kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

"Вода- чудо природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практика. Опыты с водой. Предназначен для учащихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«"Вода- чудо природы"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»





Конспект урока в объединении «Юные любители природы»



Вода – чудо природы!



Автор:

педагог дополнительного образования

Попова Н. А.


















Тема: «Вода – чудо природы»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные: расширить представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивающие: развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, развитие умственных способностей.

3. Воспитательные: социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Межпредметные связи: биология, физика.

Формы работы:

теоретические и практические занятия;

игра;

совместная и самостоятельная деятельность.

Методические приемы обучения:

информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные, и др.;

игровой: создание игровых ситуаций;

наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы;

практический: выполнение практических действий детьми.

Материалы и оборудование: Вода, ёмкости и сосуды, камешки, пуговицы, ракушки.

План занятия


  1. Организационный момент.


  1. Вводные пояснения.


  1. Изучение нового материала. Информационный блок (в сопровождении мультимедийной презентации).


  1. Практическая работа по группам.

  2. Подведение итогов занятия.




Ход занятия


Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
(В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того, что чудеса постоянно окружают нас. Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных таинственных чудес. Это таинственное чудо – ВОДА. Давайте посмотрим, где в природе встречается вода и почему её называют таинственной. Показ презентации «Вода и её свойства».

Опыт №1

Тема: «Почему вода прозрачная?»

Цель: выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность; развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы, ракушки, клеенка, баночки.

Ход

Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).

Игра №1 «Сделаем дождик» – дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (Ракушки). Как вы догадались? (Предметы видны в воде). Вода прозрачная».

Игра №2 «Сделаем дождик» – дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы: Где камушки? Почему их не видно? (Потому что молоко белого цвета).

Игра №3 «Отгадай, что в стакане» – дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достает ракушки. Вопросы: Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы? (Она прозрачная)

Вывод: вода прозрачная, в ней видны все предметы.

Опыт №2

Тема: «Как вода меняет цвет?»

Цель: дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ; активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы; воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.

Оборудование: разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камешки.

Ход

Педагог: Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.

– Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.

Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).

– Открывай! – скомандовал Зайка.

Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – желтая, красная, синяя, зеленая и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).

– Как красиво! – восхитилась мама.

Педагог: Ребята, давайте тоже приготовим разноцветный сок для куклы Тани.

Вопросы: Что налито в стаканчиках? (Вода). Какой цвет имеет вода? (Вода прозрачная). Можно окрасить воду при помощи краски?

При помощи пипетки дети поочередно капают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.

Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода? (Вода примет цвет молока и станет белой).

Игра «Спрячем камешки» – дети бросают камешки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: Где камешки? Почему их не видно? (Камешек не видно, потому что вода окрашена).

Вывод: вода приобретает цвет растворенного в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.

Опыт №3

Тема: «Какой вкус у воды?»

Цель: дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворенных в ней веществ; развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи; воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Оборудование: емкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз.

Ход

Педагог: К нам в гости пришел Буратино и принес угощение.

Сначала взрослый предлагает попробовать, что налито в первом стаканчике.

Вопросы: Чем угостил вас Буратино? (Водой). Какой вкус у воды? (Вода безвкусная).

Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем: Из чего делают варенье? (Из ягод) Какое оно на вкус? (Сладкое) Какой станет вода, если мы в нее добавим варенье? (Вода станет сладкой). Дети пробуют воду.

Аналогично проводятся действия с солью: Что находится в баночке? (Соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в нее положим соль?

Игровое задание «Угадай угощение» – нескольким детям поочередно завязывают глаза и они определяют вкусовые качества воды (соленая, сладкая, обычная, безвкусная).

Вывод: вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.

Опыт №4

Тема: «Какую форму принимает вода?»

Цель: формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.

Оборудование: емкости разной величины и формы, большой таз с водой.

Ход

Педагог вносит в группу мешочек с разнообразными формочками и баночками и предлагает с ними поиграть.

Игры со стаканчиками

Педагог: Я приготовила для нас тазик с водой. Как вы думаете, где я ее взяла? (Налила из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (Вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (Вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (Льется, выливается). Вода – жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться.

Игры с формочками и баночками

Педагог: Давайте заполним водой все приготовленные емкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (Во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (Емкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет? (Одинаковая). Как вы думаете, имеет ли вода форму? (Вода не имеет формы).

Вывод: вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который ее наливают.

Физкультминутка ( 2 лягушки)

На болоте 2 лягушки

Две зелёные квакушки.

Рано утром просыпались,

Полотенцем растирались

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям большой привет.

Опыт №5

Тема: «Во что превращаются снег и лед?»

Цель: Показать детям, что снег и лед в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе.

Оборудование: два блюдечка, снег, лед, белая бумага.

1 часть

Ход

Ребята! Что я сейчас видела на улице! Белое одеяло покрыло деревья, дома, землю. Идешь по нему и оставляешь следы. Что это за чудо? Как оно называется? (Снег)

Педагог с детьми рассматривают приготовленный заранее снег на блюдечке, обследуют его и рассказывают о нем.

Вопросы: Каким цветом снег? (Белый) Какой он на ощупь? (Холодный). Откуда на блюдечке появилась вода? (Снег стал таять). Почему стал таять снег? (От теплого воздуха, его принесли в помещение). Из чего состоит снег? (Из воды)

Педагог просит детей помочь отгадать загадку:

Он прозрачный, твердый, гладкий,

На морозе проживет.

Но как только потеплеет,

Он растает, поплывет (лед).

Дети рассматривают лед на блюдечке, обследуют его руками.

Вопросы: Каким цветом лед? (Прозрачный). На что он похож? (На воду). Какой лед на ощупь? (Холодный). Он твердый или мягкий? Почему? (Твердый, не сжимается в кулачке). Почему наши ладошки становятся сырыми? (Лед тает). Почему лед тает? (От тепла)

Вывод: снег и лед в тепле тают и становятся водой.

2 часть

Ход

Педагог с детьми рассматривают талую воду.

Вопросы: Какая вода в блюдечке? (Грязная, с мусором). Почему вода грязная? Откуда появился этот мусор? (Снег был грязный).

Вывод: снег нельзя есть, он содержит в себе частички грязи.

Опыт №6

Тема: «Как вытолкнуть воду?»

Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы; развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже); воспитывать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Оборудование: мерная емкость с водой, камешки, ложки, персонаж Буратино.

Ход

Буратино приносит корзинку с камешками. На столе поднос с прозрачной широкой колбой с водой. Предлагает поиграть.

– Давайте бросать в воду камешки. Посмотрите, как красиво камешки падают на дно. В воде они переливаются, блестят. Попробуйте и вы.

Педагог: Ребята, а вы заметили, что происходит с водой, когда вы бросаете в нее камешки? (Она поднимается и выливается). А почему поднимается? (Камешки ее выталкивают). Давайте еще раз посмотрим (берется другая емкость с водой, в этот раз воспитатель фломастером отмечает уровень воды при каждом бросании камешка).

Игровое упражнение «Вылови камешки» – дети вынимают камешки из банки с помощью ложек.

Вывод: вода в емкости поднимается при погружении в нее предметов.

Опыт №7

Тема: «Как вода гулять отправилась»

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Оборудование: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход

Педагог: Налили водичку в тазик и забыли про нее. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось – ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий – никто ее не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила ее в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зеленых садов. «Как красиво, как чудесно! – думала водичка. – А сидела бы я в своем тазике и этой красоты не увидела бы!»

– Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу или пластмассовый шприц (без иглы). Опустите губку в воду и отожмите ее в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте ее в другую ѐмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

Вывод: воду можно собрать с помощью разных предметов.

Опыт №8

Тема: «Водопад»

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Оборудование: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Ход

Льется водичка с большой высоты,

Брызги летят на траву и цветы.

Детки вокруг оживленно галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

Вывод: вода может изменять направление.

Итог занятия (рефлексия):

- Что нового вы узнали на уроке?

Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды: синие и жёлтые.

Синяя – урок понравился, было интересно.

Жёлтая – было трудно, но в итоге всё получилось.

Поднимите капельку, которую считаете нужной.

Спасибо. Урок окончен.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Вода- чудо природы"

Автор: Попова Наталия Александровна

Дата: 17.02.2019

Номер свидетельства: 500121

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Вода - чудо природы"
    ["seo_title"] => string(18) "voda-chudo-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "301399"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456916287"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: "Вода - чудо природы!""
    ["seo_title"] => string(74) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_v_3_klasse_na_temu_voda_chudo_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "507997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555898479"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок -шоу "Вода- кормилица природы" "
    ["seo_title"] => string(33) "urok-shou-voda-kormilitsa-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "126912"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415222713"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Имя существительное , обобщение. Вода в природе."
    ["seo_title"] => string(51) "imiasushchiestvitielnoieobobshchieniievodavprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "330331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464198608"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "«Имя существительное. Вода в природе. Обобщение.»"
    ["seo_title"] => string(57) "imia_sushchiestvitiel_noie_voda_v_prirodie_obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "458019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518878032"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства