сформировать знания о вирусах как неклеточной формы жизни,
сформировать знания об их строении, составе и особенностях жизнедеятельности;
истории открытия вирусов;
значение вирусов для человека;
познакомить с наиболее распространными вирусами- возбудителями опасных заболеваний человека и мерами их профилактики;
продолжать развивать память, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы через разнообразные формы работы на уроке: работе с новыми понятиями, построение умозаключений;
формировать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Форма проведения и методы работы на уроке:
урок с использованием ИТ.; технологии критического мышления; проблемного обучения на основе деятельностного подхода, групповой и индивидуальной работы учащихся.
Урок с использованием технологи критического мышления включает три стадии:
вызов – осмысление- рефлексия.
1-й этап « Актуализация знаний - стадия вызова»
Вступительное слово учителя.
Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали и угрожают серьезные враги? Эти враги часто сеяли смерть и разили на повал без промаха. Их жертвами стало огромное количество людей на планете погибших от оспы, гриппа, пневмонии, энцефалита, кори, а сейчас от СПИДа.
Эти враги невидимы и появляются неожиданно.
Вопрос учащимся класса: - о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке?
Тема нашего урока: Вирусы. Кто они - вещество или существо? (слайд 1,2.3)
Презентация
Как вы считаете, эта тема имеет отношение к каждому из вас, она актуальна?
Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»? (рассуждения учащихся)
Слово вирус – переводится с латинского языка яд. Вирус входит в царство VIRA.Наука о вирусах - вирусология. Открыт вирус в 1892году русским ученым Д.И.Ивановским. С конца XIX века ведет свой отсчет наука вирусология. Вирусы представляют собой простейшую форму жизни на Земле, занимая пограничное положение между неживой и живой материей
Еще со времен создателей клеточной теории - Шлейдена и Шванна, с 1838 года все знают, что клеточное строение – основной признак живого. Науке также известно, что вирусы не имеют клеточного строения и могут даже кристаллизоваться. Ребята, какую на ваш взгляд проблему исходя, из темы нашего урока можно сформулировать?
Совместно с учащимися в ходе обсуждения формулируется первый проблемный вопрос.
Зная, что вирус не имеет клеточного строения,
как можно доказать - вирус живое существо или вещество? (слайд 4)
( Являются ли вирусы живыми)?
Эту проблему мы с вами решим в конце нашего урока.
Вопрос учащимся класса: - назовите известные вам вирусы?
- какое значение они имеют для человека?
( учащиеся называют известные им вирусы и их значение,на этом этапе учитель выясняет, какие в этой области учащиеся имеют знании).
До сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, некоторые эпидемии (например, гриппа, СПИДа) по-прежнему выводят из строя много людей, нет препаратов против СПИДа. Как вы считаете - почему?
Совместно с учащимися формулируется второй проблемный вопрос урока
Почему трудно вести борьбу с вирусами- возбудителями различных заболевание и полностью их обезопасить? (слайд 5)
Ребята, какие вопросы мы с вами должны изучить на нашем уроке, для того чтобы слово
« вирус» нас с вами не пугало? (Учащиеся совместно с учителем, если это необходимо отмечают основные вопросы изучения темы и определяют цели урока)
Цель урока: (слайд 6)
- изучение строения вируса
- изучение значение вирусов,
- определить, что это-вещество или живое существо,
- рассмотреть меры профилактики наиболее распространенных
вирусных заболеваний.
Ребята, у каждого из вас на столах имеются информационные листы, в которых вы будете в течение всего урока работать. Запишите в отведенном месте на ваших информационных листах тему нашего урока. Цель, которую мы с вами определили и проблемы, которую мы совместно сформулировали и попробуем решить в течение нашего урока. Желаю вам плодотворной и увлекательной работы на уроке.
Немного истории (слайд 7)
1892 году русский биолог Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920), работавший в Санкт-Петербурге, доложил на заседании Российской Академии наук о том, что он обнаружил удивительную закономерность.Сок полученный из растений табака, больных мозаичной болезнью, и пропущенный через задерживающий бактерии фарфоровый фильтр, сохранял способность заражать здоровые растения. Исходя из этого факта, ученый предположил, что данный фильтрат содержит либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества – токсины.
Спустя шесть лет нидерландский микробиолог Мартин Виллем Бейеринк получил сходные результаты и ввел понятие « фильтрующий вирус». Первое слово из этого названия со временем отпало, а второе обрело свое современное значение.Сам Бейеринк предполагал, что фильтрующийся вирус - это жидкое «заразное» начало».Д.И.Иванченко придерживался мнения, что оно твердое. Только в 1939 году, вскоре после изобретения электронного микроскопа, исследователи смогли, наконец рассмотреть невидимый вирус. Интересно, первым был сфотографирован именно вирус табачной мозаики.
Вирусы это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют ни каких свойств. Им характерна маленькая молекулярная масса, отсутствие рибосом простота организации и примитивное строение, они не имеют собственного обмена веществ, вне клетки хозяина не проявляют признаков живого организма и могут кристаллизоваться. (слайд 8)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«. Вирусы. Кто они - вещества или существа? »
Средняя
общеобразовательная школа № 32
Урок в 7 классе
с использованием технологии
проблемного обучения и мультимедийной презентации
на тему
Кто они - вещества или существа?
Учитель биологии СОШ №32: Белякова Л.В.
Уральск, 2014-2015 учебный год
Тема урока. Вирусы.
Кто они - вещества или существа?
Естествознание так ясно показывает,
что самое таинственное,
самое волшебное протекает необыкновенно просто,
открыто и без всякой магии.
В.Гете
Задачи урока:
сформировать знания о вирусах как неклеточной формы жизни,
сформировать знания об их строении, составе и особенностях жизнедеятельности;
истории открытия вирусов;
значение вирусов для человека;
познакомить с наиболее распространными вирусами- возбудителями опасных заболеваний человека и мерами их профилактики;
продолжать развивать память, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы через разнообразные формы работы на уроке: работе с новыми понятиями, построение умозаключений;
формировать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Форма проведения и методы работы на уроке:
урок с использованием ИТ.; технологии критического мышления; проблемного обучения на основе деятельностного подхода, групповой и индивидуальной работы учащихся.
Урок с использованием технологи критического мышления включает три стадии:
вызов – осмысление- рефлексия.
1-й этап « Актуализация знаний - стадия вызова»
Вступительное слово учителя.
Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали и угрожают серьезные враги? Эти враги часто сеяли смерть и разили на повал без промаха. Их жертвами стало огромное количество людей на планете погибших от оспы, гриппа, пневмонии, энцефалита, кори, а сейчас от СПИДа.
Эти враги невидимы и появляются неожиданно.
Вопрос учащимся класса: - о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке?
Тема нашего урока: Вирусы. Кто они - вещество или существо? (слайд 1,2.3)
Презентация
Как вы считаете, эта тема имеет отношение к каждому из вас, она актуальна?
Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»? (рассуждения учащихся)
Слово вирус – переводится с латинского языка яд. Вирус входит вцарство VIRA.Наука о вирусах - вирусология. Открыт вирус в 1892году русским ученым Д.И.Ивановским. С конца XIX века ведет свой отсчет наука вирусология. Вирусы представляют собой простейшую форму жизни на Земле, занимая пограничное положение между неживой и живой материей
Еще со времен создателей клеточной теории - Шлейдена и Шванна, с 1838 года все знают, что клеточное строение – основной признак живого. Науке также известно, что вирусы не имеют клеточного строения и могут даже кристаллизоваться. Ребята, какую на ваш взгляд проблему исходя, из темы нашего урока можно сформулировать?
Совместно с учащимися в ходе обсуждения формулируется первый проблемный вопрос.
Зная, что вирус не имеет клеточного строения,
как можно доказать - вирус живое существо или вещество? (слайд 4)
( Являются ли вирусы живыми)?
Эту проблему мы с вами решим в конце нашего урока.
Вопрос учащимся класса: - назовите известные вам вирусы?
- какое значение они имеют для человека?
( учащиеся называют известные им вирусы и их значение,на этом этапе учитель выясняет, какие в этой области учащиеся имеют знании).
До сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, некоторые эпидемии (например, гриппа, СПИДа) по-прежнему выводят из строя много людей, нет препаратов против СПИДа. Как вы считаете - почему?
Совместно с учащимися формулируется второй проблемный вопрос урока
Почему трудно вести борьбу с вирусами- возбудителями различных заболевание и полностью их обезопасить? (слайд 5)
Ребята, какие вопросы мы с вами должны изучить на нашем уроке, для того чтобы слово
« вирус» нас с вами не пугало? (Учащиеся совместно с учителем, если это необходимо отмечают основные вопросы изучения темы и определяют цели урока)
Цель урока: (слайд 6)
- изучение строения вируса
- изучение значение вирусов,
- определить, что это-вещество или живое существо,
- рассмотреть меры профилактики наиболее распространенных
вирусных заболеваний.
Ребята, у каждого из вас на столах имеются информационные листы, в которых вы будете в течение всего урока работать. Запишите в отведенном месте на ваших информационных листах тему нашего урока. Цель, которую мы с вами определили и проблемы, которую мы совместно сформулировали и попробуем решить в течение нашего урока. Желаю вам плодотворной и увлекательной работы на уроке.
Немного истории (слайд 7)
1892 году русский биолог Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920), работавший в Санкт-Петербурге, доложил на заседании Российской Академии наук о том, что он обнаружил удивительную закономерность .Сок полученный из растений табака, больных мозаичной болезнью, и пропущенный через задерживающий бактерии фарфоровый фильтр, сохранял способность заражать здоровые растения . Исходя из этого факта, ученый предположил , что данный фильтрат содержит либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества – токсины.
Спустя шесть лет нидерландский микробиолог Мартин Виллем Бейеринк получил сходные результаты и ввел понятие « фильтрующий вирус». Первое слово из этого названия со временем отпало, а второе обрело свое современное значение .Сам Бейеринк предполагал, что фильтрующийся вирус - это жидкое «заразное» начало».Д.И.Иванченко придерживался мнения , что оно твердое . Только в 1939 году, вскоре после изобретения электронного микроскопа, исследователи смогли, наконец рассмотреть невидимый вирус. Интересно, первым был сфотографирован именно вирус табачной мозаики.
Вирусы это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют ни каких свойств. Им характерна маленькая молекулярная масса, отсутствие рибосом простота организации и примитивное строение, они не имеют собственного обмена веществ, вне клетки хозяина не проявляют признаков живого организма и могут кристаллизоваться. (слайд 8)
2-й этап « Изучение нового материала- стадия осмысления»
На этом этапе используются технология проблемного обучения, КСО и элементы технологии критического мышления с применением ИКТ. Использую прием создания проблемной ситуации, которая формулируется до объяснения нового материала.
Слово учителя.
Представьте, что вы находитесь на табачной плантации, где растения поражены неизвестной болезнью. Какими способами можно выявить возбудителя этого заболевания? Предложите пути решения проблемы.
Справочная информация (слайд 9)
1887г. Крым, плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались сложным абстрактным рисунком, растекавшимся по всему листу, словно окраска, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому.
Сельское хозяйство несло убытки.
На место пришествия был направлен молодой ученый. Надо отметить, что расцвет микробиологии пришелся на
конец XIX столетия. Микроскопы есть, методы приготовления
и окраски препаратов известны.
Однако задача оказалась весьма непростой.
Чтобы выявить возбудителя заболевания его необходимо сначала обнаружить. Ребята, представьте себе, что вы находитесь в научно-исследовательской лаборатории. Вам необходимо провести виртуальное исследование, сравнить различные вирусные частицы и изучить внешнее строение вируса возбудителя заболевания табачной мозаики. Вирус табачной мозаики – один из самых изученных вирусов на планете.
Самостоятельная работа учащихся (парная и групповая), обсуждение результатов.
I Этап « Исследовательская лаборатория». (слайд 9)
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение вирусных частиц.
В ваших лабораториях есть образцы некоторых вирусов (приложение №3).
Задание 1. Рассмотрите строение вирусов и ответьте на вопрос: (групповая работа)
Вопрос:Чем вирусы отличаются друг от друга?
Комментарии учителя.
Действительно, увидеть вирусы можно только под электронным микроскопом - они очень малы. Размеры вирусных частиц в среднем в 50 раз меньше бактерий. Их размеры варьируют то 20 300 нм. Вирусы проходят через фильтры, не пропускающие бактериальные клетки. Известно около полутора тысяч видов вирусов. Вирусы это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют ни каких свойств. Им характерна маленькая молекулярная масса, отсутствие рибосом простота организации и примитивное строение, они не имеют собственного обмена веществ, вне клетки хозяина не проявляют признаков живого организма и могут кристаллизоваться.
Задание 2. Прочитайте перечень признаков вируса, оттметте признаки живой материи и неживой материи. Соотнесите эти признаки в соответствующие колонки задания №2 в информационном листе (групповая работа).
Задание 3. Изучите текст, рисунки вашего учебника, и предложенные материалы информационного листа. Какое строение имеет вирус? Подпишите названия составных частей на рисунке. Ответьте на вопросы (индивидуальная работа)
Какое строение имеет вирус на примере вируса табачной мозаики?
Как называется белковая оболочка вируса? (слайд10)
Комментарии учителя.
Вирусы способны поражать, и поселятся не только в клетки животных, растений и грибов.
В 1915 году Ф.Тоурт открыл вирусы бактерий – бактериофаги. Бактериофаги-«пожиратели бактерий». Бактериофаги или фаги способны проникать в клетку бактерии и разрушать ее. Используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия).
Задание 4. Рассмотрите строение бактериофага и подпишите его части. (слайд11)
Ответьте на вопрос: Что общего и чем отличается вирус и бактериофаг?
(работа в парах)
Слово учителя (лекция) (слайд 13)
Ребята. Мы с вами изучили строение вируса, но решить нашу проблему мы с вами еще не сможем. Все живые организмы способны к размножению. Вирусная частица - неклеточная форма жизни. Она очень просто устроена, и тем неменее она тоже размножается.
Но размножатся, вирус способен, только в клетках других живых организмов.
Рассмотрим цикл развития вируса. Размножение вирусов - процесс многоступенчатый.
Процесс адсорбции.
Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки.
Процесс инъекции.
Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку или сам проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты.
Процесс редупликации.
Самовоспроизведение (самосборка) молекул нуклеиновой кислоты из нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.
Процесс синтеза.
Синтез вирусных белков и ферментов.
Процесс самосборки вируса.
Сборка вирусных частиц осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков, самосборка капсида.
Процесс лизиса.
Выход вирусных частиц из пораженной клетки; притом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у клеток животных, растений и грибов выпячивается оболочка клетки, и вирус выталкивается в окружающую среду.
Новых частиц образуется огромное количество. Эти вирусы заражают новые клетки, и в каждой из них снова повторяется такой многоступенчатый процесс.
Физкультминутка.
Прежде чем мы с вами приступим к следующему этапу, проведем с вами физкультминутку. Я буду называть предложения, а вы если со мной согласны - киваем головой, если нет - пожимаем плечами.
Вирусы - многоклеточные организмы.
Вирусы паразиты других клеток.
Вирусы полезны для человека.
Вирус СПИДа не излечивается.
Открыл вирусы Д.И.Ивановский
Вирус обозначает - яд.
II Этап « Медицинская диагностика» (слайд14,15)
Цель: рассмотреть вирусные заболевания человека, животных и растений и меры профилактики.
С древних времен люди вызванными вирусами. Большинство вирусов - причина опасных болезней человека. Старинные индейские и китайские рукописи рассказывают об эпидемиях черной (натуральной) оспы, а в древнем Египте был известен полиомиелит. Многие из вас встречались с таким вирусным заболеванием как грипп. С 1886 года человечество не расстается с этим заболеванием. Волнами он накатывает на Европу и его опасность каждый раз усиливается. Страшная эпидемия гриппа 1918года получила название испанка. Потери превысили потери всех воевавших в. Первой мировой войне. И только в 1933 году был выявлен возбудитель гриппа. В последние годы обнаружены новые опасные вирусы – вирус СПИДа и птичьего гриппа. Вирусные инфекции вездесущи, они поражают все виды живых существ. Животные, растения, микроорганизмы и грибы – никто не может избежать их губительного « внимания». (слайд 16,17,18)
Задание5.Познакомтесь с перечисленными вирусными заболеваниями и распределите их в соответствующие колонки. Подумайте самостоятельно, если у вас возникнут затруднения ,посоветуйтесь с соседом или озакомтесь с текстом учебника
(работа в парах).
Ящур, корь, скручивание листьев томата, чума птиц и свиней, бешенство, энцефалит, оспа, полиемилит, герпес, паротит (свинка), гепатит, краснуха,
Вам заранее было задано домашнее задание, познакомится с актуальной проблемой современности – возможными последствиями глобальной экологической катастрофы связанной с эпидемией птичьего гриппа (обсуждения этого задания).
Задание6. Сочините синквейн на тему урока. (Индивидуальная работа)
3-й этап « Стадия рефлексии»
Учащиеся самостоятельно делают вывода. Отвечают на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока. Выполняют тест для самопроверки полученных в ходе урока знаний (приложение №4). Оценивают свои знания и урок в целом.
Слово учителя
Ребята, мы с вами рассмотрели строение вируса, его жизненный цикл, и значение вирусов. Можем ли мы решить наши проблемные вопросы, которые мы с вами сформулировали в начале нашего урока?
Совместно с учащимися происходит обсуждение проблемных вопросов, и формулируются выводы.
вирусы неклеточные формы примитивные жизни;
занимают пограничное положение между живой и неживой материей;
внутриклеточные паразиты, вне клетки существовать не могут;
живут и размножаются за счет клетки-хозяина;
способны производить себе подобных;
обладают наследственностью и изменчивостью;
вызывают опасные заболевания.
В заключение урока учащимся предлагается дифференцированное домашнее задание.
1) Прочитать параграф учебника, ответить на вопросы к нему и составить и оформить синквейн на изучаемую тему.
2) Подготовить сообщение, о вирусах используя ресурсы Интернет.
3) Составить перечень сайтов Интернета, где можно найти информацию о вирусах;
4) Приготовить презентацию, используя программные средства
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение вирусных частиц.
Задание 1. Рассмотрите строение вирусов и прочтите текст (приложение3)
ответьте на вопрос: 1) Чем вирусы отличаются друг от друга?
2) Какие бывают вирусы?
__Задание 2. Прочитайте перечень признаков вируса, оттметте признаки живой материи и неживой материи. Маленькая молекулярная масса, не имеют клеточного строения, способны размножаться, содержат РНК или ДНК, есть белковая оболочка, отсутствуют рибосомы, не растут, могут кристаллизоваться.
Соотнесите эти признаки в соответствующие колонки задания 2 в информационном листе.
Признаки живой материи
Признаки неживой материи
Задание 3. Изучите текст, рисунки вашего учебника, и предложенные материалы информационного листа. Какое строение имеет вирус? Подпишите названия составных частей на рисунке. Ответьте на вопросы:
Цель: рассмотреть вирусные заболевания человека, животных и растений и меры профилактики.
Задание5.Познакомтесь с перечисленными вирусными заболеваниями и распределите их в соответствующие колонки. Подумайте самостоятельно, если у вас возникнут затруднения ,посоветуйтесь с соседом или озакомтесь с текстом учебника.
ящур, корь, скручивание листьев томата, чума птиц и свиней, бешенство, энцефалит, оспа, полиомиелит, герпес, паротит(свинка), гепатит, краснуха,
Вирус гепатита В Вирус гепатита С Вирустабачной мозаики Вирус герпеса
Вирус краснухи Вирус бешенства Вирус кори
Двойной портрет «агрессора».
Все вирусы имеют два «лица» т. е. существуют в двух формах. В форме покоящейся, или внеклеточной,- это вирионы – частицы, в состав которых обязательно входят нуклеиновая кислота и защищающая ее белковая оболочка. Так устроены только простые вирусы. У сложных вирусов вирион помимо этого минимального набора может содержать другие белки. Вся информация об устройстве вириона записана в нуклеиновой кислоте , причем каждому виду вируса присущ строго определенный тип. Но если у высших форм жизни геном всегда представлен двухцепочечной ДНК, то у вирусов дело обстоит иначе. Кроме «обычных» двухцепочечной ДНК и одноцепочечной РНК они могут содержать одноцепочечную ДНК и двухцепочечную РНК. ДНК может быть линейной или кольцевой. РНК чаще всего линейная, зато у некоторых вирусов она лежит в частице не одной длинной молекулой, а в виде набора кусочков- фрагментов. Каждый кусочек несет свою часть генетической программы вируса.
Количество наследственной информации у разных вирусов сильно отличается: от трех генов у наиболее простых, до двухсот у самых сложных. Вирусные частицы различаются не только составом но и формой. Они бывают ните - и палочковидные, сферические, в виде многогранников, есть даже похожие на пулю.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(289) "Урок- обобщение в классе комплекте «7»-«8» класс, по теме « Строение, функции и развитии органов и систем органов пищеварения человека и позвоночных животных»"
["seo_title"] => string(155) "urokobobshchieniievklassiekompliektie78klasspotiemiestroieniiefunktsiiirazvitiiorghanovisistiemorghanovpishchievarieniiachieloviekaipozvonochnykhzhivotnykh"
["file_id"] => string(6) "275748"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1452615091"
}
}