Тема урока: «Внешнее строение и скелет пресмыкающихся».
Задачи урока:
Образовательная:
Раскрыть образ жизни и особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанных с наземным образом жизни.
Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания.
Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных.
Устанавливать зависимость строения скелета и образа жизни рептилий.
Характеризовать процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше.
Развивающая:
Развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
Воспитательная:
Воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости.
Воспитание бережного отношения к живой природе.
Планируемые результаты:
Предметные: Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания.
Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных.
Устанавливать зависимость строения скелета и образа жизни рептилии.
Метапредметные :
регулятивные: формировать умение планировать и регулировать свою деятельность, пути достижения цели, владеть основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: формировать готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
познавательные: формировать умение устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения, межличностных отношений, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; развивать устойчивые познавательные интересы, осознанное уважительное и доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность.
Методы и методические приемы: технология сотрудничества, работа с электронными образовательными ресурсами, метод проектов (работа в группах), диагностирование (работа в паре).
Просмотр содержимого документа
«урок_био»
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ И СКЕЛЕТ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ
Хусанов Сергей Александрович, учитель биологии
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Балаковского района Саратовской области
2015
Тема урока | «Внешнее строение и скелет пресмыкающихся» |
Класс | 7 |
Рекомендуемые сроки проведения | февраль |
Профиль | общеобразовательные классы |
Наглядные пособия | Таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные», «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», влажные препараты «Прыткая ящерица», «Гадюка», скелет ящерицы, скелет лягушки. |
Оборудование: Для учителя Для учащихся | Ватман, цветные фломастеры ПК, мультимедийный проектор, документ-камера Учебник, инструктивные карточки, нетбуки с доступом к интернету. |
Реактивы: Для учителя: Для учащихся: | - |
Электронные образовательные ресурсы | http://fcior.edu.ru/card/12125/osobennosti-vneshnego-stroeniya-i-skeleta-presmykayushchihsya.html http://fcior.edu.ru/card/10612/osobennosti-vneshnego-stroeniya-i-skeleta-presmykayushchihsya.html http://fcior.edu.ru/card/1253/osobennosti-vneshnego-stroeniya-i-skeleta-presmykayushchihsya-na-primere-yashchericy.html |
Элементы содержания урока | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы урока и постановка целей. Изучение нового материала. Первичное закрепление знаний. Контроль полученных знаний. Рефлексия. Домашнее задание. |
Учебник | Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под. ред. проф. В.М. Константинова - М.: Вентана-Граф, 2010 |
Тема урока: «Внешнее строение и скелет пресмыкающихся».
Задачи урока:
Образовательная:
Раскрыть образ жизни и особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанных с наземным образом жизни.
Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания.
Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных.
Устанавливать зависимость строения скелета и образа жизни рептилий.
Характеризовать процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше.
Развивающая:
Развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
Воспитательная:
Воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости.
Воспитание бережного отношения к живой природе.
Планируемые результаты:
Предметные: Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания.
Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных.
Устанавливать зависимость строения скелета и образа жизни рептилии.
Метапредметные :
регулятивные: формировать умение планировать и регулировать свою деятельность, пути достижения цели, владеть основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: формировать готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
познавательные: формировать умение устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения, межличностных отношений, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; развивать устойчивые познавательные интересы, осознанное уважительное и доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность.
Методы и методические приемы: технология сотрудничества, работа с электронными образовательными ресурсами, метод проектов (работа в группах), диагностирование (работа в паре).
Этап урока | Деятельность | Планируемые результаты |
учителя | учащихся | личностные | метапредметные | предметные |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. История из жизни о встрече с премыкающимися. Задает проблемный вопрос: Какие приспособления развились у прыткой ящерицы и ужа, обитая на суше? Слушает версии учащихся. | Приветствие учителя, организованное начало урока. Слушают учителя, смотрят на наглядные пособия, выдвигают предположения. | самоопределение; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения. | Регулятивные: целеполагание; мотивация к учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Анализировать биологический текст. |
Актуализация опорных знаний. | Предлагает вопросы для беседы: Где обитают пресмыкающиеся? Почему их так назвали? Каких вы знаете пресмыкающихся? Почему люди боятся их? Сказки, легенды и мифы о рептилиях. | Отвечают на предложенные вопросы. Приводят свои примеры. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера аргументировать свою позицию. Познавательные: Определение понятий. Умение структурировать знания. Умение устанавливать причинно-следственные знания. | Использовать знания о рептилиях из личного опыта. Межпредметные связи с литературой и историей. |
Формулирование темы урока и постановка целей. | О чем мы сегодня будем вести речь? Что для этого нужно сделать? Корректирует учащихся и направляет ход деятельности. Формулирует тему и цели с помощью учащихся. | Дают свою формулировку темы и ставят цели урока. | Жизненное, личностное | Регулятивные: целеполагание, планирование; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; Познавательные: Самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; | |
Изучение нового материала. | 1.Общая характеристика класса. Краткий обзор пресмыкающихся.
2. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. Организует работу в группах по 4-6 человек. Для каждой группы нетбук с модулями ОМС. Работа с информационным модулем. Группа 1. Внешнее строение прыткой ящерицы. (ОМС 080 ИМ-1-3) 3. Особенности скелета пресмыкающихся. Группа 2. Скелет рептилии. (ОМС 080 ИМ-4-5) Группа 3. Признаки рептилий как обитателей суши. (Учебник §40) Принимает отчёт каждой группы. | 1. Слушают учителя без записей в тетради. 2. Работают в группе. (приложение 1). Выполняют предложенные задания. Ответы на предложенные задания. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | Регулятивные: познавательная инициатива. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество, учет разных мнений. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Познавательные: Определение понятий. Умение структурировать знания. Выдвижение гипотез и их обоснование. Умение устанавливать причинно-следственные знания. | Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания. Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных. Устанавливать зависимость строения скелета и образа жизни рептилий. Характеризовать процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. |
Первичное закрепление знаний. | Обобщает ответы учащихся. Организует работу с практическим модулем. (ОМС ПМ 080 -1-3) Корректирует работу учащихся. | Выполняют задания модуля. Консультируются с учителем. | | Познавательные: Общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Полученные знания об особенностях внешнего строения рептилий. |
Контроль полученных знаний. | Организует работу с контрольным модулем. Работа в парах. Взаимооценка. Корректирует работу учащихся. | Оценивают свою работу. Отмечают трудности при выполнении заданий. | | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция. Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; | Полученные знания об внешнем строении и скелете рептилий. |
Рефлексия. | Предлагает закончить предложения (Приложение 2). | Дают краткие комментарии. | Самоопределение; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Регулятивные: контроль и оценка способов своей деятельности; Познавательные: рефлексия способов и условий действий. | Осознание нового материала и применение на практике. |
Домашнее задание. | Дает рекомендации по выполнению заданий. Изучите §40 и выполните любое задание: а) ответить на вопросы после параграфа; б) составить сравнительную характеристику рептилий и земноводных. в) подобрать интересные факты о рептилиях. | Записывают домашнее задание. | Личное право выбора. | | |
Приложение 1.
Группа 1. Внешнее строение прыткой ящерицы.
Пользуясь ИМ и учебником §40.
Заполните таблицу.
Внешнее строение рептилии
Признак | Особенности строения |
Покровы тела | |
Отделы тела | |
Органы расположенные на | голове | |
туловище | |
Выводы: _____________________________________________________ .
Группа 2. Скелет рептилии.
Пользуясь ИМ и учебником §40.
Заполните таблицу.
Скелет пресмыкающихся
Отдел | Название костей | Значение отдела |
Череп | | |
Позвоночник | | |
Грудная клетка | | |
Плечевой пояс | | |
Скелет передних конечностей | | |
Пояс задних конечностей | | |
Скелет задних конечностей | | |
Группа 3. Признаки рептилий как обитателей суши.
Пользуясь §40 учебника и интернет-ресурсами.
Нарисовать ментальную карту (на ватмане).
Приложение 2.
А вы знаете, что сегодня на уроке я _____ .
Больше всего мне понравилось _________ .
Самым интересным сегодня на уроке было _______.
Самым сложным для меня сегодня было _______.
Сегодня на уроке я почувствовал___________.
Сегодня я понял____________.
Сегодня я научился_________.
Сегодня я задумался_________.
Сегодняшний урок показал мне __________.
На будущее мне надо иметь в виду ___________.