кущение» Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:      Сделайте подписи к рисунку. Какое ветвление называют кущением? Для каких растений характерно кущение?
    • Задание «Кущение»
    • Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
    • Сделайте подписи к рисунку.
    • Какое ветвление называют кущением?
    • Для каких растений характерно кущение?
    ответы

    ответы

    Задание «Строение почек»
    • Задание «Строение почек»
    Задание «Строение конуса нарастания» Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
    • Задание «Строение конуса нарастания»
    • Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    1Что произойдет с побегом, если прищипнуть его верхушку?

    Задание «Подземные видоизменения побегов» Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы: 1Какие подземные видоизменения побегов обозначены на рисунке буквами А – Г? 2Сделайте подписи к рисунку.

    Задание «Подземные видоизменения побегов»

    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    1Какие подземные видоизменения побегов обозначены на рисунке буквами А – Г?

    2Сделайте подписи к рисунку.

    . 1. А – клубень; Б – корневище; В – луковица; Г – клубнелуковица. 2. 1 – подземный столон; 2 – клубень; 3 – основание клубня; 4 – верхушка клубня; 5 – боковая почка и листовой рубец: 6 – кора; 7 – древесина; 8 – сердцевина; 9 – камбий; 10 – верхушечная почка корневища; 11 - чешуевидные листья; 12 – придаточные корни; 13 – стебель; 14 – почки; 15 – сухие листья-чешуи; 16 – сочные листья.
    • . 1. А – клубень; Б – корневище; В – луковица; Г – клубнелуковица. 2. 1 – подземный столон; 2 – клубень; 3 – основание клубня; 4 – верхушка клубня; 5 – боковая почка и листовой рубец: 6 – кора; 7 – древесина; 8 – сердцевина; 9 – камбий; 10 – верхушечная почка корневища; 11 - чешуевидные листья; 12 – придаточные корни; 13 – стебель; 14 – почки; 15 – сухие листья-чешуи; 16 – сочные листья.
    Задание «Расположение побегов в пространстве» Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
    • Задание «Расположение побегов в пространстве»
    • Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    1Как называются типы расположения побегов растений, изображенных на рисунке?

    2Приведите примеры растений с указанными типами расположения побегов.

    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
    • Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    1.Стебли каких травянистых растений изображены на рисунках под буквами А и Б?

    2.Чем расположение проводящих пучков в стебле травянистого двудольного растения отличается от их расположения в стебле однодольного растения?

    3.Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 4?

    4.Чем проводящие пучки двудольных растений отличаются от проводящих пучков однодольных растений

    .
    • .

    Просмотр содержимого презентации
    «1.Ткани»

    Дидактика для работы с ИД по теме «Ткани»  Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

    Дидактика для работы с ИД по теме «Ткани»

    Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

    Какие виды эпителия изображены на рисунке цифрами 1 — 8?

    Какие виды эпителия изображены на рисунке цифрами 1 — 8?

    1 – однослойный плоский (эндотелий сосудов); 2 – однослойный кубический (эпителий почечных канальцев); 3 – однослойный цилиндрический (поверхность желудка); 4 – мерцательный (воздухоносные пути); 5 – многослойный ороговевающий (кожа); 6 – многослойный неороговевающий (слизистая рта); 7, 8 – железистый эпителий.
    • 1 – однослойный плоский (эндотелий сосудов); 2 – однослойный кубический (эпителий почечных канальцев); 3 – однослойный цилиндрический (поверхность желудка); 4 – мерцательный (воздухоносные пути); 5 – многослойный ороговевающий (кожа); 6 – многослойный неороговевающий (слизистая рта); 7, 8 – железистый эпителий.
    Какие виды соединительных тканей изображены на рисунке?

    Какие виды соединительных тканей изображены на рисунке?

    Какие разновидности мышечной ткани изображены на рисунке цифрами 1 — 3?

    Какие разновидности мышечной ткани изображены на рисунке цифрами 1 — 3?

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 7?

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 7?

    . 1 – мышечный пучок; 2 – мышечное волокно; 3 – миофибрилла; 4 – актиновый филамент; 5 – миозиновый филамент; 6 – Z-пластинка; 7 – сократившийся саркомер.
    • . 1 – мышечный пучок; 2 – мышечное волокно; 3 – миофибрилла; 4 – актиновый филамент; 5 – миозиновый филамент; 6 – Z-пластинка; 7 – сократившийся саркомер.
    Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 11?

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 11?

    1 – униполярный нейрон; 2 – биполярный нейрон; 3 – псевдоуниполярный нейрон; 4 - мультиполярный нейрон; 5 – тело нейрона; 6 – дендриты; 7 – дендрон (длинный отросток, проводящий возбуждение к телу клетки); 8 – аксон; 9 – перехват Ранвье; 10 – ядро шванновской клетки; 11 – нервные окончания – эффекторы (синапсы, нервно-мышечные соединения); 12 – нервные окончания – рецепторы.
    • 1 – униполярный нейрон; 2 – биполярный нейрон; 3 – псевдоуниполярный нейрон; 4 - мультиполярный нейрон; 5 – тело нейрона; 6 – дендриты; 7 – дендрон (длинный отросток, проводящий возбуждение к телу клетки); 8 – аксон; 9 – перехват Ранвье; 10 – ядро шванновской клетки; 11 – нервные окончания – эффекторы (синапсы, нервно-мышечные соединения); 12 – нервные окончания – рецепторы.
    Какие части синапса обозначены на рисунке цифрами 1 – 8?

    Какие части синапса обозначены на рисунке цифрами 1 – 8?

    . 1 – пресинаптическая мембрана; 2 – синаптическая щель; 3 – ионный канал; 4 – рецептор; 5 – постсинаптическая мембрана; 6 – медиатор; 7 – пузырьки с медиатором; 8 – митохондрии.
    • . 1 – пресинаптическая мембрана; 2 – синаптическая щель; 3 – ионный канал; 4 – рецептор; 5 – постсинаптическая мембрана; 6 – медиатор; 7 – пузырьки с медиатором; 8 – митохондрии.
    Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 4?

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 4?

    . 1 – нервное волокно; 2 – ядро шванновской клетки; 3 – миелиновая оболочка; 4 – перехват Ранвье.
    • . 1 – нервное волокно; 2 – ядро шванновской клетки; 3 – миелиновая оболочка; 4 – перехват Ранвье.
    Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 5?

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 5?

    1 – эпиневрий; 2 – периневрий; 3 – эндоневрий; 4 – отросток чувствительного нейрона (дендрон); 5 – отросток двигательного нейрона (аксон).

    1 – эпиневрий; 2 – периневрий; 3 – эндоневрий; 4 – отросток чувствительного нейрона (дендрон); 5 – отросток двигательного нейрона (аксон).

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 5?

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 5?

    Какие виды нейронов образуют рефлекторную дугу на рисунке А?

    Какие виды нейронов образуют рефлекторную дугу на рисунке А?

    Какие виды нейронов образуют рефлекторную дугу на рисунке Б?

    Какие виды нейронов образуют рефлекторную дугу на рисунке Б?

    против верных поставьте +, против ошибочных – 1.Эпителий желудка и кишечника относится к эпителиальным тканям. 2.Для эпителиальной ткани характерно слабое развитие межклеточного вещества. 3.Для эпителиальной ткани характерны свойства возбудимости и проводимости. 4.В эпителии отсутствуют кровеносные сосуды. 5.Эндотелий кровеносных сосудов относится к эпителиальной ткани. 6.Подкожная жировая клетчатка относится к эпителиальной ткани.

    против верных поставьте +, против ошибочных –

    1.Эпителий желудка и кишечника относится к эпителиальным тканям.

    2.Для эпителиальной ткани характерно слабое развитие межклеточного вещества.

    3.Для эпителиальной ткани характерны свойства возбудимости и проводимости.

    4.В эпителии отсутствуют кровеносные сосуды.

    5.Эндотелий кровеносных сосудов относится к эпителиальной ткани.

    6.Подкожная жировая клетчатка относится к эпителиальной ткани.

    Запишите пропущенные слова  1.Отростки, по которым возбуждение передается к телу нейрона (……………………..). 2.Отростки, проводящие импульсы от тел нейронов к другим клеткам или органам (………………….). 3.Основными свойствами нервной ткани являются (………………………………………………………..). 4.Тела нейронов образуют (………………….) вещество головного и спинного мозга. 5.Чувствительные нервные окончания (рецепторы) образованы концевыми окончаниями дендритов (дендронов) (…………………………) нейронов.

    Запишите пропущенные слова

    1.Отростки, по которым возбуждение передается к телу нейрона (……………………..).

    2.Отростки, проводящие импульсы от тел нейронов к другим клеткам или органам (………………….).

    3.Основными свойствами нервной ткани являются (………………………………………………………..).

    4.Тела нейронов образуют (………………….) вещество головного и спинного мозга.

    5.Чувствительные нервные окончания (рецепторы) образованы концевыми окончаниями дендритов (дендронов) (…………………………) нейронов.

    1. Дендриты или дендрон. 2. Аксон. 3. Возбудимость и проводимость. 4. Серое. 5. Чувствительных.
    • 1. Дендриты или дендрон. 2. Аксон. 3. Возбудимость и проводимость. 4. Серое. 5. Чувствительных.
    Дайте определение терминам

    Дайте определение терминам

    1. Группа клеток и межклеточное вещество, имеющие общее происхождение, сходное строение и выполняющие сходные функции. 2. Нейроны, проводящие возбуждение к ЦНС. 3. Нейроны, проводящие возбуждение от ЦНС. 4. Вставочные, проводящие возбуждение от чувствительного к двигательному нейрону. 5. Отросток нейрона проводящий возбуждение от тела нейрона. 6. Отростки, проводящие возбуждение к телу нейрона.

    1. Группа клеток и межклеточное вещество, имеющие общее происхождение, сходное строение и выполняющие сходные функции. 2. Нейроны, проводящие возбуждение к ЦНС. 3. Нейроны, проводящие возбуждение от ЦНС. 4. Вставочные, проводящие возбуждение от чувствительного к двигательному нейрону. 5. Отросток нейрона проводящий возбуждение от тела нейрона. 6. Отростки, проводящие возбуждение к телу нейрона.

    Дайте определение терминам 7. Синапс. 8. Рецепторные нервные окончания. 9. Миофибрилла. 10. Саркомер. 11. Рефлекс. 12. Рефлекторная дуга.

    Дайте определение терминам

    7. Синапс.

    8. Рецепторные нервные окончания.

    9. Миофибрилла.

    10. Саркомер.

    11. Рефлекс.

    12. Рефлекторная дуга.

    7. Нервное окончание, передающее возбуждение на следующую клетку. 8. Специализированные нервные окончания, воспринимающие раздражения из внутренней среды (интерорецепторы) или внешней среды (экстерорецепторы). 9. Мышечная нить, состоящая из саркомеров, способная к сокращению за счет актино-миозинового взаимодействия. 10. Основная структурная единица миофибрилл, способная к сокращению. 11. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой. 12. Путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе.

    7. Нервное окончание, передающее возбуждение на следующую клетку. 8. Специализированные нервные окончания, воспринимающие раздражения из внутренней среды (интерорецепторы) или внешней среды (экстерорецепторы). 9. Мышечная нить, состоящая из саркомеров, способная к сокращению за счет актино-миозинового взаимодействия. 10. Основная структурная единица миофибрилл, способная к сокращению. 11. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой. 12. Путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе.

    Просмотр содержимого презентации
    «10.Ланцетник»

    Дидактика для работы с ИД по теме «Ланцетник» Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

    Дидактика для работы с ИД по теме «Ланцетник»

    Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

    Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 6?

    Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 6?

    Запишите пропущенные слова

    Запишите пропущенные слова

      1. Хорда. 2. Трубчатое; невроцель; спинной. 3. Отсутствует. 4. Бесчерепные; Головохордовые
      • 1. Хорда. 2. Трубчатое; невроцель; спинной. 3. Отсутствует. 4. Бесчерепные; Головохордовые
      Что обозначено на рисунке цифрами 1-11?

      Что обозначено на рисунке цифрами 1-11?

      . 1 – хорда;2-мышца; 3 – нервная трубка;11 – щупальца, окружающие ротовую полость;10– глотка с жаберными щелями;9– печеночный вырост; 8 – кишечник; 7 – гонады; 6 – отверстие околожаберной полости (атриопор); 5 – анальное отверстие; 10 – околожаберная (атриальная) полость;
      • . 1 – хорда;2-мышца; 3 – нервная трубка;11 – щупальца, окружающие ротовую полость;10– глотка с жаберными щелями;9– печеночный вырост; 8 – кишечник; 7 – гонады; 6 – отверстие околожаберной полости (атриопор); 5 – анальное отверстие; 10 – околожаберная (атриальная) полость;
      Что обозначено цифрами 1-10?

      Что обозначено цифрами 1-10?

      . 1 – хорда; 2 – нервная трубка; 3 – щупальца, окружающие ротовую полость; 4 – глотка с жаберными щелями; 5 – печеночный вырост; 6 – кишечник; 8 – отверстие околожаберной полости (атриопор); 9 – анальное отверстие; 10 – околожаберная (атриальная) полость; 1
      • . 1 – хорда; 2 – нервная трубка; 3 – щупальца, окружающие ротовую полость; 4 – глотка с жаберными щелями; 5 – печеночный вырост; 6 – кишечник; 8 – отверстие околожаберной полости (атриопор); 9 – анальное отверстие; 10 – околожаберная (атриальная) полость; 1

      Просмотр содержимого презентации
      «10.Обмен веществ»

      Дидактика для работы с ИД по теме «Обмен веществ»  Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

      Дидактика для работы с ИД по теме «Обмен веществ»

      Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

      против верных поставьте +, против ошибочных – 1.Расщепление белков начинается в ротовой полости. 2.Белки состоят из 20 видов аминокислот, 10 из которых являются незаменимыми и не могут синтезироваться в организме человека. 3.Расщепление белков в пищеварительной системе осуществляется до воды, углекислого газа и аммиака. 4.Избыток белков запасается в печени.

      против верных поставьте +, против ошибочных –

      1.Расщепление белков начинается в ротовой полости.

      2.Белки состоят из 20 видов аминокислот, 10 из которых являются незаменимыми и не могут синтезироваться в организме человека.

      3.Расщепление белков в пищеварительной системе осуществляется до воды, углекислого газа и аммиака.

      4.Избыток белков запасается в печени.

      против верных поставьте +, против ошибочных – 5.Белки могут превращаться в организме человека в углеводы и жиры. 6.Белки могут образовываться из углеводов и жиров. 7.Основная функция белков — энергетическая. 8.Конечными продуктами расщепления белков в клетках человека являются вода и углекислый газ и мочевина. 9.Расщепление белков начинается в желудке.

      против верных поставьте +, против ошибочных –

      5.Белки могут превращаться в организме человека в углеводы и жиры.

      6.Белки могут образовываться из углеводов и жиров.

      7.Основная функция белков — энергетическая.

      8.Конечными продуктами расщепления белков в клетках человека являются вода и углекислый газ и мочевина.

      9.Расщепление белков начинается в желудке.

      против верных поставьте +, против ошибочных – 10.В пищеварительной системе углеводы расщепляются до глюкозы. 11.Глюкоза всасывается в лимфатические капилляры ворсинок. 12.Амилаза, мальтаза, сахараза, лактаза — ферменты, расщепляющие углеводы. 13.Вся кровь от пищеварительной системы попадает в печень через печеночную артерию. 14.Избыток глюкозы превращается в гликоген с помощью инсулина. 15.Важнейшая функция углеводов — участие в энергетическом обмене, это основной источник получения энергии. 16.Углеводы окисляются до углекислого газа и воды с выделением энергии.

      против верных поставьте +, против ошибочных –

      10.В пищеварительной системе углеводы расщепляются до глюкозы.

      11.Глюкоза всасывается в лимфатические капилляры ворсинок.

      12.Амилаза, мальтаза, сахараза, лактаза — ферменты, расщепляющие углеводы.

      13.Вся кровь от пищеварительной системы попадает в печень через печеночную артерию.

      14.Избыток глюкозы превращается в гликоген с помощью инсулина.

      15.Важнейшая функция углеводов — участие в энергетическом обмене, это основной источник получения энергии.

      16.Углеводы окисляются до углекислого газа и воды с выделением энергии.

      Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа **Тест 1. Какие ферменты расщепляют углеводы? 1.Амилаза. 2.Мальтаза. 3.Липаза. 4.Пепсин. Тест 2. Какой гормон вызывает превращение избытка глюкозы в гликоген? 1.Инсулин. 2.Адреналин. 3.Вазопрессин. 4.Гормон роста. Тест 3. В какие органические вещества могут превращаться углеводы? 1.Только в другие углеводы. 2.Только в жиры. 3.В другие углеводы и жиры. 4.И в углеводы, и в жиры, и в белки.

      Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

      • **Тест 1. Какие ферменты расщепляют углеводы?

      1.Амилаза.

      2.Мальтаза.

      3.Липаза.

      4.Пепсин.

      • Тест 2. Какой гормон вызывает превращение избытка глюкозы в гликоген?

      1.Инсулин.

      2.Адреналин.

      3.Вазопрессин.

      4.Гормон роста.

      • Тест 3. В какие органические вещества могут превращаться углеводы?

      1.Только в другие углеводы.

      2.Только в жиры.

      3.В другие углеводы и жиры.

      4.И в углеводы, и в жиры, и в белки.

      Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа  Тест 4. Какая основная функция углеводов в организме? 1.Строительная. 2.Ферментативная. 3.Энергетическая. 4.Запасающая. Тест 5. Какие ферменты расщепляют жиры в пищеварительной системе? 1.Амилаза, мальтаза, липаза. 2.Пепсин. 3.Желчь и липаза. 4.Липаза. Тест 6. До каких продуктов происходит расщепление жиров в кишечнике? 1.До аминокислот. 2.До глицерина и жирных кислот. 3.До глюкозы. 4.Образуются все вышеперечисленные вещества

      Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

      • Тест 4. Какая основная функция углеводов в организме?

      1.Строительная.

      2.Ферментативная.

      3.Энергетическая.

      4.Запасающая.

      • Тест 5. Какие ферменты расщепляют жиры в пищеварительной системе?

      1.Амилаза, мальтаза, липаза.

      2.Пепсин.

      3.Желчь и липаза.

      4.Липаза.

      • Тест 6. До каких продуктов происходит расщепление жиров в кишечнике?

      1.До аминокислот.

      2.До глицерина и жирных кислот.

      3.До глюкозы.

      4.Образуются все вышеперечисленные вещества

      Тест 1: Тест 2: Тест 3: Тест 4: Тест 5: Тест 6:

      Тест 1: Тест 2: Тест 3: Тест 4: Тест 5: Тест 6:

      Просмотр содержимого презентации
      «11.Размножение»

      Дидактика для работы с ИД по теме «Размножение»  Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

      Дидактика для работы с ИД по теме «Размножение»

      Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

      Что обозначено цифрами 1 — 8?

      Что обозначено цифрами 1 — 8?

      Что обозначено цифрами 1 — 7?

      Что обозначено цифрами 1 — 7?

      Что обозначено на рисунке буквами А – Ж?

      Что обозначено на рисунке буквами А – Ж?

      1. А – развитие фолликула; Б – овуляция яйцеклетки; В – желтое тело; Г – внедрение бластоцисты в слизистую матки; Д – менструальная фаза; Е – фаза развития фолликула (пролиферативная); Ж – фаза желтого тела.

      1. А – развитие фолликула; Б – овуляция яйцеклетки; В – желтое тело; Г – внедрение бластоцисты в слизистую матки; Д – менструальная фаза; Е – фаза развития фолликула (пролиферативная); Ж – фаза желтого тела.

      Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 4?

      Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 4?

      Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 11?

      Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 11?

      1 – семенник; 2 – дольки семенника; 3 – семенные канальцы; 4 – семявыносящий проток; 5 – клетка Сертоли; 6 – ядро клетки Сертоли; 7 – сперматогонии; 8 – сперматоциты 1-го порядка; 9 – сперматоциты 2-го порядка; 10 – сперматиды; 11 – лейдиговы клетки.

      1 – семенник; 2 – дольки семенника; 3 – семенные канальцы; 4 – семявыносящий проток; 5 – клетка Сертоли; 6 – ядро клетки Сертоли; 7 – сперматогонии; 8 – сперматоциты 1-го порядка; 9 – сперматоциты 2-го порядка; 10 – сперматиды; 11 – лейдиговы клетки.

      Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных-  1.Бесполое размножение человека (полиэмбриония) приводит к образованию генетически идентичных потомков. 2.У человека в клетках тела 23 хромосомы отцовские, 23 хромосомы материнские. 3.У мужчины в клетках тела две половые хромосомы — Х и У. 4.У человека Y-хромосома передается от отца к дочери. 5.Яйцеклетка в фолликуле развивается около 14 дней. 6.Выход яйцеклетки из яичника (овуляция) происходит на 14-е сутки после начала месячных. 7.Овуляция яйцеклеток происходит сразу после месячных, каждый день до следующих месячных овулирует одна яйцеклетка.

      Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных-

      1.Бесполое размножение человека (полиэмбриония) приводит к образованию генетически идентичных потомков.

      2.У человека в клетках тела 23 хромосомы отцовские, 23 хромосомы материнские.

      3.У мужчины в клетках тела две половые хромосомы — Х и У.

      4.У человека Y-хромосома передается от отца к дочери.

      5.Яйцеклетка в фолликуле развивается около 14 дней.

      6.Выход яйцеклетки из яичника (овуляция) происходит на 14-е сутки после начала месячных.

      7.Овуляция яйцеклеток происходит сразу после месячных, каждый день до следующих месячных овулирует одна яйцеклетка.

      Дайте определение терминам  1. Фолликул. 2. Овуляция. 3. Желтое тело. 4. Бластоциста. 5. Трофобласт. 6. Эмбриобласт. 7. Клетки Сертоли. 8. Лейдиговы клетки.

      Дайте определение терминам

      1. Фолликул.

      2. Овуляция.

      3. Желтое тело.

      4. Бластоциста.

      5. Трофобласт.

      6. Эмбриобласт.

      7. Клетки Сертоли.

      8. Лейдиговы клетки.

      1. Округлое полое многослойное образование, в котором развиваются овоцит. 2. Выход яйцеклетки из фолликула яичника. 3. Временная железа внутренней секреции, развивающая в яичнике после овуляции на месте фолликула и вырабатывающая гормоны, главным образом прогестерон. 4. Бластула млекопитающих, состоит из трофобласта и эмбриобласта. 5. Наружный клеточный слой бластоцисты млекопитающих, через который питательные вещества переходят от материнского организма к эмбриобласту. 6. Совокупность внутренних бластомеров бластоцисты, из которых развивается эмбрион. 7. Клетки семенного канальца, обеспечивающие опору, питание развивающимся сперматозоидам. 8. Железистые клетки семенников, секретирующие мужские половые гормоны.

      1. Округлое полое многослойное образование, в котором развиваются овоцит. 2. Выход яйцеклетки из фолликула яичника. 3. Временная железа внутренней секреции, развивающая в яичнике после овуляции на месте фолликула и вырабатывающая гормоны, главным образом прогестерон. 4. Бластула млекопитающих, состоит из трофобласта и эмбриобласта. 5. Наружный клеточный слой бластоцисты млекопитающих, через который питательные вещества переходят от материнского организма к эмбриобласту. 6. Совокупность внутренних бластомеров бластоцисты, из которых развивается эмбрион. 7. Клетки семенного канальца, обеспечивающие опору, питание развивающимся сперматозоидам. 8. Железистые клетки семенников, секретирующие мужские половые гормоны.

      Просмотр содержимого презентации
      «11.Рыбы»

      Дидактика для работы с ИД по теме «Рыбы» Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

      Дидактика для работы с ИД по теме «Рыбы»

      Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

      Подтип Черепные или Позвоночные  Надкласс Рыбы   Запишите пропущенные слова

      Подтип Черепные или Позвоночные Надкласс Рыбы

      Запишите пропущенные слова

      • К подтипу Позвоночные относятся животные шести изучаемых классов: (………………………………………………).
      • Хорда у позвоночных замещается (…………………………….).
      • Нервная трубка дифференцируется на (………………………).
      • Головной мозг защищен (…………………………………………).
      • Формируются парные конечности: у рыб (…………) плавники, у наземных позвоночных – (………………………………………).
      • Органами выделения служат (……………………………………).
      • Кровеносная система (……………………………………………...).
      • В кровеносной системе всегда присутствует (…………………), обеспечивающее движение крови.
      • Органы выделения (……………………………………………….).
      • Для передвижения у большинства существуют (………………) конечности.
      Какие органы хрящевых рыб отмечены цифрами 1 – 16?

      Какие органы хрящевых рыб отмечены цифрами 1 – 16?

      . Какие органы костистых рыб отмечены цифрами 1 – 10?

      . Какие органы костистых рыб отмечены цифрами 1 – 10?

      Что обозначено на рисунке под цифрами 1-11?

      Что обозначено на рисунке под цифрами 1-11?

      Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 3?

      Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 3?

      Что обозначено на рисунке под цифрами 1-9?

      Что обозначено на рисунке под цифрами 1-9?

      Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 7?

      Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 7?

      Какой буквой обозначено на рисунке сердце хрящевой и костистой рыбы? Сделайте подписи к рисунку.

      Какой буквой обозначено на рисунке сердце хрящевой и костистой рыбы?

      Сделайте подписи к рисунку.

      Запишите пропущенные слова: 1.Для рыб характерна (…………………….) полость тела. 2.Скелет рыб подразделяют на два отдела – (…………). 3.Скелет грудного пояса представлен парными (………). 4.Сердце рыб состоит из двух камер – (…………………). 5.(………….) – это сосуды по которым кровь движется к сердцу. 6.(………….) – это сосуды по которым кровь движется от сердца. 7.По брюшной аорте течет (………………………) кровь. 8.По спинной аорте течет (………………………..) кровь.

      Запишите пропущенные слова:

      1.Для рыб характерна (…………………….) полость тела.

      2.Скелет рыб подразделяют на два отдела – (…………).

      3.Скелет грудного пояса представлен парными (………).

      4.Сердце рыб состоит из двух камер – (…………………).

      5.(………….) – это сосуды по которым кровь движется к сердцу.

      6.(………….) – это сосуды по которым кровь движется от сердца.

      7.По брюшной аорте течет (………………………) кровь.

      8.По спинной аорте течет (………………………..) кровь.

      1. Вторичная. 2. Скелет головы и позвоночник. 3. Лопатками и коракоидами. 4. Предсердия и желудочка. 5. Вены. 6. Артерии. 7. Венозная. 8.Артериальная

      1. Вторичная. 2. Скелет головы и позвоночник. 3. Лопатками и коракоидами. 4. Предсердия и желудочка. 5. Вены. 6. Артерии. 7. Венозная. 8.Артериальная

      Как называются рыбы, изображенные на рисунке под цифрами 1-12?

      Как называются рыбы, изображенные на рисунке под цифрами 1-12?

      1 – окунь; 2 – горбуша; 3 – хвостокол; 4 – акула-молот; 5 – пила-рыба; 6 – манта; 7 – электрический скат; 8 – китовая акула; 9 – белуга; 10 – русский осетр; 11 – неоцератод; 12 – кистеперая рыба.

      1 – окунь; 2 – горбуша; 3 – хвостокол; 4 – акула-молот; 5 – пила-рыба; 6 – манта; 7 – электрический скат; 8 – китовая акула; 9 – белуга; 10 – русский осетр; 11 – неоцератод; 12 – кистеперая рыба.

      Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением: 1.Сколько видов современных хордовых животных известно науке? 2.На какие два подтипа делятся хордовые? 3.Где расположена и чем представлена центральная нервная система хордовых? 4.Что характерно для глотки хордовых? 5.Какая кровеносная система у хордовых, в каком направлении движется кровь по брюшному сосуду?

      Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

      1.Сколько видов современных хордовых животных известно науке?

      2.На какие два подтипа делятся хордовые?

      3.Где расположена и чем представлена центральная нервная система хордовых?

      4.Что характерно для глотки хордовых?

      5.Какая кровеносная система у хордовых, в каком направлении движется кровь по брюшному сосуду?

      1. Около 42 тыс. видов. 2. Подтип Бесчерепные, подтип Позвоночные. 3. Над хордой, нервная трубка. 4. Пронизана жаберными щелями в течение всей жизни или на эмбриональной стадии. 5. Замкнутая, в переднюю часть тела.

      1. Около 42 тыс. видов. 2. Подтип Бесчерепные, подтип Позвоночные. 3. Над хордой, нервная трубка. 4. Пронизана жаберными щелями в течение всей жизни или на эмбриональной стадии. 5. Замкнутая, в переднюю часть тела.

      Просмотр содержимого презентации
      «12.Земноводные»

      Дидактика для работы с ИД по теме «Земноводные» Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

      Дидактика для работы с ИД по теме «Земноводные»

      Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

      Что обозначено на рисунке цифрами 1-18?
      • Что обозначено на рисунке цифрами 1-18?
      1 – шейный позвонок; 2 – крестцовый позвонок; 3 – хвостовая кость (уростиль); 4 – грудина; 5 – вороньи кости; 6 – ключицы; 7 – лопатки; 8 – седалищные кости таза; 9 – подвздошные кости таза; 10 – лобковые кости таза; 11 – плечевая кость; 12 – кости предплечья; 13 – кости кисти; 14 – бедренная кость; 15 – кости голени; 16 – кости предплюсны; 17 – кости плюсны; 18 – фаланги пальцев

      1 – шейный позвонок; 2 – крестцовый позвонок; 3 – хвостовая кость (уростиль); 4 – грудина; 5 – вороньи кости; 6 – ключицы; 7 – лопатки; 8 – седалищные кости таза; 9 – подвздошные кости таза; 10 – лобковые кости таза; 11 – плечевая кость; 12 – кости предплечья; 13 – кости кисти; 14 – бедренная кость; 15 – кости голени; 16 – кости предплюсны; 17 – кости плюсны; 18 – фаланги пальцев

      Что отмечено на рисунке под цифрами 1-13?

      Что отмечено на рисунке под цифрами 1-13?

      Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?

      Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?

      Половая и выделительная системы Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 12?

      Половая и выделительная системы

      Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 12?

      1 – предпочка; 2 – семенник; 3 – выносящие протоки; 4 – туловищная почка (мезонефрос); 5 – мочевой пузырь; 6 – прямая кишка; 7 – клоака; 8 – проток мезонефроса (вольфов канал); 9 - воронка яйцевода; 10 – яйцевод (мюллеров канал); 11 – яичник; 12 – яйцеклетка

      1 – предпочка; 2 – семенник; 3 – выносящие протоки; 4 – туловищная почка (мезонефрос); 5 – мочевой пузырь; 6 – прямая кишка; 7 – клоака; 8 – проток мезонефроса (вольфов канал); 9 - воронка яйцевода; 10 – яйцевод (мюллеров канал); 11 – яичник; 12 – яйцеклетка

      Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 10?

      Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 10?

      Что обозначено на рисунке цифрами 1-5.

      Что обозначено на рисунке цифрами 1-5.

      Дайте ответ одним предложением: 1.Какое количество видов современных земноводных известно науке? 2.На какие отряды делят современных земноводных? 3.Какие особенности приобрели глаза в связи с выходом земноводных в воздушную среду? 4.Чем представлен орган слуха земноводных? 5.Сколько кругов кровообращения и сколько камер в сердце взрослых земноводных?

      Дайте ответ одним предложением:

      1.Какое количество видов современных земноводных известно науке?

      2.На какие отряды делят современных земноводных?

      3.Какие особенности приобрели глаза в связи с выходом земноводных в воздушную среду?

      4.Чем представлен орган слуха земноводных?

      5.Сколько кругов кровообращения и сколько камер в сердце взрослых земноводных?

      1. 2 400 видов. 2. Хвостатые, бесхвостые, безногие. 3. Веки и слезные железы. 4. Внутреннее, среднее ухо и барабанная перепонка. 5. Два круга, трехкамерное сердце

      1. 2 400 видов. 2. Хвостатые, бесхвостые, безногие. 3. Веки и слезные железы. 4. Внутреннее, среднее ухо и барабанная перепонка. 5. Два круга, трехкамерное сердце

      Дайте определение терминам  Спиральный клапан.  2. Туловищные почки.  3. Уреотелия. 4. Вольфов канал. 5. Мюллеров канал.

      Дайте определение терминам

      • Спиральный клапан.

      2. Туловищные почки.

      3. Уреотелия.

      4. Вольфов канал.

      5. Мюллеров канал.

      . 1. Структура в артериальном конусе земноводных, регулирующая поступление крови в различные артериальные дуги. 2. Почки, содержащие до нескольких сотен нефронов, канальцы в которых образуют слепые расширения – боуменовы капсулы, окружающие сосудистый клубочек. Основное отличие от головной почки – происходит фильтрация не только полостной жидкости (с помощью ресничных воронок), как это происходит в головной почке, но и крови. Однако воды с мочой теряется много, поэтому животные с такой почкой могут обитать только в водной или влажной среде. 3. Выведение конечных продуктов белкового обмена в форме мочевины. 4. Первичный мочеточник, у самцов анамний выполняет две функции – функцию семяпровода и функцию мочевыделения. У самцов амниот вольфов канал выполняет функцию семяизвергательного канала. 5. Образует яйцевод у самок анамний и амниот, у плацентарных млекопитающих дифференцируется на собственно яйцевод, матку и влагалище.
      • . 1. Структура в артериальном конусе земноводных, регулирующая поступление крови в различные артериальные дуги. 2. Почки, содержащие до нескольких сотен нефронов, канальцы в которых образуют слепые расширения – боуменовы капсулы, окружающие сосудистый клубочек. Основное отличие от головной почки – происходит фильтрация не только полостной жидкости (с помощью ресничных воронок), как это происходит в головной почке, но и крови. Однако воды с мочой теряется много, поэтому животные с такой почкой могут обитать только в водной или влажной среде. 3. Выведение конечных продуктов белкового обмена в форме мочевины. 4. Первичный мочеточник, у самцов анамний выполняет две функции – функцию семяпровода и функцию мочевыделения. У самцов амниот вольфов канал выполняет функцию семяизвергательного канала. 5. Образует яйцевод у самок анамний и амниот, у плацентарных млекопитающих дифференцируется на собственно яйцевод, матку и влагалище.
      Дайте определение терминам 6. Среднее ухо. 7. Евстахиева труба. 8 Неотения. 9. Рипидистии. 10. Ихтиостегиды.

      Дайте определение терминам

      6. Среднее ухо.

      7. Евстахиева труба.

      8 Неотения.

      9. Рипидистии.

      10. Ихтиостегиды.

      6. Воздушная полость за барабанной перепонкой, соединенная евстахиевой трубой с носоглоткой, содержит одну (земноводные, пресмыкающиеся, птицы) и три (млекопитающие) слуховые косточки. 7. Канал, соединяющий полость среднего уха с носоглоткой. 8. Размножение на личиночной стадии. 9. Пресноводные кистеперые рыбы, вероятные предки древних земноводных. 10. Ископаемая переходная форма между рыбами и земноводными.
      • 6. Воздушная полость за барабанной перепонкой, соединенная евстахиевой трубой с носоглоткой, содержит одну (земноводные, пресмыкающиеся, птицы) и три (млекопитающие) слуховые косточки. 7. Канал, соединяющий полость среднего уха с носоглоткой. 8. Размножение на личиночной стадии. 9. Пресноводные кистеперые рыбы, вероятные предки древних земноводных. 10. Ископаемая переходная форма между рыбами и земноводными.

      Просмотр содержимого презентации
      «12.Органы чувств»

      Дидактика для работы с ИД по теме «Органы чувств»  Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

      Дидактика для работы с ИД по теме «Органы чувств»

      Подготовила учитель биологии МОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Михайлова Альбина Петровна

      Что обозначено цифрами 1 — 15?

      Что обозначено цифрами 1 — 15?

      . 1 – роговица; 2 – склера, белочная оболочка; 3 – сосудистая оболочка; 4 – сетчатка; 5 – передняя камера глаза; 6 – радужная оболочка; 7 – задняя камера глаза; 8 – цилиарная мышца, растягивающая хрусталик; 9 – цинновы связки; 10 – хрусталик; 11 – стекловидное тело; 12 – слепое пятно; 13 – зрительный нерв; 14 – конъюнктива.
      • . 1 – роговица; 2 – склера, белочная оболочка; 3 – сосудистая оболочка; 4 – сетчатка; 5 – передняя камера глаза; 6 – радужная оболочка; 7 – задняя камера глаза; 8 – цилиарная мышца, растягивающая хрусталик; 9 – цинновы связки; 10 – хрусталик; 11 – стекловидное тело; 12 – слепое пятно; 13 – зрительный нерв; 14 – конъюнктива.
      Что обозначено цифрами 1 — 3?

      Что обозначено цифрами 1 — 3?

      Что обозначено цифрами 1 — 9?

      Что обозначено цифрами 1 — 9?

      1 – зрительный перекрест; 2 – волокна зрительного нерва, по которым возбуждение идет от правых половин сетчатки глаз; 3 – волокна зрительного нерва, по которым возбуждение идет от левых половин сетчатки глаз; 4 – зрительная кора; 5 – нормальное глазное яблоко; 6 –удлиненное глазное яблоко, приводит к близорукости; 7 – укороченное глазное яблоко, приводит к дальнозоркости; 8 – исправление близорукости с помощью двояковогнутых линз; 9 – исправление дальнозоркости с помощью двояковыпуклых линз.

      1 – зрительный перекрест; 2 – волокна зрительного нерва, по которым возбуждение идет от правых половин сетчатки глаз; 3 – волокна зрительного нерва, по которым возбуждение идет от левых половин сетчатки глаз; 4 – зрительная кора; 5 – нормальное глазное яблоко; 6 –удлиненное глазное яблоко, приводит к близорукости; 7 – укороченное глазное яблоко, приводит к дальнозоркости; 8 – исправление близорукости с помощью двояковогнутых линз; 9 – исправление дальнозоркости с помощью двояковыпуклых линз.

      Что обозначено цифрами 1 — 11?

      Что обозначено цифрами 1 — 11?

      Что обозначено цифрами 1 — 16?

      Что обозначено цифрами 1 — 16?

      1 – барабанная перепонка; 2 – молоточек; 3 – наковальня; 4 – стремечко; 5 – полукружные каналы; 6 – ампулы полукружных каналов; 7 – полукружные каналы; 8 – круглый мешочек; 9 – мембрана круглого окна; 10 – полость среднего уха; 11 – евстахиева труба; 12 – полость лестницы преддверия; 13 –геликотрема, отверстие, соединяющее полость лестницы преддверия с полостью барабанной лестницы; 14 – полость барабанной лестницы; 15 – полость перепончатого лабиринта.

      1 – барабанная перепонка; 2 – молоточек; 3 – наковальня; 4 – стремечко; 5 – полукружные каналы; 6 – ампулы полукружных каналов; 7 – полукружные каналы; 8 – круглый мешочек; 9 – мембрана круглого окна; 10 – полость среднего уха; 11 – евстахиева труба; 12 – полость лестницы преддверия; 13 –геликотрема, отверстие, соединяющее полость лестницы преддверия с полостью барабанной лестницы; 14 – полость барабанной лестницы; 15 – полость перепончатого лабиринта.

      Что обозначено цифрами 1 — 6?

      Что обозначено цифрами 1 — 6?

      1 – перилимфа лестницы преддверия; 2 – вестибулярная мембрана; 3 – эндолимфа перепончатого лабиринта; 4 – основная мембрана; 5 – рецепторные клетки кортиева органа; 6 – слуховой нерв.

      1 – перилимфа лестницы преддверия; 2 – вестибулярная мембрана; 3 – эндолимфа перепончатого лабиринта; 4 – основная мембрана; 5 – рецепторные клетки кортиева органа; 6 – слуховой нерв.

      Что обозначено цифрами 1 — 5?

      Что обозначено цифрами 1 — 5?

      А – рецепторные зоны на языке, Б – вкусовые сосочки; В – вкусовая почка.

      А – рецепторные зоны на языке, Б – вкусовые сосочки; В – вкусовая почка.

      Что обозначено цифрами 1 – 4?

      Что обозначено цифрами 1 – 4?

      1 – эпидермис; 2 – дерма; 3 – подкожная жировая клетчатка; 4 – волос; 5 – волосяная сумка; 6 – свободные нервные окончания; 7 – тельце Пачини; 8 – тельце Мейснера; 9 – колба Краузе; 10 – тельце Руффини; 11 – потовая железа.

      1 – эпидермис; 2 – дерма; 3 – подкожная жировая клетчатка; 4 – волос; 5 – волосяная сумка; 6 – свободные нервные окончания; 7 – тельце Пачини; 8 – тельце Мейснера; 9 – колба Краузе; 10 – тельце Руффини; 11 – потовая железа.

      Дайте определение терминам  1. Анализаторы. 2. Ресничная мышца. 3. Аккомодация. 4. Зрительные рецепторы. 5. Кортиев орган.

      Дайте определение терминам

      1. Анализаторы.

      2. Ресничная мышца.

      3. Аккомодация.

      4. Зрительные рецепторы.

      5. Кортиев орган.

      1. Сенсорные системы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма. 2. Мышца, обеспечивающая изменение кривизны хрусталика. 3. Приспособление к четкому видению предметов, находящихся от глаза на различных расстояниях. 4. Фоторецепторные клетки, палочки и колбочки. Палочки содержат родопсин, более чувствительны к свету и обеспечивают черно-белое видение. Колбочки возбуждаются большей силой света, содержат йодопсины 3 типов и существуют красно- сине и зеленочувствительные колбочки. 5. Структура внутреннего уха, содержащая слуховые рецепторы, которые возбуждаются звуковыми сигналами различной частоты.

      1. Сенсорные системы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма. 2. Мышца, обеспечивающая изменение кривизны хрусталика. 3. Приспособление к четкому видению предметов, находящихся от глаза на различных расстояниях. 4. Фоторецепторные клетки, палочки и колбочки. Палочки содержат родопсин, более чувствительны к свету и обеспечивают черно-белое видение. Колбочки возбуждаются большей силой света, содержат йодопсины 3 типов и существуют красно- сине и зеленочувствительные колбочки. 5. Структура внутреннего уха, содержащая слуховые рецепторы, которые возбуждаются звуковыми сигналами различной частоты.

      Дайте определение терминам 6. Вестибулярный аппарат. 7. Макулы. 8. Купулы. 9.Вкусовая почка.

      Дайте определение терминам

      6. Вестибулярный аппарат.

      7. Макулы.

      8. Купулы.

      9.Вкусовая почка.

      6. Часть внутреннего уха (мешочки и полукружные каналы), воспринимающая изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела, отвечает за равновесие. 7. Пятна в овальном и круглом мешочке, расположены почти перпендикулярно, содержат рецепторы и отолитовый аппарат. За счет давления отолитов воспринимают силу тяжести, прямолинейное движение, ускорение или замедление, наклоны головы. 8. Гребешки в ампулах полукружных каналов, содержат рецепторы и воспринимают изменение скорости движения и вращательные движения за счет давления эндолимфы, их угловое ускорение или замедление. 9. Имеет форму луковицы, погруженной в слизистую и связанной с поверхностью через вкусовую пору. Состоит из рецепторных, опорных и базальных клеток. На вершине рецепторных клеток есть микроворсинки, находящиеся в общей камере под порой.

      6. Часть внутреннего уха (мешочки и полукружные каналы), воспринимающая изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела, отвечает за равновесие. 7. Пятна в овальном и круглом мешочке, расположены почти перпендикулярно, содержат рецепторы и отолитовый аппарат. За счет давления отолитов воспринимают силу тяжести, прямолинейное движение, ускорение или замедление, наклоны головы. 8. Гребешки в ампулах полукружных каналов, содержат рецепторы и воспринимают изменение скорости движения и вращательные движения за счет давления эндолимфы, их угловое ускорение или замедление. 9. Имеет форму луковицы, погруженной в слизистую и связанной с поверхностью через вкусовую пору. Состоит из рецепторных, опорных и базальных клеток. На вершине рецепторных клеток есть микроворсинки, находящиеся в общей камере под порой.


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: Биология

      Категория: Прочее

      Целевая аудитория: Прочее

      Скачать
      Дидактика по биологии для работы с интерактивной доской.

      Автор: Михайлова Альбина Петровна

      Дата: 24.07.2014

      Номер свидетельства: 110547

      Похожие файлы

      object(ArrayObject)#852 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
          ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
          ["file_id"] => string(6) "166423"
          ["category_seo"] => string(11) "informatika"
          ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
          ["date"] => string(10) "1422959898"
        }
      }
      

      Получите в подарок сайт учителя

      Видеоуроки для учителей

      Курсы для учителей

      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Ваш личный кабинет
      Проверка свидетельства