Просмотр содержимого документа
«Вода растворитель. Работа воды в природе. »
Вода – растворитель.Работа воды в природе.
Урок природоведения в 5 классе.
Цели:
- дополнительное знакомство со свойствами воды, ее применением, разумным использованием;
- формирование умения систематизировать информацию и планировать свою исследовательскую деятельность;
- развитие умения резюмировать информацию, используя творческое письмо.
Оборудование: химические реактивы для выполнения опытов; стаканы с дистиллированной, минеральной газированной, водопроводной, морской, «живой» (щелочной), «мертвой» (кислотной) водой, глобус, плакат с изображением загрязненного водоема; схема «Круговорот воды в природе».
Учитель предлагает детям записать в первой колонке то, что им известно о воде.
Затем дети обсуждают написанное в группах. Каждая группа представляет свои записи.
Учитель составляет аналогичную таблицу на доске, заполняя ее ответами детей.
3. Учитель предлагает детям записать во второй колонке возникшие у них вопросы,
спрашивает, где они могут найти ответы на свои вопросы.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Вода – жидкость.
Вода – лед.
Вода – пар, туман.
При охлаждении сжимается, а при температуре + 4С расширяется
Увеличивает свой объем при переходе из жидкого состояния в твердое.
Как называется несоленая вода?
Есть ли вода на Марсе?
Почему вода становиться грязной?
Есть ли абсолютно чистая вода?
Как очистить воду от загрязняющих веществ?
Стадия Содержания.
4. Учитель предлагает поработать с учебником (с. 92- 93). Дети (каждый самостоятельно) читают текст, делая на полях текста пометки:
V – знал раньше, информация подтвердилась;
+ - это новое для меня,
! – это меня удивило.
Учитель показывает опыт с водой как растворителя. Растворение в воде сахара (раствор), глины (взвесь), растительного масла (суспензия). А еще интересный опыт. Алюминий и йод
в сухом виде между собой не взаимодействуют. Когда на смесь попадает вода, сначала появляется дым, а потом разгорается пламя с клубами фиолетового дыма (возгонка йода).
Вода здесь играет роль катализатора, вещества, ускоряющего химическую реакцию.
5.Учащимся предлагается заполнить в таблице третью колонку. После этого они обмениваются своими записями в группе. Учитель просит своих учеников озвучить свои записи.
6.Учащиеся смотрят учебный фильм о работе воды в природе, продолжают делать записи в таблице:
V – уже знал
« +» - новое
! – это меня удивило
После заполнения таблицы ученики делятся своими записями в группе и классе.
7. Выясняется, что остались вопросы, на которые ученики не нашли ответов.
Как быть? Дети говорят, что есть другие источники информации: энциклопедии, словари,
журналы, научные телевизионные программы, компьютер.
Стадия Рефлексии.
8. Учитель предлагает детям систематизировать новую информацию о воде в виде
кластера, работая в группах. Один ученик от группы представляет коллективную работу.
Разрушает горные породы
Необходима растениям и животным
При нагревании расширяется
Вода
Бесцветная
При охлаждении сжимается
Растворяет многие вещества
9. Учитель предлагает учащимся написать синквейн.
Примеры синквейнов, созданных учениками:
Вода
Чистая, прохладная
Освежает, утоляет, согревает
Она так необходима людям
Жизнь
Вода
Мутная, грязная
Разрушает, губит, опустошает
Это страшное стихийное бедствие
Трагедия
Вода
Газированная, природная
Растворяет, содержит, исцеляет
«Серебряная» вода убивает бактерии
Здоровье
В качестве домашнего задания ученикам предлагается составить кластер на тему
«В чем содержится вода» и найти ответы на интересные для них вопросы.
Доп.информация: Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. В телах животных вода обычно составляет больше половина массы. Много воды и в теле человека. Ты можешь узнать, сколько ее в твоем организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.
Организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более двух литров воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).
Для многих организмов вода – природный дом. Приведи примеры таких организмов. Какие из них живут в соленой воде, а какие в пресной?