kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 класс расширенный базовый уровень (140 часов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа среднего (полного)

 общего образования по биологии

10-11 класс

расширенный базовый уровень (140 часов)

                                                                                                                                

Пояснительная записка

Программа составлена на ос­нове федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, но содержание ряда тем её расширено, что позволяет осуществлять в рамках данной программы полноценную общебиологическую подготовку выпускников средней школы.  В программе конкретизируется содержание пред­метных тем образовательного стандарта, даётся рекомендуемая последовательность изуче­ния тем с учетом  внутрипредметных связей и логики учебного процесса.

Курс биологии на ступени среднего (полного) об­щего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой приро­де, ее отличительных признаках - уровневой ор­ганизации и эволюции, поэтому программа вклю­чает сведения об общих биологических законо­мерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В связи с этим на базовом уровне в про­грамме особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной ес­тественнонаучной картины мира. Основу структури­рования содержания курса биологии в старшей шко­ле на базовом уровне составляют ведущие идеи -  уровневая организация и эволюция живой природы. В соответст­вии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы». Содержание ряда тем программы, например, таких как «Обмен веществ и энергии в клетке», «Основные закономерности наследственности», «Макроэволюция» дополнено вопросами, имеющими большое значение в плане подготовки к ЕГЭ по биологии.

Программа предусматривает формирование у уча­щихся общеучебных умений и навыков, универ­сальных способов деятельности, предметных компе­тенций. Для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на расширенном базовом уровне приоритетными умениями яв­ляются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках, практическое применение знаний в стандартных, изменённых и новых ситуациях. В этих целях число лабораторных и практических работ, по сравнению с примерной программой для базового уровня, увеличено.

В программе дается примерное распределение учебного материала по разделам и темам. В каждой теме приведены основ­ные понятия, перечень лабораторных и практических работ, демонстраций, допускаю­щих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы.

В программе предусмотрен резерв свободного времени, которое учитель может использовать по своему усмотрению, в зависимости от конкретной ситуации (например, на итоговое повторение, на экскурсии, на увеличение часов для изучения какой-то темы, для проведения конференций).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 класс расширенный базовый уровень (140 часов) »

Программа среднего (полного)

общего образования по биологии

10-11 класс

расширенный базовый уровень (140 часов)

Пояснительная записка

Программа составлена на ос­нове федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, но содержание ряда тем её расширено, что позволяет осуществлять в рамках данной программы полноценную общебиологическую подготовку выпускников средней школы. В программе конкретизируется содержание пред­метных тем образовательного стандарта, даётся рекомендуемая последовательность изуче­ния тем с учетом внутрипредметных связей и логики учебного процесса.

Курс биологии на ступени среднего (полного) об­щего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой приро­де, ее отличительных признаках - уровневой ор­ганизации и эволюции, поэтому программа вклю­чает сведения об общих биологических законо­мерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В связи с этим на базовом уровне в про­грамме особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной ес­тественнонаучной картины мира. Основу структури­рования содержания курса биологии в старшей шко­ле на базовом уровне составляют ведущие идеи - уровневая организация и эволюция живой природы. В соответст­вии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы». Содержание ряда тем программы, например, таких как «Обмен веществ и энергии в клетке», «Основные закономерности наследственности», «Макроэволюция» дополнено вопросами, имеющими большое значение в плане подготовки к ЕГЭ по биологии.

Программа предусматривает формирование у уча­щихся общеучебных умений и навыков, универ­сальных способов деятельности, предметных компе­тенций. Для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на расширенном базовом уровне приоритетными умениями яв­ляются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках, практическое применение знаний в стандартных, изменённых и новых ситуациях. В этих целях число лабораторных и практических работ, по сравнению с примерной программой для базового уровня, увеличено.

В программе дается примерное распределение учебного материала по разделам и темам. В каждой теме приведены основ­ные понятия, перечень лабораторных и практических работ, демонстраций, допускаю­щих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы.

В программе предусмотрен резерв свободного времени, которое учитель может использовать по своему усмотрению, в зависимости от конкретной ситуации (например, на итоговое повторение, на экскурсии, на увеличение часов для изучения какой-то темы, для проведения конференций).



Тематический план



10 класс (70 часов)





Название темы

Кол-во часов

Раздел 1. Введение в биологию

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи

Всего



2



2



4

Раздел 2. Основы цитологии

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория

Тема 2.2. Химический состав клетки

Тема 2.3. Строение и функции эукариотических клеток

Тема 2.4. Строение и функции прокариотических клеток. Неклеточные формы жизни

Тема 2.5. Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Всего



2

10

9



3

8

32

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Жизненный цикл клетки

Тема 3.2. Размножение

Тема 3.3. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Всего





4

5

4

13

Раздел 4. Основы генетики

Тема 4.1. История развития генетики

Тема 4.2. Основные закономерности наследственности

Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости. Виды мутаций

Всего



1

9



4

14

Раздел 5. Генетика человека

Тема 5.1. Методы исследования генетики человека

Тема 5.2. Генетика и здоровье

Тема 5.3. Проблемы генетической безопасности

Всего



1

1

1

3

Резервное время

4

Итого

70



11 класс (70 часов)





Название темы

Кол-во часов

Раздел 6. Основы учения об эволюции

Тема 6.1. Развитие эволюционного учения

Тема 6.2. Вид, его критерии. Популяции

Тема 6.3. Борьба за существование и её формы

Тема 6.4. Естественный отбор и его формы

Тема 6.5. Видообразование

Тема 6.6. Макроэволюция

Всего



3

4

2

2

2

6

20

Раздел 7. Основы селекции и биотехнологии

Тема 7.1. Основные методы селекции

Тема 7.2. Современное состояние и перспективы биотехнологии

Всего



4

2



7

Раздел 8. Антропогенез

Тема 8.1. Положение человека в системе животного мира

Тема 8.2. Основные стадии антропогенеза

Тема 8.3. Движущие силы антропогенеза

Тема 8.4. Прародина человека

Тема 8.5. Расы и их происхождение

Всего



1

1

1

1

2

6

Раздел 9. Основы экологии

Тема 9.1. Понятие о биосфере. Среда обитания организмов и её факторы

Тема 9.2. Основные типы экологических взаимодействий

Тема 9.3. Экологические сообщества

Тема 9.4. Влияние загрязнений на живые организмы

Всего



4



5

7

2

20

Раздел 10. Эволюция биосферы и человек

Тема 10.1. Гипотезы о происхождении жизни

Тема 10.2. Основные этапы развития жизни на Земле

Тема 10.3. Эволюция биосферы

Всего



2

4

3

9

Резервное время

8

Итого

70





Содержание программы


10 класс (70 часов)


РАЗДЕЛ 1


Введение в биологию (4 ч.)


Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 ч.)

Объект изучения биологии - живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.


Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (2 ч.)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни ор­ганизации живой материи. Биологические систе­мы. Методы познания живой природы.


  • Демонстрация портретов ученых, схем: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических на­ук», «Биологические системы», «Уровни организа­ции живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы ».


РАЗДЕЛ 2.

Основы цитологии (32 ч.)


Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (2 ч.)

Предмет, задачи и методы исследования совре­менной цитологии. Значение цитологических ис­следований для других биологических наук, меди­цины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биоло­гии. :Клетка как единица развития, структурная и функциональная.единица живого.

Тема 2.2. Химический состав клетки (10 ч.)

Химический состав клетки. Вода и другие неор­ганические вещества, их роль в жизнедеятельнос­ти клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в ре­гуляции процессов жизнедеятельности.

Тема 2.3. Строение и функции эукариотических клеток. Основные растительные и животные ткани (9 ч.)

Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Особенности.строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

Ткани. Разнообразие растительных и животных тканей. Взаимосвязь химического состава и строения клеток тканей с их основными функциями.


Тема 2.4. Строение и функции прокариотических клеток. Неклеточные формы жизни ( 3 ч.)

Строение прокариотической клетки. Вирусы и бактерцофаги. Вирус СПИДа.


Тема 2.5. Обмен веществ и превращения энергии в клетке (8 ч.)

Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличи­тельные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Об­разование иРНК по матрице ДНК. Регуляция био­синтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов пре­вращения веществ и энергии в клетке.

  • Демонстрация микропрепаратов клеток расте­ний и животных; моделей клетки; опытов, иллюст­рирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схем путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка», схем, таблиц, фрагментов видео­фильмов и компьютерных программ: «Элементар­ный состав клетки», «Строение молекул воды, уг­леводов, липидов», «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Редупликация моле­кулы ДНК», «Строение молекул РНК», «Строение клетки» , «Строение плазматической мембраны», «Строение ядра», «Хромосомы», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Об­мен

веществ и превращения энергии в клетке», «Энергетический обмен», «Биосинтез белка», «Хе­мосинтез», «Фотосинтез», «Характеристика гена».

  • Лабораторные и практические работы

Опыты по определению каталитической актив­ности ферментов.

Изучение по готовым микропрепаратам строения эукариотических клеток (растительной, животной, грибной).

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клет­ках эпидермиса лука.

Сравнение строения клеток растений, живот­ных, грибов и бактерий.

Взаимосвязь строения и функций растительных тканей.

Взаимосвязь строения и функций животных тканей.


РАЗДЕЛ 3


Размножение и индивидуальное развитие организмов (13 ч.)



Тема 3.1. Жизненный цикл клетки (4 ч.)

Самовоспроизведение - всеобщее свойство жи­вого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и био­логическое значение. Мейоз, его биологическое значение.

Тема 3.2. Размножение (5ч.)

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Сперматоге­нез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности опло­дотворения у цветковых растений. Место и роль митоза и мейоза в жизненном цикле растений. Биологическое значение оплодотворения.



Тема 3.3. Индивидуальное развитие организма (4 ч.)

Понятие индивидуального развития (онтогене­за) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез жи­вотных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размноже­нии.


  • Демонстрация таблиц, cxeмt фрагментов видео­фильмов и компьютерных программ, иллюстри­рующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития, сходство зародышей позвоноч­ных животныхt процессов митоза и мейоза.

  • Лабораторные и практические работы

Сравнение процессов митоза и мейоза. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.


РАЗДЕЛ 4


Основы генетики (14)


Тема 4.1. История развития генетики (1 ч.)

История развития генетики.

Тема 4.2. Основные закономерности наследственности (9 ч.)

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менде­лем. Гибридологический метод изучения наследст­венности. Моногибридное скрещивание. Закон до­минирования. Закон расщепления. Полное и не­полное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные ал­лели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимо­го комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологи­ческие основы генетических законов наследова­ния.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и ге­терогаметный пол. Наследование признаков, сцеп­ленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование при­знаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцеп­ление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, не­полное доминирование, кодоминирование и сверх­доминирование) и неаллельных (комплементар­ность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. .


Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости. Виды мутаций (4 ч.)

Основные формы изменчивости. Генотипиче­екая изменчивость. Мутации. Генные, хромосом­ные и геномные мутации. Соматические и генера­тивные мутации. Полулетальные и летальные му­тации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эво­люционное значение комбинативной изменчивос­ти. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, из­менчивость. Роль условий внешней среды в разви­тии и проявлении признаков и свойств. Статисти­ческие закономерности модификационной измен­чивости. Управление доминированием.

  • Демонстрация моделей-аппликаций, таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих законы наследствен­ности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на измен­чивость организмов; гербарных материалов, кол­лекций, муляжей гибридных, полиплоидных рас­тений.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение модификационной изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой.

Изуче­ние фенотипов растений.

Решение генетических задач.

РАЗДЕЛ 5

Генетика человека (3 ч.)



Тема 5.1. Методы исследования генетики человека (1 ч.)

Методы изучения наследственности человека.

Тема 5.2. Генетика и здоровье (1 ч.)

Генетическое разнообразие человека. Генетиче­ские данные о происхождении человека и челове­ческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влия­ние среды на генетическое здоровье человека. Гене­тические болезни. Генотип и здоровье человека. Ге­нофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования.


Тема 5.3. Проблемы генетической безопасности (1 ч.)

Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое кон­сультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

  • Демонстрация таблиц, схем, фрагментов видео­фильмов и компьютерных программ, иллюстри­рующих хромосомные аномалии человека и их фе­нотипические проявления.

Резерв времени - 4 ч.




11 класс (70 часов)

РАЗДЕЛ 6

Основы учения об эволюции (20 ч.)

Тема 6.1. Развитие эволюционного учения (3 ч.)

Основные этапы развития эволюционных идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Тема 6.2. Вид, его критерии. Популяции (4 ч.)

Вид. Критерии вида. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная еди­ница. Факторы эволюции и их характеристика.

Тема 6.3. Борьба за существование и её формы (2 ч.)

Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за сущест­вование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора.



Тема 6.4. Естественный отбор и его формы (3ч.)

Естественный отбор - движущая и направляю­щая сила эволюции. Предпосылки действия есте­ственного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основ­ные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как ре­зультат действия естественного отбора.



Тема 6.5. Видообразование (2ч.)

Видообразование. Роль изоляции в видообразовании. Географическое и экологическое видообразование.



Тема 6.6. Макроэволюция (6 ч.)

Понятие о макроэволюции. Соотношение мик­ро- и макроэволюции. Макроэволюция и филоге­нез.

Главные направления эволюционного процесса. Основные ароморфозы в эволюции астений и животных. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической де­ятельности человека.

  • Демонстрация живых растений и животных, гер­барных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних жи­вотных; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; таблиц, схем, фрагментов видеофиль­мов и компьютерных программ, иллюстрирующих результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования, а также иллюстрирующих процессы видообразования и со­отношение путей прогрессивной биологической эволюции.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к сре­де обитания.

Наблюдение и описание особей вида по морфоло­гическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений у организмов к сре­де обитания.

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у расте­ний и животных.

РАЗДЕЛ 7

Основы селекции и биотехнологии (7 ч.)



Тема 7.1. Основные методы селекции (4 ч.)

Задачи и методы селекции. Генетика как науч­ная основа селекции организмов. Исходный мате­риал для селекции. Поро­да, сорт, штамм. Методы селекции растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полипло­идия в селекции растений. Достижения современ­ной селекции. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышлен­ности.

Тема 7.2. Современное состояние и перспективы биотехнологии (2 ч.)

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объ­екты биотехнологии. Микробиологическое производство пище­вых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии. Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.

  • Демонстрация живых растений, гербарных эк­земпляров, муляжей, портретов известных селек­ционеров, таблиц, фотографий, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллю­стрирующих результаты селекционной работы, ме­тоды получения новых сортов растений и пород животных, функционирования микробиологиче­ского производства, продуктов микробиологиче­ского синтеза.

РАЗДЕЛ 8

Антропогенез (6 ч.)

Тема 8.1. Положение человека в системе животного мира (1 ч.)

Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от живот­ных.

Тема 8.2. Основные стадии антропогенеза (1 ч.)

Основ­ные этапы эволюции человека.



Тема 8.3. Движущие силы антропогенеза (1 ч.)

Движущие силы антропогенеза. Биологиче­ские и социальные факторы антропогенеза.



Тема 8.4. Прародина человека (1 ч.)

Прародина челове­чества.



Тема 8.5. Расы и их происхождение (2 ч.)

Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Ното sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материаль­ной и духовной культуры, преобразование приро­ды, факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

  • Демонстрация моделей скелетов человека и по­звоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры; таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компью­терных программ, иллюстрирующих основные эта­пы эволюции человека.

  • Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхож­дения человека. Анализ и оценка различных гипотез формирова­ния человеческих рас.

РАЗДЕЛ 9

Основы экологии (29 часов)

Тема 9.1. Понятие о биосфере. Среда обитания организмов и её факторы (4 ч.)

Биосфера. Среды обитания. Экологи­ческие факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума. Местообитание. Эколо­гическая ниша.

Тема 9.2. Основные типы экологических взаимодействий (5 ч.)

Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Прото­кооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимо­действия.

Тема 9.3. Экологические сообщества (7 ч.)

Демографические показатели популя­ции: обилие, плотность, рождаемость, смертность. Возрастная структура. Динамика популяции. Био­ценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Искус­ственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Проду­центы. Консументы. Редуценты. Детрит. Кругово­рот веществ в экосистеме. Биогенные элементы. Экологические пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Сукцессия.



Тема 9.4. Влияние загрязнений на живые организмы (2 ч.)

Природные ресурсы. Влияние загрязнений на живые организмы. Экологиче­ское сознание.

  • Демонстрации таблиц, фотографий, схем, фраг­ментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих среды обитания, экологические факторы, типы экологических взаимодействий, характеристики популяций и сообществ, экологи­ческие сукцессии.

  • Лабораторные и практические работы

Наблюдение и выявление приспособлений у ор­ганизмов к влиянию различных экологических факторов.

Выявление абиотических и биотических компо­нентов экосистем (на отдельных примерах).

Выявление антропогенных изменений в экосис­темах своей местности.

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).

Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

Описание агроэкосистем своей местности (видо­вая и пространственная структура, сезонные изме­нения, наличие антропогенных изменений).

Исследование изменений в экосистемах на био­логических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

РАЗДЕЛ 10

Эволюция биосферы и человек (9 ч.)



Тема 10.1. Гипотезы о происхождении жизни (2 ч.)

Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

Тема 10.2. Основные этапы развития жизни на Земле (4 ч.)

Орга­нический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Ос­новные направления эволюции различных групп растений и животных.



Тема 10.3. Эволюция биосферы (3 ч.)

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные про­граммы оздоровления природной среды.

  • Демонстрация окаменелостей, отпечатков расте­ний и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов; таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превраще­ния энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппли­кации « Биосфера и человек »; карт заповедников нашей страны.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка глобальных антропогенных из­менений в биосфере.

Анализ и оценка различных гипотез возникно­вения жизни на Земле.

Экскурсия

История развития жизни на Земле (краеведче­ский музей, геологическое обнажение).

Резерв времени - 8 часов.

Требования к уровню подготовки выпускников

в результате изучения биологии на расширенном базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследст­венности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вер­надского о биосфере); сущность законов (Г. Менде­ля; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); зако­номерностей (изменчивости; сцепленного наследо­вания; наследования, сцепленного с полом; взаи­модействия генов и их цитологических основ); пра­вил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

строение биологических объектов: клетки (хи­мический состав и строение); генов, хромосом, жен­ских и мужских гамет, клеток прокариот и эукари­от; вирусов; одноклеточных и многоклеточных ор­ганизмов; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов и явлении: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический об­мен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, разви­тие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветко­вых растений и позвоночных животных, индиви­дуальное развитие организма (онтогенез), взаимо­действие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географи­ческое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд по­пуляции, формирование приспособленности к сре­де обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция био­сферы;

современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • ·объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного ми­ровоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических ве­ществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи ор­ганизмов и окружающей среды; причины эволю­ции видов, человека, биосферы, единства человече­ских рас, наследственных и ненаследственных из­менений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуля­ции, саморазвития и смены экосистем, необходи­мости сохранения многообразия видов;


  • устанавливать взаимосвязи строения и функ­ций молекул в клетке; строения и функций органо­идов клетки; пластического и энергетического об­мена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;


  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей пере­носа веществ и энергии в экосистемах (цепи пита­ния, пищевые сети);


  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;


  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у расте­ний и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биоти­ческие компоненты экосистем, взаимосвязи орга­низмов в экосистеме, источники мутагенов в окру­жающей среде (косвенно), антропогенные измене­ния в экосистемах своего региона;


  • исследовать биологические системы на биоло­гических моделях (аквариум);


  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосисте­мы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоноч­ных животных; внешнее и внутреннее оплодотворе­ние; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эво­люции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипо­тезы сущности жизни, происхождения жизни и че­ловека, человеческих рас, глобальные антропоген­ные изменения в биосфере, этические аспекты сов­ременных исследований в биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск био­логической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популяр­ных изданиях, компьютерных базах, Интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследова­ниях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жиз­ни для:

• грамотного оформления результатов биологи­ческих исследований;

• обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распрост­ранения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привы­чек (курение, алкоголизм, наркомания);

• оказания первой помощи при простудных и дру­гих заболеваниях, отравлении пищевыми продук­тами;

• определения собственной позиции по отноше­нию к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

• оценки этических аспектов некоторых исследо­ваний в области биотехнологии (клонирование, ис­кусственное оплодотворение).






















Тематическое планирование по биологии .

10 класс.

Базовый уровень .34 часа.


Планирование составлено в соответствии с программой для базового уровня и содержанием учебника Каменского А.А., Криксунова Е.А.,Пасечника В.В.

Общая биология .10-11 кл. М.:Дрофа , 2006 .


п/п

Тема урока

Дом. задание

Дата

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (5 ч.)


1.

Краткая история развития биологии.

П.1.(с.3-5)



2

Методы исследования в биологии.

п.2.



3

Сущность , свойства и структура живого .

П.3



4

Уровни организации живой материи.

П.4



5

Обобщающий . Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы.

1-4



Раздел 1 . ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ (15Ч.)


6.

Методы цитологии. Клеточная теория.

П.5



7

Особенности химического состава клетки.

П.6



8

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.

П.7



9

Минеральные вещества и их роль в клетке.

П.8



10

Углеводы , их функции в клетке .

П.9



11

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

П.10



12-13

Строение и функции белков .

П.11



14

Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности клетки .

П.12



15

АТФ и другие органические вещества.

П.13



16

Зачетно-обобщающий урок на тему «Химическая организация клетки»

П.5-13



17

Строение эукариотической клетки :клеточная мембрана .Ядро .

П.14-15



18

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

П.16



19

Строение клетки . Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

П.16



20

Строение клетки Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

П.17



21

Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

П.18



22

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

П.19



23

Неклеточные формы жизни .Вирусы и бактериофаги.

П.20



24

Зачетно-обобщающий урок «Клетка – структурная единица живого».

П.14-20



25

Обмен веществ и энергии в клетке.

П.21



26

Энергетический обмен .

П.22



27

Питание клетки .

П.23



28

Пластический обмен. Фотосинтез.

П.24



29

Хемосинтез

П.25



30-31

Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.

П.26



32

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

П.27



33

Зачетно-обобщающий на тему «Обмен веществ и энергии в клетке»

П.21-27



Раздел 2 . РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (11Ч.)

34

Жизненный цикл клетки .

П.28



35

Митоз. Амитоз.

П.28-29



36

Мейоз.

П.30



37

Формы размножения организмов .Бесполое размножение .

П.31



38

Формы размножения организмов. Половое размножение.

П.32



39

Развитие половых клеток .

П.33



40

Оплодотворение .

П.34



41

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

П.35



42

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

П.36



43

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

П.37



44

Зачетно-обобщающий на тему «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

П.28-37



Раздел 3 . ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ (16Ч.)

45

История развития генетики Гибридологический метод .

П.38



46

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

П.39



47

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

П.40



48

Дигибридное скрещивание . Закон независимого наследования признаков .

П.41



49-50

Решение задач.




51

Хромосомная теория наследственности . Хромосомные карты .

П.42



52

Взаимодействие неаллельных генов.

П.43



53

Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.

П.44



54

Генетическое определение пола .

П.45



55-56

Решение задач.




57

Изменчивость.

П.46



58

Виды мутаций.

П.47



59

Причины мутаций .Соматические и генеративные мутации.

П.48



60

Зачетно-обобщающий урок на тему «Основы генетики».

П.38-48



Раздел 4. Генетика человека (4Ч.)

61

Методы исследования генетики человека.

П.49



62

Генетика и здоровье.

П.50



63

Проблемы генетической безопасности.

П.51



64

Общебиологические закономерности , изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы.




Резервное время (4 часа).



















Тематическое планирование по биологии

11 класс

Планирование составлено в соответствии с программой для базового уровня и содержанием учебника Каменского А.А., Криксунова Е.А. , Пасечника В.В.

Общая биология 10-11 класс М.: Дрофа, 2006


№ п/п

Тема

Дата

план

факт

Основы учения об эволюции(19ч)


Основные этапы развития эволюционных идей. Система органической природы К. Линнея.



Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.



Эволюционное учение Ч.Дарвина.



Вид. Критерии вида.



Популяции.



Генетический состав популяций.



Изменения генофонда популяций.



Борьба за существование.



Формы борьбы за существование.



Естественный отбор.



Формы естественного отбора.



Изолирующие механизмы.



Видообразование.



Макроэволюция, ее доказательства.



Система растений и животных – отражение эволюции.



16-17

Главные направления эволюции органического мира.



18-19

Зачетно - обобщающий «Основы учения об эволюции»



Основы селекции и биотехнологии (7ч)


20

Основные методы селекции и биотехнологии.



21-22

Методы селекции растений.



23

Методы селекции животных.



24

Селекция микроорганизмов.



25

Современное состояние и перспективы биотехнологии.



26

Зачетно-обобщающий «Основы селекции и биотехнологии»



Антропогенез (6 ч)


27

Положение человека в системе животного мира.



28-29

Основные стадии антропогенеза.



30

Движущие силы антропогенеза.



31

Прародина человека.



32

Расы и их происхождение.



33

Зачетно- обобщающий «Антропогенез»



Основы экологии(22ч)


34

Что изучает экология.



35-36

Среда обитания организмов и ее факторы.



37

Местообитание и экологические ниши.



38-39

Типы экологических взаимодействий.



40

Внутривидовая конкуренция.



41

Межвидовая конкуренция.



42

Экологическая характеристика популяций.



43

Динамика популяций.



44-45

Экологические сообщества.



46

Структура сообщества.



47

Взаимосвязь организмов в сообществах.



48

Пищевые цепи.



49

Экологические пирамиды.



50

Экологическая сукцессия.



51

Влияние загрязнений на живые организмы.



52

Основы рационального природопользования.



53

Решение экологических задач.



54-55

Зачетно- обобщающий «Основы экологии»



Эволюция биосферы и человек (8 ч).


56

Гипотезы о происхождении жизни



57

Современные представления о происхождении жизни.



58-59

Основные этапы развития жизни на земле.



60

Эволюция биосферы.



61

Антропогенное воздействие человека на биосферу.



62

Зачетно-обобщающий урок «Эволюция биосферы и человек».



63

Научное и практическое значение общей биологии.



64-65

Итоговая контрольная работа



66-68

Резервное время






Литература

Основная литература :

Каменснкий А. А., Кринксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для обще­образовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная и научно-популярная литература :

  1. Айла Ф. и др. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  1. Воробьев Ф. И. Эволюционное учение: вчера, сегод­ня ... М.: Просвещение, 1995.

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.:Мир, 1990.

  1. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

  2. Каменснкий А. А., Криксунов Е. А., Пасечник: В. В.

Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. М.: Дрофа, 2008.

  1. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  2. Кринксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учрежде­ний. М.: Дрофа, 2008.

  3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  4. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни.

М.: Просвещение, 1995.

  1. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Борзенкова Валентина Анатольевна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125358

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа курса "Природопользование" 11 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-kursa-prirodopol-zovaniie-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "209340"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431096760"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства