kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уровни организации и методы познания живой природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка позволяет углубить понятие уровней организации живого. Знакомит с особенностямии разнообразием методов познания живого

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уровни организации и методы познания живой природы»

Биология 10 класс

Урок 3.

Тема урока: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Цель урока: углубить понимание уровней организации живого; познакомить с особенностями и разнообразием методов познания живого в современной биологии.

Оборудование : таблица «Уровни организации живой материи»


Ход урока

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

1).Фронтальный опрос. ( вопр. см на с.15 учебника)

1.Что такое жизнь. Попытайтесь дать свое определение.

2.Перечислите основные свойства живой материи. ( Выделяют следующие свойства живой материи:

- единство элементного химического состава;

- единство биохимического состава;

- единство структурной организации;

- дискретность и целостность

- обмен веществ и энергии

- способность к саморегуляции

- открытость;

- размножение;

- наследственность и изменчивость;

- рост и развитие;

- раздражимость и движение;

- ритмичность

3.Объясните, в чем, по вашему мнению, заключаются принципиальные различия обмена веществами в неживой природе и у живых организмов.

4. Дайте определение понятия «развитие» Какие формы развития вы знаете?

5. Что такое раздражимость? Каково значение избирательной реакции организмов для их приспособления к условиям существования?

6. В чем значение ритмичности процессов жизнедеятельности?

2) Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 1. Установите соответствие между группами и их представителями

ОБЪЕКТЫ ГРУППЫ

1.Клетка А. Живая природа

2. Молекула белка Б. Неживая природа

3.Корневище ландыша

4.Дизентерийная амёба

5.Сосулька льда

6. Кристалл NaCl

1

2

3

4

5

6








Задание 2. Соедините стрелками соответствующие друг другу элементы левого и правого столбика.

1.Дискретность и целостность

А. Приспособление организмов к периодически меняющимся условиям существования

2.Открытость

Б. Способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия

3.Ритмичность

В. Постоянный обмен веществами и энергией с окружающей средой

4.Раздражимость и движение

Г. Отдельные взаимодействующие части образуют единое целое


Задание 3.Выберите правильный ответ

1. Живыми являются:

1)кораллы в витрине зоологического музея;

2) вулканы, извергающие лаву;

3)дрожжи, добавленные в опару теста;

4) гейзеры на Камчатке.

2. Название какого термина написано без орфографической ошибки?

1)дескретность; 2)ассимиляция 3)филогенез 4) гомеастаз

Ответы:

Задание 1. 1-А, 2-Б, 3-А, 4-А, 5-Б, 6-Б

Задание 2. 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б

Задание3. 1-3, 2-3

Ключ: 12-11 правильных ответов –«5»

10-8 правильных ответов – «4»

7 – 5 правильных ответов – «3»

4 и менее – «2»

III. Сообщение темы и цели урока

IV.Изучение нового материала

  1. Методы познания живой природы

А) Слово учителя.

Достижения современной биологии связаны с углублением в понимании уровней организации живого. Этому способствовало развитие сравнительных биологических методов исследования живых систем, а также использование других методов и подходов ( физико-химических и математических).


Б) Методы познания живой природы. Работа с учебником с.19-20

Рассматривание методов познания живого и их значения, а также приборов, используемых в биологических исследованиях.

  • Метод наблюдения (описательный метод)

  • Сравнительный метод

  • Исторический метод

  • Экспериментальный метод

  • Метод моделирования.


Данные методы позволяют сказать, что в процессе эволюции происходило постепенное усложнение организации живой природы.

По современным представлениям, жизнь как особая форма существования материи представлена несколькими уровнями организации ( рис.2 на с.17)


В) Самостоятельная работа по заполнению таблицы с последующим обсуждением.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ

Уровень организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

Значение уровня в органическом мире

1.Молекулярно-генетический

Ген (макромолекула)

Макромолекулы нуклеиновых кислот, белков, АТФ

Кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии

2.Клеточный

Клетка

Структурные части клетки и биологические молекулы

Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов, биосинтеза белка.

3.Тканевый

Ткань

Совокупность клеток и межклеточного вещества

Разные виды тканей у животных и растений отличаются строением и выполняют различные функции. Изучение этого уровня позволяет проследить эволюцию и индивидуальное развитие тканей

4.Органный

Орган

Клетки, ткани

Позволяет изучить строение, функции, механизм действия, происхождение, эволюцию и индивидуальное развитие органов растений и животных

5.Организменный

Организм (особь)

Клетки, ткани. Органы и системы органов с их уникальными жизненными функциями

Обеспечивает функционирование органов в жизнедеятельности организма, приспособительные изменения и поведение организмов в различных экологических условиях

6.Популяционно-видовой

Популяция

Совокупность особей одного вида

Осуществляет процесс видообразования

7.Биогеоценотический

Биогеоценоз

Исторически сложившаяся совокупность организмов разного ранга в сочетании с факторами окружающей среды

Круговорот веществ и энергии

8.Биосферный

биосфера

Все биогеоценозы

Здесь происходят все круговороты веществ и энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.


IV.Итог урока.

Домашнее задание:

  1. Изучить параграф 1.3, вопросы на с.20,; с.21 – вопросы для обсуждения.

  2. Подготовить сообщение «История изучения клетки с XVI по XX век”, « Создание клеточной теории и её положения»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Уровни организации и методы познания живой природы

Автор: Смольнякова Ольга Ивановна

Дата: 24.09.2025

Номер свидетельства: 674700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по биологии для коррекц. классов "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-korriekts-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "108473"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403705604"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Планирование урока по биологии 9 класс "
    ["seo_title"] => string(40) "planirovaniie-uroka-po-biologhii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159702"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421937958"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по биологии для студентов СПО "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-studientov-spo"
    ["file_id"] => string(6) "166314"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422948191"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему: "МУЗЕЙ КАК КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-muziei-kak-krieativnoie-prostranstvo-kul-tury-v-doshkol-noi-organizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "273324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452184977"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Рабочая программа среднего (полного)  общего образования по биологии  10-11 класс расширенный базовый уровень (140 часов) "
    ["seo_title"] => string(132) "rabochaia-proghramma-sriedniegho-polnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-biologhii-10-11-klass-rasshiriennyi-bazovyi-urovien-140-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "125358"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414955026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства