kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Систематика растений. Вид – основная единица систематики растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является методической разработкой в помощь учителю биологии при подготовке к уроку в 6 классе по теме: "Систематика растений. Многообразие растений, Вид- основная единица систематики растений"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Систематика растений. Вид – основная единица систематики растений"»

Тема урока :

Понятия о систематике растений. Многообразие растений. Вид – основная единица систематики растений.

Школа: КГУ «Комаровская неполная средняя школа»


урока 30


Дата: 21.12.2016

Ф.И.О. учителя: Игринёва Анна Константиновна


Класс: 6

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


Цель урока:

Выяснить почему Вид является основной единицей систематики растений


Учебные задачи урока:

образовательная: формирование знаний о систематике растений, ее значении, систематических группах растений;

развивающая: развитие умений – интеллектуальных, коммуникативных, информационных, рефлексивных;

воспитательная: ответственное отношение к учебной деятельности, признание ценности знаний для саморазвития, воспитание трудолюбия.


Предыдущее обучение

Основные процессы жизнедеятельности растений


I. Орг.момент


II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация опорных знаний


















IV. Введение нового материала:












































VI.Домашнее задание



VII.Подведение итогов


VIII. Рефлексия:

Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу, интересуется: как ваше настроение, самочувствие? Если хорошее, значит есть залог для успешного сотрудничества. Не забывайте о способах сохранения здоровья – правильная осанка, расстояние от глаз до рабочего стола.

Выполнение теста по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»


Предлагает выполнить задания по выбору в парах, провести взаимооценку: «Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре – устное или письменное, выполните его, оцените друг друга  проверки в этот лист и свои «Рабочие листы», определите уровень вашей подготовки.» (Собирает работы). (Приложение 1)

По результатам вашей работы у меня два вопроса:

На какие группы вы разделили организмы в задании А?

Сформулируйте понятие «система», приведите примеры систем».

Просит определить цель, определить цель,  дополняет цели  учащихся, поясняет их: «Итак, система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Системы окружают нас повсюду – вся биосфера Земли, планеты, любой школьный учебник – система знаний по предмету, деревообрабатывающий станок, швейная  машина, сама школа – система. Части системы объединены  по общим признакам. На Земле 500 тысяч видов растений и разобраться в нем поможет только система, вернее – систематика – специальная наука.  По словам ученого К.Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос.».Попробуйте сформулировать  цель урока в виде  вопроса: выяснить, почему…(дети формулируют цель, учитель дополняет их). Определили цель, работаем на ее достижение.

1. Систематика и ее роль.

На Земле  огромное разнообразие растений до 500 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по-своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям

Чтобы разобраться во многообразии растений , ученые создали специальную науку – систематику. (Приложение 3)

Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука  имеет многовековую историю. Попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции – Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей  выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней.

2. Роль Карла Линнея в развитии систематики.

Не только  великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы.

Я хочу передать слово вашим одноклассникам ,которые сегодня подготовили сообщения «Биография Карла Линнея» и «Научные труды Карла Линнея». А вам предлагаю слушать, выполнять задания, задавать вопросы.

3. Таксоны.

Для установления сходства и родства, для определения связей  между растениями в систематике введены  таксоны – специальные систематические группы растений (или единицы).

Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании  наличия органов – генеративных и вегетативных, в класс0 по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство – на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее  ( не забывайте выполнять заданий  в рабочем листе).

4. Вид – основная единица систематики.

Основной единицей систематики  является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов) – главные слова, признаки данной группы особей:

1) сходных по строению и жизнедеятельности;

2) способных скрещиваться;

3) занимающих свой ареал.

Очень часто  видовое название говорит о местообитании растения или  отражает фамилию ученого, открывшего его.

Линней ввел в науку бинарные (двойные) названия: первое слово – существительное – отражает принадлежность к роду,  второе слово – прилагательное – отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе.

Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам  помогает понять сходство, родство и различия.

Напоминает уже записанное д/з, интересуется, есть ли вопросы у учеников: «Хочу напомнить вам д/з на следующий урок, оно у вас уже записано – обязательное: учить определения, таксоны растений; творческое по выбору – сообщение или мини-сборник «Занимательно о водорослях».


Обобщение , подведение итогов урока, выставление оценок



Учащиеся высказывают свое мнение об уроке через рефлексию.




















Приложение 1

Задание для проверки знаний.

Выберите и выполните задание в парах(А или Б)

Задание А.

Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: кошка, собака, верблюд, ландыш, капуста, пальма, обезьяна, белый гриб, опята, кишечная палочка. Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы ? (3 балла) Запишите ответ:

Оцените с соседом по парте работу друг друга. Проставьте взаимооценку на этом листе и в вашем рабочем листе.

Критерии оценивания:

3 балла - ответ дает точно, полно, правильно

2 балл – допускает несущественные ошибки

1 балл – ответ дает, но допускает 1-2 серьезные ошибки

0 баллов – не дает ответа

Количество баллов:

Ответил:___________________________________________

Проверил: _________________________________________

Задание Б. Выполните задание в паре (устно):

Сформулируйте определения:

Система-

Биосистема-

Приведите примеры систем из курсов биологии, математики, русского языка, технологии. (от 3 баллов)

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждую верную формулировку определения; по 1 баллу за каждый верный пример системы.

Оцените с соседом по парте друг друга, проставьте взаимооценку, соответствующую количеству правильных ответов на этом листе и в вашем рабочем листе.

Количество баллов:

Ответил:___________________________________________

Проверил: _________________________________________









Приложение 2

Рабочий лист учени... 6 класса:…

Тема: Понятие о систематике растений

Дата: …

Этап

урока

Деятельность

ученика

Оценка

деятельно-

сти

1.Домашнее задание

Прослушайте содержание д/з, проверьте его запись в дневнике, задайте вопросы учителю

-

2.Актуализация(провер-

казнаний)

Выполните «Задание для проверки знаний», внесите взаимооценку(баллы) в графу «Оценка деятельности», в ней же запишите уровень подготовки д/з

( 0-1 балл- низкий , 2 балла- средний,3-достаточный, более 3-х баллов- отличный)

Взаимо-

оценка:

… баллов,

Уровень-

3.Целепола-

гание

Попробуйте определить цель урока, дайте ответ учителю. Прослушайте:1) цель урока, сформулированную учителем;2) план работы на урок; руководствуйтесь ими в своей деятельности !

-

4.Изучение нового и закрепление знаний

Работайте по плану, следите за ним, слушайте!

Вводное слово учителя

Ответьте на вопрос:

как, по- вашему мнению, можно объяснить слова ученого Карла Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос…»?

  1. Систематика и ее роль.

  2. Таксоны (систематические группы или единицы растений)

  3. Роль ученого Карла Линнея в развитии систематики.

  4. Вид – основная систематическая группа.

По пунктам плана выступят и ваши одноклассники. Перед тем, как приступить к работе, ознакомьтесь с заданиями, осуществите выбор задания, отметьте выбранное задание, активно слушайте, задавайте вопросы учителю и одноклассникам.







Задание А. (базовый уровень)

Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом 13.1 или вместе с классом, слушая сообщения товарищей.

1Дополните определение:

Систематика – это...


Впишите ответ, самооценку (0-1 балл) внесите в графу3.


2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно:

Вид – отдел – класс – порядок –род - семейство

(0-6 баллов)

Ответ:



3.Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий.

Ответ:


Ответ вписать вместо многоточия, самооценку(0-2 балла) в графу 3.



Задание Б.

Его можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей.

1.Выберите верный ответ:

Ученые объединяют организмы в группы на основе:

А) сходства организмов без учета родства;

Б) общности мест их обитания;

В) сходства организмов с учетом их родства;

Г) практического значения организмов.

Ответ:

(0-1 балл)

не забудьте о самооценке в графе 3.


2.Впишите ответы в кроссворд:

1. Наука о классификации организмов

2Шведский ученый – натуралист.

3. Страна-родина Карла Линнея.

4.Систематическая группа (или единица).

5.Основная единица системы растений.

6.Двойные названия растений.

(6 баллов)







.


6

5

4

3

2


2


1











3.Решите задачу:

Чайный сервиз, изготовленный в Китае по заказу одного крупного ученого украшало его любимое растение – линнея северная. Как фамилия ученого? Как он связан с этим растением?

(0-2 балла)

Ответ: Ученый -… …Он связан с этим растением тем, что …




























Само

оценка:







… баллов





… баллов.






… баллов














... баллов
























… баллов





баллов






5.Обобще-

ние знаний

Сделайте вывод ( вспомните проблемный вопрос в начале урока!)

- как, по- вашему мнению, можно объяснить слова ученого Карла Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос…»?


6.Подведе-

ниеитогов . Рефлексия

Подсчитайте сумму баллов, определите отметку, запишите в графу 3.


7-9 баллов – «3»

10-12 баллов- «4»

13-15 баллов -«5»

Вопросы для рефлексии.

Выскажите свое мнение, продолжив фразы:

1.Изучение данной темы важно для меня т. к …


2.Мои затруднения были в том, что…

3.Чтобы преодолеть мои затруднения, нужно …

4.Формы работы, выбранные учителем способствовали ( не способствовали ) успешному изучению новой темы…

Спасибо вам за работу!




Сумма баллов:

Отметка







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Систематика растений. Вид – основная единица систематики растений"

Автор: Игринёва Анна Константиновна

Дата: 03.01.2017

Номер свидетельства: 375057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Общая характеристика покрытосеменных растений. Классификация "
    ["seo_title"] => string(71) "obshchaia-kharaktieristika-pokrytosiemiennykh-rastienii-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "237474"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444319915"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Понятия о систематике растений. Многообразие растений. Вид – основная единица систематики растений. Разработка урока"
    ["seo_title"] => string(80) "poniatiia_o_sistiematikie_rastienii_mnoghoobraziie_rastienii_vid_osnovnaia_iedin"
    ["file_id"] => string(6) "375054"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483442712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства