- формирования представления о виде как основной единице систематики;
- формирования умения найти информацию о редких и исчезающих видах;
- формирования потребности использовать знания о виде для решения практических задач.
Предметные:учащиеся знают основные критерии вида, умеют сравнивать виды организмов.
Метапредметные:
- регулятивные: целеполагание, работа в соответствии с планом деятельности;
- познавательнее: умение сравнивать, умение анализа и синтеза при составлении определений, формулировке вывода, умение классифицировать;
- коммуникативные: умение взаимодействовать в паре, представлять информацию в краткой речевой форме.
Личностные: учащиеся понимают важность ответственного отношения к живой природе.
Оборудование и учебные пособия : - Учебник под ред. Пасечника В.В. Биология 7 класс. – М.: Просвещение («Линия жизни»);
- презентация, иллюстрирующая многообразие видов, правила классификации;
- гербарные образцы растений клевера.
Ход урока.
Этап урока
Учитель
Деятельность учащихся
Результат этапа
Актуализация знаний
5 мин
Организует актуализацию понятия классификация и систематика, основоположник систематики.
Дополняет предложения
Систематика – это наука о многообразии и классификации организмов.
Объединяет организмы в группы по степени родства, определяет место каждого вида в системе органического мира – систематика.
Систематические группы называют – таксонами.
К.Линней – ученый, который создал бинарную номенклатуру на латинском языке.
Расположите в порядке убывания таксономические единицы в систематике животных 1 вар, растений – второй вар. Начиная с самого крупного таксона. Используют дополнительный материал ЭП для представления имени К. Линней
Осознанная цель урока
Постановка задач
3мин
Подводит к определению задачи урока.
Предлагает рассмотреть иллюстрации ЭП: «Виды клевера», «Виды синиц».
- что вы можете сказать об организмах на фотографиях;
- какова в связи с этим задача нашего урока
Предлагает сформулировать цель урока: как отличать виды друг от друга.
Участвуют в постановке задачи, обсуждая иллюстрации из ЭП. Самостоятельно или с помощью учителя определяют цель урока.
Осознанная цель урока
Регулятивная компетентность
Изучение нового
Планирование деятельности
2 мин
Осуществление деятельности
10 мин
Подводит к планированию собственных действий, предлагая задание:
Обратите внимание на фото где представлен клевер. Предложите, что мы можем проделать с имеющимся у нас материалом, чтобы достичь цели урока.
На доске появляется алгоритм деятельности.
Организует работу в парах с учебником, ЭП и гербарными образцами.
Формулируют направление деятельности:
Найти в учебнике ответ, что такое вид; записать в тетрадь
Прочитать, как отличить виды друг от друга
Попробовать сравнить организмы (гербарные и на фото), определив разные это виды или нет.
План деятельности - регулятивные УУД
2) Описание в тетради – выполненная л/р.
Регулятивные УУД – работать в соответствии с планом.
Познавательные УУД – умение делать вывод
Первичное закрепление изученного
-представление результатов деятельности
5 мин
Организует публичное представление результатов работы, речевую деятельность.
Просит задавать вопросы, если ответы недостаточны.
Представляет результат работы в виде связного ответа
Развитие коммуникативных умений.
Обобщение
5 мин
Организует деятельность по моделированию определения понятия «вид»
Вид – это _______ ______, сходных по ,
которые
Рекомендует обратиться к учебнику, если возникают затруднения.
Формулируют определение по частям, оформляют его в виде схемы.
Умение формулировать определение, делать обобщение
Контроль
8 мин
Организует контроль с учётом индивидуальных особенностей учащихся:
- работа с тестовым тренажёром (ЭП)
- заполнение текста с пробелами: см. приложение,
- объяснение по рисунку, почему синицы на фото (ЭП) относятся к разным видам но одному роду
Выполняют контрольное задание
Проводят взаимопроверку.
Формирование рефлексивно-оценочных умений.
Подготовка к выполнению Д/з
3 мин
Организует работу по характеристике редких видов:
- составьте 5 вопросов, ответы на которые помогли бы рассказать об этих редких видах организмов.
Обсуждают варианты составления описания редких видов по иллюстрации учебника стр. 11.
Формирование умения работать с различной информацией
Д\з
П.2 пересказ. Выучить основные понятия .Оформить 1-2 где представлены редкие виды животных и растенийю слайд для составления общей презентации делаю я.
Записывают задание.
Приложение 1.
Текст для самоконтроля
Живые организмы относятся к разным царствам: растения, ______________, ___________, _________ . Царства делятся на более мелкие систематические группы ________, ________________, ________________, _____________, ______________. Элементарной единицей систематики является _____________. Вид – это _______________ _______________, которые сходны по ________________ и образу жизни, свободно ____________________ между собой, образуя _____________ ______________, населяют ____________ _____________ . Виды бывают многочисленными и __________________. Численность некоторых видов сократилась в результате _____________ _____________. Восстановить её можно, создавая _____________ и другие охраняемые территории.