Тема: Общая характеристика покрытосеменных растений. Классификация.
Цель:
Образовательная – сформировать у школьников понятия о покрытосеменных растениях и изучить современную их классификацию.
Развивающая – продолжить формировать умение выявлять функциональное значение, особенности отдела Покрытосеменные растения формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать; прививать навыки коммуникативного общения. совершенствовать навыки работы с гербарием и инструктивными карточками.
Воспитательная – воспитывать гуманное отношение к природе, формировать экологически грамотное поведение школьников.
Оборудование и материалы: фотографии, схемы и плакаты, позволяющие иллюстрировать разные покрытосеменные растения и показать их классификацию; мультимедийный проектор, компьютер, учебники, рабочие тетради, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, таблицы, инструктивные каточки (корневая система, стебель, жилкование листьев, строение семени), семена растений.
Базовые понятия и термины: систематика, покрытосеменные растения, класс Двудольные и Однодольные растения, классификация и таксон.
Концепция урока: Опираясь на уже имеющиеся у школьников знания о покрытосеменных растениях, дать общую характеристику и классификацию отдела Покрытосеменные или Цветковые растения.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – презентация.
Технологическая карта
І.
Организационный этап.
2 мин.
II.
Проверка домашнего задания.
7 мин.
ІІI.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
5 мин.
ІV.
Изучение нового материала.
20 мин.
V.
Закрепление изученного материала.
7 мин.
VI.
Домашнее задание.
2 мин.
VII.
Подведение итогов.
2 мин.
Ход урока
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
ІІI. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. Беседа.
1.Почему цветковые растения занимают господствующее положение среди других групп высших растений?
2. Как вы думаете, по каким признакам можно разделить цветковые растения на группы?
ІV. Изучение нового материала.
Итак, Мы сегодня начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.
Слайд 2.
Откройте тетради, запишите тему урока.
На уроке мы:
• познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
• выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;
• познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.
Слайд 3.
Основные понятия сегодняшнего урока:
• отдел Покрытосеменные,
• класс Однодольные,
• класс Двудольные.
Место покрытосеменных в системе живой природы.
Живая природа
↑
Империя
Клеточные формы жизни
↑
Надцарство
Эукариоты
↑
Царство
Растения
↑
Подцарство
Высшие растения
↑
Отдел
Покрытосеменные (Цветковые)
Слайд 4.
Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.
Где же они распространены.
• В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 250 тыс. видов)
• Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
• Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные.
Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.
Слайд 5.
• образуют семена.
• семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
• опыление происходит с помощью ветра.
• только древесные формы.
Работа с учебником с.197
Какие особенности имеют покрытосеменные растения? Их Признаки?
Ответы детей.
Проверьте себя. Всё ли мы назвали?
Слайд 6.
Признаки Покрытосеменных растений.
• Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
• Семяпочка защищена завязью
• Образуют плод
• Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций
• Быстрый обмен веществ
• Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
• Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка
• Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
• Образуют ярусы леса
• Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.
Запишите их в тетрадь.
Работа в группах.
Объединение в группы:
1 группа – Определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.
2 группа – Определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Проверка:
Слайд 7.
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных
Слайд 8.
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Оценивание.
Слайд 9.
Классификация Покрытосеменных растений.
Так как покрытосеменные растения наиболее многочисленный и разнообразный отдел растительного мира, который насчитывает до 250 тысяч видов. Они встречаются во всех климатических зонах, в разных экологических условиях. Это деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения. Они различаются своими размерами, внешним видом, внутренним строением, длительностью жизни (однолетние, двулетние и многолетние).
Чтобы правильно ориентироваться в этом многообразии растений, применяется их классификация, изучением и разработкой которой занимается раздел ботаники – систематика растений. На основе особенностей строения, общности способов размножения и развития, растения объединяют систематические группы – вид, род, семейство, порядок, класс, отдел.
Основы классификации растений были заложены К. Линнеем в работе «Виды растений» (1753 год).
Классификация – это область систематики, которая изучает процесс установления и характеристики систематических групп растений (таксонов), служит средством связи между ними.
Таксон – это единица классификации.
Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные (Лилиопсиды) и Двудольные (Магнолиопсиды) растения. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства – Злаковые (злаки дают человечеству основные пищевые и кормовые культуры) и Лилейные, а класс Двудольные – семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные. К двудольным растениям относятся почти все деревья и кустарники – липа, дуб, шиповник и др.; и многие травы – одуванчик, клевер, цикорий, сурепка и др. Двудольными являются большинство культурных растений – плодово-ягодные (яблоня, груша, смородина, крыжовник), овощные, масличные, волокнистые (картофель, свекла, помидоры, фасоль, подсолнечник, лен и др.)
Все перечисленные мною семейства мы будем изучать на следующих уроках. А сейчас, нам нужно рассмотреть, по каким признакам можно отличить класс.
Как вы думаете, по какому признаку возникло название классов Однодольные и Двудольные? (по количеству семядолей в зародыше семени).
Слайд 10.
Итак, основные признаки класса.
• Количество семядолей.
• Корневая система.
• Внутреннее строение стебля.
• Расположение листьев на стебле.
• Жилкование листа.
? Количество частей цветка.
Работа в группах с гербарием:
Задания: 1 группа – Определить характерные признаки класса Однодольные.
2 группа – определить характерные признаки класса Двудольные.
Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс, к которому относятся предложенные вам растения, а также основные признаки класса и занести их в таблицу.
Задание и определительные таблицы также лежат у вас на столах.
Слайд 11.
Знакомство с характерными признаками класса Двудольные и Однодольные растения.
Рассмотреть на образцах растений:
• Корневую систему;
• внутреннее строение стебля;
• расположение листьев на стебле;
• жилкование листьев;
• строение семени.
Какие органы нужно рассмотреть, для того чтобы отнести растение к какому-либо классу?
Полученные данные занесите в таблицу, которые лежат у вас на столах. Найдите их. (см. Приложение №1)
Слайд 12.
Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений
Корневая система, внутреннее строение стебля, жилкование листьев, строение семени, виды растений.
Слайд 13.
Вы можете использовать определительные таблицы, которые лежат у вас на столах, а также на слайде, на экране. (см. Приложение №2)
Слайд 14.
Проверьте и запомните.
Оценивание.
Слайд 15. В растительном мире не все растения чётко отвечают определённым правилам. Есть исключения. Узнайте почему? Работа с учебником с. 198.
Ответы детей.
Слайд 16
Растения, нуждающиеся в охране.
Уже не один год во всём мире, в том числе и в Украине, проводится акция под названием «Операция Первоцвет». Её цель – защитить весенние цветы от истребления человеком.
Призываю вас, также присоединится к этой акции.
V. Закрепление изученного материала.
А теперь давайте проверим свои знания. (см. Приложение № 3)
Слайд 17
Взаимопроверка.
Слайд 18
Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12
Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11
VI. Домашнее задание.
Слайд 19
Прочитай §47, ответь на вопросы на с.199
Составьте кроссворд «Особенности цветковых растений»
VIІ. Подведение итогов урока
?Рефлексия
1.Вопросы к учащимся:
- Что понравилось на уроке?
- Какие моменты урока запомнились?
- Раскрыли ли мы тему?
Используется фронтальная технология интерактивного обучения «Микрофон».
2.Учитель предлагает ученикам в верхнем уголке листа тетради нарисовать смайлик, соответствующий их настроению (веселый, равнодушный или огорченный).