Достижения современной биологии связаны с углублением в понимании уровней организации живого. Этому способствовало развитие сравнительных биологических методов исследования живых систем, а также использование других методов и подходов ( физико-химических и математических).
Б) Методы познания живой природы. Работа с учебником с.19-20
Рассматривание методов познания живого и их значения, а также приборов, используемых в биологических исследованиях.
Метод наблюдения (описательный метод)
Сравнительный метод
Исторический метод
Экспериментальный метод
Метод моделирования.
Данные методы позволяют сказать, что в процессе эволюции происходило постепенное усложнение организации живой природы.
По современным представлениям, жизнь как особая форма существования материи представлена несколькими уровнями организации ( рис.2 на с.17)
В) Самостоятельная работа по заполнению таблицы с последующим обсуждением.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ
Уровень организации
Биологическая система
Элементы, образующие систему
Значение уровня в органическом мире
1.Молекулярно-генетический
Ген (макромолекула)
Макромолекулы нуклеиновых кислот, белков, АТФ
Кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии
2.Клеточный
Клетка
Структурные части клетки и биологические молекулы
Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов, биосинтеза белка.
3.Тканевый
Ткань
Совокупность клеток и межклеточного вещества
Разные виды тканей у животных и растений отличаются строением и выполняют различные функции. Изучение этого уровня позволяет проследить эволюцию и индивидуальное развитие тканей
4.Органный
Орган
Клетки, ткани
Позволяет изучить строение, функции, механизм действия, происхождение, эволюцию и индивидуальное развитие органов растений и животных
5.Организменный
Организм (особь)
Клетки, ткани. Органы и системы органов с их уникальными жизненными функциями
Обеспечивает функционирование органов в жизнедеятельности организма, приспособительные изменения и поведение организмов в различных экологических условиях
6.Популяционно-видовой
Популяция
Совокупность особей одного вида
Осуществляет процесс видообразования
7.Биогеоценотический
Биогеоценоз
Исторически сложившаяся совокупность организмов разного ранга в сочетании с факторами окружающей среды
Круговорот веществ и энергии
8.Биосферный
биосфера
Все биогеоценозы
Здесь происходят все круговороты веществ и энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.
IV.Итог урока.
Домашнее задание:
Изучить параграф 1.3, вопросы на с.20,; с.21 – вопросы для обсуждения.
Подготовить сообщение «История изучения клетки с XVI по XX век”, « Создание клеточной теории и её положения»