kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внешнее строение и скелет земноводных

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте данного урока рассмотрены особенности внешнего строения и скелета земноводных, первых обитателей суши.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внешнее строение и скелет земноводных»

Урок №

Тема: «Места обитания и внешнее строение земноводных.

Строение скелета земноводных на примере лягушки»


Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни.

Задачи урока:

познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом.

воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.

Материалы и оборудование: презентация для урока или интерактивное сопровождение, видеофрагмент, демонстрационный материал: скелет лягушки, муляжи лягушек, жаб, тритонов; учебники, справочники, литература о земноводных для выставки, красная книга, опорный конспект, раздаточный материал .

Ключевые понятия и термины: земноводные, амфибии, среда жизни, жизненные формы, покровительственная окраски.

Межпредметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, география.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение новой темы.

Земноводные произошли от древних кистепёрых рыб (стегоцефалов)около 350 млн. лет назад. Это наиболее просто организованные наземные позвоночные животные. У большинства из них сохраняется постоянная связь с водной средой, и они могут жить как в воде, так и на суше.

Класс земноводных насчитывает около 5625 видов. Внешний вид их разнообразен. Лягушки, жабы, жерлянки, животные с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённое тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом (с кольцевидными перетяжками) и безногие так и называются – Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга. Таким образом, мы с вами определили, что Класс Земноводные, или Амфибии включают три отряда: Бесхвостые, Хвостатые и Безногие.

Класс

Земноводные (Амфибии)

Отряд

Бесхвостые - 1800 видов

Хвостатые –

280 видов

Безногие –

55 видов

Представители

Лягушки

Жабы

Жерлянки

Тритоны

Саламандры

Червяги

Для нормального существования на суше позвоночные должны были решить ряд проблем:

  1. Дыхание кислородом воздуха.

  2. Проблема высыхания.

  3. Возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.

  4. Изменение характера передвижения.

  5. Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты для отложенных яиц от высыхания.

  6. Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.

  7. Перенесение неблагоприятных факторов среды, например, понижения температуры в осеннее и зимнее время.

Естественно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше. Но и связь с водой амфибии не утратили. У вас на столах таблицы «Черты приспособленности земноводных к наземной и водной средам», попробуйте правильно распределить эти черты амфибий в ходе моего рассказа.

У учащихся на столах инструктивные карточки, которые они заполняют по ходу рассказа учителя.

Тело короткое, уплощено в спинно - брюшном направлении. Большая плоская голова без заметных границ переходит в туловище, хвост отсутствует. Голова подвижно соединена с туловищем. На верхней стороне её располагается пара выпуклых глаз. Они защищены кожистыми верхними и прозрачными подвижными нижними веками. Впереди  глаз  находится  пара ноздрей с клапанами,  ведущая в обонятельные мешки, сообщающиеся через внутренние отверстия с ротовой полостью.

Позади глаз видна пара небольших кожистых кружочков - барабанных перепонок. По бокам тела располагаются конечности. Передние - короткие и снабжены четырьмя пальцами. Задние конечности длинные, несут по пять пальцев, между которыми натянута плавательная перепонка. На заднем конце тела располагается клоачное отверстие.

Кожа - влажная, эластичная, лишена роговых образований. Она состоит из многослойного эпителия и собственно кожи, богата слизеотделительными железами, секрет которых предохраняет её от высыхания. Кожа земноводных - важный в физиологическом отношении орган, участвующий в дыхании и водном обмене. Секрет слизистых желез может содержать раздражающие или ядовитые вещества, защищающиеся лягушек от врагов.

Кожа у земноводных мягкая, голая, обильно увлажнённая секретами многочисленных слизистых желёз, проницаемая для газов и воды. Наряду с лёгкими она участвует в дыхании. В коже некоторых земноводных располагаются ядовитые железы, служащие ему орудием защиты.

Всё тело лягушки покрыто мягкой слизистой кожей, весьма богатой железами; в отличие от рыб, у земноводных кожные железы являются многоклеточными и большей частью имеют мешковидную форму (одноклеточные железы в коже имеются только у личинок земноводных, что напоминает рыб).

Весьма характерна для лягушки поразительная способность ее кожи смещаться относительно тела; в этом можно убедиться, захватив, например, на спине или на брюхе кожу пинцетом и потянув её в разные стороны. Данная особенность строения зависит от того, что под кожей простираются обширные пространства – так называемые лимфатические мешки, представляющие часть необычайно развитой у лягушек лимфатической системы. Кожа соединена с телом лишь вдоль известных линий, ограничивающих упомянутые лимфатические мешки. Кожа участвует в газообмене. Железы также выделяют ядовитые или раздражающие вещества (жерлянки, жабы, некоторые саламандры) и сигнальные вещества. Кожа содержит пигменты, обеспечивающие разную окраску. Степень ороговения эпидермиса у разных видов не одинакова. У безногих в коже разбросаны костные чешуйки. Утолщенная кожа на концах пальцев ороговела, образовав когти (шпорцевая лягушка, когтистый тритон). У жаб на спине роговой слой составляет 60% всей толщины эпидермиса.

Так как легкие земноводных не обеспечивают их кислородом в полной мере, то большую роль играет кожное дыхание, для которого нужна влажная тонкая кожа. Поэтому земноводные могут жить только в достаточно влажных местах, да к тому же — только в пресной воде. Земноводные очень требовательны к отсутствию в почве и воде поваренной соли, которая особенно вредно влияет на развитие их икры и личинок. Они гибнут в воде, содержащей даже 1 часть хлорида натрия на 1 тыс. частей воды. Этим объясняется отсутствие земноводных на океанических островах.

Интересно значение кожи амфибий, богатой многочисленными железами, за счёт которых она постоянно остаётся влажной. С одной стороны, влажная кожа – открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Поэтому они держатся у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико. С другой стороны, кожа земноводных мастерски пополняет запасы воды. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озёрах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определённые участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Достаточно припасть брюшком к влажной земле или траве, и запасы воды пополнены. Кожа – единственная одежда амфибий, поэтому она конечно, снашивается. Поэтому лягушки меняют кожу не менее четырёх раз.


У земноводных нет грудной клетки, поэтому воздух нагнетается в лёгкие в результате сокращения мышц дна ротовой полости. На суше земноводные передвигаются с помощью четырёх конечностей, типичных для наземных животных.

У амфибий впервые появляются веки, которые не только защищают глаза от механических повреждений, но и предотвращают высыхание роговицы. В связи с жизнью на суше у земноводных впервые появляется и барабанная перепонка. Ближе к концу головы сверху расположена пара наружных ноздрей, прикрывающихся изнутри кожистыми клапанами. На живой лягушке легко заметить, как эти клапаны попеременно закрываются и открываются, причём эти движения чередуются с опусканием и поднятием дна ротовой полости.

Большинство видов земноводных обитает в тропиках. Как правило они активны в сумерках или ночью, ведь в это время влажность воздуха выше, чем днём. В умеренных и северных широтах земноводные уходят на зиму в укрытия – ямы на дне водоёмов, норы грызунов, прогнившие корни деревьев, кучи мха и т.д.

У многих лягушек для передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой. Благодаря кожному дыханию, земноводные подолгу могут находиться в воде, не всплывая за новой порцией воздуха. Икра земноводных развивается только в воде.

Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию в воде, и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред.

Учитель и учащиеся проверяют заполненные таблицы.

«Черты приспособленности земноводных».

К наземной среде

К водной среде

  • Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание

  • Лёгкие; ноздри

  • Веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза

  • Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха

  • Свободные конечности для передвижения

  • Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде

  • Размножение возможно только в воде

  • Кожное дыхание

Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдём в скелете земноводных и их мускулатуре.

Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб?

На столах учащихся рисунки «Скелет земноводных».

В скелете главнейшие изменения, по сравнению с рыбами, мы находим, в строении конечностей и их поясов, состоящих соответственно из плечевого и тазового поясов, костей плеча и бедра, предплечья и голени, кисти и стопы. Имеется крестец, на котором тазовые кости получили прочное сочленение с позвоночником.

На столах учащихся заготовки таблиц(учащиеся заполняют их в ходе рассказа учителя.


«Особенности строения и значение скелета лягушки»

Отделы скелета

Названия костей, особенности строения

Значение

  1. Череп

Мозговая часть, кости челюстей с зубами (единое образование)

Защита головного мозга

2. Позвоночник

Позвонки (1-шейный, 7-туловищных без рёбер, 1-крестцовый, хвостовая кость - уростиль)

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

3. Плечевой пояс

Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости (коракоиды)

Опора для передних конечностей

4. Скелет передних конечностей

Плечевая кость, кости предплечья

( локтевая и лучевая), кости кисти

( запястье, пясть и фаланги пальцев).

Участвуют в передвижении

5. Пояс задних конечностей

Сросшиеся тазовые кости

( седалищные, подвздошные, лобковые), прочно соединяющиеся с позвоночником

Опора задним конечностям

6. Скелет задних конечностей

Кость бедренная, большая и малая берцовые, кости стопы( предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).

Участвуют в передвижении

Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, короткими позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.

По сравнению с рыбами только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

  1. Закрепление.

  1. Какие новые отделы позвоночника появились у земноводных по сравнению с рыбами? (Шейный и крестцовый)

  2. Какие отделы различают в теле лягушки? (Голову, туловище и две пары конечностей)

  3. Чем глаза лягушки отличаются от глаз рыб? (имеют веки)

  4. Чем представлена наружная часть органа слуха? (Барабанными перепонками)

  5. Сколько позвонков в шейном и крестцовом отделах? (по одному)

6. Сколько позвонков в туловищном отделе? ( семь)

7. Викторина:

Рубрика. Биологическая.

- Чем дышат лягушки?

- Как лягушка ловит летающих насекомых?

- Каким стилем плавает лягушка?

- Могут ли лягушки летать?

- Какую лягушку можно считать взрослой?

- Что такое лягушачий концерт?

- Как отличить лягушку от жабы?

- Могут ли жабы изменять свой внешний облик?

- Есть ли враги у жаб?

- Почему жаб нужно разводить, а не истреблять?

- Какие тритоны водятся у нас?

- Где можно увидеть тритонов весной?

- Как отличить тритона от ящерицы?

- Как по внешнему виду отличить самца тритона от самки?

- Какие звуки издают тритоны?

- Могут ли тритоны линять?

- Можно ли тритона поймать за хвост?

- Где зимуют тритоны?

- Могут ли лягушки приносить вред?

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

Давайте любить родную природу и не засорять водоемы!

Переверните памятку, посмотрите на лягушку, хорошо ли ей в наших водоемах? Напишите пожелания лягушкам (учащиеся пишут пожелания всем земноводным и клеят их на изображение слайда).

Д/з параграф 51, подготовиться к лабораторной работе по внутреннему строению лягушки


Используемая литература:

    1. Зоология для учителя. А.А.Яхонтов. М. «Просвещение» 1985

    2. Биология. Дидактические материалы к разделу «Животные» 7-8 классы. А.В.Пименов, Е.А.Пименова. М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003

3.Многообразие живой природы. Животные. В.И.Сивоглазов. М.»Дрофа» 2008

4.Биология. Животные. Методическое пособие. 7 класс. В.С.Кучменко, С.В.Суматохин. М. Издательский дом «Вентана-Граф» 2007

5. Живой мир рек. Уильям Х.Амос. Ленинград Гидрометеоиздат. 1982.     Электронное издание «Биология. 6 – 11 класс. Лабораторный практикум.

6.     Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. Большая Российская энциклопедия, текст, иллюстрации, карты, 1996.

7.    Кpивин Ф. Почему вы не любите жабу? // Человек и пpиpода, № 3. 1979

8.  Кpингеp В. Животное в античном и совpеменном суевеpии.—К.: Изд-во Киевского ун-та. 1911 —352 с.

9.   Мифы наpодов миpа — М.: Советская энциклопедия. 1992 — Т. 1. — 671 с.

10.Ресурсы Internet:

1.     http://www.zemnovodik.ru

2.     http://www.ecosystema.ru

3.     http://search.icq.com

4.     http://bufodo.apus.ru/index2.html

5.     htm://www.nerungri.edu.ru/muuo/sec/bio/article.php












































«Особенности строения и значение скелета лягушки»

Отделы скелета

Названия костей, особенности строения

Значение

  1. Череп



2. Позвоночник



3. Плечевой пояс



4. Скелет передних конечностей



5. Пояс задних конечностей



6. Скелет задних конечностей







«Особенности строения и значение скелета лягушки»

Отделы скелета

Названия костей, особенности строения

Значение

  1. Череп



2. Позвоночник



3. Плечевой пояс



4. Скелет передних конечностей



5. Пояс задних конечностей



6. Скелет задних конечностей






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внешнее строение и скелет земноводных

Автор: Горшонкова Нина Павловна

Дата: 23.05.2016

Номер свидетельства: 329760

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки,её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие."
    ["seo_title"] => string(80) "obshchaia_kharaktieristika_klassa_vnieshnieie_i_vnutriennieie_stroieniie_liaghus"
    ["file_id"] => string(6) "417470"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495391728"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Класс Земноводные. Особенности  внешнего  строения  и скелета. "
    ["seo_title"] => string(68) "klass-ziemnovodnyie-osobiennosti-vnieshniegho-stroieniia-i-skielieta"
    ["file_id"] => string(6) "233968"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443292126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему "ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ И СКЕЛЕТ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vnieshnieie-stroieniie-i-skieliet-priesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "209136"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431020414"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Общая характеристика класса земноводные.  Внешнее и внутреннее                              строение лягушки. "
    ["seo_title"] => string(97) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ziemnovodnyie-vnieshnieie-i-vnutriennieie-stroieniie-liaghushki"
    ["file_id"] => string(6) "178151"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424782132"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения. "
    ["seo_title"] => string(109) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-priesmykaiushchiiesia-osobiennosti-vnieshniegho-i-vnutrienniegho-stroieniia"
    ["file_id"] => string(6) "197130"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428178290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства