Просмотр содержимого документа
«"Вода- чудо природы"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Конспект урока в объединении «Юные любители природы»
Вода – чудо природы!
Автор:
педагог дополнительного образования
Попова Н. А.
Тема: «Вода – чудо природы»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные: расширить представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивающие: развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, развитие умственных способностей.
3. Воспитательные: социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Межпредметные связи: биология,физика.
Формы работы:
теоретические и практические занятия;
игра;
совместная и самостоятельная деятельность.
Методические приемы обучения:
информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные, и др.;
игровой: создание игровых ситуаций;
наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы;
практический: выполнение практических действий детьми.
Материалы и оборудование: Вода, ёмкости и сосуды, камешки, пуговицы, ракушки.
План занятия
Организационный момент.
Вводные пояснения.
Изучение нового материала. Информационный блок (в сопровождении мультимедийной презентации).
Практическая работа по группам.
Подведение итогов занятия.
Ход занятия
Вы слыхали о воде? Говорят она везде. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерает. В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется (В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Растворяет сахар в чае (Мы ее не замечаем). Мы привыкли что вода Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею Вам я доложить: Без нее нам не прожить.
Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того, что чудеса постоянно окружают нас. Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных таинственных чудес. Это таинственное чудо – ВОДА. Давайте посмотрим, где в природе встречается вода и почему её называют таинственной. Показ презентации «Вода и её свойства».
Опыт №1
Тема: «Почему вода прозрачная?»
Цель: выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность; развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы, ракушки, клеенка, баночки.
Ход
Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).
Игра №1 «Сделаем дождик» – дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (Ракушки). Как вы догадались? (Предметы видны в воде). Вода прозрачная».
Игра №2 «Сделаем дождик» – дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы: Где камушки? Почему их не видно? (Потому что молоко белого цвета).
Игра №3 «Отгадай, что в стакане» – дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достает ракушки. Вопросы: Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы? (Она прозрачная)
Вывод: вода прозрачная, в ней видны все предметы.
Опыт №2
Тема: «Как вода меняет цвет?»
Цель: дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ; активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы; воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.
Оборудование: разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камешки.
Ход
Педагог: Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
– Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
– Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – желтая, красная, синяя, зеленая и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
– Как красиво! – восхитилась мама.
Педагог: Ребята, давайте тоже приготовим разноцветный сок для куклы Тани.
Вопросы: Что налито в стаканчиках? (Вода). Какой цвет имеет вода? (Вода прозрачная). Можно окрасить воду при помощи краски?
При помощи пипетки дети поочередно капают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.
Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода? (Вода примет цвет молока и станет белой).
Игра «Спрячем камешки» – дети бросают камешки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: Где камешки? Почему их не видно? (Камешек не видно, потому что вода окрашена).
Вывод: вода приобретает цвет растворенного в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.
Опыт №3
Тема: «Какой вкус у воды?»
Цель: дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворенных в ней веществ; развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи; воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.
Оборудование: емкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз.
Ход
Педагог: К нам в гости пришел Буратино и принес угощение.
Сначала взрослый предлагает попробовать, что налито в первом стаканчике.
Вопросы: Чем угостил вас Буратино? (Водой). Какой вкус у воды? (Вода безвкусная).
Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем: Из чего делают варенье? (Из ягод) Какое оно на вкус? (Сладкое) Какой станет вода, если мы в нее добавим варенье? (Вода станет сладкой). Дети пробуют воду.
Аналогично проводятся действия с солью: Что находится в баночке? (Соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в нее положим соль?
Игровое задание «Угадай угощение» – нескольким детям поочередно завязывают глаза и они определяют вкусовые качества воды (соленая, сладкая, обычная, безвкусная).
Вывод: вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.
Опыт №4
Тема: «Какую форму принимает вода?»
Цель: формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.
Оборудование: емкости разной величины и формы, большой таз с водой.
Ход
Педагог вносит в группу мешочек с разнообразными формочками и баночками и предлагает с ними поиграть.
Игры со стаканчиками
Педагог: Я приготовила для нас тазик с водой. Как вы думаете, где я ее взяла? (Налила из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (Вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (Вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (Льется, выливается). Вода – жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться.
Игры с формочками и баночками
Педагог: Давайте заполним водой все приготовленные емкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (Во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (Емкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет? (Одинаковая). Как вы думаете, имеет ли вода форму? (Вода не имеет формы).
Вывод: вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который ее наливают.
Физкультминутка ( 2 лягушки)
На болоте 2 лягушки
Две зелёные квакушки.
Рано утром просыпались,
Полотенцем растирались
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям большой привет.
Опыт №5
Тема: «Во что превращаются снег и лед?»
Цель: Показать детям, что снег и лед в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе.
Оборудование: два блюдечка, снег, лед, белая бумага.
1 часть
Ход
Ребята! Что я сейчас видела на улице! Белое одеяло покрыло деревья, дома, землю. Идешь по нему и оставляешь следы. Что это за чудо? Как оно называется? (Снег)
Педагог с детьми рассматривают приготовленный заранее снег на блюдечке, обследуют его и рассказывают о нем.
Вопросы: Каким цветом снег? (Белый) Какой он на ощупь? (Холодный). Откуда на блюдечке появилась вода? (Снег стал таять). Почему стал таять снег? (От теплого воздуха, его принесли в помещение). Из чего состоит снег? (Из воды)
Педагог просит детей помочь отгадать загадку:
Он прозрачный, твердый, гладкий,
На морозе проживет.
Но как только потеплеет,
Он растает, поплывет (лед).
Дети рассматривают лед на блюдечке, обследуют его руками.
Вопросы: Каким цветом лед? (Прозрачный). На что он похож? (На воду). Какой лед на ощупь? (Холодный). Он твердый или мягкий? Почему? (Твердый, не сжимается в кулачке). Почему наши ладошки становятся сырыми? (Лед тает). Почему лед тает? (От тепла)
Вывод: снег и лед в тепле тают и становятся водой.
2 часть
Ход
Педагог с детьми рассматривают талую воду.
Вопросы: Какая вода в блюдечке? (Грязная, с мусором). Почему вода грязная? Откуда появился этот мусор? (Снег был грязный).
Вывод: снег нельзя есть, он содержит в себе частички грязи.
Опыт №6
Тема: «Как вытолкнуть воду?»
Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы; развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже); воспитывать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.
Оборудование: мерная емкость с водой, камешки, ложки, персонаж Буратино.
Ход
Буратино приносит корзинку с камешками. На столе поднос с прозрачной широкой колбой с водой. Предлагает поиграть.
– Давайте бросать в воду камешки. Посмотрите, как красиво камешки падают на дно. В воде они переливаются, блестят. Попробуйте и вы.
Педагог: Ребята, а вы заметили, что происходит с водой, когда вы бросаете в нее камешки? (Она поднимается и выливается). А почему поднимается? (Камешки ее выталкивают). Давайте еще раз посмотрим (берется другая емкость с водой, в этот раз воспитатель фломастером отмечает уровень воды при каждом бросании камешка).
Игровое упражнение «Вылови камешки» – дети вынимают камешки из банки с помощью ложек.
Вывод: вода в емкости поднимается при погружении в нее предметов.
Опыт №7
Тема: «Как вода гулять отправилась»
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Оборудование: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Ход
Педагог: Налили водичку в тазик и забыли про нее. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось – ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий – никто ее не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила ее в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зеленых садов. «Как красиво, как чудесно! – думала водичка. – А сидела бы я в своем тазике и этой красоты не увидела бы!»
– Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу или пластмассовый шприц (без иглы). Опустите губку в воду и отожмите ее в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте ее в другую ѐмкость. То же самое проделайте и со шприцом.
Вывод: воду можно собрать с помощью разных предметов.
Опыт №8
Тема: «Водопад»
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Оборудование: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Ход
Льется водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживленно галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).
Вывод: вода может изменять направление.
Итог занятия (рефлексия):
- Что нового вы узнали на уроке?
Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды: синие и жёлтые.